НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Шах и мат

Шах и мат

CHECKMATE ОТ КОМПАНИИ «СУХОЙ». ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Автор: Влад ШЛЕПЧЕНКО
21.08.2021

Россия в очередной раз произвела фурор на мировом рынке вооружений: на авиасалоне МАКС-2021, прошедшем в конце июля, наша страна представила легкий тактический истребитель от компании «Сухой». Самолет получил название Checkmate, то есть «Шах и мат». Производители рассказали о его выдающихся характеристиках, а эксперты отметили, что Checkmate явно создавался с прицелом на борьбу – по крайней мере, в коммерческом плане – с самым передовым американским истребителем-бомбардировщиком, F-35 Lightning II.

Скупые комментарии официальных лиц позволяют предположить, что потенциального «убийцу» американской «Молнии» заказала некая иностранная держава. Но сможет ли наша страна оправдать ожидания, которые так старательно и, надо признать, не бесталанно раздувают маркетологи «Ростеха»? Вопрос интересный и далеко не однозначный.

ГЛАВНЫЙ НЬЮСМЕЙКЕР АВИАФОРУМА

Нельзя не признать, что презентация Checkmate прошла феерически. Легкий истребитель, которому только предстоит подняться в воздух в 2023 году, затмил и уже готовый гражданский лайнер МС-21, и беспилотные вертолеты, и множество другой техники, представленной на МАКСе. Всю последующую неделю «шахматное изделие» обсуждали не только российские и американские СМИ, что было ожидаемо, но и индийские, китайские, вьетнамские издания.

Что же известно на данный момент о новом легком тактическом истребителе? Во-первых – то, что самолет разрабатывался в инициативном порядке. Иными словами – делался на средства производителя, а не налогоплательщиков. За это и компании «Сухой», и Госкорпорации «Ростех» можно и нужно сказать спасибо. Это первый российский истребитель, конструкция которого обсчитывалась с помощью суперкомпьютера и проверялась методами компьютерного моделирования. Такой подход ускорил и удешевил разработку изделия, позволив производителям отказаться от значительной части дорогостоящих натурных испытаний.

Кроме того, Checkmate – истребитель с открытой архитектурой: он изначально создавался для того, чтобы заказчики могли менять его начинку в соответствии со своими задачами и приоритетами. Радиолокационное оборудование, прицельные комплексы, связь, системы управления оружием могут быть как российского, так и импортного производства. Фактически, конструкторы «Сухого» создали самолет-лего, с почти бесконечным потенциалом модернизации. С одной стороны, это должно обеспечить машине очень долгую службу: ведь устаревающие системы можно будет легко менять; с другой – дает самолету завидные возможности адаптации к самым экзотическим требованиям заказчиков. Это же делает Checkmate настоящим универсальным солдатом воздушной войны: истребитель способен вести бой с вражескими самолетами, а зачистив небо, переключаться на уничтожение наземных целей.

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПО ДОСТУПНОЙ ЦЕНЕ

По заявлениям официальных лиц, Checkmate – полноценный представитель истребителей пятого поколения. Планер выполнен с учетом требований по обеспечению малозаметности; он получил радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и может летать на сверхзвуковой скорости, не выводя двигатель на режим форсажа, что существенно снижает заметность его теплового следа. Самолет также снабжен продвинутой системой управления, позволяющей использовать его даже в беспилотном режиме.

При этом тактико-технические характеристики машины заявлены прямо таки выдающиеся: максимальная скорость – две скорости звука, дальность – 2800 км, а масса полезной нагрузки – 7,4 т, что сопоставимо с тяжелыми истребителями-бомбардировщиками. Для военных самолетов 60–70-х годов прошлого века двухмаховые скорости не были чем-то удивительным, но для истребителей пятого поколения, целиком и полностью заточенных под невидимость – это весьма хороший показатель. Дальность почти в 3000 км и без малого 7,5 т бомб и ракет и вовсе выглядят ультимативным преимуществом в сравнении с иностранными одноклассниками.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал, что для заказчиков Checkmate будут стоить по $25–30 млн за штуку. Это довольно небольшая сумма: для сравнения, американцы сейчас продают основательно модернизированный истребитель четвертого поколения F-16D Block 52 по $34 млн за машину; российский представитель этого же поколения Су-30 обходится иностранным покупателям примерно в $83 млн, а российские ВКС платят за этот же самолет по $50 млн. Стоимость же Су-57, пока их еще собирались продавать на экспорт, ориентировочно называлась в пределах $100 млн за штуку. Так что Checkmate – машина действительно бюджетная.

При этом разработчики не скрывают, что добиться такого соотношения расчетной цены и качества удалось, прежде всего, потому, что самолет делался с прицелом на продажу. «Идея родилась от экономики. На наш взгляд, на рынке сейчас очень много однодвигательных самолетов... Но нет однодвигательного самолета пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолетов», – пояснил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

Не в последнюю очередь невысокая цена нового истребителя связана с тем, что при его создании широко использовались наработки, сделанные при проектировании Су-57. Checkmate даже визуально похож на старшего брата. Но у него есть важное отличие: один двигатель. И это очень важная черта, на которой стоит остановиться поподробнее.

30 ЛЕТ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

В годы холодной войны и СССР, и Соединенные Штаты осознали необходимость иметь в составе авиапарков ВВС два типа истребителей: тяжелые, для завоевания господства в воздухе, и легкие, с минимальными расходами выполняющие рутинные задачи, для которых возможности «больших братьев» явно избыточны.

Отличие между ними как раз и проходило по числу двигателей. Классический пример таких пар – американские истребители четвертого поколения F-15 и F-16, и пятого поколения – F-22 и F-35.

Понятно, что в жизни ситуация, как правило, была сложнее этой схемы. В ВВС обеих сторон перманентно сменялись поколения истребителей; время от времени создавались машины, заточенные под специфические задачи, вроде советских высотных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31 или американских флотских F-18. Но в целом концепция однодвигательного дешевого истребителя получила широкое признание; в рамках нее создавались шведский Saab JAS 39 Gripen, американский F-35 Lightning II и китайские клоны МиГ-21.

Причина успеха однодвигательных истребителей – экономическая: в сравнении с тяжелыми собратьями такие машины требуют вдвое меньшего объема регламентных работ, расходников и запасных частей, инструментов, принадлежностей (ЗИП). Но расплата за экономию – меньшая живучесть в боевых условиях. Двухдвигательный самолет имеет шансы вернуться на базу, даже получив ракету в сопло; однодвигательные машины такой возможностью похвалиться не могут. Но пока войны нет, легкие истребители – настоящая палочка-выручалочка ВВС. Впрочем, и на войне у них есть свои преимущества: например, они могут взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы, прямые участки автомобильных трасс и даже на грунтовые аэродромы.

СССР отошел от этой концепции в конце 70-х годов прошлого века, когда ОКБ Микояна подняло в воздух двухдвигательный истребитель, созданный по программе ЛПФИ (легкого перспективного фронтового истребителя) – будущий МиГ-29. Самолет получился исключительно прорывным: маневренным, быстрым и живучим. В отличие от предшественников – исключительно удачного МиГ-21 и спорного МиГ-23, и заокеанского вероятного противника F-16 – новое детище микояновцев имело два двигателя, которые при небольшой массе и размерах давали самолету огромную тяговооруженность и все связанные с этим преимущества. В чисто военном плане машина была очень удачной. А вот в коммерческом, все было не так однозначно.

Нельзя сказать, что МиГ-29 совсем не вписался в рынок: в разное время крупные партии этих машин купили Индия, Египет, Малайзия и Мьянма, отдельные самолеты приобрели Эритрея и Перу. Но ниша однодвигательных истребителей с российской стороны оказалась пуста. Отечественной оборонке было нечего предложить в альтернативу тем же F-16. А, как известно, свято место пусто не бывает. Уже с конца 80-х годов прошлого столетия нишу плотно заняли китайцы, предлагавшие покупателям легкий истребитель J-7, который был ничем иным, как очень дешевым клоном советского МиГ-21. В 90-е годы прошлого века китайский концерн Chengdu Aircraft Industry Group при финансовом участии Пакистана и техподдержке американской авиастроительной корпорации Grumman глубоко модернизировали этот самолет, создав вполне современный истребитель JF-17 Thunder. Никакими выдающимися способностями он похвастать не мог, но по общему уровню функциональности вплотную приблизился к последним модификациям F-16, и при этом имел существенно меньшую стоимость. Настоящая рабочая лошадка для ВВС небогатых стран.

 Снимок_14_19.JPG

СУ-57. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Истребитель использовался в ВВС Пакистана, где успешно применялся против советских МиГ-21 в 2019 году. Закупили его и Нигерия, и Мьянма (Бирма). Случай особенно показателен: бывшая Бирма старательно избегает любой зависимости от соседнего Китая, предпочитая, где только можно, сотрудничать с Россией. К 2015 году это небольшое государство уже имело парк из 25-30 МиГ-29 и собиралось купить очередную партию. Но передумало: слишком уж заманчивым вариантом оказался JF-17. Интерес к закупке Thunder проявили также Алжир, Аргентина, Бангладеш, Египет, Иран, Леван, Малайзия, Марокко и Шри-Ланка. Нетрудно заметить, что почти половина из этих стран – наши клиенты.

Презентация Checkmate показывает, что у российских оборонщиков, наконец, дошли руки закрыть эту брешь. При этом еще в 70-е годы прошлого века КБ «Сухого» создало тяжелый Су-27 – вторую часть нашего ответа на американский тандем F-15/F-16. Микояновцы же, судя по последним заявлениям, и дальше не намерены выходить из зоны комфорта, и хотят теперь создать свой самолет пятого поколения, тоже двухдвигательный. Возможно, все дело в том, что стелс-технологии Су-57 оказались столь хороши, что коллеги из соседней корпорации просто не заметили этой машины.

КТО ЗАКАЗАЛ АМЕРИКАНЦА?

Однодвигательный, малозаметный, способный к воздушным боям и нанесению ударов по наземным целям Checkmate не просто лезет в нишу F-35, а натурально перекрывает американцу кислород. Первоначально с учетом НИОКРа стоимость одной «Молнии» выходила в районе $150 млн; продавать их на экспорт американцы стали по $100 млн, а к 2020 году их стоимость снизилась до $77 млн. Если сопоставимые по функционалу российские машины пойдут на рынок по цене в $30 млн, американцы смогут удержать клиентуру лишь с помощью очень жестких санкций. Одновременно Checkmate перекрывает перспективы продаж для JF-17 Thunder, модернизированных F-16, «Миражей» и прочего летающего суррогата родом из прошлого века.

 Снимок_14_20.JPG

ИСТРЕБИТЕЛЬ JF-17 THUNDER.ФОТО: MINVAL.AZ

В первый день презентации Checkmate бывший заместитель министра обороны, а ныне вице-премьер по вопросам гособоронзаказа Юрий Борисов заявил, что у «Ростеха» уже есть «якорный заказчик» на эту машину. Он не стал уточнять, о какой стране идет речь, но ответ на этот вопрос буквально лежит на поверхности. Индия с 2007 года участвовала в программе разработки перспективных авиационных комплексов фронтовой авиации (ПАК ФА), в рамках которой создавался Су-57. На разработку российского истребителя индийцы потратили около $6 млрд, покрыв тем самым порядка 35% расходов на НИОКР и испытания. Однако в апреле 2018 года Нью-Дели вышел из программы. Претензии индийских военных касались в первую очередь недостаточных, по их мнению, параметров малозаметности и двигателей АЛ-41Ф1, которые хорошо показали себя на Су-35, но не обеспечивают Су-57 сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме.

Тогда же индийское руководство решило повысить боеспособность своих ВВС, купив 126 готовых многофункциональных истребителей. Вот только реализация программы получилась несколько странной. Правительство Нарендры Моди объявило победителем тендера французскую компанию Dassault Aviation, предложившую истребители четвертого поколения Rafale (к слову, тоже однодвигательные). Вскоре выяснилось, что стоимость одного французского истребителя составляет фантастические 208 млн евро. В результате 60 тыс. крор рупий (7,5 млрд евро), отпущенных на закупку более чем сотни истребителей, хватило только на 36 Rafale. Оппозиция обвинила премьера в коррупции и подрыве обороноспособности страны, а в 2019 году индийским ВВС пришлось драться с пакистанскими F-16 и JF-17 на модернизированных, но, тем не менее, морально устаревших МиГ- 21. После этого опыта командование ВВС потребовало срочно докупить 12 истребителей Су-30МКИ и 21 МиГ-29, а также провести модернизацию уже имевшихся на вооружении «МиГов» до уровня МиГ-29UPG.

И вот российская оборонка выводит на рынок самолет, соединивший в себе все, что может быть дорого сердцу кшатриев из ВВС: оплаченные индийскими налогоплательщиками технологии Су-57, передовой дизайн, однодвигательную компоновку, мультифункциональность и очень гуманный ценник. Так что шахматные аллюзии и англоязычное наименование – отнюдь не придурь военных маркетологов, а очень прозрачный намек на то, для кого создавался самолет.

РОССИЯ ПРОИЗВОДИТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Есть, однако, одно «но». Чтобы продавать самолеты, нужно их производить. Мысль тривиальная, но, как показывает практика, Россия с этим имеет определенные проблемы.

Больше 20 лет страна мялась и не могла принять на вооружение БМПТ «Терминатор», что фактически поставило крест на экспортном потенциале машины. Несколько лет назад из каждого утюга гремели торжественные обещания начать производство тысяч «Армат», «Тайфунов» и «Курганцев»; на деле же были выпущены крошечные установочные партии, на чем дело и встало. Про ситуацию с много раз обещанными и переобещанными ударными беспилотниками лучше и не вспоминать.

Показательно обстоит дело и с истребителями пятого поколения. К настоящему времени американцы выпустили 665 F-35. В 2019 году с конвейера сошли 134 самолета, в 2020 году – еще 140. На 2021 и 2022 годы запланировано производство по 165 машин. При этом 231 самолет купили ВВС США, 106 – Корпус морской пехоты, еще 30 – американский флот. Совокупно военные США приобрели 367 «Молний». Еще 166 купили союзники, а 180 находятся в портфеле заказов.

Что же российские Су-57? В декабре 2019 года первый серийный самолет разбился на Дальнем Востоке. Это был первый «57-й», который планировалось передать военным. В декабре 2020 года министр обороны Сергей Шойгу пообещал, что до конца 2024 года ВКС получат 22 истребителя этого типа. Тогда же стало известно об отправке в войска первой машины. По последним данным, до конца текущего года российские военные должны получить два Су-57. Если смотреть чисто на факты, соотношение по этим самолетам в РФ и США сейчас 1:367. Можно сколько угодно рассуждать о том, что F-35 – плохой и никуда не годный самолет, но у него есть одно важное преимущество: он производится сотнями экземпляров.

Что касается Checkmate, то на МАКСе был показан не готовый истребитель и даже не летающий прототип, а макет. Планы на продажу 300 самолетов, захват рынков и получение миллиардных прибылей – безусловно, прекрасны, но для начала неплохо бы поднять машину в воздух, добиться ее принятия на вооружение и начать производить сколь-нибудь приличной серией. Смогут ли российские оборонщики совершить эти подвиги? Вопрос открытый.


Автор:  Влад ШЛЕПЧЕНКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку