Шайба в свои ворота
ФОТО: ADRIAN WYLD/THE CANADIAN PRESS/PA IMAGES/TASS
17.05.2021
Случаи ложного срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении сегодня обсуждаются на самом высоком уровне. В странах, обладающих наибольшим арсеналом межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками, вопросы совершенствования системы ПРО стоят в приоритетной повестке. Однако, что делать государствам, так или иначе вовлеченным в гонку вооружения?
Превращая себя в позиционный район ПРО мирового гегемона, Соединенных Штатов, такие государства, как Румыния, Польша и Канада рискуют превратиться в мишени в случае ответного удара возмездия. Они играют в хоккей чужими клюшками, становясь шайбами, стремящимися попасть в свои ворота.
Ситуация с Канадой в этой связи особенно показательна и актуальна. Фактически, Оттава волей неволей участвует в собственной самоликвидации. Ведь присоединение Канады к американской стратегии строительства противоракетной обороны, буквально возложило на Канаду оборону воздушного пространства континентальной части США.
В феврале 2021 года произошла названная в Вашингтоне исторической встреча Президента США Джо Байдена с премьер-министром Канады Джастином Трюдо, на которой глава Белого дома буквально потребовал от своего канадского коллеги увеличить расходы на оборону и приступить к немедленной модернизации Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Спешка, по словам Байдена, продиктована растущим военным присутствием России и Китая в Арктике… И за это почему-то должна отвечать Канада.
Казалось бы, в основном функцию предупреждения о ракетной атаке в регионе могли бы взять на себя РЛС на территории американского сектора Арктики и истребительные подразделения ВВС США, находящиеся в постоянной боевой готовности на авиабазах Аляски. К примеру, на базе Эльмендорф-Ричардсон. Но нет — созданное под давлением США Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (North American Aerospace Defense Command, NORAD) — объединенная система аэрокосмической обороны, перед которой стоит задача раннего предупреждения о воздушно-космическом нападении на США, сделало ответственной за нападение на США, в том числе Канаду.
ИЗ БУНКЕРА АМЕРИКАНЦАМ ВИДНЕЕ
И хоть командование NORAD располагается в штате Колорадо, штаб командования находится на авиабазе Петерсон, а постоянный командный пункт — в специально укрепленном бункере внутри горы Шайенн, канадское авиационное командование определено американцами как составная часть сил ПРО США.
Состоящая из систем наземного наблюдения, в том числе радаров и сенсоров, которые размещены на территории двух стран, структура, по словам Байдена, больше не обеспечивает в полной мере мониторинг опасных объектов в открытом космосе, выявление и оценку, а так же предупреждение нападения на Северную Америку с самолетов, ракет или космических аппаратов.
Вывод Вашингтоном сделан вот такой — раз сотрудничество происходит на основе взаимной договоренности с Оттавой, то ей не надлежит ограничиваться лишь предоставлением своей истребительной авиации, а именно канадских истребителей-бомбардировщиков CF-18 для американских нужд. Надо больше тратиться на общую оборону.
Вашингтон фактически упрекнул Оттаву в бездействии и намекнул на то, что единолично занимается обеспечением суверенитета и защитой воздушного пространства Канады, которой, по словам главы Пентагона Ллойда Остина, угрожают Китай и Россия.
Тут стоит упомянуть, что Канада в большей степени заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с Россией, особенно в развитии маршрута Черчилл-Мурманск. «Арктический мост», так называют этот сезонный морской путь, связывающий Россию и Канаду, проходит из Кольского залива России в Гудзонов залив Канады.
Черчилл — основной морской порт на северном побережье Канады. К нему подходит железнодорожное и авиационное сообщение с остальной частью страны, что в перспективе могло бы стать важной частью в экспорте зерна из канадских прерий в Европу. И у Мурманска, кстати, есть железнодорожная связь с Санкт-Петербургом, а с остальной частью России — федеральной автодорогой «Кола».
Однако, о взаимовыгодном сотрудничестве Канады с Россией Байден, похоже, даже думать Оттаве воспрещает. А пристальный интерес России к развитию «Арктического моста» США считают угрозой суверенитету Канады так же, как запуск «Северного потока-2» угрозой Германии.
Наибольшее неприятие Вашингтона в последнее время вызывают оценки специалистов, прочащих «Арктическому мосту» большое будущее, обусловленное отступлением арктического льда. В этих условиях, в том числе климатических, ведущих к потеплению, США пытается, напротив, заморозить все коммерческие канадско-российские проекты. А деньги, которые Канада думала в них вложить, Вашингтон пытается перенаправить на военные цели. На свои.
Вот почему актуализировался вопрос с модернизацией системы NORAD. Однажды она дала сбой. Это случилось 9 ноября 1979 года. В течение 10 минут весь мир, после ошибочного определения цели, находился на пороге ядерной войны.
САНТА КЛАУС И ДЯДЯ СЭМ ПИАРЯТ ВОЙНУ
А вот за перемещениями саней Санта-Клауса система NORAD следит безошибочно в интересах, как утверждается, и канадских детишек. Это своеобразный пиар и создание положительного имиджа затратной для Оттавы программы, в чем американцы всегда были мастерами. О том, где находится Санта, каждый год сообщается на специальном сайте и по телефону горячей линии.
Как только Джо Байден намекнул премьер-министру Канады Джастину Трюдо, что стоило бы обновить систему спутников и РЛС NORAD, которые требуют модернизации и не способны более надежно защитить Альянс от ракетной атаки, в Канаде поняли — американцы позарились на канадские доллары.
Вашингтон давно не устраивает, что военный бюджет Канады — члена НАТО составляет всего 1,5% ВВП. По мнению Конгресса США и американских лоббистов ВПК, те 19 млрд долларов, на которые Канада готова раскошелиться в год — сумма мизерная и не отражающая те опасности, которым регион подвергается в результате усиления России и Китая. Канада, мол, слишком беспечна, ее нужно направить в правильное русло.
Следом за Байденом, в Оттаву позвонил новый глава Пентагона Ллойд Остин, весьма активно обзванивающий своих коллег. Он не упустил возможность связаться с главой канадского оборонного ведомства Харджитом Саджаном — опытным военным сикхского происхождения, прослывшим и в качестве умелого дипломата.
Саджан сразу понял, что Остин пытается продвинуть озвученную Соединенными Штатами новую стратегию модернизации военной инфраструктуры Арктического региона, где от Канады требуется тратить баснословные деньги.
НЕ ДИАЛОГ, А ЛЕКЦИЯ
Поучительный менторский тон в Оттаве не любят. Там, конечно, не возражают против переформатирования базирующихся на Аляске сухопутных сил США и наращивания группировки ВВС США в Анкоридже, ведь эти мероприятия Соединенные Штаты делают за свои деньги. А вот более тесная кооперация с Канадой в военной сфере, инициированная Байденом, грозит Оттаве непредусмотренными расходами.
Министр обороны Канады Харджит Саджан уклончиво заявил, что у Канады есть «возможность по-настоящему активизироваться», и что Канада начала работу в этом направлении со строительства и ввода в состав своего флота новых арктических патрульных кораблей прибрежной зоны.
Речь идет о спущенном на воду первом серийном корабле арктической зоны Margaret Brooke. Головным кораблем этого проекта был патрульный корабль Harry DeWolf. На сегодняшний день ВМС Канады, отказавшиеся от строительства на норвежских верфях патрульного ледокола типа «Свальбард» водоизмещением 6300 т, получила после достройки и прохождения испытаний, второй патрульный ледокол собственного производства. В составе Королевских военно-морских сил Канады на 2020 год их уже два. Еще два корабля этого проекта находятся на стапелях в канадском Галифаксе.
ВМС Канады заказали целых 6 патрульных кораблей этого класса, которые на взгляд Оттавы расширят возможности Королевских ВМС по выполнению задач в Канадском арктическом архипелаге, обеспечив задачи наблюдения и разведки. Они так же призваны защитить суверенитет страны и полностью контролировать Северо-западный проход, который Канада, в отличие от США, считает своей национальной транспортной артерией и исключительной экономической зоной своего государства.
Судя по холодной реакции Пентагона на действия Оттавы в регионе, суверенная политика Канады в сфере военных закупок, которая реанимировала военное кораблестроение этой страны, не очень нравится Вашингтону. Особенно если учесть, что современная история помнит скандал с несанкционированным вторжением американского ледокола в территориальные воды Канады. В этом смысле навязываемая Канаде из уст официальных лиц Пентагона угроза со стороны России выглядит жупелом, который в Оттаве воспринимается с иронией.
ПРОТИВ КОГО БОЕВЫЕ ЛЕДОКОЛЫ КАНАДЫ
Тактико-технические характеристики и вооружение поступивших в состав канадских ВМС патрульных ледоколов очень скромны. Не смотря на прожекты производителя, что эти корабли способны выполнять поставленные задачи в любых арктических широтах и могут применяться в Арктике, как для проводки крупнотоннажных судов, так и в качестве поисково-спасательных кораблей, реальность рисует совершенно иные контуры использования кораблей данного класса.
Имея водоизмещение 6440 т (практически аналогичное норвежскому «Свальбарду»), корабль может преодолевать лед толщиной всего в 1 метр на скорости в 3 узла. Но все дело в том, что в приполюсном районе, в канадском секторе Арктики и море Бофорта лежат старые (двухлетние и многолетние) льды. Они в результате глобального потепления хоть и занимают меньшие площади, но все же до сих пор составляют около 30% от общей площади ледяного покрова Арктики.
К слову, в российском секторе преобладали однолетние льды. К тому же ледяной покров Арктики далеко неоднороден. Там присутствуют льды разного возраста и различной толщины. Так что озвученные возможности «Гарри Девулфа» весьма условны. Как не пришлось канадцам вытаскивать свой новейший ледокол длиной 103 метра и шириной 19 метров с помощью российских атомоходов.
Атомным ледокольным флотом обладает только Россия. Канадский «Гарри Девулф» оснащен дизель-электрическими силовыми установками, позволяющими развивать скорость до 17 узлов. Дальность хода патрульного канадского ледокола при средней скорости в 14 узлов составляет 6800 морских миль.
Автономность корабля – четыре месяца, похоже, рассчитана как раз на навигационный период в Арктике (канадцы — не самоубийцы). Экипаж количеством в 65 человек по численности на 15 членов экипажа больше норвежского «Свальбарда» (50 человек).
КАНАДЦЫ НЕ СПЕШАТ УВЕЛИЧИВАТЬ ТРАТЫ НА ОБОРОНУ
Канадцы вооружили свой ледокол прибрежной зоны всего лишь автоматической пушкой BAE MK38 калибра 25 мм и двумя пулеметами M2 Browning. Даже норвежцы усилили свой «Свальбард» 57-мм пушкой «Бофорс». На корабле предусмотрено размещение вертолета CH-148 и двух катеров.
Получив на выходе столь скромные результаты по мореходности и вооружению, командование ВМС Канады поспешило заявить, что данные корабли не предназначены для ведения боевых действий, и что их основная задача – выполнение полицейских и пограничных функций. Это заявление и насторожило американских «союзников». Они-то целенаправленно готовят Оттаву к противостоянию российской экспансии в Арктике, а канадцы намерены защищать только свои воды. Изначально было ясно, что фрезеруя лишь метровый лед, канадские патрульные корабли ледокольного класса не собираются, как заявляли кораблестроители, выполнять задачи во всех арктических широтах. Они априори, исходя из своих технических характеристик, этого не могут сделать.
ФОТО: ANDREW VAUGHAN/THE CANADIAN PRESS/PA IMAGES/TASS
До скандалов дело пока не дошло. Но учитывая прежние упреки Вашингтона в недостаточном реагировании Оттавы на угрозы глобального порядка, исходящие от Китая и России, а самое, главное, в избегании или затягивании долевого финансирования общих оборонных программ, Пентагон воспринял, что Канада потратит 1,76 млрд долларов на строительство своих собственных патрульных ледоколов, скрипя зубами. И что самое обидное для американцев, новые канадские корабли, скорее всего, будут охранять Северо-западный проход от посягательств «союзной» страны.
Не успокоило Вашингтон и символичное название патрульного ледокола именем прославленного вице-адмирала Гарри Девулфа, командовавшего эсминцем «Сен-Лорен», первого из кораблей Канады, вступивших во Вторую мировую войну в интересах США. Теперь, похоже, у Канады появились и свои собственные интересы, и гегемонию США в настоящее время в Оттаве приветствуют только на словах, стараясь действовать исключительно сообразно собственной логике.
В этой связи стоит так же учесть, что заказы для верфи в Галифаксе весьма положительно сказались на рабочих местах. Для немало пострадавшей от локдауна в связи с пандемией COVID-19 Канады оборонный заказ сыграл существенную стимулирующую роль для поддержания местной экономики. «Гарри Девулф» — это самый большой корабль, построенный в Канаде за последние 50 лет. На его борту помимо 65 членов экипажа могут разместиться дополнительно еще 22 человека. В основном планируется, что это будут спасатели или участники научных экспедиций.
Даже командующий канадским флотом вице-адмирал Арт Макдональд, говоря об универсальности патрульного ледокола, отметил, что он сможет выполнять различные миссии, включая оказание гуманитарной помощи и участие в спасательных операциях в случае стихийных бедствий. Но канадцы, памятуя о милитаристских амбициях Вашингтона, все же указали в ТТХ нового патрульного ледокола, что он способен перемещать и морпехов, бойцов спецподразделений, и что на борту предусмотрено место для перевозки шести 20-футовых контейнеров, имея в виду грузы военного назначения.
Тут стоит заметить, что как бы Канада ни пыталась вести самостоятельную политику, основываясь на своих национальных интересах, она все же является прямым сателлитом Вашингтона, и это, безусловно, необходимо учитывать при анализе расстановки сил в Арктическом регионе.
Автор: Владимир МАКСИМОВ
Комментарии