«ЩИТ» ОТ ЧАСТНОГО ОХРАННИКА
ФОТО: ВЛАДИМИР ЖАБРИКО/ТАСС
19.07.2022
В апреле 1997 года сотрудники уголовного розыска, при поддержке коллег из других правоохранительных ведомств, провели всероссийскую спецоперацию под кодовым названием «Щит». В общей сложности в «Щите» были задействованы 139 тысяч блюстителей порядка. Цель операции – проверить деятельность частных охранных агентств и предприятий.
Столь масштабные акции МВД России проводит не часто. Значит, действительно в этом возникла острая необходимость. В данном случае обеспокоенность руководства МВД России состоянием дел в сфере частной охраны вполне понятна. Еще в середине 1990-ых годов тогдашний министр внутренних дел РФ Анатолий Куликов весьма нелестно высказывался в адрес частных охранников. Дескать, толку от них мало, с преступностью они не борются, а наоборот, частенько сами с ней связаны. Более того, когда в апреле 1992 года вышел закон «О частной детективной и охранной деятельности в России», преступный мир воспринял это как очередной подарок судьбы. Если раньше, до появления закона, преступные группировки были просто шайками и бандами, то теперь они превратились в частных охранников и детективов и даже получили право на ношение оружия.
Примеров тому несть числа. В Краснодарском крае в 1996 году появилось некое охранное агентство «Атланта». Занимались сотрудники «Атланты» исключительно тем, что вышибали долги всеми возможными методами. Причем, методы практиковались, в основном, такие же, как и у криминальных группировок – со стрельбой и поножовщиной. А могло ли быть иначе, ежели многие сотрудники этой самой «Атланты» в недавнем прошлом числились рядовыми бойцами краснодарских криминальных группировок!
Аналогичная фирма работала в те годы и в Хабаровском крае. В отличие от «Атланты», которая хотя бы была зарегистрирована, хабаровские коллеги даже не удосужились пройти все необходимые по закону процедуры регистрации. Просто руководители местного коммерческого банка с красивым названием «Золотостарбанк» (скорее всего, граждане с весьма сомнительным прошлым) наняли группу таких же криминальных и совершенно отмороженных парней, поручив им работу с недобросовестными должниками. Методы «работы» не отличались разнообразием и оригинальностью: все те же угрозы, шантаж и физическое насилие.
В Иркутске пошли еще дальше: начали готовить кадры для частных охранных структур. В середине 1990-ых там активно работала целая школа по подготовке охранников – нигде не зарегистрированное «учебное» заведение было создано на базе местного техникума физической культуры. В советские годы в техникуме готовили учителей физкультуры и тренеров для спортивных школ и секций, а в годы демократических реформ – самых натуральных бандитов, способных на любые криминальные подвиги. Например, в числе предметов, которые изучались в школе частных охранников, значилось, помимо рукопашного боя и стрельбы, еще и подрывное дело.
И такая картина наблюдалась по всей стране. К весне 1997 года в МВД России накопилось столько информации о незаконной деятельности частных охранных структур, что потребовалось принятие чрезвычайных мер. Так и родилась идея общероссийской спецоперации, в которой предполагалось задействовать практически весь личный состав криминальной милиции страны. И как показали дальнейшие события, проводился «Щит» не зря.
В течение нескольких дней специально созданные группы оперативников уголовного розыска и УБЭПа при силовой поддержке бойцов СОБРа, экипированных по полной программе, наведывались в офисы частных охранных предприятий. Проверялось все: наличие разрешительной документации, порядок хранения оружия, договоры с клиентами, личные дела сотрудников. Как и ожидалось, фирмы, у которых все было в порядке, оказались приятным исключением из правил. В большинстве же частных охранных предприятий, даже вполне лояльных закону, был обнаружен целый букет всевозможных нарушений. И чаще всего они касались хранения и использования оружия.
«СТВОЛ» К ОСМОТРУ!
По существовавшим в те времена нормам, на каждые десять сотрудников частного охранного предприятия полагалось иметь не более пяти единиц огнестрельного оружия, причем не боевого, а так называемого гражданского. При внешнем сходстве с боевыми «стволами» гражданские пистолеты значительно уступают им в убойной силе. В 1990-ые годы отечественная промышленность и иностранные фирмы-производители предлагали потребителям широкий ассортимент «стволов» – на любой вкус и кошелек. Наиболее популярными среди частных охранников считались пятизарядный револьвер ДОГ-1, короткоствольный пистолет ИЖ-71, а также помповое ружье 12-го калибра производства Ижевского оружейного завода. Количество газовых пистолетов и газовых баллончиков законом не ограничивалось.
Однако на практике эти нормы почти нигде не соблюдались. Частные охранники сплошь и рядом в нарушение закона обзаводились пистолетами Макарова или, на крайний случай, «стволами», разработанными на базе боевого оружия. Самой модной в те времена модификацией считался гладкоствольный самозарядный карабин, переделанный из автомата Калашникова и сохранявший основное его качество – дальность стрельбы и убойную силу. Достаточно отметить, что на расстоянии до ста метров из такого карабина можно было запросто продырявить 70-миллиметровую деревянную панель.
Правила хранения оружия в частных охранных предприятиях также довольно четко регламентировались законом и ведомственными инструкциями. Однако случаев безалаберного отношения к огнестрельному оружию среди частных охранников было немало. «Стволы» теряли, давали попользоваться друзьям и знакомым, сами пускали оружие в ход по любому поводу и без повода. В конце 1990-ых годов среди сотрудников правоохранительных органов как анекдот передавалась из уст в уста история о частном охраннике из подмосковного города Долгопрудный. Этот непутевый охранник за одну неделю умудрился потерять аж два пистолета. Сначала он, напившись в стельку, сел за руль и попал в аварию, протаранив несколько машин и сбив какую-то рекламную конструкцию. Охранника, который лыка не вязал от выпитого алкоголя, повязали владельцы поврежденных автомобилей и сдали подъехавшему наряду милиции. Во время всей этой кутерьмы у охранника бесследно пропал служебный пистолет.
Однако никаких выводов из этой дикой истории руководство охранной фирмы почему-то не сделало, хотя сумма причиненного ущерба и, соответственно, выписанных штрафов была весьма внушительной. В 1990-ые и за меньшие грехи вывозили в ближайший лесок – и не для того чтобы подышать свежим воздухом. А тут вдруг начальство своего нерадивого сотрудника просто пожурило и… выдало ему новый пистолет. Но буквально через три дня охранник снова не сдал закрепленный за ним пистолет в оружейную комнату, а зачем-то взял его с собой домой. По дороге встретил знакомого, выпил, домой явился сильно пьяный. Начал приставать с кулаками к жене. Та вызвала милицию. Приехавший наряд успокоил дебошира и отвез его в вытрезвитель. Наутро бедолага хватился, а пистолета и след простыл. На каком этапе своих ночных похождений частный охранник расстался с оружием – так и осталось загадкой.
ЧОП ДЛЯ ОТМЫВАНИЯ
В процессе тотальной проверки частных охранных контор всплыли и другие любопытные факты. Например, оказалось, что в стране существует огромное количество липовых частных фирм. С документами у них все было в полном порядке, имелось даже разрешение на использование оружия, вот только сами фирмы существовали лишь на бумаге.
Суть аферы проста. Какие-нибудь ушлые дельцы или просто лидеры преступных группировок регистрировали в органах МВД охранную фирму, получали лицензию, открывали счет в банке и начинали якобы охранную деятельность. Некоторые даже заключали официальные договоры с клиентами на охрану их имущества или услуги телохранителей. Вот только никакие охранные услуги никто никому не оказывал. А вся эта кипучая бумажная деятельность нужна была для того, чтобы у контролирующих органов не возникали ненужные вопросы о происхождении крупных сумм денег на банковских счетах. Таким нехитрым способом – под видом частной охранной деятельности – в те годы отмывались криминальные деньги.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Всего же в ходе операции «Щит» было выявлено свыше семисот частных охранных фирм, вообще не имевших лицензии на этот вид деятельности. Все эти нелегальные конторы были прикрыты, в отношении наиболее злостных нарушителей возбудили 270 уголовных дел. Еще 620 частных контор лишили права заниматься охранным ремеслом.
Результаты «Щита» послужили дополнительным аргументом для тех, кто считал недопустимым свободную продажу оружия в России. На протяжении 1990-ых годов, как известно, этот вопрос довольно часто дискутировался на разных уровнях, в том числе и в Государственной думе. У сторонников свободной продажи оружия было мощное лобби в лице депутатов, связанных с криминальным миром. Бандиты спали и видели, как государство наконец-то разрешит им свободно приобретать и носить боевое оружие. Это сразу сняло бы для российских «братков» массу проблем, ведь во многих случаях их привлекали к уголовной ответственности именно за незаконное хранение оружия. После легализации боевых «стволов» правоохранительные органы лишись бы важного козыря в борьбе с криминальным беспределом. Неудивительно, что за свободное ношение оружия дружно выступали и лидеры организованной преступности, и их друзья из властных структур, и подпевавшие им за деньги правозащитники и СМИ.
Против свободного хождения боевого оружия в России выступали правоохранители. Сотрудники уголовного розыска, РУБОПов и других ведомств, стоявших на переднем крае борьбы с преступностью, небезосновательно считали, что свободная продажа оружия в такой стране, как Россия, приведет лишь к полному криминальному хаосу, выбраться из которого будет весьма непросто. И пример Америки, на которую чуть что ссылались их оппоненты, как раз и доказывает ущербность этой точки зрения. Если даже в такой богатой и сытой стране, как США, люди регулярно выходят на улицу и убивают себе подобных из всех видов стрелкового оружия, то уж в России образца 1990-ых, с нищим, озлобленным народом и засильем криминала во всех сферах жизни, эта проблема и вовсе станет неразрешимой.
Четкая и последовательная позиция руководства МВД была услышана теми, кто принимал государственные решения. Новая власть в годы демократических и рыночных реформ наломала немало дров. Но в вопросе легализации оружия здравый смысл все-таки возобладал. Свободного хождения оружия в нашей стране не получилось. Теперь, с высоты нашего времени, хорошо понятно, какого джина едва не выпустили из бутылки в угаре демократических реформ. Иначе количество преступлений с применением огнестрельного оружия, а значит, и число жертв, увеличилось бы многократно. Причем, немалый процент таких преступлений приходился бы на людей, одетых в красивую униформу с надписью: «ЧОП».
КТО ИДЕТ В ОХРАНУ?
С тех пор прошло четверть века. Точное количество людей, которые что-то охраняют, по-прежнему тайна за семью печатями. По официальным данным, численность лицензированных частных охранников сегодня достигает 700 тысяч человек, что вполне сопоставимо с численностью сотрудников полиции. Но реальное количество охранников гораздо больше, потому что далеко не все, кто считает себя частным охранником, имеют лицензию на такой вид деятельности. В распоряжении всевозможных ЧОПов находится примерно 70 тысяч единиц служебного оружия. По закону каждые два года каждый сотрудник ЧОПа обязан подтверждать право на его ношение и свою квалификацию.
Фото: Кирилл Чаплинский/ТАСС
Средний заработок частного охранника сегодня примерно 50 тысяч рублей в месяц. При этом именно сотрудники ЧОПов, как показывает банковская статистика, чаще других берут кредиты.
По состоянию на 2021 год в стране действовало свыше 20 тысяч частных охранных предприятий. Интересно, что примерно пятая часть всех частных охранных контор имеет в своих названиях слова типа «Альфа», «Витязь», «Вымпел». Именно так назывались самые крутые подразделения отечественного спецназа, относившиеся в разные годы к МВД, КГБ и другим правоохранительным ведомствам. Служили в них профессионалы экстра-класса, для которых не было нерешаемых задач. Очевидно, такие аллюзии, по мнению владельцев современных ЧОПов, должны априори вызывать интерес и уважение у потенциальных клиентов.
В целом же ситуация на рынке частных охранных услуг принципиально не изменилась. Разве что профессионалов, то есть людей, в совершенстве знающих охранное ремесло, стало, как ни странно, гораздо меньше. Ибо далеко не всех, кто имеет даже официальное разрешение, можно назвать профессиональными охранниками. И вот почему.
В 1990-ые годы, когда рынок частных охранных услуг только создавался, значительная часть ЧОПов была организована и укомплектована бывшими офицерами спецназа и органов госбезопасности, уволенными в связи с сокращением штатной численности госструктур. Эти люди в совершенстве владели оружием, приемами рукопашного боя, знали тактику, умели грамотно вести наблюдение и уходить от слежки. Все эти навыки, разумеется, пригождались им в работе частными охранниками и детективами. Кроме того, в большинстве своем это были люди лично смелые, побывавшие в различных передрягах, но привыкшие уважать закон и четко исполнять приказы. Созданные такими профессионалами охранные структуры и сегодня неплохо работают на рынке, имеют своих постоянных клиентов и хорошую репутацию. Но таких профессионалов на рынке не так уж много. Основная масса современных охранников – это, в большинстве своем, случайные люди, которые подались в охрану только потому, что не нашли себя в иных сферах деятельности. С работой в России сегодня туго, особенно в небольших провинциальных городах, десятки тысяч молодых здоровых мужиков, по сути, оказались не у дел. Кто-то тупо спивается, а кто-то, желая хоть как-то оставаться на плаву, идет охранять ближайший супермаркет. И не потому, что он с детства мечтал о профессии частного охранника, а потому что идти зачастую больше некуда. У этих случайных людей нет никакого представления о работе частного охранника, нет необходимых навыков и опыта. Зато есть глубокая затаенная обида на весь мир за свою собственную нынешнюю неустроенность. И время от времени эта обида перерастает в агрессию. Как, например, случилось на сочинском пляже, когда сотрудники местного ЧОПа жестоко избили туриста из Белоруссии.
Ну а простым согражданам остается только радоваться тому, что в свое время законопроект о разрешении свободного хождения огнестрельного оружия так и не стал законом. Иначе в дело шли бы не кулаки и дубинки, как сейчас, а пистолеты и автоматы. Причем, заряженные боевыми патронами.
Автор: Сергей ХОЛОДОВ
Комментарии