НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Спутник и пулемет

Спутник и пулемет

ФОТО: SALAMPIX/ABACA/TASS

Автор: Влад ШЛЕПЧЕНКО
25.12.2020

Одной из самых горячих новостей конца ноября и начала декабря 2020 года, без сомнения, стало убийство руководителя иранской ядерной программы Мохсена Фахризаде, профессионального физика-ядерщика и высокопоставленного офицера Корпуса стражей исламской революции (КСИР). В отличие от различных заявлений, соглашений и популистских выступлений политиков, смерть – штука более чем основательная. Любое высказывание можно дезавуировать, подписанные договоры денонсировать и разорвать, даже не понравившиеся результаты выборов пересчитать. А вот мертвых воскрешать еще никто не научился.

Вообще, для Ирана уходящий год оказался крайне несчастливым. Начался он с убийства командира спецподразделения «Кодс», главного специалиста Исламской республики по гибридным войнам, генерала Касема Сулеймани. Далее нагрянула эпидемия коронавируса, унесшая тысячи жизней; ну, а заканчивается 2020 год гибелью человека, который мог стать иранским Робертом Оппенгеймером или Игорем Курчатовым, если бы правительство его страны приняло соответствующее решение.

Для России Иран – не самая близкая в культурном и географическом плане страна, однако убийство выдающегося физика неожиданным образом входит в параллель с практически забытой у нас трагедией: крушением Ту-134 под Петрозаводском в июне 2011 года, жертвами которой стали 47 человек. Впрочем, обо всем по порядку.

УБИЙСТВО СО СПУТНИКА

Мохсен Фахризаде погиб в пятницу, 27 ноября, на автотрассе в окрестностях Тегерана. Первоначально сообщалось, что машину ученого взорвали с помощью мины, прикрепленной к днищу автомобиля. Практически сразу стали поступать сообщения о том, что на месте покушения была слышна стрельба. Тогда же возникло предположение, что исполнители покушения сначала подорвали автомобиль Nissan, стоявший на пути Фахризаде, а затем расстреляли и самого ученого, и его телохранителей из автоматического оружия.

Лишь через несколько дней иранские СМИ выяснили полную картину произошедшего. Агентство Fars рассказало, что физик вместе со своей супругой ехал в бронированной машине, в сопровождении трех автомобилей охраны. Первая машина эскорта ушла несколько вперед, чтобы проверить ситуацию на дороге. В это время автомобиль Фахризаде и подвергся обстрелу. На свою беду, ученый даже не понял, что произошло. Обозреватели полагают, что он принял звуки попадания пуль по корпусу за проблемы с двигателем. Физик остановил машину и вышел из нее, и тут же попал под вторую очередь, получив четыре пулевых ранения.

Когда к месту покушения подоспели медики, Фахризаде был еще жив. Его доставили на вертолете в ближайшую больницу, однако спасти его врачам не удалось. Вместе с ученым погибли еще два человека. Через минуту после того, как физик был расстрелян, автомобиль – тот самый Nissan – взорвался.

Изучение обломков показало, что Фахризаде расстреляли из пулемета, управлявшегося дистанционно, через спутниковый канал связи. Об этом журналистам сообщил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани.

Также расследование показало, что официальный владелец Nissan, в котором была смонтирована пулеметная турель, уехал из страны еще 29 октября этого года. Иными словами, на момент покушения никого из убийц физика на территории Ирана уже не было. Огонь по ученому велся с дистанции в 150 метров, но сами убийцы могли находиться на другом краю мира – в Европе, США… или Израиле.

СЛЕДЫ ВЕДУТ В ТЕЛЬ-АВИВ?

Сразу после убийства министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф написал в своем Twitter, что в покушении «имеются существенные признаки роли Израиля». Аналогичное заявление сделал военный советник аятоллы Хаменеи – Хоссейн Дехган. «В последние дни политической жизни своего... союзника (проигравшего президентские выборы Президента США Дональда Трампа) сионисты пытаются усилить давление на Иран и развязать полномасштабную войну», – процитировала его слова ВВС.

На следующий день источники телеканала Press TV в иранских правоохранительных органах сообщили, что получили доказательства причастности Израиля к этому убийству. «Фрагменты оружия, собранные на месте теракта, имеют логотипы и технические характеристики военной промышленности Израиля», – заявил информатор телеканала.

В свою очередь Президент Ирана Хасан Роухани пообещал, что убийство ведущего ядерщика страны не останется без ответа.

Реакция противоположной стороны оказалась куда более сдержанной. Администрация израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху отказалась комментировать убийство, а Дональд Трамп перепостил у себя в Twitter сообщение израильского журналиста Йоси Мельмана о том, что в течение многих лет на след Фахризаде пыталась выйти израильская разведка – МОССАД.

Учитывая, что Twitter Трампа все последние недели буквально забит сообщениями о фальсификациях на выборах и нападками на команду конкурента – Джо Байдена, которая, по мнению Дональда Трампа, крадет у него второй президентский срок, этот ретвит представляется довольно красноречивым жестом.

Впрочем, журналисты и без «сливов» информированных источников быстро установили, что власти Израиля очень плотно интересовались фигурой Фахризаде. В 2018 году Нетаньяху выступил с сообщением о том, что МОССАДу удалось получить секретный ядерный архив Ирана: 55 тыс. страниц документов и 100 тыс. файлов на 183 компакт-дисках. В распечатанном виде, на бумаге, эти документы весили полтонны.

На последовавшей затем пресс-конференции Нетаньяху специально акцентировал внимание на фигуре Фахризаде. «Запомните это имя», – предупредил глава Кабинета министров Израиля.

Очевидно, что если для главы правительства личность физика не была секретом, то и сотрудники израильских спецслужб отлично знали о нем. И интересовались они им не ради праздного любопытства.

ОХОТА НА ПРОФЕССОРОВ

Для полноты картины стоит пояснить, что Фахризаде был не просто гражданским ученым, каковыми являются большинство российских, европейских или американских исследователей. Он даже не был сотрудником военного НИИ вроде тех, что в изобилии создавались в свое время Советским Союзом. Фахризаде являлся высокопоставленным офицером Корпуса стражей исламской революции, элита Вооруженных сил Ирана. А значит, у Израиля не было ни малейшего шанса переманить или запугать его.

Для Фахризаде научная и преподавательская работа была частью военной службы. В последние годы он курировал ядерные программы Ирана (Тегеран, разумеется, утверждает, что они носят исключительно мирный характер, Израиль уверен в прямо противоположном). Ранее он возглавлял Центр физических исследований Ирана (PHRC) и занимал пост профессора физики в Университете имени имама Хусейна в Тегеране.

Фахризаде – единственный иранский ученый, чье имя было упомянуто МАГАТЭ (Международным агентством по атомной энергии) в 2015 году в документе, посвященном ядерной программе Тегерана. Годом ранее один из западных дипломатов заявил агентству Reuters, что «если Иран в какой-то момент захочет направить обогащение урана на военные цели, Фахризаде станет известен как «отец» иранской ядерной бомбы».

Убийство Фахризаде – уже далеко не первая спецоперация, проведенная «неизвестными» против иранских ученых. В период с 2010 по 2012 годы в республике были убиты четверо ведущих специалистов по ядерным технологиям. В январе 2010 года в результате подрыва погиб профессор Масуд Али Мохаммади; в том же году неизвестные взорвали автомобиль, где находились профессор университета Ферейдун Давани Аббаси, незадолго до того назначенный руководителем Организации по атомной энергии Ирана, и его коллега Маджид Шахриари. Давани Аббаси, который, очевидно, и был главной целью нападавших, покушение пережил, а вот его спутник получил смертельные ранения.

23 июля 2011 года неизвестными на мотоциклах был расстрелян ученый Дариуш Резаинеджад. А 11 января 2012 года, во вторую годовщину покушения на Давани Аббаси, еще один взрыв оборвал жизнь 32-летнего физика Ахмади Рошана. Вместе с ним погиб и его водитель.

Убийства прекратились после того, как летом 2012 года иранская контрразведка выявила и ликвидировала разведывательно-диверсионную сеть, созданную израильскими и западными спецслужбами на территории страны. По иранским данным, раскрыть структуру удалось благодаря информации, переданной «одним из западных соседей Ирана», на территории которого израильские спецслужбы создали тренировочные лагеря для подготовки боевиков.

«Все элементы, причастные к убийствам ученых-ядерщиков страны, были идентифицированы и арестованы <…> Ряд стран, территориями и объектами которых злоупотребляли поддерживаемые МОССАДом террористические группы, предоставили иранским официальным лицам соответствующую информацию», – говорилось в официальном сообщении иранской разведки.

ЧЕРВЬ STUXNET

Впрочем, те годы были отмечены не только волной террора против иранских ученых. В июне 2010 года специалист по антивирусной защите белорусской компании «ВирусБлокАда» Сергей Уласень обнаружил крайне необычного «червя» – вредоносную программу Stuxnet. В отличие от большинства других вирусов и троянов, этот «червь» не крал платежных данных, не перехватывал личной информации пользователей и ничего не портил в компьютерах. Поначалу вообще было непонятно, для чего он создан. Декомпиляция программы и изучение исходного кода показало, что Stuxnet интересуется промышленным оборудованием немецкой компании Siemens, а именно – программируемыми контроллерами Simatic S7, которые, помимо прочего, использовались Ираном для управления центрифугами обогащения урана.

 Фото_21_21.JPG

ФОТО: ВЛАДИМИР ЛАРИОНОВ/ТАСС

Несколько лет Stuxnet беспрепятственно распространялся по миру, заразив десятки миллионов компьютеров. Антивирусы не обращали на него внимания, поскольку «червь» не делал того, чем обычно заняты вредоносные программы, а кроме того – имел два настоящих сертификата, подписанных компаниями Realtek и JMicron. Однако стоило Stuxnet добраться до промышленного оборудования, как его поведение резко менялось. Он перехватывал поток данных от контроллера к компьютерам под управлением Windows, получая, таким образом, возможность влиять на работу «железа». В случае Ирана это были стальные цилиндры, заполненные газообразным ураном и вращающиеся со скоростью около 90 тыс. оборотов в минуту.

Обнаружив подходящее оборудование, Stuxnet отправлял отчет на внешний сервер и уходил в спящий режим. Получив подтверждение на атаку, вирус модифицировал управляющий сигнал так, что оборудование само разрушало себя. После того, как тайна Stuxnet была раскрыта, ряд западных исследователей опубликовали материалы о том, что вирус был создан совместными усилиями Агентства национальной безопасности (АНБ) США и израильских спецслужб, а его разработка была частью антииранской операции «Олимпийские игры». Способность «червя» ломать оборудование проверялась в ядерном центре в Димоне на территории Израиля.

Официально эта информация не подтверждалась, но и не опровергалась. По оценкам западных специалистов, Stuxnet уничтожил около тысячи иранских центрифуг по обогащению урана, вывел из строя несколько заводов и по итогу остановил ядерную программу Тегерана на несколько лет.

«ВЕРСИЯ САБОТАЖА НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ….»

На фоне этой яростной кибертеррористической войны, в тысячах километрах от Ближнего Востока 20 июня 2011 года потерпел крушение российский пассажирский самолет Ту- 134. Самолет авиакомпании RusAir («РусЭйр») разбился при заходе на посадку в петрозаводском аэропорту «Бесовец». На его борту находились 9 членов экипажа и 43 пассажира. Всего 52 человека, в том числе 8 детей. 44 из них погибли в момент крушения, еще трое позднее скончались в больницах от травм и ожогов.

Позднее в официальном отчете МАК будет сказано, что причиной катастрофы стали ошибки в действиях экипажа: посадка в неприемлемо плохих погодных условиях, нарушение установленного порядка взаимодействия пилотов и штурмана, а также состояние алкогольного опьянения последнего. Следственный комитет РФ пошел по другому пути: в марте 2013 года, почти через два года после крушения, ведомство предъявило обвинение в нарушении правил эксплуатации воздушного судна двоим сотрудникам петрозаводского аэропорта, Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину. По мнению следователей, они были виновны в неправильном метеорологическом обеспечении полета.

Однако есть в этой истории одна очень интересная деталь, позволяющая предположить, что российское правосудие просто нашло стрелочников. 24 июля 2011 года израильская газета Haaretz опубликовала небольшой материал о катастрофе, под названием «Российские жертвы крушения помогали создавать иранский реактор» (Russian Crash Victims Helped Plan Iranian Reactor).

В заметке говорилось, что на борту разбившегося самолета находились сразу пятеро ведущих российских специалистов по конструированию ядерных реакторов. Некоторые из них были причастны к строительству атомной станции в окрестностях иранского города Бушер.

К тому времени СМИ уже знали, что жертвами авиакатастрофы стали: директор и генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» Сергей Рыжов; его заместитель Геннадий Банюк; главный конструктор ОКБ «Гидропресс» Николай Трунов; начальник управления предприятия «Атомэнергомаш» Валерий Лялин; главный технолог АО «ОКБ Машиностроения имени И.И. Африкантова» Андрей Трофимов.

Автор статьи в Haaretz, журналист Эли Швидлер сообщал, что Трофимов непосредственно работал на АЭС в Бушере; другой погибший, Сергей Рыжов, был ведущим специалистом при строительстве атомной электростанции в Индии. Все пятеро направлялись в Петрозаводск, чтобы принять участие в совещании, предположительно, связанном с вопросами обеспечения сейсмоустойчивости реакторов.

Более того, израильский журналист отметил, что российские правоохранители решили не рассматривать версию целенаправленного уничтожения самолета:

«Российские источники сообщили, что следователи не рассматривают версию саботажа, а решили изучить возможность человеческой ошибки или технического сбоя, хотя ряд иранских ученых уже стали жертвами загадочных происшествий, включая авиакатастрофы», – написал Швидлер.

Это замечание полностью соответствовало официальной позиции Следственного комитета РФ, пресс-служба которого заявила, что в качестве возможных причин крушения рассматриваются ошибочные действия пилотов, плохие погодные условия, технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта, – но не версии теракта или диверсии. Хотя по логике, в случае гибели пятерых ведущих специалистов по атомной промышленности – такая гипотеза, наоборот, должна была бы выйти на первый план.

В своей статье Швидлер отметил, что, по словам российских источников, эта катастрофа стала тяжелейшим ударом для атомной отрасли страны, и теперь потребуется время и усилия для восстановления утраченных компетенций.

«Эти пятеро помогали достроить реактор в Бушере и гарантировать, что он сможет выдержать землетрясение», – подчеркнул обозреватель.

Любопытный момент: израильский журналист Йоси Мельман, сообщение которого на днях ретвитнул Дональд Трамп, практически в тех же словах прокомментировал убийство Фахризаде, также подчеркнув, что смерть ученого нанесла Ирану тяжелейший психологический и профессиональный удар.

Вообще, публикация в Haaretz больше всего напоминает «отчет о проделанной работе», в меру подробный, без эмоций, и с явно расставленными акцентами.

Могли ли четыре десятка самых обычных людей – из России, Украины, Швеции, Нидерландов, – дети, их родители, рядовые граждане своих стран, 27-летняя стюардесса Елена Ерофеева и ее 28-летняя коллега Юлия Гурина, командир воздушного судна Александр Фёдоров, второй пилот Сергей Карякин, штурман Аманберды Атаев и бортмеханик Виктор Тимошенко – стать жертвами спецслужб, решивших во что бы то ни стало остановить иранскую ядерную программу и ради этой цели в 2010– 2012 годах крушивших все и вся?..

Официальное российское расследование не дает ответа на этот вопрос. В первую очередь – потому, что никогда его и не ставило.


Автор:  Влад ШЛЕПЧЕНКО

Комментарии


  •   пятница, 04 февраля 2024 в 10:33:12 #122320


  •  Иов пятница, 04 февраля 2024 в 10:33:12 #122321

    Израиль и США враги человечества.



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку