Турецкий тупик
ФОТО: ТАСС
20.02.2021
60 лет назад, 1 мая 1960 года, произошел крутой поворот в ходе холодной войны: советская система ПВО С-75 обнаружила и уничтожила в небе над Свердловской областью американский самолет U-2. Миру стало ясно, что у русских есть ракеты, которые сбивают на любой высоте, а разведка США лишилась ценного источника информации – шпионской аэрофотосъемки с 20 км. С того дня и началась слава отечественной противовоздушной, а теперь и противокосмической обороны. Вскоре на боевое дежурство заступят С-500 (история оттягивания этого события достойна отдельного описания), а пока самой совершенной в мире системой «чистого неба» остаются С-400. Но с ней пытается конкурировать американская техника, и конкуренция эта далеко не всегда честная: покупателей ждет неизбежный гнев Вашингтона.
Много усилий пришлось приложить Турции, чтобы заполучить российские зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф». По этому поводу Анкара многократно ссорилась с Вашингтоном, выслушивала от американских сенаторов обвинения в «пересечении» виртуальной «красной линии»…
И вот, наконец – ЗРК на турецкой земле. Теперь у Анкары есть вся возможность поставить их на боевое дежурство. Однако правительство Реджепа Эрдогана под разными предлогами оттягивает этот момент.
В июле 2019 года министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявлял, что комплексы заступят на дежурство в начале 2020 года. В марте текущего года Эрдоган сообщал, что систему активируют в апреле. Наступил апрель, и тут выяснилось, что ввести комплексы в эксплуатацию мешает эпидемия коронавируса. По последним данным, «Триумфы» могут начать нести вахту минимум через несколько месяцев. Об этом агентству Reuters сообщил высокопоставленный источник в турецком руководстве.
НЕ ДО МИЛИТАРИЗМА?
По словам информатора, никакого пересмотра ранее принятых решений нет и не предвидится, просто сейчас все ресурсы правительства сосредоточены на борьбе с коронавирусом и восстановлении экономики.
Объяснение, надо признать, довольно слабое. Постановка на боевое дежурство ЗРК – в общем и целом, процесс технический. Ни президенту, ни премьеру, ни тем более министру экономики не нужно тратить на это время и отвлекаться от текущих задач, чтобы, прибыв на полигон, самолично закрутить нужные гайки. Россия давно подготовила турецкие расчеты, которые могут квалифицированно обслуживать комплексы. Еще в ноябре 2019 года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Дмитрий Шугаев сообщал, что до конца года будет завершено дообучение турецких специалистов, и уже к весне комплексы можно будет вводить в строй.
Слова Шугаева можно интерпретировать немного по-разному. То ли Турция запросила для своих военных дополнительный учебный курс, то ли они не очень хорошо прошли основное обучение и были отправлены на пересдачу. Тем не менее, программа подготовки в любом случае завершалась к новому году, деньги за поставку ЗРК уже уплачены, и никаких реальных препятствий для использования комплексов по прямому назначению уже нет. Следовательно, проволочки связаны с другими причинами, которые Эрдоган и его окружение предпочитают не обсуждать на публике.
ЧЕМОДАН…. БЕЗ РУЧКИ
Причин этих немало, и они лишь частично связаны с кознями Вашингтона. Как рассказал экс-глава департамента оборонной промышленности Минобороны Турции, а в настоящее время преподаватель Измирского экономического университета Сыткы Эгели, главная сложность заключается в том, что российские ЗРК невозможно интегрировать в систему ПВО страны, которая полностью укомплектована техникой, работающей по стандартам НАТО.
«С точки зрения эффективности С-400 – очень хорошая система, даже лучшая из существующих в мире. В этом отношении ПВО Турции получило очень хорошее и точное средство сдерживания. С другой стороны, С-400 придется работать автономно из-за того, что его невозможно интегрировать в архитектуру противовоздушной обороны Турции. По этой причине далеко не все из его выдающихся возможностей удастся использовать на практике. Соответственно, С-400 может и не оправдать тех больших ожиданий, которые на него возлагаются. Мы должны как минимум принять во внимание, что не сможем получить все выгоды, которые нам нужны от обладания системой, столь дорогой в финансовом и политическом отношении», – пояснил эксперт турецкому изданию Daktilo1984. По словам Эгели, приобретение С-400 не дает бонусов турецкой экономике через локализацию производства комплексов. Более того оно уже поставило Анкару перед перспективой огромных потерь при обновлении авиации.
«Мы были исключены из программы истребителей F-35, в которой мы работаем много лет, из-за покупки С-400. Наше исключение из этой программы не стало позитивным событием для нашей оборонной промышленности, которая в рамках кооперации рассчитывала получить заказы на сумму более $10 млрд. Наши воздушные силы сделали все необходимые приготовления для того, чтобы принять F-35. Однако исключение из программы указывает на то, что мы можем потерять доступ к истребителю следующего поколения, который должен заменить F-16 в ближайшие годы. Переход к русским или китайским вариантам истребителей будет означать дальнейшее увеличение проблем интеграции и адаптации, которые уже возникли при использовании С-400. Потребуется от 10 до 15 лет, чтобы наши военные полностью освоили новую технику и ее обслуживание», – полагает эксперт.
Также Эгели отметил, что приобретение С-400 вбило клин между Турцией и Западом, продемонстрировав, что Анкара больше не доверяет натовской солидарности. Наличие российской системы подрывает позиции Турции в переговорах с союзниками, считает экономист. По его словам, если национальные интересы страны и требуют идти против коллективного Запада, то такие решения должны приниматься по действительно принципиальным моментам, к каковым вряд ли можно отнести покупку комплекса ПВО.
СИТУАЦИЯ В ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Заявление экс-куратора турецкой оборонной промышленности, хотя и не лишено определенной тенденциозности, все же проливает свет на детали одного из самых громких и долгоиграющих оружейных контрактов последнего десятилетия. Если принимать слова Эгели на веру, то получается, что Анкара при желании могла купить и какие-то другие зенитные комплексы, но сделала не лучший выбор, предпочтя российский «Триумф» западным системам.
В реальности же, никаких альтернатив С-400 у Анкары не было. И дело даже не в том, что администрация экс-президента США Барака Обамы заблокировала продажу Рatriot. Это лишь верхушка айсберга.
Разжиться современным зенитно-ракетным комплексом Турция пыталась долго и безуспешно. В 2013 году Анкара объявила тендер на закупку ЗРК среднего и большого радиуса действия. В шорт-лист прошли китайский HQ-9 (клон советско-российского С-300П), франко-итальянский SAMP-T и американский Рatriot. Рособоронэкспорт представил на конкурс «Антей-2500», но тогда российская разработка не заинтересовала турецких руководителей. Власти республики соглашались потратить на закупку средств ПВО $4 млрд – почти в два раза больше того, во что впоследствии им обошлось приобретение более совершенных С-400.
Однако тендер закончился пшиком. Победителем выбрали китайский комплекс, что привело к крайне резкой и жесткой реакции американцев. Под давлением Вашингтона тендер несколько раз продлевали, но в итоге западные системы все равно признали проигравшими. На этом фоне Анкара заявила о намерении купить 12 дивизионов китайских ЗРК. Однако к концу 2015 года, казалось бы, уже выстраданный контракт все-таки сорвался.
По одной из версий, Анкара отказалась от закупки, чтобы не попасть под американские санкции, по другой – турецкие военные захотели столь полной передачи технологий, что уже китайские товарищи решили, что на такое сотрудничество они не подписывались. Попытка купить американо-германский комплекс MEADS натолкнулась на то, что он был еще не работоспособен. В результате, поссорившись со всеми партнерами, Турция осталась не только без современных средств ПВО, но даже и без внятных перспектив их приобретения.
Попытка государственного переворота в 2016 году и его силовое подавление и вовсе поставили Эрдогана в интересное положение: союзники открыто шатают стабильность в стране, а отбиться от них в случае конфликта просто нечем.
На этом фоне Россия сделала неожиданный ход конем: согласилась продать Турции четыре дивизиона «Триумфов». Соглашение было подписано в сентябре 2017 года, а цена контракта составила всего $2,5 млрд, притом половину этой суммы Москва давала в долг. Фактически Россия подарила Турции возможность защитить свои ключевые объекты от внезапного демократизирующего удара союзников. А, как известно, дареному коню в зубы не смотрят. Даже если он троянский.
ПРОСТО НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
То, что покупка российских комплексов является стратегическим решением с очень далеко идущими последствиями, турецкие эксперты понимали с самого начала.
«Мы ведь покупаем не помидоры у зеленщика. Речь идет о выборе средств защиты нашей родины. Турция сначала определит, откуда исходит угроза, потом сделает свой выбор. Выбор между С-400 и Patriot – это выбор стратегии. Если вы купите С-400, значит, построите стратегию, направленную на устранение угроз со стороны США, Израиля, Эгейского моря, Греции и с севера. Если купите не С-400, а Patriot, которые навязывает Америка, то станете частью стратегии США. Другими словами, станете американской пешкой, которую американцы будут использовать в кризисных регионах», – комментировал ситуацию оппозиционный политик, глава партии Vatan («Родина») Догу Перинчек.
Решение приобрести российские комплексы стало продолжением многолетней политики Турции по обретению технологической самостоятельности в оборонной сфере. Не мытьем, так катаньем Анкара заставляла партнеров по НАТО делиться интересными для нее технологиями, по крайней мере, обеспечивала себе возможность покупать передовые образцы вооружений, которые затем адаптировались под возможности и потребности турецких военных. Сотрудничество с Китаем позволило Анкаре разработать баллистические ракеты семейства J600T Yildirim, наладить выпуск 122-мм реактивных систем залпового огня T-122 Sakarya и 300-мм Kasirga. В мае 2017 года отказ австрийской компании AVL List GmbH поставлять двигатели для танка турецкой разработки Altay AHT поставил ВПК республики в сложное положение, выйти из которого Анкаре удалось за счет сотрудничества с Южной Кореей. В последние годы турецкий ВПК добился больших успехов в создании ударных беспилотников, вертолетов, бронетехники и средств радиоэлектронной борьбы.
Однако желающих помогать туркам в создании зенитной системы не нашлось ни на Западе, ни на Востоке. Способность производить современные ЗРК – привилегия высшей лиги, и пускать в этот клуб новичков никто не желает.
К слову, заявление Сыткы Эгели указывает на то, что и Россия, вопреки многочисленным заявлениям Эрдогана и опасениям российских патриотов, так и не передала Анкаре сколь-нибудь существенных технологий, связанных с производством «Триумфов».
Тем не менее, приобретение российской системы, пусть и без доступа к секретам производства, существенно сокращает технологическую зависимость Турции от США и стран Западной Европы. Именно поэтому решение было поддержано не только сторонниками Эрдогана, но и его политическими противниками. В турецком обществе существует консенсус по этому вопросу, и хотя западные эксперты пытаются представить покупку С-400 как результат политического авантюризма президента, на самом деле, оно целиком и полностью лежит в русле многолетней политики республики.
Анкара вступила на этот путь в далеком 1974 году, когда США и европейские страны решили ограничить поставки оружия из-за турецкого вторжения на Кипр, и продолжает по настоящее время. В этом отношении Турция похожа на своего южного соседа по региону – Израиль, с той лишь разницей, что у нее нет за плечами столь же солидных интеллектуальных и финансовых возможностей, как у еврейского государства.
В целом это значит, что кто бы ни возглавлял республику, он будет делать плюс-минус то же самое, что и Эрдоган. Как говорится, ничего личного.
КАПКАН ДЛЯ ЭРДОГАНА
Тем не менее, как справедливо указал Эгели, решение по ЗРК поставило перед турецким руководством целый ряд вопросов, ответы на которые можно искать или в сотрудничестве с Россией, или в восстановлении отношений с партнерами по НАТО. Однако ни то, ни другое не соответствует в полной мере возможностям и желаниям турецкого руководства.
Самый яркий тому пример – программа перевооружения авиации. Анкара рассчитывала приобрести около 100 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. При этом, по словам Эрдогана, страна выступала не как покупатель, а как партнер по производству этих самолетов, а потому потратила $1,25 млрд на финансирование разработки машины и подготовку мощностей к производству его компонентов. Это не помешало Дональду Трампу в июле 2019 года исключить турок из программы. Решение американского президента стало ответом на прибытие в Турцию российских комплексов.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН И ПРЕЗИДЕНТ ТУРЦИИ
РЕДЖЕП ТАЙИП ЭРДОГАН. ФОТО: ПАВЕЛ ГОЛОВКИН/EPA/ТАСС
В начале августа стало известно, что турецкие власти рассматривают предложение купить вместо F-35 российские Су-35, которые относятся к поколению 4++. В конце того же месяца, осматривая российский истребитель Су-57 на Международном авиакосмическом салоне МАКС- 2019, Эрдоган спросил Владимира Путина, летает ли этот самолет и можно ли его купить, на что получил два утвердительных ответа. Оба лидера подали обмен репликами как шутку, но все поняли намек.
Пересядут ли турецкие ВВС с американских «файтеров» на российские «сушки» – большой вопрос. И ответ на него, весьма вероятно, будет отрицательным. Уж больно дорого будут стоить переход на российские самолеты, замена наземной техники, переучивание летного состава и технических специалистов. При всем этом Турция оказалась лишена возможности обновить свою авиацию вместе с другими членами НАТО, и это весьма выгодно России, так как позволяет поддерживать баланс сил с меньшими затратами.
Пока Анкара пытается усидеть на двух стульях: использовать российские и китайские системы для снижения зависимости от партнеров по НАТО, а натовское оружие – для борьбы с Россией и ее союзниками. В ноябре 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24; в результате атаки погиб подполковник ВВС Олег Пешков, а чуть позже – морпех-контрактник Александр Позынич, принимавший участие в операции по спасению пилотов. В феврале-марте нынешнего года турецкие военные развернули беспощадную охоту на сирийские войска, используя ударные беспилотники Anka-S, Bayraktar TB2 и боеприпасы с лазерным наведением. Тогда же стало известно, что Турция обратилась с просьбой к США разместить на южной границе страны два комплекса Patriot и «позволить ей свободно наказывать любые будущие атаки сирийских войск, поддерживаемых Россией с воздуха». Фактически турецкие руководители попросили Вашингтон одолжить им пару ЗРК пострелять по российским самолетам. К счастью, у хозяина Белого дома хватило благоразумия проигнорировать просьбы союзника.
В целом Турция – довольно конфликтное и агрессивное государство, имеющее претензии ко всем своим соседям и основным мировым игрокам, за исключением Китая. Естественно, Анкара не может быть России ни другом, ни даже стратегическим партнером. Однако, как показал опыт последних лет, подкинув Эрдогану тактических козырей, Москва загнала его в долгоиграющий тупик, выбраться из которого ему будет весьма сложно.
А турецкое небо так и остается «дырявым» – если туда залетит не беззащитный бомбардировщик, а подготовленные к атаке звенья, отразить удар будет нечем.
Автор: Виктория ФОМЕНКО
Комментарии
Вот до каких пор статьи будут писать ГРАФОМАНЫ?
После слов про "Су-75" ...даже не знаю, а стоит ли читать эту галиматью дальше?
С400 - подарок России Турции: чемодан без ручки, а турки подарили России - чемодан без ручки - турецкий поток-2. Трубы пустуют и газ никому не нужен российский. вот так-то... Политика.. лжи и обмана...
За С-400 Турции русские цари с Владимвладимирыча спросили бы. И за тряпошный рубль - тоже.
кретины...Су-75. тьфу на вас.
Виктория иди мой полы в подъезде!
Не судите строго. С с-ками девушка могла ошибиться, но в целом аналитика интересная.
Правильно сделал трамп что закрыл туркам доступ к F35. Иначе возникла бы возможность потестировать С400 на нём... которую турки попытались бы запродать россии.
Нет никаких чемоданов без ручки. Если есть чемодан переделать ему ручки не стоить больших усилий. Военные эксперты правы, скорее Турецкие военные заняты процессом интеграции С-400 с системой ПВО страны. Уж поверти они технически на это способны. Это не легкое дело, но возможно. Написать протоколы для передачи данных и все будет ОК.