НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЗЕМЕЛЬНО-ПРОКУРОРСКИЙ ИНТЕРЕС

ЗЕМЕЛЬНО-ПРОКУРОРСКИЙ ИНТЕРЕС

ЗЕМЕЛЬНО-ПРОКУРОРСКИЙ ИНТЕРЕС
Автор: Константин ПОДДУБНЫЙ
07.02.2023

Резонансное дело о землях бывшего военного городка в Иркутске перешло в пиковую фазу. С одной стороны на кону судьба крупнейшей строительной компании региона, тысяч ее сотрудников и десятков тысяч квадратных метров нового жилья. С другой – рейдерский захват земли, в котором, возможно, замешаны некоторые сотрудники Прокуратуры и Следственного комитета Иркутской области. Суд уже нашел в деле грубейшие нарушения уголовно-процессуального закона, но интересанты в погонах не намерены останавливаться.

БОЛЬШИЕ РАЗБОРКИ ВОКРУГ ОДНОГО ДОГОВОРА

Кратко предыстория. 14 лет назад в Иркутске было ликвидировано высшее военное авиационно-инженерное училище (ИВВАИУ), а его территория, расположенная в одном из центральных районов города, оказалась в забытьи. Долги фирмы-банкрота, строившей на ней дома в «нулевых», обманутые дольщики, брошенные кредиторы, подвешенный статус земель – все это превратило некогда благополучный военный городок в «гетто». Но в 2019 году появился инвестор, который разрубил долговой узел: АО Специализированный застройщик «АЗГИ» («дочка» крупнейшей строительной компании Иркутска ФСК «Новый город») заключило мировое соглашение, в рамках которого взяло на себя обязательства по расчетам с дольщиками и кредиторами, в том числе Минобороны РФ. Частью этого документа стал договор аренды земельного участка от 30.12.2007 г. с правом застройки территории, который заключила компания-банкрот ООО «Торговый дом «ИЗКВ» с ИВВАИУ и войсковой частью № 32487. 

В результате исполнения мирового соглашения АО СЗ «АЗГИ» выплачивало многомиллионные долги банкрота и обеспечивало обманутых дольщиков квартирами, администрация Иркутска получала возможность строить на территории городка соцобъекты, а застройщик-инвестор – право аренды и застройки небольшой части территории городка. Арбитражный суд Иркутской области официально закрепил законность этого документа в мае 2019 года. 

Ядринцева 29 (2).jpg

Уже построенные дома...

Иркутск 1.jpeg

... и новые строящиеся.

Но в декабре 2021 года территория городка внезапно попала в поле зрения и зону интересов Прокуратуры Иркутской области, которая начала «разборки» по «землям ИВВАИУ» сразу по двум «фронтам» – арбитражному и уголовному. Цель – добиться отмены Мирового соглашения. Зачем – пожалуй, главный вопрос в этой, мягко говоря, странной земельно-прокурорской истории.

«ТЫ ИХ В ДВЕРЬ – ОНИ В ОКНО»

В «разработку» прокуратурой был взят тот самый договор аренды земельного участка от 30.12.2007 г. В арбитражном процессе надзорный орган пытался доказать, что договор по факту есть и подписан, но неуполномоченными на то лицами, поэтому его надо признать недействительным. В уголовном – что он «сфальсифицирован» и даже якобы изготовлен гораздо позже указанной в нем даты. Явное противоречие в своих исках прокурорских работников ничуть не смущало. Возможно, был некий «мундирно-житейский» расчет, что хоть один вариант да сработает, как в известной песне Высоцкого: «Ты их в дверь – они в окно». 

Не смущал надзорный орган и тот факт, что мировое соглашение и все связанные с ним документы по землям ИВВАИУ прошли проверки во всех инстанциях вплоть до Верховного Суда РФ и были признаны законными. Иркутские правоохранители считали иначе. 

На арбитражном «фронте» у областной Прокуратуры вышло полное фиаско. Больше года под лупой разбирали в арбитражах законность договора и мирового соглашения. Вердикт у всех един – все по закону. Здесь остается только пожалеть суды, которые тратили время на то, чтобы «пилить опилки». И теперь надзорный орган пытается сохранить хорошую мину при плохой игре, делая ставку на бесконечное затягивание процесса. 

прокуратура иркутской области.jpeg

С уголовным делом всё интереснее. С подачи Прокуратуры Следственным управлением СК РФ по Иркутской области было возбуждено дело на основании объяснений бывшего начальника ИВВАИУ генерала-майора И.И. Величко, чья подпись стоит в договоре аренды. В нем он говорил, что не подписывал договор. Забегая вперед, скажем, что позже генерал изменил свои показания, но следственная машина уже была раскручена.

В марте 2022 года региональным СУ СК РФ были задержаны шесть человек: директор ООО «ТД «ИЗКВ» Н.Ю. Афанасьев, арбитражный управляющий этой же компании А.Г. Шерстянников, представитель Собрания кредиторов А.Ю. Хочетулин, генеральный директор АО СЗ «АЗГИ» Е.А. Энгельгардт, бывший министр имущественных отношений Иркутской области В.А. Сухорученко, бывший сотрудник областного Минимущества А.В. Константинова. Их обвинили в якобы изготовлении «фиктивного» договора аренды и его использовании с целью получить право аренды земельного участка в городке ИВВАИУ (предъявили ч.3 ст.30, ч.4 ст.159 и ч.1 ст.286 УК РФ – мошенничество и превышение должностных полномочий – Прим. ред.). 

Через три месяца Иркутский областной суд отпустил задержанных из-за отсутствия оснований для содержания под стражей. Следствие требовало продлить арест, но суд отказал. 

Ни тогда, ни на сегодняшний день следствие так и не представило главного доказательства – «фиктивности» договора аренды. Проведенные в рамках уголовного дела экспертизы не дали однозначного ответа на этот вопрос. Главный свидетель – Величко – на очной ставке дал показания, что не помнит точно обстоятельств и не может с уверенностью сказать, подписывал или нет договор. В то же время участники дела настаивают на том, что договор законный и представляют весомые доказательства.

ПРИКАЗАНО ПРОГНУТЬ

Особая тема – «работа» с задержанными в СИЗО, где по «иркутской традиции», известной на всю страну, людей зачастую «прогибают» так, как надо следствию. Вот и здесь, в деле «о землях ИВВАИУ», правоохранители применили привычный им инструмент: взяли в жесткий оборот двух фигурантов – Афанасьева и Шерстянникова, директора и арбитражного управляющего ООО «ТД «ИЗКВ». Первый, по версии следствия, подделал документ. Второй, якобы зная об этом, дважды представил копию документа в Арбитражный суд: сначала в 2015 году в рамках аудита предприятия, затем в 2019-ом при заключении Мирового соглашения. Остальные четверо обвиняемых в материалах СК выставлялись как «соучастники», несмотря на то, что трое из них – Е.А. Энгельгардт, В.А. Сухорученко и А.В. Константинова – в 2015 году вообще не имели никакого отношения к процедурам банкротства ИЗКВ. Но, как говорится, вижу цель – не вижу препятствий. 

Как утверждает Афанасьев, во время его нахождения в СИЗО следователем СУ СК РФ по Иркутской области Е.О. Шангиной на него оказывалось давление с целью получить «нужные» показания, а также оговорить себя и других участников дела. Это продолжилось и позже. Результатом стало резкое ухудшение здоровья Афанасьева и срочная операция на сердце. Но директор ИЗКВ, как говорится, «не сломался» и остался при своих показаниях: договор аренды подлинный, подписан сторонами 30.12.2007г., генерал-майор Величко подписал его лично при Афанасьеве.

СК по Иркутской области.jpeg

А вот Шерстянников «сломался», вследствие чего через девять месяцев после возбуждения основного уголовного дела «о землях ИВВАИУ» следствие «родило» еще одно. В сентябре 2022-го дело А.Г.Шерстянникова было выделено в отдельное производство по ч.1 ст.303 УК РФ «Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем…»

Важный момент: наказание по этой статье имеет срок давности – два года. Инкриминируемое Шерстянникову деяние якобы произошло, как минимум, семь лет назад. То есть признание вины по этой статье означает почти автоматическое завершение дела без последствий для обвиняемого. Но только в том случае, если он даст «правильные» показания в отношении остальных участников основного дела. Циничная, но рабочая схема «договорняка», по которому одного отпускают, остальных «пакуют».

И вот тут ключевая нестыковка, которую Прокуратура и Следственный комитет проглядели, потому что не учли «третьего лишнего». Главное следственное управление ГУ МВД России по Иркутской области в начале 2022 года также занималось «землями ИВВАИУ» и выдало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В постановлении четко говорится о том, что арбитражный управляющий ООО «ТД «ИЗКВ» Шерстянников не знал (!) о якобы «подложном» договоре аренды. А вот в материале следователя Шангиной волшебным образом появляются показания о том, что знал. И Шерстянникову об этом… якобы сообщил сам Афанасьев. Просветление?.. Нет, жесткий «казенный» подход и признак «договорняка».

Условия «договорняка» – отдельная история. Про это писали несколько федеральных пабликов и СМИ. В частности, про такие неприглядные методы следствия, как шантаж фотографиями и видео интимного характера из гаджета обвиняемого и «работу» через сокамерников в СИЗО. Естественно, сам Шерстянников вряд ли об этом будет рассказывать публично, но пять признательных показаний от него были получены и стали основой для отдельного дела. 

ЛОВКОСТЬ РУК - И НИЧЕГО «ЛИШНЕГО»

Оба дела ожидаемо оказались в производстве одного следователя – подполковника юстиции Е.О. Шангиной. В обоих предмет – якобы «сфальсифицированный» договор аренды земельного участка от 30.12.2007 г. Но материалы компонуются избирательно. Внимательно следим за руками.

«Будучи «в руках» одного следователя и связанными по ключевому фактажу, эти дела странным образом оказались разведены по свидетельским показаниям, – описывает схему фокуса telegram-канал «Стукачёв». – Так, в первом деле помимо стартовых показаний свидетеля Величко о том, что он якобы не подписывал договор аренды в 2007 году, есть показания с очной ставки с директором ООО «ТД ИЗКВ» Афанасьевым, где Величко говорит, что не помнит, подписывал ли договор 30.12.2007 г. В «деле Шерстянникова» этих показаний нет. Так же в этом деле нет показаний самого Афанасьева, который подписывал договор, и которого, по нашим данным, Шерстянников оговорил, будучи под давлением «мундиров». 

Получается, что следователь Шангина, имея на руках оба дела, не стала применять полностью имеющуюся у нее доказательную базу с показаниями ключевых свидетелей в «деле Шерстянникова» и передала его в суд в «усеченном», удобном для обвинения (прокуратуры) виде…».

Вот так: ловкость рук – и в «деле Шерстянникова» не осталось ничего «лишнего». Обвинительное заключение утвердил сам заместитель прокурора Иркутской области Г.А. Пирва При этом в материалы так и не попали ни вторые показания генерала Величко, где он, по сути, говорит, что ничего не помнит, ни показания Афанасьева, который безуспешно пытался «пробиться» в это дело. 

И еще один важный момент: в основное уголовное дело «по землям ИВВАИУ» Афанасьев представил две экспертизы из государственных федеральных экспертных лабораторий. В одной вывод о том, что договор аренды земли в ИВВАИУ по всем признакам мог быть подписан в указанную на нем дату (то есть в 2007 году), в другой – однозначный вывод о том, что подпись на договоре со стороны ИВВАИУ на 100% принадлежит И.И. Величко. Это, мягко говоря, сильно подкашивает позицию обвинения, потому что практически доказывает: договор аренды – подлинный. Эти документы из основного дела так же не вошли в «дело Шерстянникова».

ШВЕЙНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

Рассмотрение «дела Шерстянникова» завершилось в Кировском районном суде г.Иркутска 27 января 2023 года. Судья С.В. Почепова вернула материалы в прокуратуру Иркутской области для объединения их с делом «по землям ИВВАИУ». 

Выводы суда:

- Обвинительное заключение по делу составлено с нарушением УПК РФ;

- Постановление следователя о выделение уголовного дела в отношении А.Г. Шерстянникова необоснованно и незаконно;

- «Дело Шерстянникова» необходимо соединить в одно производство с делом, обвиняемым по которому является Н.Ю. Афанасьев.

Судья указывает на множество процессуальных нарушений и нестыковок в материалах дела. Например, под видом двух копий одного и того же договора аренды представлены копии двух различных (!) документов и этому не дана оценка.

«Такое несоответствие материалов дела свидетельствует о его произвольном формировании стороной обвинения…», – говорится в постановлении суда. Если по-простому, то «произвольное формирование» – это откровенное «шитье» дела, из которого белые нитки торчат во все стороны, и это обман правосудия. 

Здесь еще одна важная деталь. На заседании в Кировском суде 27 января представитель областной прокуратуры заявил, что дело Афанасьева было «приостановлено», и это якобы препятствует соединению с делом Шерстянникова. Суд довод отверг, о чем сказано в постановлении, но дело в другом: никакого приостановления дела, судя по всему, нет и не было! Защита Афанасьева утверждает, что им об этом ничего неизвестно. То есть получается, налицо циничное введение суда в заблуждение, чтобы любыми путями добиться своего?.. Тот самый момент, когда представители прокуратуры, как говорится, «пустились во все тяжкие». 

Также отметим, что государственные обвинители – А.В. Романов и Е.Ю. Барабаш – несмотря на грубые нарушения, выявленные судом, были активно против решения вернуть дело прокурору и даже пытались отрицать наличие основного уголовного дела, которое сама же прокуратура инициировала. Не помогло. Такая ретивость представителей надзорного органа, которые должны бы ратовать за всестороннюю законность, удивляет. 

Однако, в распоряжении «Совершенно секретно» оказалось внепроцессуальное обращение Афанасьева, которое объясняет практически все. Он прямо говорит о мотивах и интересах инициаторов уголовно-арбитражной травли по «землям ИВВАИУ»: «Пока я находился в СИЗО г.Иркутска, мне неоднократно говорили об одном – ты нам не нужен, скажи, что ты подделал этот договор аренды и мы тебя отпустим, нам нужен участок, но если ты не сделаешь этого, то ты сгниешь в СИЗО». 

Афанасьев заявление судье.jpg

Обращение Николая Афанасьева к судье Почеповой С.В.

Это слова человека, доведенного до ручки правовым беспределом людей в погонах. Кто-то еще боится возвращения «лихих 90-х»? Так судя по всему, они и не уходили. На иркутской земле точно. Получается, что там легко можно «заказать» себе участок, а если кто-то уже работает на нем на законных основаниях, то просто уничтожить его, применив «запрещенный прием».  

И это уже вопросы к федеральному центру. Может, пора обратить пристальное внимание на регион, откуда в последние годы буквально сыплются вопросы по фактам произвола со стороны представителей правоохранительной системы? Может, уже пора начать закрывать «швейные фабрики» в органах? Тогда на земельно-прокурорском интересе будет поставлен жирный крест, и развитие территорий пойдет по закону, а не по договоренностям. 

P.S

Как стало известно из наших источников, Прокуратура Иркутской области намерена обжаловать решение Кировского суда, несмотря на все указанные судом нестыковки в деле.

«Совершенно секретно»    продолжает следить за ситуацией.


Автор:  Константин ПОДДУБНЫЙ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку