Автомобиль снова становится роскошью?
ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАРИФУЛИН/ТАСС
04.12.2021
На фоне мирового «полупроводникового кризиса» российские автопроизводители останавливают конвейеры. Дилеры, которые не хотят терять прибыль на фоне дефицита новых машин, взвинчивают цены на дополнительные опции, без которых теперь просто невозможно купить автомобиль. Эксперты говорят о двух-трех кратной накрутке, которая никак не регулируется законом. Махинации при продаже техники по сверхценам игнорирует как ФАС, так и Роспортебнадзор. Подробнее о сложившейся ситуации на авторынке и перспективах снижения цен на автомобили читайте в материале «Совершенно секретно».
В середине ноября концерн «АвтоВАЗ» заявил о трехдневной остановке конвейеров на сборочном производстве в Тольятти. Работников направили в вынужденный простой с сохранением 2/3 зарплаты из-за перебоев в поставке электрокомпонентов компанией «Роберт Бош Самара», которая с лета 2021 года не может возобновить стабильные поставки электропроводников от своих зарубежных партнеров. Пострадали практически все модели концерна, за исключением LADA Vesta. Эту машину продолжали собирать на площадке в Ижевске, так как в конструкцию были заложены иные электрокомпоненты.
Напомним, перебои с поставкой полупроводников для производства автомобилей в России начались еще весной текущего года. Минпромторг страны уверял, что проблему удастся решить к осени. «Российская автомобильная промышленность продолжает работать, несмотря на то, что в мировой практике начиная с февраля—марта этого года, мы уже видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются из-за недоукомплектованности машин электронными системами», – цитировал ТАСС представителей из министерства.
Так называемый «полупроводниковый кризис» за рубежом начался еще в конце 2020 года, когда производители электроники массово заявили о нехватке микрочипов на рынке. Связывают это как с возросшим из-за массовой изоляции людей в пандемию спросом на бытовую электронику, так и с перебоями в работе заводов, выпускающих необходимые компоненты. Проблему усугубил пожар на заводе одного из крупных игроков этого рынка — Renesas Electronics в Японии. А также погодные аномалии в Техасе, из-за которых с перебоями работали аналогичные производства.
«Многие производители авто сейчас корректируют свои финансовые прогнозы на текущий и 2022 год в силу того, что будет сохраняться проблема с чипами. Пока, судя по заявлениям мировых брендов, можно предположить, что проблема уйдет к 2023 году. По западным компаниям мы видим, что сложившаяся ситуация влияет на их финансовые показатели. Прежде всего речь идет о снижении объемов производства, но цены на авто очень сильно растут по всему миру. В итоге проблему с нехваткой чипов производители компенсируют ростом цен на автомобили», — обрисовал ситуацию для «Совершенно секретно» руководитель аналитического управления компании «Арсагера» Артём Абалов.
КИТАЙ НА ПИКЕ
Проблемы с полупроводниками дошли и до России. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в октябре в России было зафиксировано серьезное падение реализации новых автомобилей в сравнении с аналогичным показателем 2020 года. Речь идет о 27,9 тыс. штук или 18,1%.
«Четвертый месяц подряд рынок продолжил снижаться. При этом продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за период с января по октябрь 2021 года составили 1,314 млн штук, что на 10,5% превышает показатели за аналогичный период прошлого года. Предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок», – прокомментировал сложившуюся ситуацию председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
В октябре самое большее падение объемов среди основных игроков рынка продемонстрировали Volkswagen (VW) – 52% и связанная с ним Skoda (45%). Чуть лучше дела обстоят у АвтоВАЗа (31%) и Renault (36%). При этом Китай бьет рекорды по уровню продаж готовых авто. Лидером октября оказался Haval с ростом в 199% и Chery – 175%. За десять месяцев 2021 года эти компании увеличили объемы переданных машин на 25% и в 2,6 раза соответственно.
А ЦЕНЫ РАСТУТ
Заложниками сложившейся ситуации оказались обычные потребители, которые по полгода не могут дождаться заказанных еще летом автомобилей. К примеру, семья Гуляевых подписала договор купли-продажи автомобиля Volkswagen в августе текущего года. «Мы выбрали автомобиль из ближайшей поставки, уже заказанной дилером. Был заявлен срок сдачи – 36 производственная неделя. Нам обещали, что уже в конце сентября мы станем счастливыми обладателями нового авто. Но из-за проблем с электронными комплектующими Калужский завод ушел в так называемый плановый отпуск, а после выхода, стал работать два-три раза в неделю. Мы ждем три месяца, а судя по форумам «счастливых покупателей» есть люди, которым не могут передать технику с марта», – рассказала «Совершенно секретно» Наталия Гуляева.
Представители дилерских центров больше не дают даже примерных сроков производства. Более того, появилась неофициальная информация, что все заказы, назначенные к сборке после 41-ой недели, отменяются. «С начала года значительная нехватка производственных мощностей для выпуска полупроводников приводит к возникновению серьезных проблем с поставками в автомобильной промышленности и в том числе влияет на Volkswagen Group Rus. В связи со сложившейся ситуацией объем производства компании будет снижен в ближайшие месяцы. Тем не менее, мы продолжаем ежедневно следить за ситуацией и будем корректировать наш производственный график в зависимости от развития событий. Как только в ситуации с поставками полупроводников наметятся улучшения, мы увеличим объемы производства, чтобы удовлетворять стабильный спрос на нашу продукцию», – сообщили в Volkswagen Group Rus.
Между тем, за время ожидания заказанная Гуляевыми машина подорожала уже как минимум на 80 тыс. рублей. Кроме того, дилер предупредил, что им придется оплатить и дополнительную опцию в виде зимней резины. «В нашем случае ценник выставили адекватный, но есть случаи, когда дилеры отказываются передавать технику без «допов», причем накручивают сотни тысяч, к примеру, за накладки на двери. Если люди отказываются, предварительный договор разрывают, а пришедшую машину просто вновь выставляют на продажу и передают уже тому клиенту, который готов оплатить надбавку», – констатировала Наталия.
НЕ НРАВИТСЯ ЦЕНА – НЕ ПОКУПАЙТЕ
Газета «Совершенно секретно» решила проверить так ли это. На форуме потенциальных покупателей новых авто ищем официального дилера, на которого часто жалуются автомобилисты из-за завышения цен на дополнительные услуги. Мы остановились на «Лучшем официальном дилере Volkswagen среди дилеров российских регионов по итогам 2020 года» – компании «Автобан», которая представлена двумя крупными автосалонами в Екатеринбурге. На официальном сайте смотрим автомобили в наличии. Выбор пал на VW Tiguan в комплектации «эксклюзив» с шестиступенчатой автоматической коробкой передач и двигателем в 150 лошадиных сил.
Автопроизводитель оценил этот автомобиль в 2,679 млн рублей. Стоимость установленного дополнительно оборудования VW обозначил в 420 тыс. рублей, однако в итоге покупателю предлагается приобрести машину за 3,378 млн рублей. О том, какие услуги автосалон оценил почти в 280 тыс. рублей мы узнали в коротком диалоге с менеджером Айком Оганесяном:
СС: Я вижу базовую стоимость автомобиля, ценник на дополнительные услуги, но не понимаю, что мне предлагают приобрести еще за 280 тыс. рублей.
Автобан: Сейчас я вам все объясню… Вы же понимаете, что цена не конечная, можем немного двигаться. Сейчас посмотрим, что еще установлено на автомобиле. А вы как планируете покупать? Если будет кредит, мы вам дополнительно подарим зимнюю резину.
СС: Я планирую сдать свой автомобиль и остальное наличными. Все же ответьте на мой вопрос!?
Автобан: Так, на этой машине сделано керамическое покрытие, сигнализация с автозапуском, защита картера, установлена защитная сетка решетки радиатора.
СС: А разве в «эксклюзиве» нет защиты картера и радиатора?
Автобан: Там стоит пластиковый поддон, а мы поставим металлическую защиту. По радиатору, дополнительно идет защитная сетка с маленькими ромбообразными решетками, которые защищают радиатор от мошек и камней. Именно этой сетки в базовой комплектации нет.
Мы опросили сразу нескольких экспертов в сфере ремонта авто, которые оценили весь заявленный перечень работ не более чем в 100 тысяч рублей по максимально высокой цене. Более того выяснилось, что в заявленной модели в заводских «допах» уже заложена та самая сигнализация, о которой говорил менеджер. В конечном итоге мы получаем трехкратную накрутку стоимости дополнительных работ.
По словам руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Максима Едрышова, в настоящее время из-за нехватки новых автомобилей дилеры по всей стране работают по принципу: не нравится цена, не покупайте. «Вся проблема в том, что вариантов других нет. Так делает не один конкретный дилер, так работают все. Сейчас рынок продавца: они диктуют правила и совершенно честно говорят людям, если вас что-то не устраивает, идите в другое место и покупайте. Человек едет к другому дилеру и может столкнуться даже с худшей ситуацией, когда «допов» навязывают еще больше» – сообщил Едрышов «Совершенно секретно».
АТТРАКЦИОН НЕВИДАННОЙ ЖАДНОСТИ ИЛИ ПОПЫТКА ВЫЖИТЬ
Все же автоэксперты говорят и о том факте, что при отсутствии машин для продаж, дилеры также вынуждены «выживать». Ведь основной доход продавцов складывался именно из дополнительных опций и обслуживания проданного. Если раньше зарабатывали на количестве «допов» по цене чуть выше рыночной, то теперь задирают ценники для сохранения доходности.
По словам экс начальника отдела допоборудования одного из дилерских центров Subaru в России, после начала дефицита электронных полупроводников для производства машин стоимость дополнительных опций стали рассчитывать исходя из вероятности подорожания автомобиля за время ожидания его выпуска с конвейера.
«Цены на машины неуклонно растут и у самих производителей. За месяц авто может подорожать на 30–60 тысяч рублей. Соответственно если клиент хочет получить машину здесь и сейчас, он купит ее в той комплектации и с теми «допами», которые уже заказал и реализовал сам дилер. Если хочет товар под себя, он будет ждать 5–6 месяцев, а за это время машина может подорожать тысяч на 300–400. В большинстве своем стоимость «допов» формируется исходя из того, насколько в прогнозе подорожает авто за время ожидания. Ну и за срочность дилер накидывает еще тысяч 100–200», – отметил собеседник «Совершенно секретно».
По словам главы ФАР Максима Едрышова, государственные органы в лице Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы не занимаются вопросами наценки дилерских центров. «Чиновники никак не реагируют. Буквально два дня назад мне скидывали ссылку на сайт дилера Skoda, где в наличии была представлена Octavia стоимостью 3,5 млн рублей. При этом продавец совершенно честно написал, что в автомобиль установлены сигнализация и коврики. Все это за миллион рублей», – говорит общественник.
Единственный шанс сегодня купить машину без запредельных «допов» – заказать ее онлайн напрямую у импортера. Едрышов уточнил, что некоторые автопроизводители на своих сайтах после начала перебоев с поставками электрокомпанентов открыли онлайн-шоурумы. Но в последнее время и там висят надписи, что автомобилей в наличии не осталось.
ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ РАНЬШЕ: СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ ИЛИ У ЛЮДЕЙ ЗАКОНЧАТСЯ ДЕНЬГИ?
Все больше людей сегодня задаются вопросом, стоит ли откладывать покупку железного коня на будущее, либо нужно действовать здесь и сейчас. Ведь даже за последние несколько месяцев ценник на машины, как на первичном, так и на вторичном рынке существенно вырос.
Фото: Сергей Коньков/ТАСС
«Я выставил на продажу старенькую Kia Picanto своей супруги. Готов был отдать машину, купленную лет пять назад за 160 тысяч, за 200 тыс. рублей с возможным торгом. Мне сразу же после размещения объявления позвонили несколько перекупов с предложением отдать ее им на реализацию. А после того как я отказался, настоятельно рекомендовали не сбивать цены другим продавцам – выставить машину не менее чем за 300 тысяч, – говорит «Совершенно секретно» эксперт в сфере перепродажи подержанных авто. – Ценник подскочил даже на откровенный автохлам. Теперь даже за старые ВАЗы, давно снятые с производства, с прогнившими порогами и ржавчиной по кузову вместо 50–70 тыс. рублей стали просить по 100–120 тысяч. И люди покупают даже это».
Между тем, эксперты сходятся во мнении, что к допандемийному уровню ситуация уже не вернется. «Те, кто собирался у нас в России покупать машину пару лет назад и отложил приобретение, вряд ли увидят прежние цены. Скажем так, могут быть рекламные акции и скидки, но повального снижения стоимости ждать не стоит. Видимо будет найдена новая равновесная точка, в которую будут заложены повысившиеся цены на все виды сырья, а также будет учтено, что денежная масса во многих странах мира существенно возросла в связи с программами по стимулированию экономик», – считает аналитик Артём Абалов.
В ФАР надеются, что небольшое снижение все же произойдет за счет новых автомобилей, правда сроки называть не берутся. «Цены откатятся за счет дополнительных опций, когда у людей либо закончатся деньги, и они перестанут покупать машины с огромной переплатой, либо автомобилей на рынке станет больше» – подытожил Максим Едрышов. А с повышением доступности новых авто на рынке подержанной техники прекратится искусственно взвинченный ажиотаж.
Автор: Мария ШАРОГЛАЗОВА
Комментарии