НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Что не так с новым годом в России?

Что не так с новым годом в России?

Что не так с новым годом в России?
Автор: Михаил МЕЛЬНИКОВ
Совместно с:
24.02.2019

Далеко не все изменения в законодательстве, заработавшие  в начале 2019 года, оказались  эффективными. Создается ощущение, что писали и принимали  их не слишком компетентные  люди. С подробностями обозреватель «Совершенно секретно».

Начало 2019 года обещало быть нескучным. Россияне с интересом ожидали  вступления в силу полусотни новых законов, каждый  из которых, разумеется, принимали в их интересах.

Больше всего разговоров было, конечно, о пенсионной реформе – поэтапном изменении возраста получения пособия по старости. В I полугодии 2019 года ни один человек  не выйдет на пенсию по возрасту на общих основаниях – только представители разнообразных незащищенных групп населения (чиновники, силовики и т. д.). Чуть менее страстно,  но тоже достаточно горячо обсуждали  в обществе и другие темы. Например, рост НДС, формально добавивший к цене большинства товаров 1,7%, а фактически – 5–6%. Или корректировку правил ОСАГО, где вместо 4 категорий водителей по возрасту и стажу появилось несколько десятков, и полисы для молодежи стали существенно более дорогими. Выросли тарифы ЖКХ – пока что на те же 1,7% в среднем по стране, но в богатых регионах значительно сильнее. Больше  нельзя увольнять лиц предпенсионного возраста без очень веских причин – за нарушение предусмотрены  как административное, так и уголовное возмездие. По всей стране начало работать исчисление налога на недвижимость по кадастровой оценке.  Минимальный размер оплаты труда  окончательно приравнен к прожиточному минимуму, вырос максимальный размер пособия по уходу за ребенком, отменен налог на движимое имущество организаций, вступило в силу правило определения состояния  опьянения у водителей – 0,3 грамма спирта на литр крови, – отменены дачные хозяйства (теперь они или садовые, или огородные), а главное  – нам официально разрешили собирать валежник для личных нужд. 

САМОЗАНЯТЫЕ! 

На этом фоне недооцененным, как нам кажется, выглядит значение закона о налогообложении самозанятых – точнее, 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан». Этот  закон и предусмотренный им эксперимент окажут огромное влияние на  экономику страны – вполне сравнимое с пенсионной реформой.

Вот только писался этот закон, судя  по всему, тоже в порядке эксперимента – в результате охота за «черными» и «серыми» заработками россиян грозит обернуться дырой в бюджетах  регионов и деградацией рынка труда.

Дело в том, что в первые же недели 2019 года столичные компании начали переводить своих сотрудников в статус  самозанятых. Тем самым работодатели  пытаются в значительной степени сократить свои налоговые отчисления в  пользу государства, а заодно и скостить  расходы на содержание работников. Если ситуация продолжит развиваться в этом направлении, уже к концу года российское государство вместо вожделенных «миллиардов дополнительных поступлений» рискует получить изрядный недобор по налогам, который, безусловно, ударит и по региональным бюджетам, и  по социальным фондам. 

СЛАДКИЕ МЕЧТЫ 

Мысли о том, что в России, по одним данным, 15, по другим – 20 или даже 22 миллиона граждан зарабатывают себе на жизнь, не делясь при этом деньгами с государством, уже  много лет не дает покоя нашим властям. Оно и понятно: самые лакомые  куски отечественной экономики уже четверть века работают на обогащение офшорной аристократии. А чиновников, учителей, врачей, дороги, органы госбезопасности между тем  надо на что-то содержать.

Предыдущая попытка добраться до денег самозанятых через продажу патентов провалилась с треском. За 2017–2018 годы возможностью легализоваться подобным  образом воспользовались всего  813 человек.

Новый заход на карманы фрилансеров государство предприняло в прошлом году, инициировав принятие закона о налоге на самозанятых.  Начинание оформили как десятилетний эксперимент, а в качестве «подопытных» выбрали четыре региона: Москву, Татарстан, Подмосковье и Калужскую область.

В рамках проекта предполагается,  что самозанятые станут добровольно регистрироваться в налоговой службе, сами же – сообщать о размере  заработка и платить с него 4% подоходного налога, если они занимаются  оказанием услуг другим гражданам, и 6%, если работают с юридическими лицами.

Гипотетически, по максимуму, новый налог мог бы дать государству  336 млрд рублей в год. Однако в реальности сборы, скорее всего, составят около 7 млрд, что в масштабах страны – сущие копейки. Важно также отметить, что в первый год никаких штрафных санкций за неуплату  налога не предусмотрено. 

ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

Впрочем, реальность обошлась с правительственным экспериментом  куда жестче, чем все критики вместе  взятые. Остроумные работодатели стали увольнять сотрудников по собственному желанию и переводить их  на положение самозанятых. При этом  на случай визита сотрудников ФНС  или трудовой инспекции с бывшими работниками заключают… договоры аренды! В результате по документам получается, что не компания эксплуатирует труд неоформленных граждан,  а десятки самозанятых арендуют у нее  производственные площади. Законно? Законно! Честно? Нет. Если возможна ситуация «законно, но нечестно», значит с законом что-то не так. То  есть предприниматели умнее министерских экспертов и законодателей,  чего в принципе быть не должно

Зарплата при этом платится полностью «в чёрную», и никаких обязательств перед якобы бывшими сотрудниками компании больше не несут. Представители ФНС оперативно отреагировали на сообщения, пообещав, что доначислят налоги ушлым коммерсантам. Что ж: возможно, так и будет, а может и нет. В данном  случае показательно, что служба вынуждена реагировать постфактум:  это говорит о том, что власть не ожидала подобного развития событий. В противном случае карательные меры  за подобные манипуляции были бы  прописаны в законе с самого начала.

Между тем многим специалистам было заранее очевидно, что бизнес постарается использовать новшество для  ухода от налогов. Об этом, в частности,  ещё в ноябре прошлого года говорил  известный экономист Михаил Делягин:  «Люди государству не верят, особенно  не верят после пенсионной кражи, после роста цен на бензин и прочего. Поэтому те, кто сейчас являются индивидуальными предпринимателями и платят  6%, они переведутся в самозанятые и  будут платить 4%, просто в полтора раза  снизят свои платежи. При этом многие  фирмы переведут своих рабочих, своих  «занятых» в положение самозанятых.  Вместо 13% будут платить 6%». 

ЛЮДИ, БИЗНЕС  И РЕГИОНЫ: ЧЕГО ЖДАТЬ  В ПЕРСПЕКТИВЕ? 

Предприятия среднего бизнеса, которые до настоящего времени оформляли работников в соответствии со всеми  требованиями законодательства (трудовой книжкой, «белой» зарплатой и  соцпакетом), выиграют от новой схемы куда больше, чем ИП, сидящие на  шестипроцентной «упрощенке». Налог  на доходы физлиц у нас оставляет 13%  из зарплаты, а сверх неё идут также отчисления в Пенсионный фонд РФ –  22%, взносы в фонды медицинского и  социального страхования – еще 5,1%  и 2,9%. Плюс страховка от несчастных  случаев – от 0,2%. Все вместе набегает  на 33% от общего фонда оплаты труда.  При этом государству деньги отправляются бухгалтерией работодателя, поэтому работник их, как правило, не видит, а многие россияне и вовсе наивно  полагают, что с них берут всего 13% подоходного.

Таким образом, новая форма отношений позволит работодателям  положить в свой карман почти треть  зарплаты работников, а для тех почти ничего не изменится. Кроме того,  фирмы смогут экономить на декретных, больничных и отпускных. Просто  сказка, а не закон.

Если взять данные Росстата, вычислившего среднюю зарплату по столице в размере 82 тыс. рублей, нетрудно подсчитать, что перевод одного  работника с трудовой книжки на самозанятость позволяет ежемесячно  экономить около 35 тысяч. Оптимизация штата из 10 человек в течение  года даст налоговую экономию в четыре миллиона. Более чем достаточный стимул, чтобы коммерсанты начали шустрить.

Да и для самих работников ситуация в ряде случаев может оказаться  весьма выгодной. Получив свободные деньги, предприниматели могут пустить их на увеличение зарплат  специалистов, которых считают для себя ценными. Недаром и до принятия закона многие представители  креативного класса уже работали на фрилансе, предпочитая относительно крупные «серые» зарплаты копеечным «белым».

В общем и целом речь идет о распространении правил теневого сектора на большую часть экономики  и о дальнейшем сжатии ее легального сегмента. То есть в первую же  неделю эксперимента наметился  тренд, прямо противоположный  фундаментальной идее реформы:  хотя бы частично вывести из тени  доходы миллионов самозанятых и  пустить их на поддержание бюджетной сферы.

Четыре региона, где проводится эксперимент, считаются в России благополучными, так что падение налоговых доходов переживут. А что будет с остальными, когда эксперимент признают удавшимся? В  Ивановской или, скажем, Тамбовской области каждая копейка на  счету, и федеральный закон о самозанятых для региональных бюджетов – нож острый. То есть для территорий, где проживает две трети  населения страны, новшество в его  нынешнем виде строго противопоказано.

Естественно, мириться с таким развитием ситуации власти не станут:  скорее всего, бизнес ожидает новая  волна проверок и закручивания гаек.  Депутаты тоже могут вполне оперативно подсуетиться – и в дополнение  к уголовному наказанию за увольнение граждан предпенсионного возраста ввести и аналогичную ответственность за перевод работников в самозанятый статус

Не очень похоже на снижение административного давления на бизнес, о котором постоянно говорят  высшие лица страны.

Что стоит за такой политикой кабмина – нет даже особого смысла  гадать. Это стремление выжать последние копейки из бизнеса и граждан, соединенное с банальной  некомпетентностью. Вместо того  чтобы в условиях экономической  войны с Западом заниматься активной поддержкой реальных секторов экономики и развитием внутреннего рынка, правительство методично  асфальтирует поляну. К «мудрой»  политике снижения платежеспособности населения и повышения  издержек производителей теперь,  судя по всему, добавился еще один  механизм провоцирования социально-экономических конфликтов.

Сейчас власти важно проявить мудрость, чтобы закрыть лазейку с самозанятостью сотрудников, не налагая  при этом драконовские штрафы. Потому что если предприятие-нарушитель закроется под их тяжестью, лучше не будет никому.

ЗАЩИТА  ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ 

О пенсионной реформе сказано уже много, и что бы мы ни написали – будет повтором. Подчеркнём, однако: главный минус реформы состоит  в том, что она начата в период экономической стагнации. У нас просто нет  нужного десятка миллионов рабочих мест, и за время проведения реформы они не появятся. В сочетании  с преследованиями за увольнение  «предпенсионеров» (кстати, в преддверии начала действия этого закона их активно старались увольнять в ноябре-декабре) все это приведет к резкому обострению проблемы молодежной безработицы. Учитывая,  что конкурировать с низкоквалифицированными фрилансерами молодые люди в большинстве своем не намерены (они нацелены на более высокий уровень жизни), можно ожидать активизации банальной  уличной преступности, формирования целых сетей банд не только на периферии, как это происходит сейчас («движение А.У.Е.» и другие извращения), но и в столицах. Мало не покажется никому. Кроме, собственно,  авторов подобных законов – они живут в хорошо охраняемых поселках и  не сильно волнуются на тему криминогенности вверенной им страны.

Уволить легально трудоустроенного  сотрудника в России и так достаточно сложно, так что отдельный запрет  для предпенсионеров излишен. Кроме того, здесь присутствуют элементы «медвежьей услуги» – таких людей, если они все-таки начнут искать  работу, уже никто не возьмет. Зачем нанимать сотрудника, увольнение  которого может привести к столь неприятным последствиям? Предприниматели у нас, как мы убедились на  примере эксперимента с самозанятыми, отнюдь не дураки. 

БЕНЗИНОВЫЙ МОРАТОРИЙ 

Рост НДС привел к росту цен на автозаправках – тех самых цен, которые, вроде бы,  договорились  заморозить еще в конце октября.  Причем если по официальным отчетам цены выросли в среднем  как раз на 1,7%, то в провинции  на многих заправках бензин подорожал на 2-3%. И это всего за две  первые недели нового года! Несложно догадаться, что будет после разморозки цен. 

СУХОСТОЙ –  НЕ ВАЛЕЖНИК!

Пресловутый закон о валежнике тоже оказался «дырявым». Когда его принимали, депутат Госдумы Андрей Исаев  рассказывал, что у него «сердце радуется» за россиян, получивших возможность легально обогревать свои жилища сухими ветками. Хотя, конечно,  протопить ими дома в костромские морозы нереально. Но главное – определения валежника в законе или  подзаконных актах просто нет. И это создает самую настоящую ловушку для граждан, кормушку для контролеров. Потому что, скажем, «ветровал» – это не совсем «валежник». Не говоря уже о сухостое, который в законе вообще не упомянут, и использовать его по-прежнему нельзя. Почему – вопрос, на который у законодателей нет ответа. Что им  прочли, за то и проголосовали. На самом деле, конечно, необходимо разрешить сбор всех видов сухой древесины,  соответствующий законопроект зарегистрирован в Госдуме, но сколько его будут рассматривать – Бог знает! 

ЛУКАВОЕ ЖКХ 

Рост тарифов ЖКХ осуществляется у нас по очень забавной схеме. Напомним, как это было при последнем повышении, 1 июля 2018 года. Тогда  собирались ограничиться ростом на 4%, сейчас – на 1,7%.

Во-первых, из статистики исключили Крым и Севастополь – там тарифы  растут опережающими темпами, от  низких украинских к высоким российским, и эти регионы помешали бы выдать нужную цифру. Во-вторых, говоря о «в среднем по России», хитрецы уравнивают, например, Адыгею и Москву – а что, и то регион, и это. В результате рост цен в Москве составил 5,5%, в Санкт-Петербурге 6%, в Башкирии 5,9%, зато кавказские  республики и почему-то Новосибирская область обошлись повышением на 3–3,6%. Более того, цифры по регионам тоже бывают лукавыми: иногда их считают в стиле «подняли на водоснабжение на 7%, на вывоз мусора на 2% – в среднем 4,5%». Хотя,  конечно, стоимость водоснабжения  намного выше.

Судя по всему, аналогичные маневры будут применяться и сейчас. Собственно услуги ЖКХ в узком смысле в Москве действительно подорожали  на 1,7%, но социальный наем жилья  – на 9%, а оплата содержания и ремонта, равно как и взносы на капремонт – на 7%. Зато телеантенна не подорожала вообще: народ должен  вовремя узнавать о том, как ему хорошо живется. Так что следите за своими платежками, а при обнаружении  «странных» цифр отсылайте фотографии прежних и новых расчетов в редакцию «Совершенно секретно» – мы разберемся, почему так происходит.

* * *

Непрофессионализм и лицемерие ни к чему хорошему не приводят. И 2019 год начался для нас символично – с взрыва жилого дома 31 декабря в Магнитогорске, когда  при очевидном масштабе трагедии  нам долго морочили голову «тремя погибшими», чтобы, не дай Бог, не объявить траур на праздничные дни.

Точно так же будут рассказывать и  про действие новых законов – что все прекрасно, только кое-где у нас порой… Так добрый, но глупый хозяин  отрезает хвост собаке – по кусочкам,  чтобы было не так больно. Год предстоит трудный.


Автор:  Михаил МЕЛЬНИКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку