Деофшоризация: ВВП против ВВП?
Совместно с:
18.12.2013
Обращаясь к депутатам Федерального собрания, Владимир Путин признал, что России нужна система мер по «деофшоризации» российской экономики. «Нужна целая система мер по «деофшоризации» нашей экономики», — сказал Путин. По его словам, девять из 10 сделок, в том числе с госучастием, не регулируются российскими законами/
Чем именно помешали президенту России офшоры? И почему именно сейчас? Ведь эксперты, в том числе автор этих строк, многократно предупреждали российские власти об опасности офшорных схем. И у них, экспертов, были весомые аргументы. Но российские власти будто не слышали их. И вдруг неожиданный поворот. В чем дело?
Начнем с того, что с экономической точки зрения офшоры как один из абсолютно цивилизованных методов развития бизнеса применяются там, где местные режимы мешают предпринимателям. Поэтому самый эффективный метод деофшоризации – смена режима. Вряд ли Владимир Путин призывал к этому.
Есть, впрочем, и иной (альтернативный) путь. Мало кто знает, что Россия потихоньку исключила Кипр из списка офшоров . Такая вот деофшоризация на бумаге.
Какой из двух путей (бумажный либо радикальный) выберет Россия — по этому поводу российский президент не сказал ничего.
Как показывает мировая практика, цивилизованной экономике офшоры не очень мешают. Почему? Да потому что в нормальных экономиках существуют правовые методы сбора информации по офшорам, зарегистрированным в любых юрисдикциях. Все они основаны на тесной кооперации финансовых разведок мира при сборе документов для зарубежных судов, решения которых обязательны для любых офшорных юрисдикций. К сожалению, только западных, а не российских.
Далее. Цивилизованная борьба с офшорами основана на одном из базовых экономических принципов - речь о создании государством равных возможностей для всех без исключения объектов и субъектов экономической деятельности. Другими словами – если что- то нельзя делать простому ремесленнику, это же запрещено и всем государственным органам. А если запретом пренебрегли — каждый наказывается одинаково, «по содеянному». И вот к этой-то части российской «деофшоризации» у меня лично более всего вопросов. При российской деофшоризации все будут равны или некоторые, как всегда, равнее прочих?
Мой вопрос не случаен. Находящиеся под непосредственным руководством президента РФ государственные банки создали несколько тысяч офшоров в разных юрисдикциях, а также зарегистрировали их филиалы по всему миру. Абсолютно также поступили все без исключения государственные министерства, ведомства и государственные внешнеторговые объединения. Как им, бедолагам, быть в условиях деофшоризации?
А как быть с действующими «прогосударственными» офшорами, реализующими любимые российским президентом проекты, типа Олимпиада в Сочи?
Особый разговор – о тысячах офшоров, созданных теми или иными структурами нашего «Газпрома». Кстати, его руководитель Алексей Миллер, до работы в газовом гиганте, имел значительный опыт работы в офшорах, так как являясь заместителем генерального директора ОАО «Морской Порт СПб» по инвестициям, был официальным представителем компании Nasdor Inc из Лихтенштейна. Через проклятые офшоры работают все и очень близкие, и чрезвычайно близкие к Владимиру Путину лица. Например, Аркадий Ротенберг. Как по ним, близким людям, пройдется безжалостный каток деофшоризации?
Рискну предположить, что никак. Главная причина: все офшоры с российскими корнями включены в те или иные финансовые схемы, организованные при участии крупнейших западных банков. И если Россия начнет бороться с офшорами серьезно, то трудно себе представить сумму исков, которые немедленно будут поданы против Российской Федерации!
Не менее важное: все активы офшоров с «российскими корнями» размещены в тех или иных зарубежных юрисдикциях. На многие из них уже наложены те или иные санкции западных властей. Поэтому вернуть зарубежные активы на родину (а именно это и является экономической целью деофшоризации) является весьма непростой юридической проблемой. Умение решить ее с помощью западных судов до сих пор не продемонстрировало ни одна структура российской власти.
И самое главное. Президент не стал излагать план деофшоризации по шагам. С чего начнем? Кто будет этим заниматься? С опорой на какие нормы права?
Учитывая все изложенное выше, берусь утверждать, что ничем иным, кроме очередного этапа «бумажной борьбы», все эти планы и закончатся.
* * *
Все материалы проекта «Из жизни денег».
Автор: Андрей СОТНИК, финансовый аналитик
Совместно с:
Комментарии