Европа разлюбила доллар
Совместно с:
04.04.2019
До конца марта Еврокомиссия закончит консультации с участниками международной торговли стран Евросоюза по поводу перехода на расчеты в евро. К лету на их основе странам ЕС будет представлен конкретный план дедолларизации европейской экономики. У России здесь свой интерес: Европа все еще является крупнейшим покупателем российского газа. До сих пор расчеты за него идут в долларах.
«Пришла пора, когда евро должен развить свою глобальную роль. Евро должен отражать политический, экономический и финансовый вес еврозоны и поддерживать сбалансированный, основанный на правилах международный политический и экономический порядок», – заявил вице-президент Еврокомиссии по вопросам евро и социального диалога Валдис Домбровскис.
ОПАСНЫЙ ДОЛЛАР
Слова господина Домбровскиса подтверждает статистика. В ЕС ВВП по паритету покупательной способности в 2017 году составил $14,9 трлн, в США – $19,4 трлн. Однако большая часть импорта оплачивается в долларах – в импорте энергоносителей долларовые расчеты составляют 85%. Центробанки мира также предпочитают доллар: в их валютных резервах он занимает 62,3%, а евро только 20,3%. Получается, при сопоставимом размере экономик еврозона проигрывает доллару в торговле. «Европейские компании по-прежнему торгуют в американских долларах на ключевых стратегических рынках, зачастую даже если торгуют между собой. Это подвергает бизнес валютным и политическим рискам, таким как односторонние решения, которые напрямую затрагивают долларовые транзакции», – говорится в пресс-релизе Еврокомиссии.
О том, что это за риски, европейцы знают не понаслышке. Так, когда Президент США Дональд Трамп внезапно вернул санкции в отношении Ирана, европейские страны оказались в сложном положении: заключенные контракты на иранскую нефть не могли быть оплачены. Каково приходится европейским правительствам, когда бензин внезапно дорожает, хорошо видно по Франции, где бунт «желтых жилетов» не утихает до сих пор. А когда США наложили санкции на активы Олега Дерипаски, европейские заводы остались без алюминия и глинозема, поставляемых компанией Rusal. Между тем впереди еще запуск «Северного потока – 2» и месторождения «Ямал СПГ», в котором участвует французская компания Total. Оба проекта вызывают резкую критику США.
АЛЕКСАНДР КЛИЩЕНКО. ИСТОЧНИК — ЕВРОСТАТ
Все дело в том, что транзакции в долларах обязательно проходят через американские банки, потому США в любой момент могут перекрыть «финансовый кран» – как это уже случилось с иранской нефтью и российским алюминием. Европейцам этот опыт не понравился настолько, что уже после возвращения иранских санкций в сентябре прошлого года они заговорили о необходимости создать независимую от США платежную систему (сетевое издание «Совершенно секретно», статья «Европа поможет России избежать санкций», 28.08.2018). А уже в декабре прошлого года Еврокомиссия представила «дорожную карту» дедолларизации Европы.
ГАЗ И НЕ ТОЛЬКО
Представляя дорожную карту по избавлению от гегемонии доллара, члены Еврокомиссии не скрывали, что важнейшим вопросом для них является импорт газа и нефти. «Подавляющее большинство наших долгосрочных контрактов на импорт энергоносителей не в евро. Это говорит о неустойчивости ситуации и не отображает роль, которую евро должен играть в мире», – заявил Мигель Ариас Каньете, еврокомиссар по вопросам климата и энергетики. Сейчас около 85% импорта энергоносителей в Евросоюз оплачивается в долларах. Так, в долларах котируются все сделки на спотовом и фьючерсном рынке нефти. Небольшая доля газа оплачивается в евро: так, сделки в европейских газовых хабах заключаются в британских фунтах и евро, в евро заключаются и контракты на норвежский газ. Однако импорт газа из большинства стран, включая Россию, оплачивается в долларах.
В своей дорожной карте Еврокомиссия рекомендует странам ЕС включать в межправительственные соглашения о поставках энергоносителей с третьими странами пункт о том, что евро используется как валюта расчетов по умолчанию. Кроме того, рекомендовано начать котировать нефть в евро агентствам Platts и Argus (спотовый рынок), а также биржевым операторам, предлагающим опционы и фьючерсы.
Не забыта и финансовая система: Еврокомиссия предлагает создать собственную платежную систему, независимую от США, а также расширить список европейских ценных бумаг для международных инвесторов. Первые шаги здесь уже сделаны: в мае прошлого года появились SBBS – европейские частные ценные бумаги, обеспеченные государственными облигациями. Разумеется, номинированные в евро.
Однако Еврокомиссия хочет пойти дальше. В частности, до конца марта этого года должны пройти консультации с игроками стратегических отраслей (самолетостроение, торговля металлами и минеральным сырьем, продовольственными продуктами) о возможностях расширения торговли в евро. Ведь сегодня даже европейский Airbus продает свои самолеты за доллары. Идут и консультации с игроками валютного рынка: европейцам не нравится, что практически все кросс-курсы валют включают в себя доллар, а транзакции всегда ведутся через доллар
Конечно, Еврокомиссия может только рекомендовать частным компаниям избавиться от доллара. Но столь обширные консультации с игроками рынка показывают, что еврокомиссары намерены дать такие рекомендации, от которых рынок не захочет отказаться. Тем более что вне ЕС достаточно стран, для которых «долларовая дубинка» Дональда Трампа становится все большим раздражением.
ШАГАЮЩИЕ В НОГУ
Европейское стремление уйти от доллара не может не радовать Россию – ведь российские власти давно стремятся к тому же.
Особенно удачным для дедолларизации российской экономики стал 2018 год: уже к 1 февраля этого года Центральный банк (ЦБ) РФ сообщил, что активы банков в иностранной валюте сократились на 4,9% год к году, а их текущий размер – $309,5 млрд – стал минимальным с 2012 года. За год банки лишились еще $18 млрд в виде депозитов и средств на счетах и продолжили терять свою роль в качестве посредника по передаче валютных кредитов с Запада российским компаниям. В сумме они вернули $14 млрд кредиторам-нерезидентам, погасив займы российскому бизнесу на $17 млрд.
В рамках курса на дедолларизацию ЦБ РФ за прошлый год вдвое сократил долю доллара в золотовалютных резервах и приступил к масштабной скупке китайских юаней, вес которых в структуре ЗВР подскочил в 147 раз (до 14,7%).
Впрочем, расчет на юань не оправдался: вложив в юани $67 млрд, ЦБ столкнулся с резким снижением курса китайской валюты (на 7,5% за полгода), которое обернулось для него убытком на сумму $5 млрд. А сам Китай отказался перейти в расчетах с Россией с долларов на национальные валюты.
Тем не менее, на Гайдаровском форуме председатель Правительства России Дмитрий Медведев уверенно заявил, что мир постепенно теряет доверие к доллару как резервной валюте, и этот процесс будет только ускоряться. По его словам, главным виновником дедолларизации стали сами США: они до предела накачивают свой государственный долг и пытаются переложить свои внутренние экономические и политические риски на других участников мировой экономики. «Страна, денежная единица которой является ключевой резервной валютой, сама же разрушает и доверие к ней», – заявил премьер.
Мотивация дедолларизации у России и ЕС схожи – всех пугают американские санкции. В том числе – их непредсказуемость.
АЛЕКСАНДР КЛИЩЕНКО. ИСТОЧНИК — SWIFT
Сейчас ведущие российские банки совместно с Минфином и ЦБ готовят план ответа на возможное ужесточение санкций США, в результате которого один или несколько банков могут быть отключены от возможности проводить расчеты в долларах. Такая угроза содержится в законе DASKA, внесенном в Сенат США в феврале этого года: он требует, чтобы банки, связанные с финансированием «вредоносной деятельности» Кремля, были внесены в SDN-list, «черный список», для фигурантов которого запрещены любые транзакции с американскими юридическими лицами. Под это определение попадают и те американские банки, корсчета в которых обеспечивают возможность проводить расчеты в долларах. Предполагается, что расчеты будут проходить внутри России, минуя американские корсчета.
Но, как говорят эксперты, хоть кто-то из цепочки взаимных расчетов все равно должен иметь корсчет в США. И, как показала история с заблокированными картами попавшего под американские санкции Еврофинанс Моснарбанка, этот «мостик в США» может и отказаться участвовать в схеме.
Напомним, что после того, как Минфин США ввел санкции против Еврофинанс Моснарбанка из-за его связей с Венесуэлой, банк объявил, что операции по картам банка недоступны и за рубежом, и в России. Не помогло и создание Национальной системы платежных карт (НСПК), куда международные платежные системы Visa и MasterCard заставили отдать обработку внутрироссийских операций: выяснилось, что операции с картами санкционному банку закрыл его подрядчик – ЗАО «Картстандарт» – из опасений вторичных санкций США.
Ну и, наконец, все разрабатываемые схемы позволяют продержаться под американскими санкциями три-четыре месяца максимум, признают эксперты. А дальше? Тут-то и пригодилась бы разрабатываемая ЕС собственная платежная система.
Схожи и взгляды ЕС и России на торговлю газом и нефтепродуктами. В области газа Россия и ЕС по-прежнему стратегические партнеры: для России Европа – крупнейший покупатель, для Европы Россия – крупнейший поставщик, и, что немаловажно, российский газ самый дешевый. Между тем, Дональд Трамп не раз жестко критиковал Европу за строительство «Северного потока – 2». Причина на виду – США и сами хотят поставлять свой сжиженный газ в Европу («Совершенно секретно», № 12 (413), ноябрь 2018, статья «Газовые войны»). Расчеты в долларах означают, что в любой момент транзакции могут остановиться из-за американских санкций
Похоже, и России, и Европе выгодно расширение зоны торговли в евро. Но насколько это реально?
НЕ ПАНАЦЕЯ
Опрошенные «Совершенно секретно» эксперты считают, что намерения ЕС вполне логичны и осуществимы, однако кардинальных изменений порядка вещей ждать пока не стоит.
«Доллар и евро – две конкурирующие мировые резервные валюты. Быть эмитентом такой валюты очень выгодно, потому что получаешь сеньораж. Грубо говоря, продаешь «бумагу» против реальных поставок товаров. Конкурируют между собой евро и доллар второе десятилетие. Так что намерения ЕС естественны и органичны. Как и Китая – об укреплении международной роли юаня, как и российская мечта о рубле в глобальном финансовом обороте», – рассуждает экономист Яков Миркин.
Однако увеличение доли евро в расчетах несет и риски для еврозоны, предупреждает Николай Солабуто, управляющий директор УК «Финам Менеджмент». «Увеличение доли евро в расчетах, думаю, вполне осуществимо. Однако это повлечет за собой укрепление евро к доллару, что сделает продукцию отдельных отраслей ЕС неконкурентоспособной на мировых рынках», – говорит эксперт. С другой стороны, отмечает он, жизнь экспортеров переход на евро для торговли с еврозоной значительно упростит. «Исчезнут кросс-курсы, прямые расчеты помогут сократить штаты сотрудников», – поясняет Николай Солабуто.
Однако выгода от перехода к расчетам в евро для российских экспортеров вряд ли будет велика, предупреждает Яков Миркин. «Рубль также волатилен и затратен против евро, как и против доллара», – поясняет он.
Насколько быстро может начаться дедолларизация Европы?
Теоретически, никаких особых трудностей для новых контрактов переход на евро не несет, считает Сергей Хестанов. «Для существующих же контрактов, особенно долгосрочных, напротив, трудности велики. Главная проблема – определение курса пересчета из долларов в евро. Считать по курсу на момент заключения контракта, исполнения платежа или как-либо иначе? При больших суммах вопрос становится непростым», – рассуждает он.
В результате, по мнению экономиста, на российских экспортеров дедолларизация еврозоны повлияет не очень сильно. «Старые контракты пересматривать никто не будет, а новые заключаются медленно. Кроме того, эта мера никак не защищает от вторичных санкций, хотя и снизит риски прямых американских санкций», – резюмирует Сергей Хестанов.
А что делать обычным российским гражданам? Ведь не секрет, что основные сбережения у нас в долларах. Может, пора и нам провести личную делолларизацию?
Лучше держать диверсифицированный портфель, советует Яков Миркин: часть сбережений в долларах, часть в евро. «Любому из нас трудно угадать, когда доллар будет усиливаться против евро и наоборот. Ну и, конечно, если у вас много затрат в евро, то у вас неизбежно накопления будут больше всего в евро», – поясняет он.
«Пока в России нет жестких валютных ограничений, выбор валюты зависит исключительно от личных предпочтений и места ее предполагаемой траты», – согласен Сергей Хестанов.
«Копить надо в рублях, ведь вы живете в России. Рубль показал себя довольно крепкой валютой», – уверен Николай Солабуто.
Автор: Татьяна РЫБАКОВА
Совместно с:
Комментарии