Казахстан в поисках богатств Мухтара Аблязова
Совместно с:
26.04.2013
Более двух лет идут процессы в зарубежных судах против экс-главы казахстанского банка БТА Мухтара Аблязова. По некоторым расчетам истцы уже потратили на это свыше 15 миллионов долларов. Краткий анализ экономических результатов, достигнутых на основе этих судебных атак, на мой взгляд, крайне интересен для налогоплательщиков любой из стран СНГ. Изучив эти результаты, они возможно поймут: почему до сих пор их правительства не научились возвращать в соответствующие страны незаконно вывезенные за рубеж активы.
Сегодня получивший в Великобритании статус политического беженца Мухтар Аблязов — субъект семи инициированных властями Казахстана исков на общую сумму 3.7 миллиардов долларов (2.26 миллиардов фунтов стерлингов) только в английских судах (по иным оценкам – 5 миллиардов). В этих процессах уже более двух лет принимают участие до ста лучших британских юристов, в том числе более 30 барристера и 8 королевских прокуроров. Английский журнал The Lawyer включил «дело Аблязова» в двадцатку самых важных судебных процессов начала тысячелетия. Иски против Мухтара Аблязова инициированы властями Казахстана.
Объектами рассмотрения в судах стали свыше 600 офшоров, которые могли иметь отношение к личному бизнесу господина Аблязова. Сферы их деятельности весьма разнообразны — банковская, транспортная, ряд сырьевых (нефть, газ, металлы, зерно), и др.
Власти Казахстана надеются, что с помощью этих судебных атак им удастся вернуть в бюджет весомые суммы, которые г-н Аблязов пока считает своими активами. Удастся ли это сделать? И сопоставима ли будет победа с затраченными миллионами?
Пока успех, несмотря на мощный замах, не велик. Почему?
Приведу только один пример, связанный с российским частным портом «Витино».
СПРАВКА «Совершенно секретно»
Морской специализированный порт (МСП) «Витино» и ЗАО «Беломорская нефтебаза» это транзитный пункт по перевозке нефтепродуктов и газового конденсата на экспорт. Порт незамерзающий, имеет железнодорожное сообщение с Мурманском и Санкт-Петербургом.
Согласно официальной российской информации единственный владелец ЗАО «Беломорская нефтебаза» — голландская White Sea Complex BV. А 51% порта «Витино» (якобы) контролировал Мухтар Аблязов через кипрскую Usarel Investment Ltd.
Однако в ходе судебных процессов в Англии причастность Мухтара Аблязова к порту «Витино» подтверждения не нашла – зато в качеств совладельцев всплыл ряд фирм, не известных российским регистраторам. Примерно такая же история – с судом в Лимассоле. Кипрский суд также не подтвердил того, что «Витино» — личный актив Аблязова. В качестве совладельцев порта тут также рассматривался целый ряд компаний (существенно отличный от того списка, который фигурировал в британском процессе).
То есть, сколько денег не вкачивают в процесс казахстанские власти, они не могут – даже с помощью западных судов – установить местонахождение личных активов Аблязова. Почему?
На мой взгляд, главная причина одна: до начала судебных процедур не были проведены финансовые расследования, с помощью которых нужно было бы собрать документы, подтверждающие принадлежность тех или иных активов господину Абязову. А до тех пор пока это не сделано, власти Казахстана будут выбрасывать бюджетные деньги на ветер.
Подробности процесса «Казахстан против Мухтара Аблязова», а также его значение для России – в июньском номере «Совершенно секретно».
Автор: Андрей СОТНИК, финансовый аналитик
Совместно с:
Комментарии