Кипр: деньги требуют проверки
06.02.2013
Россия должна принять решение по поводу предоставления Кипру очередного кредита, либо смягчения условий погашения выданного ранее. «Было обращение от Кипра по кредиту, с одной стороны, и, со второй стороны, по смягчению обязательств перед РФ по ранее выданным кредитам. Мы готовы рассматривать больше второй вариант», — сказал на днях министр финансов РФ Антон Силуянов. Напомним, 31 января 2013г. министр финансов Кипра Васос Шиарли заявил, что Россия перенесет срок погашения кредита в размере 2,5 млрд долл., выделенного Кипру, с 2016г. на 2022г.
Кроме того, летом 2012 года Кипр обратился к России за новым кредитом, уже на 5 миллиардов евро, но он пока не получил одобрения российских властей. Кипр, столкнувшийся с финансовым и бюджетным кризисом, также был вынужден обратиться за помощью к ЕС и МВФ. Переговоры о финансовой поддержке примерно на 17 миллиардов евро ведутся с лета 2012 года .
На этом фоне на Западе все громче звучат голоса противников кредитования Кипра европейскими странами. Евросоюз не должен помогать Кипру, банки которого, по данным СМИ, аккумулировали более 20 миллиардов евро российских денег. Происхождение этих капиталов зачастую сомнительно, утверждают западные эксперты. Часть депутатов Европарламента опасаются, что помощь банковской системе Кипра в итоге окажется спасательным кругом для российского теневого бизнеса.
По просьбе «Совершенно секретно» эту ситуацию комментирует эксперт «СС», финансовый аналитик Андрей Сотник.
— Меня очень смущают громкие разговоры о грязных русских деньгах, которые аккумулированы на Кипре.
— Вы всерьез полагаете, что кипрские офшоры не притягивают отечественных финансовых аферистов?
— Конечно, притягивают. Но почему только отечественных? В скандалах, связанных с кипрскими офшорами, фигурировали отнюдь не только российские фирмы и российские предприниматели.
— Можете привести примеры?
— Скажем, в большом числе подобного рода сюжетов есть отчетливый «немецкий» след. Вспомним хотя бы операции немецкого концерна Daimler при участии греко-кипрских юридических и физических лиц, которые исчерпывающе представлены в деле «United States of America v. Daimler AG» (10-cr-00064-RJL). И этот немецкий след отнюдь не единственный.
Кроме того, на Кипре найдутся тысячи искателей лучшей безналоговой жизни практически со всего мира — вряд ли все они отличаются кристальной честностью. Там тысячи украинских компаний. Там тысячи компаний из Казахстана. Там сотни таджикских компаний. Английских компаний на Кипре еще больше (кипрские компании часто являются английскими «по прописке»). Множество американских компаний. А также французские, бельгийские, голландские, японские, китайские, израильские. Кого там только нет! Откуда уверенность, что все эти многочисленные ценители налогового рая абсолютно честны перед законом?
Да, на Кипре огромное количество компаний и из России. Но в этих условиях вести речь исключительно о так называемых «русских грязных деньгах» весьма странно.
— Вы полагаете, что ответственность за ситуацию на Кипре могли бы разделить и другие страны, чьи компании, являются участниками офшорного бизнеса?
— Именно. На Кипре, как и в любой иной офшорной зоне, существует международная проблема «грязных» денег. Для борьбы с этой проблемой должны быть создана международная независимая комиссия, которая изучит ситуацию и с помощью собранных документов определит, какую долю в теневых операциях на Кипре занимает каждая страна. И на этой основе предложит каждой из этих стран принять пропорциональное участие в выделении Кипру новых кредитов.
— Полагаю, что в такой постановке вопроса есть некоторый идеализм.
- Отчасти готов согласиться. Но важно понять: пока международное сообщество окончательно не разберется с тем, что происходит в непрозрачных офшорах расположенных в разных точках земного шара, ни одна из этих территорий не застрахована от судьбы Кипра — это раз. И другое: политические спекуляции на тему выделения Россией дополнительного кредита есть по сути призыв к легализации «грязных» денег из иных государств мира..
Автор: Ирина ЧЕВТАЕВА
Комментарии