Кривосудие по-ялтински
Спустя семь лет, после возвращения Крыма в «родную гавань», продолжается череда спорных процессов о принадлежности наиболее прибыльных бизнес-активов. Правовая система полуострова еще не окончательно отлажена и приведена в полное соответствие с федеральным законодательством. То и дело возникают желающие поймать свою выгоду в этой мутной воде, особенно – рейдеры в сфере недвижимости и земельных ресурсов.
Симптоматичным в этом плане выглядит резонансное дело госрегистратора крымского МФЦ Виктории Ровенской, в котором на днях произошел переломный момент – Верховный суд Республики Крым отменил решение Ялтинского городского суда о заключении подсудимой в СИЗО и отправил ее под домашний арест до октября этого года. Процесс не случайно вызвал повышенное внимание со стороны общественников, правозащитников, журналистов и российского реального бизнеса – ведь он красным маркером подчеркивает основные болевые точки законодательства Крыма и слишком уж затянувшего переходного периода для местной Фемиды. Дело Ровенской показало, что по-прежнему в Крыму работают мошеннические схемы родом из 90-х, с использованием правоохранительной и судебной системы в качестве инструмента продвижения интересов далеко не чистых на руку бизнесменов.
Жертвой подобной криминальной рейдерской схемы и стала главный консультант отдела регистрации прав на объекты недвижимости Ялтинского горуправления Государственного комитета по госрегистрации и кадастру республики Крым Виктория Ровенская, которую вначале прошлого года обвинили по статье 285 ч.3 в злоупотреблении служебным положением при оформлении прав собственности на участки земли под Ялтой и приговорили к 3.5 годам лишения свободы.
Казусы ялтинской Фемиды
В марте 2018 года Ровенская оформила переход права собственности на два гектара земли и объекты недвижимости, находящиеся в южнобережном посёлке Симеиз на первой береговой линии, с украинской фирмы на российского ИП. Сделка была совершена с соблюдением законов РФ, предоставлением документов через МФЦ, проверкой налоговой инспекции и в нотариате. Их подлинность никаких сомнений не вызывала, кроме того, запреты на межграничные сделки не вводились, все украинские документы приравнивались к российским без переоформления.
И тем не менее, Ровенскую как опытного работника Госкомрегистра, сделка все же насторожила, – с украинской стороны нередко происходили попытки с помощью поддельных документов продавать один и тот же объект несколько раз. Она направила запрос в Киев, где были оформлены документы. Однако украинские коллеги его ожидаемо проигнорировали. Начальство же Виктории, ссылаясь на загрузку управления и отсутствие претензий к первично поданным документам, требовало оформить сделку.
Оснований для отказа не было, данных об обременениях в ЕГРЮЛ не содержалось, претензий никто не высказывал, и Ровенская оформила сделку.
Какое-то время все складывалось благополучно. Новый владелец перспективных объектов ИП Александров стал активно инвестировать в развитие полученной недвижимости, даже подготовил интересный для всего полуострова инфраструктурный проект. Как вдруг в начале 2020 года объявились новые руководители ООО «СВС» (бывшего украинского собственника объектов), которые на голубом глазу заявили, что ничего не продавали, а их представитель действовал на основании поддельной доверенности. При этом, как рассказали адвокаты Ровенской, якобы обманутые бывшие собственники, приобщив к делу едва ли не в фотошопе сделанные, липовые документы, подали иск в российский суд с требованием вернуть имущество. В виду очевидной сомнительности притязаний суд отказал украинцам по всем пунктам.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Но, как выяснилось, украинские рейдеры и их «российские коллеги» без боя не сдаются, ведь на кону перспективная недвижимость стоимостью десятки миллионов рублей. И ради прибыли можно легко переступить через закон, нормы морали и разрушенные человеческие жизни.
Далее события развивались стремительно. Осознав, что идущие процессы в арбитражном суде они проиграют, рейдеры решили усилить свою позицию в российском правом поле и не придумали ничего лучшего как с теми же фотошопными документами обратиться в местное МВД (хотя по закону такие обращения должен рассматривать Следственный комитет). Однако случилось чудо – в МВД их не только не послали по известному направлению, а, наоборот, буквально за 3 дня было возбуждено уголовное дело, обвиняемой по которому в итоге и стала Ровенская.
Вслед за этим, на космической скорости дело дошло до суда, на котором Виктории дали 3.5 года колонии. А оспариваемая недвижимость – бинго – по решению суда должна перейти украинской стороне в силу неправомерности зарегистрированной Ровенской сделки. Казалось бы, схема сработала на все сто. Но, как оказалось, шампанское пить было рано.
Правозащитник Иван Мельников, адвокаты Алексей Ладин и Рифат Яхин у здания ВС Крыма
Верховный суд Республики Крым 7 апреля 2021 года удовлетворил апелляцию защиты и отменил первоначальный приговор Ялтинского городского суда. Было назначено доследование, на время которого Ровенская была отправлена под домашний арест. Земля же, тем не менее, вопреки законодательству о приграничных территориях и Указу Президента от 2011 года, осталась в ведении украинской стороны.
Сложившаяся ситуация не отвечала целям рейдеров. Им был необходим именно обвинительный приговор, и тогда в ход пошла тяжелая артиллерия. В квартиру находящейся под домашним арестом Ровенской пришли двое в штатском: следователь ГСУ СКР по РК Поваляев и сотрудник УФСБ РФ по РК представившийся Романом. Сотрудники, не стесняясь в выражениях, потребовали от подследственной взять вину на себя и пойти на оговор. В противном случае «стражи правопорядка» пообещали, что позаботятся о том, чтобы женщина снова оказалась в СИЗО. Ровенская оказалась не робкого десятка и отказалась подчиниться угрозам.
И тут же, как по мановению волшебной палочки, «16 июля в Ялтинский городской суд поступило представление начальника Ялтинского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по РК и г. Севастополю об изменении меры пресечения с домашнего ареста на заключение под стражу с учетом допущенных подсудимой В.Г.Ровенской запретов, возложенных на нее судом» (копия постановления суда есть в распоряжении редакции). Стоит ли удивляться, что суд это представление без каких-либо разбирательств удовлетворил полностью, и Виктория снова, как ей и пророчили бравые правоохранители Поваляев и Роман, оказалась в СИЗО. Осознав всю реальность угроз и решительность тех, кто за ними стоит, Ровенская написала соответствующее заявление в СК, Генпрокуратуру, Уполномоченному по правам человека (копия есть в распоряжении редакции).
Верховный суд Крыма восстановил справедливость
В надежде вернуть подопечную из СИЗО под домашний арест адвокаты Ровенской подали апелляционную жалобу в Верховный суд Республики Крым. Судебное заседание обещало быть интригующим – назначенное на 10 утра в пятницу 30 июля, оно состоялось только гораздо ближе к обеду. Группу неравнодушных граждан, собравшихся поддержать Ровенскую, не пустили в здание суда. Из восьми заявивших намерение освещать заседание журналистов в зал пустили только двоих, мотивируя это решение коронавирусными ограничениями. Ходатайство вести фото- и видео-съемку открытого заседания судья отклонила.
В ходе прений адвокаты Ровенской Алексей Ладин и Рифат Яхин по полочкам разложили всю несостоятельность и неправомерность решения Ялтинского городского суда. Их доводы были настолько юридически и логически обоснованы, что судье просто не оставалось шанса с ними не согласиться. Особое внимание в своих выступлениях они уделили заявлению подсудимой о поступающих угрозах, которые, по сути, и реализовал своим решением Ялтинский суд.
«9 июля, Ровенская, была допрошена в качестве свидетеля, в здании главного следственного управления, следователем Поваляевым М.В., так вот в ходе допроса, Поваляев неоднократно говорил о том, что, в случае, если мы не достигнем так называемого консенсуса, то есть не получим нужные показания, то мера пресечения в отношении Ровенской будет изменена, на более строгую. Потом еще раз повторил, пояснив, почти дословно цитирую: ”Ну вы же понимаете, даже если это решение будет незаконно, пока вы будете отменять или отмените, либо не отмените Ровенская будет содержаться в следственном изоляторе. И вот действительно, через короткий промежуток времени, собственно, они достигли того результата, о котором мы говорим. И меня весьма удивляет, что получается меру пресечения, изменил не суд, а сотрудник ФСБ по городе Ялте Роман и следователь Поваляев. То, о чем они говорили, свершилось», – подчеркнули адвокаты в ходе прений.
По итогам заседания Верховый суд Республики Крым отменил решения Ялтинского городского суда. Виктория Ровенская, у которой, кстати, есть тяжелые хронические заболевания, будет дожидаться окончания следствия под домашним арестом.
Казалось бы, правосудие свершилось, честь крымской Фемиды восстановлена. Однако очевидно, что у любого думающего человека, кто знаком с этой историей, останется на душе горький осадок. Ведь дело Ровенской демонстрирует, что не только отдельные сотрудники Ялтинского городского суда, но и ФСИН, и ФСБ, и СК, то есть практически все звенья местной правоохранительной системы, вместо защиты безопасности граждан, способны выступать единым фронтом для продвижения бизнес-интересов неких не чистых на руку дельцов, да к тому же, представителей явно не дружественного России государства. И эта ситуация, безусловно, нуждается в скорейшем реагировании федеральных органов власти и правопорядка. Ведь, если эта схема-провокация украинских дельцов сработает, то будет создан прецедент для целого вала подобных дел. И встанет ребром вопрос о защите суверенитета и целостности нашего государства.
Слово экспертам
В беседе с корреспондентом «Совершенно секретно» своим мнением о деле Ровенской поделились эксперты и правозащитники:
Ева Меркачева, правозащитник: «Я, конечно, не юрист, но как правозащитник могу сказать, что видела обращение, в котором Виктория заявляет, что ей угрожают - меня лично очень волнуют эти угрозы. Нужно работать в этом отношении».
Денис Набиуллин, правозащитник: «Мы подготовим обращения на Генерального Прокурора и УСБ ФСБ России на противоправные действия сотрудников ялтинских правоохранительных органов».
Иван Мельников, правозащитник: «Изменение меры - достаточно странный правовой факт, особенно меня волнует гуманитарная составляющая - женщина сидит в СИЗО за недостаточными доказательствами. Попытка посадить определенного маленького сотрудника с целью того, чтобы, условно, получить резолютивную часть для преюдиции - это достаточно распространенная практика. Должна быть проведена проверка, Следственный комитет и лично Председатель СК всегда мониторят обращения средств массовой информации и оперативно реагирует. Очень надеюсь, что благодаря вниманию нашему и СМИ, будут оперативно приняты процессуальные решения. У человека зафиксировано ухудшение состояние здоровья и этому вопросу необходимо уделить особое внимание».
Екатерина Рейферт, правозащитник: «Я соглашусь с моим коллегой Иваном Мельниковым в том, что схема преюдиции, в которой страдают самые рядовые, обычные люди, распространенная мошенническая схема родом из 90-х. Очень надеюсь на то, что внимание правозащитного сектора и журналистов поможет в судьбе Виктории Ровенской, а также в судьбе участников ИП Александров, предпринимателей, у которых, вопреки Указу Президента Российской Федерации о приграничных территориях, практически рейдерскими способами отнимают землю. А у жителей Крыма надежду на то, что инвесторы придут в регион и будут спокойны за свои инвестиции и ресурсы».
Редакция «Совершенно секретно» со своей стороны будет следить за ходом процесса по делу Виктории Ровенской.
Дмитрий БЕЛЯКОВ, директор Центра изучения перспектив интеграции ЕАЭС, специально для «Совершенно секретно»
Комментарии