НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Крылатый звон

Крылатый звон
Автор: Владимир ДМИТРИЕВ
Совместно с:
02.07.2012

Кто подаст миллиардеру-авиатору на покрытие долгов?

Когда авиакомпания Red Wings, входящая в Национальную резервную корпорацию (НРК) и до недавнего времени специализировавшаяся на чартерных рейсах, объявила об открытии с 25 июня с.г. регулярных рейсов из Москвы в Калининград, первое, что сразу вспомнилось – это февральский заголовок из местной online-газеты «Янтарный край»: «Леонида Ицкова из обанкроченной авиакомпании в Калининграде пригрел Александр Лебедев»
Рупор «красных крыльев» в интернете сайт молчит о самом Леониде Ицкове и его «калининградском следе». Да и сам сайт неожиданно закрылся на доработку. 
Зато калининградские СМИ не скупятся на информацию о нынешнем руководителе «Red Wings». В 90-е Леонид Ицков входил в команду Бориса Березовского, работал исполнительным директором перевозчика «КД-Авиа» –  той самой  калининградской авиакомпании, которая, задолжав кредиторам 14 млрд. руб., в сентябре 2009 г. прекратила перевозки и вскоре приказала долго жить. В декабре 2009-го Леонид Ицков и председатель совета директоров компании Сергей Гриценко были арестованы по подозрению в преднамеренном банкротстве. Через пять месяцев Ицкова освободили. А олигарх Лебедев взял Леонида Лазаревича на пост гендиректора… в «Красные крылья» (таков романтический перевод Red Wings Airlines после смены прежнего названия – «Авиалинии 400»). Теперь на работающего с  февраля 2012 года  гендиректором Red Wings Леонида Ицкова
глава Национальной резервной корпорации возлагает особые надежды по освоению «калининградской» ниши. С помощью этого направления Александр Лебедев планирует  поправить дела своего чартерного перевозчика,  принесшего в прошлом году убыток в 700 млн. рублей.
Фееричность подобных обстоятельств вокруг авиакомпании, начиная от «краснокрылого» переименования  до «янтарных надежд» на Калининград, куда и без того летают самолеты «Аэрофлота», авиакомпании «Россия», «ЮТэйра», «Сибири»(S7 Airlines), «АкБарсАэро», может изумить кого угодно. Как и громадьё неосуществленных планов в судьбе компании. Олигарх Александр Лебедев, имевший через Национальную резервную корпорацию (НРК) 48% акций немецкого авиадискаунтера Blue Wings,  хотел ввести «Красные крылья» в некий альянс National Wings (прожект лопнул из-за банкротства германской компании).
Или  заявлял в открытом письме Владимиру Путину в своем блоге  alebedev.ru о намерении безвозмездно отдать Red Wings государству.
Такие метания, замечательные для остросюжетного романа на темы бизнеса, едва ли годятся для такого строго регламентированного вида деятельности, как авиация, где во главу угла всё же ставится безопасность пассажиров, а не вдохновенный порыв.
В апреле 2012 года Федеральное агентство воздушного флота (Росавиация) в рамках планового инспекционного контроля авиакомпании "Ред Вингc" /Red Wings/ выявила ряд серьезных нарушений и недостатков в работе авиакомпании с точки зрения безопасности. Они касались межрегламентного интервала периодического технического обслуживания воздушных судов Ту-204. По нормативам этот интервал должен составлять 600±60 часов, однако авиакомпания допускала наработку до 773 часов без постановки самолетов в ремонтные ангары. «Другими словами, полёты выполнялись на неисправных воздушных судах», - сделала вывод Росавиация.
Выявлены были и предпосылки для того самого «человеческого фактора», который стал причиной многих авиакатастроф. К примеру, для «усиления» экипажа воздушного судна, выполнявшего длительные рейсы продолжительностью полетной смены более 12 часов, в его состав необоснованно включался второй пилот-стажер – хотя по действующему законодательству стажер не может укреплять экипаж в рейсе с пассажирами. «Очевидно, что руководство авиакомпании не вынесло для себя уроков из катастрофы самолета Ту-154 под Донецком в 2006 году», - предупредила Росавиация «краснокрылую» компанию.
Кстати, из составленного комиссией Росавиации акта инспекционного контроля базовых объектов Red Wings от 13 апреля 2012 года следует, что у комиссии Федерального агентства возникли вопросы по аттестации нового гендиректора перевозчика Леонида Ицкова, чьим калининградским опытом Александр Лебедев решил воспользоваться, открывая рейсы в аэропорт Храброво на побережье Балтики. Возможно, взгляды на опытность этого главного менеджера авиакомпании оказались недостаточны для инспекторской комиссии, жестко подходящей к аттестации персонала.
Клубок кадровых проблем давно сопровождал Red Wings, где  менялись руководители, приходили и уходили топ-менеджеры, привлекались «варяги». И кадровый голод ощутим до сих пор. К примеру, актом комиссии Росавиации авиакомпании Александра Лебедева вменяется отсутствие руководителя службы организации авиационных перевозок.
 Все эти, казалось бы, внутренние проблемы на деле являются очень серьезными – ведь если нет порядка в службах авиакомпании, то жди сбоев и, не дай Бог, летных происшествий.
«По выявленным фактам нарушения (несоблюдения) эксплуатантом сертификационных требований, действующих в гражданской авиации, целесообразно применение меры воздействия в соответствии с п. 106—107 Федеральных авиационных правил №11», - отмечено в акте Росавиации.
Все эти не соответствия требованиям федеральных авиационных правил могут привести к тому, что ведомство вправе ввести ограничения или приостановить действие сертификата эксплуатанта или даже полностью его аннулировать. То есть, в свете не обеспечения безопасности полетов встает вопрос о принятии по результатам инспекционной проверки решения в отношении дальнейшей эксплуатационной деятельности ЗАО «Ред Вингc». И многое тут зависит от того, насколько компания готова исправить выявленную инспекторами ситуацию.
Однако, вместо признания ошибок последовала отповедь со стороны пресс-службы Национальной резервной корпорации, что-де претензии Росавиации к авиакомпании Red Wings являются безосновательными, а «утверждение же о том, что Red Wings «эксплуатирует неисправные суда» дискредитирует не только авиакомпанию но и, в целом, российскую авиационную промышленность, так как Red Wings является крупнейшим заказчиком и эксплуатантом новой авиатехники отечественного производства».
В одном из средств массовой информации с подобными заявлениями выступил и главный акционер авиакомпании Александр Лебедев.
Лебедеву не впервой переводить претензии к его бизнесу (в данном случае – технические) в политическую плоскость и объяснять их чьим-то злонамеренным «заказом». Но безопасность полетов – это не споры вокруг активов, за техническими регламентами стоит жизнь тысяч пассажиров. Вот почему на официальном сайте Федерального агентства воздушного флота было заявлено: «Росавиация рекомендует ЗАО «Ред Вингc» не связывать результаты проверки с надуманными причинами, а немедленно приступить к устранению нарушений и недостатков».
Кстати, косвенным подтверждением многочисленных проблем у авиаперевозчика Red Wings служат и негативные отзывы пассажиров чартеров, которые указывали не только на хамство ее персонала и, извините,  «дурно пахнущие» туалеты в самолетах, но и на технические сбои – барахлившую вентиляцию, скрежет систем, запах горелого, льющий на пассажиров конденсат и т.д. «О комфорте пассажира речи не идет вообще. Зато рвотные пакеты выдают исправно», - пишут клиенты Red Wings на форумах в интернете. В противовес отрицательным отзывам на форуме авиакомпании запестрели отзывы с восхвалениями комфортных условий полета на самолетах   Red Wings ( чаще всего хвалят кожаные кресла и отсутствие задержек в вылете).
В декабре 2011 года компания Red Wings Александра Лебедева была названа самым непуктуальным авиаперевозчиком – тогда она задержала отправление 19 из 88 выполненных рейсов.
«Отвратительно, – пишет на форуме авиакомпании «Ред Вингс» пассажирка Елена. – Рейс RWZ9803 (вылет 2.07.12 г. Внуково-Бургас) задерживается более, чем на четыре часа. На борту дети, которые летят на отдых. Точной информации о вылете не было».
Сегодня можно говорить, что убыток Red Wings 700 млн. руб. по итогам 2011 года, который Александр Лебедев намерен покрыть за счет обмена блокирующего пакета акций своей лизинговой компании «Илюшин Финанс» (ИФК) на 8 самолетов Ту-204 и погашение долга Red Wings по лизинговым платежам , возник в результате неэффективного менеджмента собственников бизнеса и руководства компании. Хотя сам Лебедев утверждает, что долг 700 млн. руб. образовался из искусственно завышенных лизинговых ставок.
Однако эти ставки для авиакомпании ввела в свое время лизинговая фирма «Ильюшин Финанс», которая  фактически управлялась менеджерами Александра Лебедева, поскольку ему принадлежал блокпакет акций ИФК. То есть налицо, как минимум, откровенное лукавство бизнесмена. Сейчас представители авиакомпании заранее  ищут себе  причину уже и для своих… будущих  неудач. По их словам, ею является вступление России в ВТО, после которого правительство прекратит компенсировать фирмам часть затрат на лизинговые платежи при покупке отечественных самолётов.
Однако вспомним, что задолго до разговоров о вступлении России в ВТО авиакомпания Александра Лебедева, заявлявшая о намерении стать лидером по объему заказов посредством финансового лизинга, лишь декла
рировала, но не использовала возможности. К примеру, 26 ноября 2010 года на сайте «Право.Ru» руководитель пресс-службы «Ильюшин Финанс Ко.» Андрей Липовецкий, комментируя арбитражные иски этой структуры к «Красным крыльям» на 461 млн. руб., пояснил, что «Рэд Вингс» в силу своей не совсем эффективной экономической политики накопила задолженность по лизинговым платежам за 8 самолетов Ту-204-100». Всего по лизинговой задолженности, указывает сайт, ссылаясь на базы данных ВАС, ИФК подала к «Ред Вингс» 18 исков на общую сумму более 847 млн. руб.
Характерно, что чартерный перевозчик Red Wings, заявлявший о планах иметь к концу 2010 года в своем парке 18 единиц Ту-204-100, а в дальнейшем – и 28 единиц, включая  модернизированные Ту-204СМ,
сейчас, если верить открытым источникам, имеет  всего не более десяти самолетов, что говорит о провале заявленных программ. Причем, как указывают некоторые источники, в прошлом году из всего парка перевозчик активно эксплуатировал практически лишь две-три машины.
Однако даже при таком провале  Александр Лебедев продолжает привычную политику громких заявлений и требований преференций для себя от государства, как «крупного заказчика отечественного авиапрома». С присущей ему «скромностью» глава Национальной резервной корпорации на своем сайте-рупоре www.alebedev.ru помещает материал подконтрольной ему «Новой газеты» от 15.06.2012 г. «Атака на Лебедева» с утверждениями, что «в правительстве РФ началась работа по блокированию проекта заказа 44 новых самолетов Ту-204-СМ авиакомпанией Лебедева Red Wings».
Чуть раньше, в марте этого года, в размещенном на том же сайте явно рекламном  сообщении говорится, что «авиакомпания Red Wings вновь решила выступить заказчиком самолета Ту-204 СМ». Миллиардер как бы снижает уровень требований: его перевозчик готов закупить 15 самолетов, а не 44, как планировалось ранее. Но условия всё те же: дайте средства для Red Wings от госбанков, в частности, от ВЭБа…
Обещая манну небесную для авиапрома, Александр Лебедев меняет акции и активы, торгуется, оперирует компроматом, дирижирует СМИ – но реальных успехов вся эта шумная деятельность, по-видимому, не приносит. Интернет-ресурс РЖД сообщил, что приостановка свидетельства Red Wings (деятельности – прим. автора)  угрожает сделке по обмену блокпакета акций лизинговой компании ИФК (принадлежит Лебедеву) на восемь самолетов Ту-204 вкупе со списанием долга по лизинговым платежам. Так что всю эту деятельность можно сравнить с дымовой завесой, призванной скрыть возможное банкротство убыточных авиационных активов бизнесмена.


Автор:  Владимир ДМИТРИЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку