НОВАЯ МИССИЯ - НАКОРМИТЬ ЧЕТВЕРОНОГОГО
21.07.2022
На днях президент В.В. Путин выразил возмущение ситуацией, сложившейся на российском рынке кормов для домашних животных. Он выразил поддержку инициативе губернатора Мордовии Артёма Здунова увеличить отечественное производство кормов. При этом президент был очень удивлен, узнав, что данная продукция практически полностью ввозилась из-за рубежа, и он сказал, что такой импорт - это «глупость для России».
По числу домашних животных на душу населения Россия занимает второе место в мире после США. Наиболее популярный вид домашней живности в нашей стране – это кошки и собаки. Их в домах россиян, согласно опросу компании Mars Petcare, в 2020 году содержалось около 63,5 млн особей. При этом численность домашних кошек в 2020 году по сравнению с 2017 годом выросла на 25% и составила 40,8 млн, собак же за три года стало больше на 21% – 22,6 млн.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОРМОВ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
Домашние животные есть у 70,4 млн россиян. При этом 20% семей держат и собак, и кошек. И что характерно, по данным опроса, 44% владельцев кошек и 34% владельцев собак воспринимают домашних питомцев, как полноправных членов семьи.
В 2005 году российский рынок кормов для домашних животных составил около 11,9 млрд рублей. Причем 21% этих денег россияне потратили на корм для собак, а почти 79% – на кошачьи «сухарики» и консервы.
В дальнейшем шла активная пропаганда готовых кормов с использованием самого эффективного средства продвижения – телевизионной рекламы. В результате, в 2021 году объем российского рынка кормов для домашних животных оценивался уже примерно в 300 млрд рублей.
До недавнего времени российский рынок рассматриваемого вида продукции демонстрировал стабильный рост. Соответственно, росли и траты россиян на своих домашних питомцев. По данным на февраль 2021 года россияне в среднем тратили в зоомагазинах 1525 рублей. Таков был «средний чек», и он говорил о том, что в последние пять лет наблюдался рост продаж всех видов готовых кормов.
Сложилась ситуация, когда на рынке было практически все, и людям было очень удобно приобретать для своих домашних животных готовый сбалансированный корм, не говоря уже о лакомствах. И домашние животные привыкли к этому. Так что даже в 2020 году, во время пандемии COVID-19, продажи кормов для домашних животных не только не сократились, но и показали рост почти на 10% по сравнению с 2019 годом.
Наиболее распространенными местами приобретения кормов для животных были специализированные магазины, оптовые и мелкооптовые рынки, гастрономы, продовольственные магазины. Кроме того, резко увеличились продажи по онлайн-каналам.
При этом доля отечественных производителей кормов, появившихся на рынке в последние два-три года, оставалась мизерной, а ведущими игроками российского рынка были американская корпорация Mars (бренды Pedigree, Whiskas, Sheba, KiteKat, Royal Canin, Perfect Fit, Chappi и др.), швейцарская компания Nestle (бренды Gourmet, Felix, Purina One, Pro Plan и Friskies), а также итальянская компания Monge (бренды BWild и Pouch Grill).
Эти транснациональные компании до 80% кормов производили в России. Но они навязывали продавцам жесткие условия по выкладке товара (как утверждают российские производители, отечественные корма оказывались где-то на нижних полках), и, как следствие, именно они контролировали 90% российского рынка.
СУХИЕ И ВЛАЖНЫЕ КОРМА
И еще интересный показатель. По данным исследования Mars Petcare, в 2020 году 25% россиян никогда не кормили животных продуктами со стола, а выбирали только специальный корм.
Соответственно, корма промышленного производства делятся на сухие (dry) и влажные (wet), а большинство владельцев домашних животных все-таки чередуют готовый корм с супами, кашами, мясом, рыбой и другими блюдам.
Влажные корма, которые обычно продаются в банках или пакетиках, стоят дороже, и часто их дают животным в качестве поощрения или лакомства. Плюс считается, что дорогие корма содержат больше полезных веществ.
Преимущества влажных кормов заключаются в том, что они имеют натуральный внешний вид и по вкусу похожи на мясо. В то же самое время, сухой корм не пачкает посуду, не высыхает и не портится, и его можно оставлять в миске на целый день.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ
После начала спецоперации на Украине компании Mars и Nestle заявили о приостановке поставок своей продукции в Россию, и владельцы домашних животных забеспокоились, ведь эти компании производят внушительную «линейку» кормов под самыми популярными в России брендами.
Как и во многих других отраслях, американский транснациональный гигант Mars заявил о прекращении сотрудничества с Россией. На официальном сайте компании было сказано: «Мы приостановили новые инвестиции в Россию и не будем импортировать или экспортировать нашу продукцию в Россию или из нее».
Швейцарская компания Nestle также заявила, что приостановила все капиталовложения в Россию. Но на горячей линии Nestle операторы говорят, что поставки импортных кормов в Россию не прекращены. Зато компания планировала запустить к 2023 году еще один завод по производству кормов мощностью 75000 тонн в год, и теперь этот проект свернули.
Итальянская компания Monge уверила покупателей, что будет работать в обычном режиме и сделает все возможное, чтобы выполнять взятые на себя обязательства по отгрузке товаров в Россию. Но и она отметила, что столкнулась «с проблемой нехватки свободных транспортных средств у компаний-перевозчиков».
ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ….
Ситуация сложилась такая. С одной стороны, работающие в России производители кормов примерно на 75–80% обеспечены местным сырьем. Это значит, что продукция, которая изготавливается в нашей стране, вроде бы, не должна исчезнуть с рынка – заводы же не остановятся. С другой стороны, продавцы кормов для домашних животных тут же заговорили о сложностях с поставками из-за границы (трудно найти транспорт, трудно решить вопрос с оплатой поставщикам и т.д.). Разорвались логистические цепочки, возник дефицит транспортных средств у компаний-перевозчиков. Доставлять корма и импортные компоненты банально не на чем. Плюс пошли перебои с оплатой и валютные скачки, и это не дает поставщикам кормов возможности вовремя завозить товар.
Вроде бы, пока критичных проблем с доступностью основных товаров нет, но по импортным продуктам уже начались «временные ограничения». Проще говоря, часть кормов попросту исчезла с полок. Владельцы домашних животных уже начали жаловаться на скудность ассортимента. Особенно не хватает профилактических и лечебных кормов. Значительно сократились практически все «премиум-линейки».
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – БЕЗУДЕРЖНЫЙ РОСТ ЦЕН
Но доступность основной массы кормов, вроде бы, пока есть. И о полном прекращении поставок речь пока не идет, как уверяют сотрудники зоомагазинов. Да, ассортимент товаров уже стал скромнее, но это пока не смертельно.
Главная проблема теперь – это стоимость предлагаемой продукции. Если посмотреть динамику цен на маркетплейсе Wildberries, то можно увидеть, что цены не просто выросли, а выросли очень значительно.
Например, стоимость корма Royal Canin Kitten (2 кг) с 2017 рублей на середину февраля 2022 года выросла до 5297 рублей, то есть в 2,6 раза.
Подобные примеры можно приводить до бесконечности, и любой «кошатник» или «собачник» подтвердит – в целом корм для животных в магазинах подорожал почти в два раза.
В свое время, когда доллар вырос, это еще можно было как-то объяснить. Но теперь доллар упал, но цены продолжают расти. Почему? Да все очень просто. Причина скачка цен – ажиотаж и повышенный спрос со стороны покупателей. Покупатели уже с начала марта кинулись «сметать» дефицитные корма с полок.
Людей можно понять. Они не слепые и не глухие. Они испугались последствий спецоперации на Украине и стали массово закупать все подряд. Вот что говорит по этому поводу генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова: «Дистрибьюторы уловили настроение граждан. Они скупили корма по отпускной цене, а продавали их по бешеной наценке. Посредники решили по-быстрому заработать. Объективно корма подорожали всего на 10–12%».
КТО ВИНОВАТ?
Одни в происходящем винят санкции, другие считают, что ситуацию усугубили спекулянты.
Последнее – легче всего. Например, ряд депутатов Госдумы, как всегда, во всем винят бизнесменов-спекулянтов. И эти люди уже обратились в Генпрокуратуру с требованием найти и наказать виновных.
Глава одного из думских комитетов Владимир Бурматов («Единая Россия») уверен, что виноваты во всем «безумные санкции». По его словам, «российский рынок кормов практически монополизирован европейцами», и это они делают все, чтобы дестабилизировать ситуацию в России.
Но есть и такие специалисты, которые видят корень зла, например, в запретах Россельхознадзора. Якобы зарубежные корма подорожали, в том числе, и из-за активности этого ведомства, которое два года назад ввело запрет на импорт кормов и кормовых добавок из ряда стран. Почему? Якобы по причине наличия в продукции незаявленных ГМО-компонентов. Только из-за этого ассортимент специализированных зоомагазинов сократился на 20–40%.
В Россельхознадзоре тогда заявили, что в таких странах, как США, Нидерланды, Германия, Канада, Великобритания, Польша, Чехия, Литва, Латвия и Эстония, нет достаточного контроля над качеством продукции. Потом, правда, Россельхознадзор смягчил запрет и снял часть ограничений на поставки. Это было названо «масштабной работой по наведению порядка на рынке кормовой продукции России», а к импорту на российский рынок допустили те компании, которые предоставили «гарантии соответствия требованиям РФ».
А КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕМ?
Когда предприятия зообизнеса обратились в Минэкономразвития с просьбой снять ограничения Россельхознадзора, представители отрасли говорили о том, что доля импортных кормов для домашних животных на российском рынке невелика, и большая часть кормов производится в России. Да, это так. Корма производятся на территории России. Но они производятся на предприятиях транснациональных компаний.
Предположим, эти компании сейчас уйдут. Вроде бы, это хорошо для отечественных производителей кормов для животных, которые получат возможность занять освободившуюся на рынке нишу. Во всяком случае, многие у нас сейчас уверены, что после того как Россия перестанет зависеть «от европейских производителей», отечественное производство расцветет, и цены на продукцию кратно снизятся.
Только вот уже имеющийся опыт других отраслей показывает, что все не так просто, как кажется. Во-первых, сырье для кормов, производимых в России, местное, но вкусовые добавки для них – импортные. Плюс ввозится из других стран большая часть ингредиентов, используемых в премиальных «линейках». Плюс лечебные и профилактические рационы – это все импорт.
Во-вторых, у России нет своего производства упаковки (алюминиевых банок, крышек, пленки и мешков). В-третьих, заводы находятся на территории России, но технологии, оборудование и комплектующие на них импортные. И, наконец, самое главное – какое-то отечественное производство кормов уже есть, но животные почему-то отказываются есть российские корма. Так что тут дело не в цене, а в качестве. И получается, что даже при относительно более низкой цене отечественную продукцию не торопятся покупать.
Аналогичный пример – новые российские автомобили и российские смартфоны. В этих отраслях уже придумали выход – называть импортозамещением не развитие своего достойного производства, а поиск новых поставщиков. Вот и в области кормов для животных уже заговорили о том, что надо срочно открывать рынок для производителей из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Турции. Только вот тут вырисовывается большая проблема, о которой говорят ветеринарные врачи. А они говорят о том, что переход на другой корм – это стресс для животного. И импортный корм класса «холистик» (то есть полностью сбалансированный корм, изготовленный из качественных ингредиентов) нельзя просто так взять и заменить на корм класса «эконом» или на какие-то домашние заготовки.
А производство качественного отечественного аналога – это задача гораздо более сложная, чем может показаться на первый взгляд. И первый опыт замены «Макдоналдса» (предлагавшего, по сути, корм для людей) на отечественный «аналог» уже наглядно продемонстрировал это. Пока что-то не очень получается, да и цены почему-то не понизились, а, наоборот, повысились…
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Сейчас, по оценкам, в отрасли работает около 12000 зоомагазинов, 3000 ветеринарных клиник, 130 компаний-импортеров. Всего это обеспечивает около 100000 рабочих мест. Прекращение импорта кормов приведет к массовому банкротству предприятий отрасли и монополизации рынка крупнейшими игроками.
С другой стороны, уход с российского рынка зарубежных производителей кормов для домашних животных действительно открывает перспективы для развития отечественного производства. Потенциал рынка оценивается в 170000 тонн ежегодно. Но потенциалом еще надо уметь воспользоваться. У российского рынка мобильных средств связи тоже огромный потенциал, только вот что-то никто так до сих пор не наладил отечественное производство хоть чего-то мало-мальски путного.
Для того чтобы потенциал превратился в реальность, нужны не лозунги, а программы реальной поддержки развития промышленности. Нужно строительство заводов, нужно финансирование, нужны технологии и специалисты. Пока всего этого нет, и в ближайшей перспективе не предвидится. А питаться домашним животным нужно уже сегодня. И что? Опять уповать на поставки из «дружественного» Китая?
Губернатор Мордовии Артём Здунов удивил В.В. Путина огромными деньгами, которые можно заработать на производстве кормов для животных в нашей стране. А президент заявил, что считает нецелесообразным импорт кормов для животных, и призвал компании в регионах активнее подключаться к производству. Артём Здунов говорил президенту об огромном объеме рынка и о нацеленности его завоевать. Он уверял президента, что для этого есть все необходимое: и мясо, и мясокостная мука…
Более того, есть и построенные иностранцами заводы, и люди, на них работающие. Только вот в истории с тем же «Макдоналдсом» тоже поначалу казалось, что мы сами элементарно сделаем какую-то там булку с котлетой. Только вот что-то пока не получается: и внешний вид не тот, и качество не то, а главное – цены почему-то не понизились…
Фото из архива автора
Автор: Юрий КОНДРАТЮК
Комментарии