НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Оскал пенсионной реформы

Оскал пенсионной реформы

Оскал пенсионной реформы
Автор: Михаил МЕЛЬНИКОВ
Совместно с:
14.11.2018

 

27 сентября Государственная дума голосами правящей партии приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о пенсионной реформе. Это все-таки произошло – несмотря на массовые протесты, несмотря на мнения независимых экономистов, несмотря на печальные результаты партии власти в регионах на выборах 9 сентября и последовавших вторых турах. О том, почему протест не привел к результатам и какие риски несет стране принятая реформа, – в материале обозревателя «Совершенно секретно».
 
Центризбирком летом утвердил целых три варианта вопроса к референдуму по пенсионной реформе, однако до реального народного волеизъявления дело не дошло. Поэтому свое твердое «нет» пенсионной реформе Россия сказала 9 сентября, в единый день голосования.
 
 ПРОТЕСТ ИМЕНИ 9 СЕНТЯБРЯ 
 
Во Владимирской области, Хабаровском и Приморском краях люди голосовали не столько против кандидатов от «Единой России» – они прекрасно понимали, что их конкуренты точно так же согласованы в администрации президента. Они голосовали против партии власти, которая теперь прочно ассоциируется с пенсионной реформой. В двух первых регионах победили представители оппозиции, в Приморье итоги выборов вообще пришлось отменить из-за очевидных статистических несуразиц, сопровождавших «победу» единоросса Андрея Тарасенко над коммунистом Евгением Ищенко. 
Именно поэтому в ключевых регионах страны – Москве и Подмосковье – действующие губернаторы, в отличие от прошлых лет, не получили никаких серьезных противников. Не в обиду будет сказано другим кандидатам, Сергей Собянин и Андрей Воробьёв выиграли у сборной манекенов, причем с достаточно скромным счетом. И все равно им пришлось перед выборами мобилизовать избирателей пенсионного (бывшего пенсионного) возраста разрешением бесплатно ездить на электричках. В дополнение к этому подмосковный губернатор позволил «своим» пенсионерам бесплатно ездить на городском транс-
порте в Москве, забыв, разумеется, напомнить, что именно он отменил эту привилегию в 2015 году (цена вопроса тогда составляла 2,5 млрд руб-
лей в год). Срок действия всех этих договоренностей – два года. Интерес-
но, продлят ли соглашение или, как в Подмосковье, опять отменят, чтобы вернуть через три года, перед очередными выборами.
В Орловской области «Единая Россия» вообще не рискнула выдвинуть своего кандидата – и Андрей Клычков из КПРФ победил с разгромным результатом.
Очевидны итоги второго тура губернаторских выборов в Хакасии (состоится 7 октября) – кандидат от КПРФ Валентин Коновалов едва не победил в первом же туре, обогнав единоросса Виктора Зимина на 12 процентных пунктов. Понимая свою обреченность, Зимин снялся с выборов, так что имитацию сопротивления коммунисту пришлось взять на себя Андрею Филягину из «Справедливой России».
Также скромны успехи партии власти на выборах в региональные парламенты. В той же Хакасии коммунисты смогли взять 31% голосов, тогда как «Единая Россия» – 25%; в Иркутской области – 34% против 27%, а в Ульяновской – 44% против 20%. Победили коммунисты и в ряде местных выборов – впрочем, в Великом Новгороде, взяв больше всех мест (12) в городском парламенте, они не смогли договориться со справороссами (7 мест), которые поддержали представителя «Единой России» (8 мест) на выборах главы парламента. Но это уже вопрос разобщенности оппозиции.
 
 КАК СЛИВАЛИ ПРОТЕСТ
 
Интересно, что в отличие от многих прежних выборов, голосование обошлось почти без скандалов: единороссы смогли достойно принять свои неудачи. Скандал в Приморье стал исключением, к тому же Москва немедленно поднялась на защиту законности. Разумное решение.
Но нет сомнений, что, если бы о пенсионной реформе объявили не в июне, а в октябре, единороссы показали бы на выборах значительно лучший результат. В чем же загадка такой «неосмотрительности»?
В администрации президента, где и принимаются решения о подобных шагах, сидят очень умные люди. Обсуждение болезненного пенсионного вопроса было совершенно сознательно инспирировано перед выборами, именно перед ними провели самое спорное первое чтение, предусмат-
ривавшее рост пенсионного возраста для женщин на целых восемь лет. Нации специально дали возможность выплеснуть свой протест, выпустить пар легальным образом – через выборы. Лучше «потерять» 4–5 регионов, отдав их давно прирученным коммунистам, чем получить реальные уличные выступления.
Ведь все предшествовавшие результаты опросов общественного мнения говорили о резком росте протестных настроений. Скажем, 23–30 августа 53% опрошенных россиян сообщили «Левада-центру», что готовы «принять участие в публичных мероприятиях против изменений пенсионного возраста» (Владимир Путин выступил с предложениями по смягчению реформы, когда большая часть опроса уже была завершена). Тем не менее рост протестных настроений налицо: месяцем раньше выйти на улицы были готовы «всего» 37%.
Впрочем, за август произошло много интересного, и в первую очередь – резкое падение курса рубля. Сентябрьский опрос Всероссийского центра общественного мнения 
(ВЦИОМ) показал, что лишь 6% россиян смогли отдохнуть летом за границей, и это крайне скромный показатель, а теперь, с новым курсом, он может стать еще ниже. 
Зато бюджет страны мгновенно стал профицитным, прибыльным – сказались высокие долларовые цены на нефть, а также рост, если можно так выразиться, числа рублей в долларе. Ведь нефть мы продаем за доллары, а бюджет исчисляем в рублях.
Рассчитываемый ВЦИОМ индекс протестного потенциала вырос до максимальных показателей с 2005 года (исключая короткую вспышку осенью 2017-го). На вопрос: «Насколько возможны в вашем населенном пункте массовые акции протеста» – до 38% отвечали летом: «вполне возможны»; к середине сентября этот показатель, правда, упал до 32%.
 
 А КАК ЖЕ РЕФЕРЕНДУМ? 
 
Что ж, свою роль сублимации протеста выборы действительно сыграли. Если в августе, повторимся, протестовать на улицах против повышения пенсионного возраста были готовы 53% респондентов, то в сентябре – только 35%, меньше чем в конце июля. И даже число одобряющих пенсионную реформу, оставшись незначительным, все же слегка подросло. «Люди поняли, что решение не переиграют. Люди не согласились, но смирились», – констатировали в «Левада-центре».
И все же провести референдум, как уже было сказано, власти не рискнули. Потенциальные организаторы процесса не смогли дать гарантии победы сторонников повышения пенсионного возраста – и народное волеизъявление убрали под сукно.
Безусловно, есть и другие вопросы, по которым глас народа расходится с мнением властей. Скажем, все опросы показывают, что явное большинство россиян выступают за смерт-
ную казнь, тогда как в России она официально запрещена (хотя и не убрана из законодательства) более 20 лет. Спорными выглядели бы результаты референдума по праву ношения личного стрелкового оружия («короткоствола»). Да что там говорить – Швейцария проголосовала против безусловного личного дохода (гарантированной выплаты любому гражданину от мала до велика) в размере более 2000 евро в месяц, рискнем предположить, у нас же такое предложение собрало бы более 99% голосов. В общем, не каждую идею надо выводить на референдум. Но пенсионную реформу – обязательно.
Тем более что помимо прямого ухудшения положения граждан у нее есть масса других недостатков. Одна из них – она абсолютно не затронула привилегированные слои населения. Силовики, успешно разгоняющие митинги против пенсионной реформы, получат гарантированное пенсионное пособие уже в 40–45 лет (в зависимости от стажа), какие-то косметические изменения здесь намечаются, но очевидно, что социальное расслоение лишь вырастет. Тем более что и пенсии у защитников наших горе-реформаторов (равно как и у депутатов государственной и региональных дум, и у федеральных чиновников) существенно выше, чем у простых работяг. Никакой справедливостью здесь и не пахнет, но интересно заметить, что ни одна из парламентских партий, даже резко выступающих против реформы, не рискует критиковать такое положение вещей.
 
 ТАК ГОВОРИЛ ШЕИН 
 
Что мы получаем? Партия власти стремительно теряет позиции. И ее декоративные, в общем, парламентские соперники КПРФ и ЛДПР, пользуясь случаем, начинают набирать очки. Даже четвертая парламентская партия, совершенно беззубая «Справедливая Россия», нашла в своих рядах трибуна, сумевшего буквально разгромить весь замысел пенсионной реформы. Речь идет о депутате Государственной думы Олеге Шеине, который, трижды проголосовав против пенсионной реформы, перед вторым чтением произнес программную речь, заслуживающую подробного цитирования:
«Выступая в этом зале в июне по пенсионной реформе, я говорил, что сотни тысяч и миллионы людей выйдут на улицы, протестуя против данного решения, и я не ошибся. С начала событий по стране прокатилось более 700 акций, в которых приняло участие порядка 500 тысяч человек. А миллионы людей в минувшее воскресенье вышли на избирательные участки и высказали свою оценку. Можно сколь угодно рассказывать о победах «Единой России», но такого, чтобы сразу в четырех регионах Российской Федерации был второй тур губернаторских выборов, не было уже более 12 лет, а такого, чтобы сразу в трех территориях «Единая Россия» утратила большинство в региональных парламентах, не было вообще никогда с начала их партизации. […]
С момента начала дискуссии прошло три месяца, а обоснованных расчетов как не было, так и нет. В следующем году из-за демографических изменений на рынок труда выйдет на 800 тыс. меньше молодежи, но при этом туда же вытолкнут два миллиона человек старшего возраста. […]
Демографический спад действительно есть: он предполагает некое уменьшение количества работников, выходящих на рынок труда. Большое ли оно? Три миллиона человек по всему циклу, а в 2024 г. этот цикл ликвидируется вообще, начинается увеличение числа работников. Итоговая разница, то есть безработица, – плюс 7,8 млн человек по итогам цик-
ла. Безработица – это преступность. Скажем, в 2014 г. рост безработицы на 10% повлек за собой рост преступности на 9%. В данном случае мы говорим фактически о двойном и даже более чем росте безработицы в РФ по итогам принятия закона о повышении пенсионного возраста. Просчитано это, просчитаны экономические, социальные последствия, бюджетные? Никак. […]
С 2011 года в России по оценкам Росстата рабочих мест стало на 5 млн меньше. И нам очень сильно повезло, что эти процессы совпали со снижающейся демографической волной. То есть, если не было бы снижающейся демографической волны, страна бы столкнулась с огромной безработицей. Так вот, в условиях, когда необходимо сохранять, а, скорее всего, даже и снижать возраст выхода на пенсию, чтобы тем самым абсорбировать (убирать) избыточную рабочую силу с рынка труда, принимается решение прямо противоположное».
Действительно, повышение пенсионного возраста подается под соусом защиты нынешних пенсионеров: теперь их доходы начнут расти почти на 1 тыс. рублей в год. Средняя пенсия в России оценивается Росстатом в 14 тыс. рублей, по курсу августа это чуть более 200 долларов. Давайте сравним это с зарубежными реалиями.
 
 А КАК ТАМ ЗАГНИВАЮЩИЕ ЗАПАД И ВОСТОК? 
 
В Великобритании базовая государственная пенсия начисляется с 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Она составляет порядка 20% от средней заработной платы человека за последние годы перед пенсией и зависит также от стажа: практически как в России. Вот только практически все британцы в дополнение к этому участвуют в других пенсионных программах – делают отчисления в негосударственные пенсионные фонды и создают накоп-
ления на предприятиях. Средняя британская государственная пенсия эквивалентна 500 долларам в месяц, вместе с дополнительными выплатами в среднем получается 900 долларов (здесь и далее для удобства будем использовать пересчет на популярные зеленые бумажки).
У немцев индивидуальные счета – исключение из правил: как и в СССР, здесь действует солидарная система, то есть действующие работники оплачивают пенсии своих предшественников. Примерно 10% своего заработка отдают сами сотрудники, столько же платят за них работодатели. Воспользоваться этими благами можно с 67 лет, зато и пенсия – 1200 долларов.
Французы отчисляют в пенсионную систему 16,35% своих доходов, а выйти на пенсию можно в 60 лет. Правда, чтобы получать ее в полном размере, надо легально отработать к этому времени 41 год. С 65 лет пенсия автоматически становится полной – около 550 долларов в месяц. Плюс, разумеется, то, что удалось скопить на негосударственных пенсионных счетах – суммарно в среднем выходит долларов 700, но это с учетом огромного количества «нахлебников», которых вполне устраивает минимум. Нормально работавший француз получает не менее 1000 долларов пенсии.
Типичный американец стремится получать три пенсии – государственную, корпоративную и личную. Пенсионный возраст зависит в первую очередь от намерений самого гражданина: уйти на покой можно в любой момент, но полную государственную пенсию вы начнете получать в 67 лет, если хотя бы 10 лет отдавали 15% заработка в пенсионный фонд. В среднем пенсионеры получают здесь 1500 долларов в месяц – в провинции на эти деньги жить можно, в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе – нет.
Дания – типичный образец «скандинавского социализма». В этих странах исключительно высокие налоги, которые компенсируются повышенной заботой государства о гражданах. Датчане выходят на пенсию в 67 лет и благодаря многолетнему участию в государственных и частных пенсионных программах получают в среднем 2,8 тыс. долларов в месяц. Этого достаточно для жизни даже в этой очень дорогой стране.
Израиль также выделяется среди стран западного типа повышенными социальными гарантиями. Возраст выхода на пенсию колеблется от 60 до 67 лет, взносы – от 6,95% до 18,5% доходов. Минимальное пособие по старости эквивалентно 370 долларам в месяц, средняя пенсия – около 1500 долларов. Цены очень высокие, на эти деньги не пошикуешь, но жить вполне можно. Любопытно, что Россия недавно обязалась платить пенсии израильским репатриантам, покинувшим в свое время еще Советский Союз. Это решение не вызвало бурю негодования только потому, что о нем мало кто знает.
Японцы имеют право выйти на пенсию в 65 лет, но дураков там мало. Ведь чем позже уйдешь на отдых, тем больше будешь получать каждый месяц. Государственная пенсия составляет всего 700 долларов в месяц, но из-за особенностей японской культуры основной доход пенсионеров формируется во время их работы в корпорации – как правило, одной за всю жизнь. Поэтому средний японский пенсионер покидает рабочее место в 70 с хвостиком и получает потом примерно 60% своей зарплаты. Неудивительно, что все туристические объекты мира заполонены седыми японцами с фотоаппаратами.
Пенсионная система Китая соответствует советской конца 1950-х годов: право на пенсию имеют лишь 55% граждан, в основном горожане. Средняя пенсия – менее 150 долларов, чуть меньше, чем в России (правда, ее покупательная способность несколько выше). Наемные работники платят в пенсионные фонды 7–8% заработка, еще половину этой суммы доплачивает работодатель. Раньше всего выходят на пенсию женщины, занятые физическим трудом (в 50 лет), пенсионный возраст остальных китайцев соответствует российскому дореформенному – 55 и 60 лет.
Таким образом, можно сделать вывод: россияне отдают в пенсионную систему едва ли не наибольшую часть заработка (22%, но не из 100% зарплаты, как налог на доходы, а сверх этих ста процентов) и получают едва ли не самую маленькую пенсию. Это, конечно, связано с низким уровнем жизни в стране. И все же есть ощущение, что наши пенсионеры достойны большего. Деньги в стране есть, другой вопрос, что у нас попадает в бюджет порядка 35% валового национального продукта, тогда как в развитых странах Европы этот показатель порой зашкаливает за 60%.
 
P. S. Известный предприниматель и общественный деятель Дмитрий Потапенко со свойственной ему прямотой говорит: «Народ для власти – это просто издержки». Долгое время казалось, что все обстоит не так плохо, но последние события все больше убеждают в правоте Потапенко.

Автор:  Михаил МЕЛЬНИКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку