НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Особенности национального ценообразования

Особенности национального ценообразования

Особенности национального ценообразования
Автор: Михаил МЕЛЬНИКОВ
Совместно с:
28.12.2018
Уважаемый читатель, Вы держите новогодний номер «Совершенно секретно» в руках, скорее всего, за несколько дней до Нового года, в разгар так называемых рождественских распродаж. То, что Рождество сугубо католическое, а католиков в России не более 0,4% населения (ну хорошо, еще 2% протестантов разного толка), роли не играет: в декабре у продавцов день идет за неделю, планы поставлены космические, выполнять надо. И, конечно, везде объявления: «СКИДКИ! СКИДКИ!! СКИДКИ!!!»
И, вроде, все уже знают, что никто не будет продавать годный товар себе в убыток. И что «скидки», как правило, означают, что цена была недавно поднята. Отсюда, кстати, следует первое правило покупок – никогда не приобретать значимые вещи накануне праздничных скидок. Весьма высока вероятность, что вам придется заплатить за предпраздничный рост цен. Крупные магазины так уже не работают, но мелкие – сплошь и рядом.
 
Мы расскажем вам о том, в какие месяцы имеет смысл покупать тот или иной товар или услугу, чтобы сэкономить. Некоторые вещи покажутся вам вполне очевидными, но другие заставят задуматься, правильно ли вы сформировали свои потребительские привычки.
Сначала – немножко общих слов. Если вы не любите теорию, можете сразу перейти к следующей главе.
 
 ТЕОРИЯ И ЖИЗНЬ 
 
Концепция «невидимой руки рынка», которая якобы сама по себе регулирует цены, основана в первую очередь на балансе спроса и предложения. Предполагается, что если спрос на какой-то продукт (товар или услугу) высок, а предложение его ограничено, цены растут; в обратном же случае, при явном превышении предложения над спросом, продавцы вынуждены сбрасывать цены. Но это работает только в теории и в первую очередь при наличии совершенно свободной конкуренции между торговцами.
В России конкуренция среди традиционных магазинов сильно ограничена. Вы заметили, насколько меньше стало колхозных рынков, как постепенно уничтожили киоски и разъездную торговлю? Это не забота о красоте городов и здоровье покупателей – это защита местными администрациями интересов нескольких торговых сетей. «Пятерочки», «Магниты», «Дикси», «Ашаны» одержали решительную победу над мелкой торговлей и теперь могут диктовать цены – как закупочные производителям, так и розничные покупателям. Спасибо, какая-никакая борьба между собой у них еще идет, так что мы можем порой выбирать, где лучше и дешевле.
А вот на рынке бытовой техники и электроники от конкуренции остались рожки да ножки. Недавний уход немецкой MediaMarkt оставил нас практически наедине с двуглавым монстром «Эльдорадо» + «М.Видео», лишь незначительно разбавленным другими сетями, также, впрочем, обнаруживающими тенденцию к консолидации. До некоторой степени помогает, конечно, торговля в Интернете. Мелкие фирмы, не имеющие собственных торговых площадей, предлагают цены несколько ниже, чем гиганты рынка (до 20% разницы). Но их сейчас через ужесточение законов пытаются вытеснять с сайтов-агрегаторов, где вы обычно и ищете нужный вам товар.
Вы спросите: это их игры, а нам-то что? К сожалению, имея заметную долю рынка, компания уже не подчиняется законам баланса спроса и предложения: она вполне может не снижать цены в «низкий сезон», понимая, что за ним все равно последует «высокий». Масштабы крупного бизнеса позволяют пережить временное снижение оборота, которое было бы критичным для маленькой компании. А значит, у покупателей снижается возможность получить тот или иной продукт дешевле, чем обычно. Но пока что она еще остается.
 
 ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЦЕН 
 
Существуют сайты, позволяющие отследить стоимость товаров у крупнейших продавцов: там можно увидеть весьма любопытную динамику. Можно порекомендовать Priceanalytic.com (бытовая и мобильная техника, компьютеры, но только до конца 2017 года), Historyprice.ru (бытовая и мобильная техника), Mvmonitor.ru (только техника в четырех сетях), Hardprice.ru (компьютерные детали) и другие.
По ним, например, легко убедиться в том, что кондиционеры действительно надо покупать зимой или осенью, когда распродаются сезонные остатки. Счастье было с 14 сентября по 25 октября – цена упала с летних 24 тыс. до 15 тыс. рублей! Потом уже зафиксировалась на 20 тыс. – низкие цены долго не держатся. Почти ровно, дешевеет бюджетный смартфон Samsung Galaxy J3.
Что лучше – купить 15 мая за 13 тыс. или 25 сентября за 10 тыс.? На этот вопрос каждый ответит себе сам. Время – это, конечно, тоже деньги.
Понятно, что отслеживание цен работает только по популярным товарам – вы не найдете такого ресурса по какой-нибудь мебельной стенке «Стелла» или джемперу из Stradivarius (группа Inditex, лидер российской розницы в сегменте одежды, если не считать, конечно, анонимный пошив из Китая и Бангладеш).
 
 ТРАНСПОРТ 
 
Сильнее всего в течение года колеблются цены на услуги, в том числе транспортные. Скажем, у РЖД повышающие и понижающие коэффициенты заложены в долгосрочные тарифы, и 30 декабря вы уедете на 15% дороже, чем в «обычное время», а уже 9 января – на 12% дешевле базового тарифа. Интересно, что на 31 декабря долго действовал ультравыгодный тариф в 50% от основной цены, но в последние годы от него отказались.
Самые дорогие билеты в 2019 году – с 14 июня по 1 сентября (провоцируют детей опаздывать в школу), +20% к базовым. Самые дешевые – с 5 ноября по 19 декабря, -15%. Любопытно, что еще в 2018 году в первую декаду года действовал пониженный тариф (-10%), а в 2019-м он стал повышенным (+10%). Вообще, цены резко вырастают на «длинные» праздники – вокруг 23 февраля, 8 марта, 4 ноября, Новый год и Рождество. Исключение – лишь День Весны и Труда, когда еще действует скидка 5%, тогда как на День Победы уже включается наценка в те же 5%.
У авиаперевозчиков долгосрочных тарифов нет, но цены на одни и те же направления у одного и того же перевозчика могут различаться в 3-4 раза для середины июня и конца ноября – особенно это, конечно, относится к внутрироссийским перелетам север–юг. Цены на билеты с пятницы по понедельник традиционно выше, чем со вторника по четверг.
 
 НЕДВИЖИМОСТЬ И РЕМОНТ 
 
Пиарщики недвижимости стараются создать у покупателей ощущение, что цены на жилье также подвержены сезонным колебаниям. На самом деле это верно только для достаточно узкого сегмента – срочно продаваемой «вторички». В период, когда спрос на нее меньше (летом), те, кому надо немедленно скинуть недвижимость, действительно могут пойти на достаточно серьезные уступки. А более терпеливые будут ждать покупателя с нормальной ценой.
Если кто-то начинает распродавать новую недвижимость по цене явно ниже рынка, это может свидетельствовать о том, что компания испытывает очень серьезные проблемы и остро нуждается в cash. Яркий пример – предсмертные продажи крупного подмосковного застройщика Urban Group. Да, его клиенты в конце концов получат свое жилье, но кто компенсирует им потерянные время и нервы?
Цены на аренду недвижимости традиционно падают в мае-июне и вновь подрастают в августе-сентябре: это связано с тем, что значительная часть снимающих жилье – студенты. Плюс в апреле-мае выходят на рынок дачники, но они сдают жилье лишь на срок до полугода.
Если испортившийся предмет техники в наше время проще выбросить, чем отремонтировать, то с квартирой или домом так просто не поступишь, так что гуру ремонта чувствуют себя уверенно в любое время года. И легенда о том, что цены на ремонт квартир снижаются зимой, в целом не соответствует действительности. Да, пик спроса действительно приходится на весну-лето, зимой на этом рынке затишье, но снижается не только спрос, но и предложение. Многие мастера и подмастерья на зиму разъезжаются по своим родным местам, в солнечную Среднюю Азию и чуть менее солнечную Молдавию. Да и вообще на этом рынке такой разброс цен, что говорить о каких-то тенденциях сложно. А вот выбить скидку на стройматериалы осенью-зимой действительно куда проще, чем весной: угостите замерзшего продавца на рынке стаканчиком горячего кофе, и он наверняка немного «подвинется» по цене. Шутка. Просто спрос реально низкий, а оборот поддерживать нужно.
 
 БЫТОВАЯ ТЕХНИКА 
 
Цены на брендовую мобильную, а зачастую и бытовую технику, как правило, координируются еще на уровне производителя или импортера; соответственно, они меняются в разных торговых сетях практически синхронно. Но и товар производителей второго ряда часто стоит в разных магазинах одинаково. Это связано именно с тем, что, как мы упоминали, сегмент техники в России наиболее монополизирован: неясно, куда смотрит Федеральная антимонопольная служба. Сейчас ритейлеры требуют увеличить допустимую долю продаж одного продавца в регионе или населенном пункте до 35%, тогда как ФАС настаивает на 15%, а в действующем законе указаны 25%. Сложно сомневаться, что бизнес в данном случае одолеет контролирующую структуру.
2019 год будет несколько отличаться от предыдущих. Валютная стабильность если не кончилась, то приостановилась. Сейчас, в связи с нестабильностью курса рубля, закупочные цены дилеров бытовой техники в основном зафиксированы – как правило, на три месяца. Так и поставщики, и розничные торговцы страхуют себя от перепада биржевых курсов. Можно предположить, что если за это время не случится никаких потрясений, новые контракты будут заключены на более выгодных для российского ритейла условиях, а значит, цены несколько снизятся. Ориентировочно это произойдет в апреле. Так что если есть возможность, лучше отложить покупку холодильника или стиральной машины до этого времени. К тому же в пятницу 14 декабря Центробанк в очередной раз повысил ключевую ставку, а это работает на укрепление курса рубля. Что, в свою очередь, благотворно сказывается на цене импортных товаров.
Сезонные колебания цен на крупную технику отсутствуют – надо ловить рекламные акции. А вот климатическую, как уже говорилось, надо покупать в конце сезона, в котором эта техника применяется.
 
 СЕЗОННЫЕ ЗАПОВЕДИ 
 
Это, конечно, относится и к другим сезонным товарам – ритейл «сливает» их в конце соответствующих сезонов, чтобы не оставаться с неликвидом на складе. Готовить условные сани летом бессмысленно – вы их, скорее всего, не найдете, а если и найдете, то по вполне «зимней» цене. Так что «санями» лучше запасаться в феврале-марте. То же относится к дачным товарам – они дешевле в октябре, чем в декабре. Другой вопрос, что как раз в конце сезонов регулярно устраиваются «распродажи» по завышенным ценам – скажем, так происходит с коллекциями одежды из меха. Собственно, точно так же обставляются «черные пятницы» и новогодние распродажи.
Про некоторые товары даже трудно догадаться, что они – сезонные. Например, недорогие фотоаппараты раскупаются перед периодом отпусков, и торговцы отлично об этом знают, а значит – поднимают цены. В октябре те же простенькие зеркалки стоят значительно дешевле (конец сезона плюс устаревание модели).
Еще один сезонный товар – абонементы в спортзал. Летом фитнес-клубы пустеют, и именно тогда можно подкачать фигуру за минимальные деньги. Другой вопрос, что под теплым солнышком это легко сделать и без тренажеров, но и полугодовой абонемент, купленный в июне, как правило, будет дешевле, чем приобретенный в феврале.
Самое интересное в том, что все это – прописные истины, которые вроде бы знает каждый. Но тут как с библейскими заповедями – все вроде бы их знают и разделяют, но почему-то сплошь и рядом нарушают. Казалось бы, вот сейчас, под Новый год, купить кондиционер – отличная идея, раз уж осенью не успели. Но нет, вы пойдете за ним в июне, когда станет по-настоящему жарко.
Что ж, торговцы на полную катушку используют старый русский принцип «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». А вы не наказываете их за это.
 
 КОМПЬЮТЕРЫ  И СМАРТФОНЫ 
 
Компьютерная техника, в отличие от бытовой, меняется достаточно быстро. Поэтому и рекомендация по экономии тут очень проста: не берите самые новые модели (неважно, поступили они в продажу по 70 тыс. руб. или по 20). Ноутбук средней ценовой категории за год дешевеет в среднем на 10-15% (очень дорогие сильнее, очень дешевые – меньше), смартфон – на 15-20%. При этом революция в производительности позади, и при должном уходе ноутбук пятилетней давности или смартфон трехлетней в реальном использовании не уступают разрекламированным новинкам – разве что часть игр не тянут. А новый аккумулятор взамен подсевшего можно заказать и на AliExpress.
Что до «больших» компьютеров, десктопов, то у них быстрее всего дешевеют сейчас видеокарты – бум майнинга криптовалют пошел на нет, и цены опускаются обратно до разумного уровня. Так что мощный игровой компьютер теряет в цене за год примерно 12%, средний офисный – 10%, ну а совсем простенькие не дешевеют – просто исчезают из продажи, заменяясь на вчерашние средние.
Скромность – это не только достойно, но и очень экономно.
 
 В ОЖИДАНИИ ОБНОВКИ 
 
Отдельно надо выделить группы товаров, новые модели которых выходят с определенной периодичностью. Невозможно представить себе очередь за новой версией какой-нибудь стиральной машинки – а вот за айфонами, кроссовками или автомобилями выстраиваются вполне ощутимые очереди (в случае с авто – виртуальные, в форме «записи»). Здесь все просто – цена, как правило, снижается уже через пару месяцев после премьеры, так что если ваш внутренний гордец перенесет такое унижение, вы сможете отблагодарить его финансово. У «больших» брендов (Apple) следующее снижение цены происходит, как правило, лишь в момент появления новой модели той же линейки, «малые» же дешевеют постепенно, поскольку постоянно выходят новинки конкурентов, а потребителю, в общем, все равно, брать Honor, Xiaomi или LG.
Новые автомобили прошлогодних моделей можно взять по достаточно приятной цене примерно с февраля по май: скидка может достигать 7-9%. Но это не будет касаться самых востребованных марок, очередь на которые, как правило, выстраивается еще с их анонсирования. А вот на подержанные модели весной цены только растут: снег сошел, всем хочется кататься, на «вторичке» настоящий ажиотаж.
 
* * *
 
Осознанное потребительское поведение, отслеживание цен на нужные товары, знание уловок продавцов позволяет экономить в среднем 15-20% по сравнению с людьми, подверженными спонтанным покупкам. С другой стороны, многие получают удовольствие именно от внезапных приобретений, любят баловать себя, не задумываясь о мелочах. И это тоже, в общем, понятно. Но в нынешней экономической обстановке, наверное, все же правильнее получать удовольствие от грамотной экономии, чем устраи-
вать аттракцион невиданной 
щедрости.

Автор:  Михаил МЕЛЬНИКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку