НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Прямая и радиоактивная угроза

Прямая и радиоактивная угроза

Прямая и радиоактивная угроза
Автор: Кирилл БЕЛЯНИНОВ
Совместно с:
29.03.2016

Следующий Чернобыль может случиться на Запорожской АЭС

Тридцатилетнюю годовщину крупнейшей ядерной катастрофы Украина отметила, объявив о начале нового этапа борьбы за полную энергетическую независимость от России. Специалисты-атомщики, впрочем, уверены, что эта политическая кампания «за независимость» может закончиться очередной ядерной аварией, которая накроет всю Европу.

В конце февраля этого года украинские власти объявили о том, что на крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС прибыла первая партия ядерного топлива, произведённого американской компанией «Вестингауз» (Westinghouse). Событие прошло без особой помпы, разве что министр энергетики Украины Владимир Демчишин отметил, что поставленный груз позволит «нивелировать зависимость от России через 2–3 года», а сотрудничество с заокеанским производителем будет «только расширяться».

Спустя две недели выяснилось, что поставками на Запорожскую АЭС американских тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) вместо классических, российского производства, сотрудничество действительно не ограничится. Во время мартовского визита в Киев вице-президент «Вестингауз» Майкл Кирст заявил, что в планах американской компании – поставки ядерного топлива на все без исключения энергоблоки типа ВВЭР-1000, работающие на Украине. Специально для этого компания ещё в 2014 году пошла на серьёзные затраты, «значительно расширила производственные мощности завода в Швеции» и даже создала отдельный департамент, занимающийся исключительно реакторами советского производства.

Кроме этого, «Вестингауз» разработала и надеется реализовать проект по повышению мощности украинских реакторных блоков до 110% от номинальной. Проект специалисты из США оценили в 200 миллионов долларов.

Приступить к полномасштабной экспансии на украинский рынок, правда, американцам пока мешает одно обстоятельство: поставленное на Запорожскую АЭС топливо пока не получило лицензию Государственной инспекции ядерного регулирования (Госатомрегулирование), и разрешение могут выписать лишь в конце апреля, как раз к 30-летию Чернобыльской аварии. К тому же, против иностранной «топливной экспансии» активно выступают специалисты-атомщики.

– В ближайшее же время обеспечить безопасную эксплуатацию украинских АЭС с американскими ТВЭЛ малореалистично, – уверен начальник управления российского Объединённого института ядерных исследований в Дубне Андрей Тамонов. – Эксперименты с работающими ядерными реакторами – плохая шутка, и здесь нельзя следовать веяниям политической моды.

Но о протестах украинских и российских специалистов, не раз заявлявших, что использование иностранного ядерного топлива на реакторах советской сборки может привести к новой катастрофе, министр Демчишин и вице-президент Кирст предпочли не упоминать. Как, впрочем, и о гораздо более высокой стоимости американских сборок по сравнению с российскими ТВЭЛ, на которые изначально и были рассчитаны бывшие советские – украинские АЭС.

– Любая энергетическая независимость стоит денег, – коротко прокомментировала ситуацию директор по информационной политике ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная.

 

Письмо канцлеру Меркель

В конце апреля 2014 года Союз машиностроителей России направил на имя федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель письмо, попросив правительство Германии «повлиять на украинские власти и не допустить повторения нового Чернобыля». Поводом для обращения стала неожиданная инициатива Киева, решившего возобновить замороженный ещё в 2012 году контракт с компанией «Вестингауз». Договор, заключённый сроком до 2020 года, предусматривал поставки американского ядерного топлива для трёх атомных реакторов украинских АЭС.

В своём послании машиностроители напоминали канцлеру Германии, что «эксперименты на украинских АЭС с американским топливом для атомных электростанций в «нулевые» потерпели фиаско, и катастрофы, подобной чернобыльской или фукусимской, удалось избежать лишь чудом». Фрау Меркель, как главу «наиболее влиятельной из стран Европы», тогда попросили стать инициатором создания специальной группы в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) по работе украинских АЭС.

Инициативу российских машиностроителей поддержали и немецкие специалисты. В статье, опубликованной влиятельной германской газетой «Зюддойче цайтунг» (Sueddeutsche Zeitung) почти одновременно с появлением письма, эксперты настаивали, что конструкция американских топливных сборок «имеет опасные дефекты». «Дважды контракт в компании «Вестингауз» практически был расторгнут, и то, что его возобновили вновь, вызвано политическими, а не технологическими соображениями», говорится в публикации.

Вместо федерального канцлера и российским машиностроителям, и немецким специалистам ответил тогдашний министр энергетики Украины Юрий Продан, заявивший, что «все экспертизы и квалификации топлива» уже завершены. «Всё будет хорошо», – коротко заметил чиновник, признав, правда, что у сторонников американского контракта всё ещё «имеются определённые проблемы с органом лицензирования»

Проблемы эти, впрочем, вскоре решили самым простым, но очень эффективным способом. Распоряжением премьер-министра Арсения Яценюка были уволены многолетний председатель Госатомрегулирования Украины Елена Миколайчук и главный госинспектор страны по ядерной и радиационной безопасности Михаил Гашев.

Оба последовательно выступали против использования американского топлива на украинских АЭС, разработанных и введённых в эксплуатацию ещё во времена СССР, а господин Гашев в своё время ещё и подписал отрицательное заключение на тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ), произведённые компанией «Вестингауз».

В результате главного инспектора объявили «явным лоббистом российских интересов», а заключение признали недействительным. После этого никаких препятствий для американских поставок уже не оставалось.

 

Квадратно-гнездовой метод

Впервые о том, что от «российской ядерной зависимости» нужно срочно избавляться, на Украине заговорили ещё в 1996 году. На территории страны действуют 4 атомные станции – Хмельницкая, Ровенская, Южно-Украинская и Запорожская. Из 15 реакторных блоков подавляющее большинство относятся к относительно современному типу ВВЭР-1000 и были введены в строй в 1984–2004 годах. Ещё четыре энергоблока ВВЭР-440 на Ровенской АЭС впервые были запущены ещё в 1980 году.

– Украинские политики вот уже 20 лет объясняют попытки заключить договор с американцами необходимостью «диверсификации поставок», но на самом деле речь идёт об очень серьёзном бизнесе, – считает бывший инспектор Росатомнадзора, профессор Северного (Арктического) федерального университета Владимир Кузнецов. – Преемником построившего станции советского Минсредмаша сегодня является концерн «Росатом», а по сложившейся в мире практике, компания-строитель АЭС потом не только обслуживает энергоблоки, но и зарабатывает на поставках для них ядерного топлива. Поскольку ядерный блок эксплуатируется не менее 40 лет, компания обеспечена заказами в течение длительного времени.

Годовой оборот мирового рынка ядерного топлива сегодня оценивается в 35 миллиардов долларов. При этом 75% этого рынка делят между собой всего лишь три поставщика: американская «Вестингауз» (31%), французская Areva (27%) и российская ТК «ТВЭЛ» (17%).

Именно за долю российской корпорации и идёт затянувшаяся энергетическая война на Украине. Местные специалисты, правда, это опровергают, объясняя, что всего лишь заботятся о «безопасности государства».

– Дополнительный контракт с «Вестингауз» нужен на случай форс-мажора – допустим, нам Россия отказывает в поставках ядерного топлива – и чтобы можно было быстро расширить производство, – утверждает директор по информационной политике ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная. – Нужно всегда иметь два производителя. Пока Россия была монополистом, она диктовала цены, не стремилась улучшить качество. Но когда появилась «Вестингауз», совершенно другая история стала происходить.

Инициатива украинских политиков, правда, сразу же столкнулась с техническими трудностями. Дело в том, что оригинальное топливо, производимое «Вестингауз», невозможно разместить в реакторах советской или российской конструкции. Точно так же, как и топливо, произведённое в РФ, нельзя использовать в европейских и американских энергоблоках.

– В российской конструкции ТВЭЛ скомпонованы в виде упаковки, имеющей форму правильного шестигранника, подобную пчелиным сотам. А ТВЭЛ от «Вестингауз» расположены в квадратной упаковке, и тепловыделяющая сборка, соответственно, имеет форму квадрата, – объясняет Владимир Кузнецов.

Именно под форму «топливоприемника» – активной зоны – изготавливаются все без исключения элементы конструкции реактора: от выгородки, внутренняя поверхность которой должна повторять очертания топливной кассеты, до опорной плиты и верхней крышки реактора. Компоновке активной зоны должно соответствовать и расположение отверстий для подачи воды, размещение всех приводов и многое другое. Так что для начала поставок на Украину американской компании пришлось осваивать совершенно новые технологии.

 

Три попытки «Вестингауз»

В конце 1990-х, одновременно с подписанием соглашения между Украиной и США о сотрудничестве в области энергетики, компания «Вестингауз» предприняла несколько попыток потеснить российского конкурента с занимаемых позиций. В 1998 году американцы заключили договор об опытной эксплуатации с финской АЭС «Ловиза», использующей советские реакторы ВВЭР-440. В результате в энергоблок одновременно были загружены пять американских сборок и шесть российских

ТВЭЛ работали до 2002 года, а потом были выгружены из активной зоны. Проведённый анализ показал, что коррозионная устойчивость американских сборок оказалась значительно ниже, чем у российского аналога, а «выход газообразных продуктов деления» вдвое превышал отечественные показатели. В результате владелец станции, компания Fortum, официально отказалась от сотрудничества с «Вестингауз», полностью прекратив закупки топливных элементов.

Неудачей закончилась и попытка американской компании получить выгодный контракт в Чехии. В 1996 году, несмотря на протесты российской стороны, соглашение с «Вестингауз» подписали владельцы АЭС «Темелин», построенной во времена СССР. После этого главный подрядчик строительства станции с российской стороны отказался от участия в эксплуатации энергоблоков. Одновременно были отозваны и гарантии безопасности: представитель российского атомного ведомства объяснил, что не собирается отвечать за «непредсказуемое поведение российского реактора с американским топливом».

По отзывам специалистов, в результате пуск двух энергоблоков станции несколько раз переносился из-за неготовности топливных сборок.

– У шестигранного, российского, пакета совершенно другие, чем у американского «квадрата», механические характеристики – работа на растяжение, на кручение, на изгиб, на тепловое расширение, – говорит Владимир Кузнецов. – Гидродинамика активной зоны ВВЭР более напряжённая по сравнению с блоками PWR американской конструкции. Поэтому для того, чтобы иностранному производителю изготовить шестигранную сборку с требуемыми характеристиками, ему необходимо иметь российские технологию и материалы, а также российские технические условия и стандарты, либо приобрести лицензию на изготовление. Ничего этого у «Вестингауз» не было.

Как и предсказывали российские специалисты, в процессе эксплуатации американские топливные сборки часто деформировались. Согласно официальным документам АЭС «Темелин» за 10 лет эксплуатации были зафиксированы отказы 51 топливной кассеты из поставленной 61. Из-за появления течей ТВЭЛ реакторы станции пришлось неоднократно досрочно перегружать.

Для замены испорченных топливных кассет энергоблоки останавливались как минимум на сутки, и, по подсчётам руководства АЭС, день простоя обходился потерями почти в 400 тысяч евро. Всё это привело к тому, что в 2006 году руководство станции «Темелин» официально уведомило компанию «Вестингауз» об отказе от дальнейших поставок от американского топлива.

В запасе у американского поставщика, впрочем, оставалась главная рыночная ниша. Соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, заключённое между Киевом и Вашингтоном, предусматривало не только выделение 30 миллионов долларов на «модернизацию энергетического сектора» страны, но и предписывало начать «активное привлечение частного американского капитала для поставок топлива для АЭС Украины».

 

Опасные дефекты

Уже в 2000 году украинская национальная корпорация «Энергоатом» и фирма «Вестингауз» приступили к реализации совместного проекта по использованию американских тепловыделяющих сборок TBC-W для реакторов типа ВВЭР-1000. Для этого американцы поставили шесть кассет, которые, так же, как и в Чехии, должны были работать вместе с топливом российского производства. Полигоном для эксперимента выбрали третий блок Южно-Украинской АЭС.

Чернобыльская АЭС. 30 лет назад…

Фото: Игорь Костин/«Риа Новости»

Технологические проблемы со сборками специалисты «Вестингауз» решили просто, полностью скопировав для поставок на Украину российские кассеты, предназначенные для реакторов ВВЭР-1000.

Американцы фактически предложили украинцам контрафакт, позаимствовав геометрические характеристики наших ТВЭЛ, – считает бывший заместитель директора ВНИИ атомного машиностроения, руководитель работ Минэнергомаш СССР на Чернобыльской АЭС Игорь Острецов. – Для этого украинская сторона передала «Вестингауз» две российские топливные сборки в качестве образца. Но просто скопировать форму элемента недостаточно, его нужно отработать и протестировать в «боевых условиях». Именно этим американцы и занимаются на украинских АЭС.

В 2005 году, сразу же после решения «о диверсификации поставок», принятого президентом Виктором Ющенко, первые шесть кассет ТВС-W были бесплатно переданы украинской стороне. Первая же экспертиза, проведённая специалистами кафедры атомных электростанций Одесского политехнического университета, привела к неутешительным выводам: американские ТВЭЛ продемонстрировали «недостаточную жёсткость дистанционирующих решёток»

Но отрицательное заключение никак не повлияло на планы украинских властей. В 2006 году первые шесть американских кассет были запущены в «опытную эксплуатацию» на Южно-Украинской АЭС в Херсонской области. В интервью газете «Совершенно секретно» бывший глава Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Елена Миколайчук рассказала, что результаты первого «опыта» оказались не слишком впечатляющими:

– На одной сборке обнаружены посторонние предметы. Ещё одна кассета по результатам контроля герметичности оболочки признана негерметичной с дефектом типа «газовая неплотность».

Ещё в 2008 году украинский «Энергоатом» и «Вестингауз» подписали соглашение о поставке для Южно-Украинской АЭС американского топлива вплоть до 2015 года. Первая партия «усовершенствованных» американских сборок в количестве 210 штук прибыла на станцию в 2010 году. Спустя два года, в апреле 2012-го, инспекторы зафиксировали нарушения в работе американских ТВЭЛ. Из-за многочисленных повреждений, в том числе «множественных деформаций дистанционирующих решёток», все американские сборки были в аварийном порядке полностью выгружены из реакторов. По заключению специалистов украинского Госатомрегулирования, все повреждения сборок были вызваны «конструктивными недоработками производителя».

В ответ представители американского поставщика заявили, что не имеют никакого отношения к проблемам, возникшим в процессе эксплуатации топливных сборок, а многочисленные повреждения ТВЭЛ были нанесены украинскими специалистами во время транспортировки и загрузки в реактор. Это объяснение, похоже, полностью устроило украинские власти. Оставшиеся неповреждёнными американские топливные кассеты были загружены обратно в реакторы АЭС, а недостающие сборки в срочном порядке поставила российская компания «ТВЭЛ».

А летом 2013 года в ходе планового ремонта на одном из энергоблоков станции были вновь обнаружены повреждения американских топливных сборок. После проведённой проверки все кассеты, произведённые компанией «Вестингауз», были в срочном порядке выгружены из активной зоны, а Госинспекция ядерного регулирования Украины была вынуждена ввести запрет на использование и ввоз топлива от американского поставщика. Оставшиеся неиспользованными топливные сборки были помещены в хранилища на неопределённое время.

– Основная цель украинских АЭС – безопасно производить электроэнергию, а не «лихими кавалерийскими наскоками» экспериментировать с новыми типами топлива на действующих ядерных установках, – прокомментировала тогда решение надзорного ведомства Елена Миколайчук.

 

Цена независимости

После завершения проверки Госинспекции ядерного регулирования, свои выводы в правительство передало и Министерство финансов Украины. Как и предупреждали специалисты, стоимость американских тепловыделяющих сборок оказалась чуть ли не на 20% выше российского аналога, так что весь контракт на поставку 168 кассет компании «Вестингауз» обошёлся украинской госкорпорации «Энергоатом» в 175 миллионов долларов. Ещё в 100 миллионов оценили убытки от уже закупленных, но так и не использованных ТВЭЛ.

Из-за вынужденного простоя двух блоков Южно-Украинской АЭС всё тот же «Энергоатом» недополучил за недопоставленную электроэнергию не менее 7,5 миллиона долларов. Впрочем, как считают специалисты, общая сумма потерь может быть куда выше.

– Оценка состояния сборок и работы по выявлению конструктивных недостатков уже проводится шведским подразделением «Вестингауз» – считает бывший инспектор Росатомнадзора Владимир Кузнецов. – По самым приблизительным оценкам, эти работы обойдутся в 860 тысяч долларов, а счёт может быть выставлен украинской стороне. К тому же, никто пока не посчитал затраты на дальнейшее хранение уже отработанного топлива: Россия в соответствии со всеми международными соглашениями не будет принимать иностранные топливные сборки у себя. Американцы облучённое топливо также не принимают, а собственных долговременных хранилищ на Украине просто нет.

Но, похоже, все эти «мелочи» не очень заботят правительство Украины. Президент «Вестингауз» Дэнни Родерик ещё в ноябре прошлого года уверенно заявил, что новая «порция» американского ядерного топлива «успешно прошла все испытания», и теперь концерн из США готов обеспечить своими сборками все действующие на Украине АЭС. «Пока большую часть ядерного топлива завозит Россия, но и мы готовы увеличить своё присутствие», откровенно заявил он.

О сложностях, связанных с эксплуатацией этого топлива, и возможных проблемах в стране, уже пережившей однажды Чернобыль, глава «Вестингауз» рассуждать не стал.

 


Автор:  Кирилл БЕЛЯНИНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку