НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Пять процентов до дна

Пять процентов до дна

Автор: Антон ЧУЙКИН
Совместно с:
05.02.2016

Как изменился автомобильный рынок России за десять последних лет

 

 

Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ) в России подвела итоги 2015 года: рынок новых легковых автомобилей упал на 35,7%, до 1,6 млн штук. Что нас ждёт дальше?

Ровно год назад Комитет автопроизводителей АЕВ прогнозировал: 2015-й будет очень сложным, нас ждёт спад продаж новых автомобилей до 1,89 млн штук, то есть на 24%. Не сбылось, к сожалению. На 2016 год нам обещают куда менее драматичное падение, всего 5%, до 1,53 млн единиц. Прежде чем соглашаться, давайте проанализируем ситуацию.

Передо мной отчёты АЕВ за десять последних лет, в течение которых российский авторынок, простите за выражение, колбасило от минус 49% до плюс 75%. Амплитуда этих колебаний сокращается: от безумных взлётов и падений 2006–2011 годов к более-менее сдержанным последним годам (исключая прошлый, но о нём речь пойдёт особо). А это означает, что рынок постепенно обретает спокойный, цивилизованный характер, меньше реагирует на внешние и скоротечные факторы, стабилизируется по числу участников.

Очевидно замедление как негативных, так и позитивных процессов: после падения 2009 года на 49%, до 1,47 млн штук автомобилей, последовал незамедлительный рост, когда следующие пару лет продажи новых машин росли на треть и больше, пока к рекордному 2012-му не достигли 2,94 млн. Впереди Европы всей! Потом медленный спад и – обрушение прошлого года. Обусловленное нефтью, долларом, санкциями, в общем – форс-мажором. Ибо только при очень необычных обстоятельствах перемены носят столь масштабный характер.

Надеюсь, привходящий форс уже позади. Быстрого восстановления не будет, но и столь резкого падения – тоже. Мы очевидно замедляемся в движении вниз. Это хорошо. Но остановка, накопление сил и движение вверх также не будут быстрыми! Это плохо. Зато объективно. Короче, пике осталось позади, теперь надо выровняться и плавно набирать высоту. На этом мы ещё немного потеряем, и прогноз «минус 5%» представляется вполне разумным.

 

Передел завершён

Перечислю несколько марок, которые мы активно покупали всего несколько лет назад. Иных уж нет… «Сеат», «Альфа-Ромео», «Иран-Ходро», «Додж», «Хаммер», «Сааб». Это я ещё не трогал китайцев, которые что ни год появлялись новые взамен прежних. В сумме эти фирмы продавали несколько тысяч машин ежегодно.

Однако были и куда более масштабные перемены. «Шевроле» долгое время возглавлял рейтинг самых продаваемых иномарок (во многом благодаря «Ниве», но всё же). «Опель» продавал вдвое меньше – до 100 тыс. машин в год. Они ушли от нас, подталкиваемые и экономическими, и политическими соображениями.

Конечно, спад продаж и необходимость строить моторное производство (одно из условий соглашения о промсборке) были главными причинами, но и в том, что Детройт некоторым образом поддержал санкции, я лично не сомневаюсь. «Дженерал Моторс» вернётся когда-нибудь, а пока его место осваивают конкуренты. Которые, конечно, тоже экономят. Машины в России сейчас точно дешевле, чем в Европе, а в некоторых случаях – и чем в Америке. Слабый рубль вредит в данном случае и покупателям, и производителям. Вот последние и сокращают издержки, выводя с рынка не самые популярные модели. Из последних новостей – остановка поставок «Тойоты-Аурис», например. Не стоит ожидать маленьких французов «Пежо-108» и 208. Не ищите новых «Сирокко». Ну и так далее.

Итого: число моделей на рынке сокращается. Малыши, кабриолеты, минивэны уступают компакт-классу и кроссоверам, в первую голову небольшим. А вот число производителей, скорее всего, стабилизировалось. Не верю, что Россию покинут «Хонда», «Санйонг», «Ситроен». Да, их продажи упали очень сильно, на 70–80%, но бросить наш рынок будет себе дороже. Даже с нынешним падением Россия занимает четвёртое место по продажам автомобилей в Европе. А по насыщенности автомобилями нам до европейских показателей «одна машина на двух человек» ещё далеко, в России вдвое-втрое меньше.

Потрёпанные, но сильные и опытные бойцы перегруппировались и готовы продавать машины. Сотни тысяч потенциальных клиентов – не шутка. Местные производства – неплохое подспорье. Они поборются за полтора миллиона.

 

И не такое переживали

Наблюдая, как в первые недели года меняются котировки и курсы, трудно оставаться оптимистом. Поддержим себя, заглянув в собственную историю ещё раз. Всего десять лет назад в России продавали 1 млн иномарок. Не было ни «Рио», ни «Соляриса» – нынешних чемпионов продаж. «Порше» реализовала всего 1323 машины – а в прошлом году больше пяти тысяч! И ничего, даже при таких объёмах не боялись конца света

Другое дело, что уже в 2015-м объём торговли некоторых компаний упал ниже уровня 2006-го. Вот им надо бы задуматься и срочно заниматься оптимизацией модельных рядов и бизнеса в целом. Они не уйдут, повторю, но путь наверх предстоит долгий! В группе риска: «Форд», продававший более 100 тыс. машин, а сейчас не дотянувший до 40 тыс. «Мицубиси» с результатом 69 тыс. в 2006-м и 36 тыс. в 2015-м. «Хонда» – 15 тыс. и 4,6 тыс. Здесь же «Сузуки», «Ситроен», «Пежо», «Вольво», «Субару».

Увлеклись одной успешной моделью, упустили класс В, а за ним и маленькие кроссоверы, неверно выбрали продукт для производства в России, а кто-то и вовсе не думал о местной сборке. Вы первыми достигли дна, время оттолкнуться и двигаться вверх!

В этой же статистике 2006 года есть приятные цифры для нынешней первой десятки: их нынешние продажи как минимум повторяют результат прошлого кризиса, а то и превосходят. Так что и не такое переживали! За слабым 2006-м наступил 2007-й, когда рынок вырос на 60%. Может, повторить? В нынешних условиях настоящий успех – это не рост, а стабилизация. Ничего невозможного…

Вот кто больше всех потерял на первый взгляд. Больше 600 тыс. машин в 2008-м году продал АвтоВАЗ – и только 300 тыс. семь лет спустя. Катастрофа?

Это только на первый взгляд. Не забудем, что за минувшие годы завод, кроме собственной марки «Лада», организовал производство в Тольятти и Ижевске в рамках альянса двух моделей «Рено», трёх – «Ниссан» и двух – «Датсун». В сумме это ещё 120 тыс. автомобилей, выпущенных в цехах ВАЗа. Не всё так плохо.

На другом полюсе – машины премиум-сегмента. Они потеряли точно по прошлогоднему прогнозу, все эти немцы-японцы: в среднем 20–25%. Но при этом «Порше» ходит в чемпионах – плюс 12%. «Лексус» плюс 6%. В общем, в кризис не все беднеют. Здесь же поздравлю УАЗ: его минус 2% за прошлый год – это прыжок Бубки за 6 метров!

Разбираясь с «катастрофами» в автомобильной сфере, почти всегда наталкиваешься на подобные позитивные моменты. И это позволяет проще смотреть в будущее. Аргументы изложены, переходим к выводам.

 

Что нас ждёт в 2016 году

Ожидается: 1) сохранение всех ключевых игроков, особенно тех, кто владеет в России собственными производствами; 2) сокращение модельных рядов машин; 3) более-менее спокойная ситуация в премиум-сегменте; 4) острая борьба между корейским и франко-японо-российским альянсом в доступном секторе; 5) попытка подъёма прежних чемпионов, таких как «Форд» и «Мицубиси»; 6) прогноз АЕВ, полагаю, сбудется, с возможной погрешностью (вспоминая прошлый год) – около 1,5 млн проданных машин за год наберём.

И самое главное соображение, от которого зависит и наша способность покупать, и их возможность продавать, – цены. Рубль зависит от нефти, а нефть в том числе от политики. При этом даже у «Лады» локализация в среднем 75%, то есть она на четверть привязана к валюте. У других больше: от 50% для машин российской сборки до 100% – иностранной. А это означает, что все прогнозы, кроме погоды, в той или иной степени привязаны к курсу рубля. Пожелаем и ему стабильности. И тогда всё сбудется.


Автор:  Антон ЧУЙКИН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку