НОВОСТИ
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
173
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
186
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
717
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
695
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
1645
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
908
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1307
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ВЕЛИКОЕ ОДОЛЖЕНИЕ
Совместно с:
15.07.2014
МОСКВА ПРОСТИЛА ДОЛГОВ НА 100 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ
Отправляясь с визитом в Гавану, Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации межправительственного соглашения об урегулировании кубинской задолженности России: Кубе списали 90% долга. Все правильно, какой же поход в гости без презента! Впрочем, какой именно подарок ожидает братьев Кастро, было известно уже давно. Соглашение «об урегулировании задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР» подписано в Москве еще 25 октября 2013 года. 7 июля 2014 года его ратифицировала Госдума, а 9 июля – Совет Федерации. Этот закон, как следует из официального извещения, «отвечает интересам Российской Федерации, поскольку реализация инвестиционных проектов на территории Республики Куба позволит оказывать заметное влияние на ее социально-экономическое развитие». Красиво сказано, да вот только зачем нам это самое «заметное влияние», или мало «навлияли» за последние 55 лет? И о каких «инвестиционных проектах» идет речь? Читали ли вообще, господа сенаторы, текст документа?!
Как следует из пояснительной записки Правительства РФ, по состоянию на 25 октября 2013 года «общая сумма финансовых обязательств Республики Куба перед Российской Федерацией составляла эквивалент 35,2 млрд долларов США». Это кубинская задолженность по государственным, финансовым, банковским и коммерческим кредитам, причем абсолютно вся она – просроченная. Помимо этого, в общую сумму долга включены заблокированные остатки средств на депозитных и клиринговых счетах, «выраженные в советских и переводных рублях, клиринговых долларах США, евро, швейцарских франках и кубинских песо. Всего, как гласит 2-я статья пресловутого Соглашения, «сумма задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией составляет 35196754833,39 доллара США». Россия, кстати, оказывается, тоже должна Кубе – целых 199 тысяч 634 доллара 69 центов.
Тридцать пять с гаком миллиардов долларов, согласитесь, сумма не просто солидная – колоссальная! Прежде российские чиновники скромно утверждали, что Остров свободы должен нашей стране «всего лишь» 15 млрд, позже ставки поднялись до 20 млрд.
ОСТРОВ СВОБОДЫ – ОТ ДОЛГОВ
Не секрет, что львиная доля задолженности образовалась за счет многолетних поставок Кубе советского «специмущества» – вооружений, общий объем которых оценивают как минимум в 16 млрд долларов. Поскольку Гавана за оружие не платила, а положенные проценты по кредитам за эти поставки накручивались, то сумма долга постепенно выросла до 25–26 млрд, а затем и до совершенно уж фантастической финальной суммы. Так что по размеру долга перед Россией Куба – безусловный лидер, большего должника у нас нет. Точнее, не было – ведь все это уже в прошлом, поскольку «90 процентов от суммы задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией <…>, – как гласит статья 3 Соглашения («Порядок погашения задолженности»), – не выплачивается Кубинской Стороной»! В переводе с процентов на цифры это означает прощение 31 млрд долларов с копейками, точнее, почти 31,7 миллиарда долларов.
Только ведь это еще не все бонусы за хорошее поведение, смотрим дальше. Оставшиеся 10 процентов должны погашаться в течение десяти лет двадцатью «равными полугодовыми платежами». Что ж, оставшиеся 3,519 млрд долларов – тоже немало, хотя столь пролонгированный срок очень напоминает известный анекдот о Ходже Насреддине: «За это время кто-нибудь обязательно умрет – или шах, или ишак…». Тем паче что кубинские товарищи не преминули прозрачно намекнуть, что даже ежегодные платежи в размере около 352 млн долларов для кубинской экономики неподъемны.
Все эти долговые платежи зачисляются на специальный счет Внешэкономбанка в Национальном банке Кубы «и используются в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения». Заглянувших в пресловутую статью ждет форменный шок. Там сказано, что средства со спецсчета направляются «на финансирование инвестиционных проектов на территории Республики Куба, включая проекты в области защиты окружающей среды, отобранных Кубинской Стороной в соответствии с Планом экономического и социального развития Республики Куба (далее – проекты в области содействия развитию), о чем в предварительном порядке Кубинская Сторона информирует Российскую Сторону». В переводе на русский язык это означает: кубинцам прощены все 100 процентов их долга России – все 35,2 млрд долларов! Мало того что средства перечисляют на счет в кубинском банке, так они еще и использованы могут быть только на территории Кубы и лишь в тех проектах, кои кубинское руководство – и только оно! – сочтет для себя нужными. При этом никакого согласия Москвы не требуется: Гавана лишь уведомит ее.
Если это инвестиции, то авторам такой инновации надо давать либо Нобелевскую премию, либо, что более вероятно, срок по статьям УК, где наличествует пункт «в особо крупном размере» – и с отягчающими обстоятельствами… Вообще этот пассаж выглядит откровенным издевательством: даже оставшиеся 10 процентов своего долга нашей стране Гавана, выходит, выплачивает сама себе – «в соответствии с Планом экономического и социального развития»!
СООБЩАТЬ ДАННЫЕ О СВОЕЙ ЭКОНОМИКЕ ГАВАНА ОТКАЗЫВАЛАСЬ НАОТРЕЗ
Как констатируется в пояснительной записке Правительства РФ, «кубинская сторона прекратила выполнять свои обязательства по возврату советских кредитов в 1991 году», и вопрос урегулирования задолженности Кубы перед Россией «по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР, оставался нерешенным на протяжении более 20 лет». Сначала Куба вообще не признавала советский долг, заявляя, что деньги ей выдавались в конвертируемых рублях, курс которых, по мнению кубинских товарищей, был завышен. Дальше – круче: оказывается, «начиная с 1998 года должник выдвигал встречные финансовые претензии к России, прямо увязываемые с потерями и убытками из-за разрыва торгово-экономических отношений с бывшим СССР», и вот эти самые «встречные требования» оценивались Кубой ни много ни мало в 36 млрд долларов!
И хотя, как уныло говорится все в той же пояснительной записке, «такой подход не подкреплен какими-либо юридическими документами и экономическими обоснованиями», однако «до последнего времени позиция кубинской стороны сводилась к тому, что вопрос урегулирования долга по советским кредитам может рассматриваться только с учетом упомянутых встречных финансовых претензий Кубы к России». Выходит, треть века Советский Союз этот Остров свободы в буквальном смысле содержал – кормил, одевал, поставлял технику и нефтепродукты, строил предприятия, наконец, до зубов вооружал – и оказался в должниках у своего клиента?! Что ни говори, а в находчивости Фиделю и его compañeros не отказать.
В общем, двадцать лет судили-рядили, пока Москва в конце концов мудро не решила принять к сведению следующие обстоятельства: «Куба не поддерживает отношений с международными финансовыми институтами и не является участником международных программ распространения статистических данных. Несмотря на неоднократные запросы российской стороны, кубинская сторона так и не представила макроэкономические данные, необходимые для адекватной оценки платежеспособности дебитора. В этой связи оценки платежных возможностей Кубы как крайне ограниченных основываются на данных, полученных из открытых источников, а также с учетом того, что республика является одним из крупных реципиентов международной гуманитарной помощи». Проще говоря, сообщать хоть какие-то данные о своей экономике Гавана отказалась наотрез – даже Москве, оценить реальную кубинскую платежеспособность возможности нет. В общем, с этой овцы даже клока шерсти не поиметь – простим ей все?
Правда, как утверждали некоторые эксперты, списав долг, мы, мол, «зашли на их закрытый рынок нефтедобычи». Начнем с того, что зашли не мы с вами – налогоплательщики, а несколько весьма жирных нефтяных компаний, работающих на карман своих эффективных менеджеров. Причем вошли, насколько можно понять, заплатив за вход немалые деньги, но – из кармана, как водится, государственного. И такой любопытный факт: оказывается, в феврале 2013 года, когда Кубу посетил председатель российского правительства Дмитрий Медведев, были заключены два соглашения о поставках кубинцам российской техники на сумму 650 млн долларов. Получается, что, с одной стороны, платить долги Кубе нечем, а с другой – какой-то техники они у нас закупают аж на 650 млн долларов! Или снова по новой – все в кредит?
Но так ли уж кубинцам нечем расплатиться за долги: знаменитые кубинские сигары, ром, кофе, тропические фрукты – практически та же валюта, и отчего бы тогда не организовать российскую (или совместную) компанию по реализации за рубежом этих высоколиквидных товаров – в счет погашения долга? Однако все это островитяне предпочитают сами продавать за валюту и вне всякой связи с долгами. Еще один вариант напрашивался, казалось бы, сам собой: Куба – это же туристический рай. Карибы, океан, пляжи, отели, вообще туристический бизнес и сервис – золотое дно, инвестиционная мечта российского бизнеса, разве нет? Вот только российских товарищей с их деньгами в этот инвестиционный рай кубинские товарищи не зовут и не пускают, предпочитая в этой сфере работать с европейцами.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ БЕСПЛАТНО ПОСТАВЛЯЛ ПРОДУКЦИЮ АВТОПРОМА БРАТСКИМ СТРАНАМ
Фото: Олег Вязьмитинов. РИА «Новости»
КНДР – «ОЧЕНЬ ПЕРСПЕКТИВНАЯ СТРАНА»
Практически та же механика списания долгов применена и к Северной Корее. 18 февраля 2014 года правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об урегулировании задолженности Корейской Народно-Демократической Республики перед Российской Федерацией по предоставленным в период бывшего СССР кредитам». Дума 18 апреля 2014 года приняла этот закон в первом чтении, совершенно не вдаваясь в детали. Думцам вполне хватило уверений замминистра финансов Сергея Шаталова, что «такая конструкция… позволит восстановить торгово-экономические отношения с КНДР».
Алексей Митрофанов на том заседании поведал, что Россию и Северную Корею связывают «давние отношения», потому долговой вопрос «мог бы послужить стимулятором углубления двусторонних связей». По версии Митрофанова, «это очень перспективная страна, и можно было бы посмотреть разные варианты, в том числе приобретение собственности на территории КНДР, создание совместных предприятий». Да вот какие «торгово-экономические отношения» нам восстанавливать, если в этих самых отношениях уже давно все замкнуто на поставки Северной Корее нашего оружия?!
Из пояснительной записки правительства следует, что «общая сумма финансовых обязательств Корейской Народно-Демократической Республики перед Российской Федерацией по состоянию на 17 сентября 2012 г. составляла эквивалент 10,96 млрд долларов США». В ходе переговоров, продолжавшихся «в общей сложности почти двадцать лет (!), были приняты во внимание и – опять-таки! – учтены в итоговых договоренностях особенности финансовых, а также политических и экономических отношений, сложившихся между Россией и КНДР». Какое у нас деликатное, даже сказал бы, уважительно-нежное отношение к этим пресловутым «особенностям», суть которых банальна: мы им – оружие, еще раз оружие и кредиты, а они нам … ничего! Кроме, быть может, красивых чучхейских слов благодарности за участие в борьбе с мировым империализмом (да и те не всегда соизволят выцедить сквозь зубы) – конвертируемой валюты у Пхеньяна нет, а их воны не нужны никому, поскольку на них все одно ничего не купить.
Вот эти особенности и учли: «К сложившемуся в пользу России сальдо взаимных обязательств применяется скидка в размере 90%». Остаток же долга – 1,09 млрд долларов – должен погашаться «в течение 20 лет 40 равными полугодовыми платежами путем зачисления на беспроцентный счет, открываемый Внешэкономбанком в Банке внешней торговли КНДР». Во! Значит, следующие двадцать лет будут выплачивать этот миллиард, хотя предыдущие двадцать лет не желали платить (и не платили) ни копья?! К слову, не платили и раньше – с момента основания КНДР.
Разумеется, как и в кубинском случае, «суммы, направляемые КНДР в счет погашения долга, подлежат использованию на цели финансирования на территории КНДР проектов в сфере здравоохранения, образования и энергетики по согласованию сторонами». То есть, даже те 10 процентов, которые северокорейцев с трудом уговорили признать, и те остаются у Ким Чен Ына! А нам-то все это зачем?! Правительство утверждает, что снимается проблема неурегулированного долга КНДР перед Россией, «длительное время являющаяся «раздражителем» в российско-северокорейских отношениях», что «достигнутые договоренности позволяют нашей стране оказывать заметное влияние на социально-экономическое развитие КНДР» и что теперь «Россия сможет принять участие в многосторонних переговорах об урегулировании северокорейской задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов», да еще и «влиять на условия ее погашения, в том числе, в интересах КНДР»!
ПОЛУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ СПИСАТЬ
Подобных долгов в последние годы российское руководство простило множество, обычно аргументируя это тем, что сейчас должникам платить все равно нечем, зато после списания в наших отношениях с ними воцарится «новая эра». Причем долги зачастую списывали даже тем, у кого валютные средства для их возврата были и есть. Как, например, это было с Алжиром: в марте 2006 года во время визита в эту страну Владимира Путина было объявлено, что Москва списывает этой арабской стране, совсем не нищей и вполне платежеспособной, весь ее долг России – 4,737 млрд долларов.
6 июня 2006 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 79-ФЗ о ратификации межправительственного соглашения об «урегулировании задолженности». Насколько известно, долг этот образовался из-за неоплаченных Алжиром поставок еще советского оружия, хотя деньги на оплату у этой страны реально были и есть: по экспорту газа Алжир на четвертом месте в мире, по экспорту нефти – на 11-м. Например, если верить официальной статистике, в 2008 году Алжир экспортировал газа, нефти и нефтепродуктов почти на 76 млрд долларов! Зато в качестве шага
доброй воли Алжир тогда же подписал серию контрактов о закупках колоссального количества российских вооружений – почти на 8 млрд долларов.
В 2010 году, после визита в Алжир уже Дмитрия Медведева, достигнута договоренность о втором пакете сделок, который, по некоторым оценкам, мог достичь 7 млрд долларов. Казалось, сделки выгодные: подумаешь, теряем 4,7 млрд – их, мол, «все равно уже не получить», зато заключаем контракты на суммы совершенно умопомрачительные! Вот только под эти сделки Москва открывала кредитную линию: оружие поставляется не за «живые деньги», а, как и раньше, в долг. Чтобы спустя лет десять снова печально констатировать, что платить клиенту вроде бы нечем, потому долг надо бы списать, дабы наш «старинный и добрый партнер» мог снова заказать нам много самолетов, танков и прочих стреляющих игрушек?
Москва щедро списала Афганистану весь его долг, в основном за поставки советского вооружения, – на 12 млрд долларов. Рассчитывая, что Ирак вновь станет покупать наше оружие, простили и 93% багдадских долгов нам – 12 из 12,9 млрд долларов. Монголии списали 11,1 млрд долларов из 11,4 млрд, Никарагуа – пока вроде бы «лишь» 344 млн долларов, Мозамбику – два из 2,4 млрд, Эфиопии – 4,8 млрд, Лаосу – 882 млн долларов, Вьетнаму – 9,4 млрд, и еще 8 млрд обещали в кредит.
ЗАЧЕМ ДАВАТЬ 10 МЛРД ДОЛЛАРОВ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ СТРАНЕ?
Один из самых крупных должников России – Сирия: еще с советских времен Дамаск задолжал Москве за военные поставки 14,55 млрд долларов. Платить долг Сирия не желала, отговариваясь то отсутствием твердой валюты, то несправедливостью советских цен, то предлагая в оплату неконвертируемый и абсолютно никому за пределами этой страны не нужный сирийский фунт, который, к тому же, фактически еще и запрещено вывозить!
Затем после долгих переговоров Башар Асад позволил себя «уговорить»: согласился купить у России оружие в обмен на списание долгов и… предоставление новых кредитов. Причем этот кредит Дамаск намерен брать в долларах, а выплачивать – в сирийских фунтах… Чего не сделаешь для сердечного друга: в январе 2005 года Москва списала Сирии свыше 67 процентов долга – 9,8 млрд долларов из 14,5 млрд. И уже в мае все того же 2005 года «Рособоронэкспорт» заключил с Сирией сделку на очередные 9,7 млрд долларов. Простить почти 10 млрд, чтобы затем широким жестом выбросить на ветер еще столько же – верх государственной мудрости. Как вещал тогда будущий депутат Госдумы Вячеслав Никонов, после прощения «долгов Ираку, оставлять долги Сирии было бы просто смешно», поскольку «Сирия – неплатежеспособная страна», и к тому же «мы договорились о военно-техническом сотрудничестве, что имеет важное значение для наших позиций в Ближневосточном регионе».
Еще один клиент, с которым мы откровенно попали, – Ливия. Муамар Каддафи, как известно, долларами просто сорил, закупая оружия на миллиарды, в том числе у нашей страны. Правда, платил он далеко не всегда, потому и образовался долг – порядка 4,6 млрд долларов. Москва пошла Каддафи навстречу, списав этот долг в обмен на контракты для российских компаний: по строительству дорог, добыче нефти и поставкам оружия. Вот только контракты те оказались виртуальными: в феврале 2011 года в Ливии вспыхнула гражданская война, а 20 октября 2011 года Каддафи был убит – с кого теперь спрашивать прощенные миллиарды? Равно как и миллиарды Чавеса, который еще при жизни довольно шустро отказался от выплат живых денег за российское оружие в пользу схемы, для него более интересной, – покупки в кредит.
Общая сумма кредитов лишь под закупки оружия, набранных Чавесом у Москвы, не менее 7,2 млрд долларов – и это лишь то, что было на поверхности и сообщалось официально. Помимо этого, и сам Уго, и его министры заявляли, что Москва вкладывается еще и в «развитие инфраструктуры», цифры при этом назывались фантастические: 6,5 млрд долларов, 10 млрд, 17 млрд … Чавеса больше нет – на тех миллиардах можно ставить крест? Далее – везде: по имеющимся оценкам, Москва простила странам третьего мира долгов, в основном оружейных, не менее чем на 100 млрд долларов! Вот только совершенно не верится в безудержную филантропию отечественных чиновников нынешнего розлива: если при столь щедром списании из госкармана что-то убыло, так ведь в чьем-то кармане оно же и зазвенело – это ведь механика такая, списания…
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии