Высокие отношения
Совместно с:
25.03.2019
Внезапная смерть известной медиаперсоны, чье имущество оказалось оформлено на трасты с бывшей женой и детьми. Скандал с долей одного из основателей в известном медийном стартапе. Громкие разделы имущества с супругами, партнерами известных людей… Это только верхушка айсберга, имя которому – регулирование финансовых отношений с партнерами и родственниками. Вне зрения общественности – море невидимых миру слез тех, кто когда-то слишком доверился близким. Дал достаточно крупную сумму денег, не заключил брачный договор, не подумал о завещании, не оговорил процедуру раздела бизнеса… Что делать, чтобы не было мучительно больно в трудный момент разрыва отношений? Рассказывают эксперты «Совершенно секретно».
Не так давно в одной из «девочковых» групп соцсети разразилась буря. Одна из участниц группы рядом с фотографиями счастливого жениха и себя в подвенечном платье поставила и фотографию, где она с женихом держат в руках брачный договор. «Мы в ответе друг за друга, поэтому ответственно подошли к нашему будущему!», – написала молодая жена. «Какой кошмар: перед тем, как обещать друг другу стать одним целым, расписать, кому достанутся кастрюли и тарелки!», «Где есть расчет, там нет любви!», «Я бы сразу сбежала от того, кто мне такое предложит!», «Что это за мужик, если готов мать своих детей по миру пустить!..» – это только часть негодующих комментариев. Правда, были и одобрительные: «И правильно, никто никому на шею не сядет, у нас равноправие», «На мужа надейся, а сама не плошай», «Голову терять никогда не надо, даже от любви».
ДО МАРША МЕНДЕЛЬСОНА
Увы, в России брачные договора – до сих пор редкость. По-прежнему бытует мнение, что любовь не терпит расчетов. Почему-то с пафосом говорящие это редко вспоминают, что в России распадается каждый второй брак. И часто – со скандальным и долгим разделом нажитого в суде. А между тем независимый финансовый советник Наталья Смирнова отмечает, что российское законодательство защищает супругов от несправедливого брачного договора.
«Брачный контракт не позволит одному супругу оставить другого совсем ни с чем. Скажем, можно, конечно, прописать, что все, что на кого записано, ему после развода и принадлежит, а потом, в итоге, чтобы муж или жена все оформляли на себя. Но при разводе тогда вторая половина останется ни с чем, и суд, скорее всего, вынесет вердикт раздела 50/50. Так что контракты, где явно принижаются права одной стороны, после развода лучше не заключать, так как их легко оспорить», – говорит эксперт.
В брачном договоре обязательно надо прописать режим владения совместно нажитым имуществом, добавляет адвокат Илья Харит. «При этом лучше упомянуть, что деньги, полученные за имущество, нажитое до брака, а равно приобретенное путем наследования, переходят в собственность того из супругов, кому это имущество принадлежало или кем было унаследовано», – добавляет юрист. Брачный договор лучше всего составить с помощью юриста. Но можно и самостоятельно, если имущество и доходы молодоженов не слишком велики. Стоит только учесть некоторые нюансы.
«Если у супругов в браке нажиты не очень ликвидные и делимые активы: например, квартира, дом, машина, бизнес, – лучше в контракте прописать, кому какие достанутся целиком, без деления на доли. Например, квартира – мужу, а дача – жене. А не 50% квартиры мужу и 50% квартиры жене», – советует Наталья Смирнова. Продать долю такого имущества тяжело, объясняет она, к тому же при разводе есть риски, что бывший супруг не сможет выкупить у второго его долю, чтобы владеть активом целиком. И что потом с этими долями делать?
Если один из супругов владеет бизнесом или есть совместный бизнес, в брачный договор есть смысл включить пункты и о его разделе в случае развода. Причем здесь надо учесть и возможность бывшего партнера вмешиваться в дела компании. «Можно прописать какие-то отступные в виде рассчитываемой от финансовых параметров бизнеса суммы, если супруг, конечно, не планирует вмешиваться в бизнес после развода», – советует Наталья Смирнова.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Если новобрачные молоды, они часто не имеют за душой ни гроша. В лучшем случае – бабушкина квартира, полученная в наследство. Но время идет, супруги обрастают имуществом. Вчерашние нищие студенты становятся предпринимателями, иногда – достаточно обеспеченными. И если о брачном договоре разговаривать в России считается неудобным, то уж оформить совместно нажитое имущество так, чтобы никто не пострадал, стоит обязательно. Тем более что у супругов обычно появляются и дети, чье положение вряд ли должно меняться в зависимости от отношений родителей.
Как оформить эти активы? Можно тем же самым брачным договором. Его, кстати, можно заключить и после свадьбы, в любой момент брака. Более того – по обоюдному согласию можно вносить в него изменения по мере необходимости
«Недвижимость лучше изначально расписать конечному получателю: что отходит мужу, что жене, что детям. Нужно внести все это в нотариально заверенный брачный договор. Что касается бизнеса, нужно четко указать в изменениях к брачному договору, кто в случае развода получает долю в активах. И, соответственно, кто ими управляет. Расписать, кому какие счета отходят. И указать, контроль над какими активами и в размере какой доли переходят кому-то из супругов, а также что остается детям с момента прекращения отношений. То же самое касается пакетов акций и интеллектуальной собственности», – советует Илья Харит. Все это, говорит юрист, нужно прописать также и в завещании.
Наталья Смирнова советует прописать в дополнении к брачному договору не только активы, но и долги. «Нужно очень четко оценивать долги, связанные с активами, приобретенными в браке, чтобы не получилось, что при разводе на бывшего супруга упадут еще и долги. Так что в контракте можно прописать, какого рода активы с долгами остаются за каким из супругов. Деление долгов между супругами тоже надо прописать», – говорит она.
ТРАСТ, КОТОРЫЙ НЕ ЛОПНЕТ
Чтобы не переписывать брачный договор множество раз, человечество давно изобрело множество форм владения активами, при которых каждый из супругов, а также их дети, защищены от превратностей судьбы. И это не только развод или смерть – российская поговорка «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», увы, актуальна по сей день.
В России самым популярным способом избежать «сумы» до сих пор остается оформление имущества на родственников: все мы знаем, что дети, родители и братья с сестрами множества политиков и чиновников являются удивительно успешными бизнесменами и владельцами дорогостоящей недвижимости в райских уголках Земли. Однако такой способ весьма рискован: денежный вопрос испортил не одни родственные отношения. «Все чаще используются страховые оболочки (полисы страхования жизни в РФ, но больше – за рубежом), которые не подлежат разделу и взысканию. Также используются и классические инструменты: трасты и семейные фонды, но это решения подороже, чем страховая оболочка или оформление на родителей. Еще для защиты от развода активно используется оформление в аренду с правом выкупа (лизинг) вместо оформления в собственность, так как оформленные в лизинг, пока они не выкуплены, активы не будут делиться», – говорит Наталья Смирнова.
Если же речь идет про честное распределение активов в семье, то правильнее было бы, конечно, каждому супругу иметь личные накопления хотя бы в страховых оболочках, чтобы знать, что он не останется ни с чем. А если брак не закончится разводом, то это просто способ инвестиций, так что деньги будут работать на благо семьи, советует эксперт. «Общая рекомендация такая: сложные для управления активы для комфортного наследства лучше упаковывать в траст или фонд, а ликвидные и довольно простые – в страховую оболочку, которая тоже легко наследуется и управляется при разводе».
Поговорим теперь об этих формах владения активами подробнее.
Самая известная в России – траст. Ее помнят хотя бы по рассказу О’Генри «Траст, который лопнул» и по антитрастовому законодательству, которое США приняло столетие назад. Юридически траст – это система отношений, при которой имущество, первоначально принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника, но доход с него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Ими могут быть и сам учредитель, и все, кого он укажет бенефициаром. Само слово происходит от английского trust – «доверие», и такая форма часто называется доверительным управлением. В траст обязаны отдавать свой бизнес политики во многих странах на время работы в избираемой должности или высокие чиновники на государственной службе.
В траст, открытый в офшорной зоне, часто прячут свое имущество как те, кто боится рейдеров, так и те, кто заработал свои миллионы отнюдь не праведным трудом. А еще траст – очень удобная форма для большого и разветвленного семейного бизнеса.
Однако с трастами непросто, предупреждает Наталья Смирнова. «Здесь учредитель траста формирует декларацию, то есть, по сути, от учредителя траста зависит вся судьба бенефициаров, вся стратегия управления активами. Если вторая половина в разработке декларации не участвует, это риски», – говорит она. А так как нереально проследить, чтобы все активы оформлялись с уведомлением второй половины, эксперт советует хотя бы ликвидные активы (ценные бумаги, cash) оформлять в страховой полис (unit-linked) либо в совместное владение супругов, чтобы при разводе он разделился ровно пополам, но вторая половина участвовала в управлении. Либо же каждому супругу открыть свой полис. «Не совсем ликвидные активы тоже можно оформить в страховой полис, если их предварительно оформить на юрлицо, а доли юрлица переписать в полис, но здесь могут возникать трудности с ведением всех операций по бизнесу из страховой оболочки, поэтому перед подобным оформлением лучше получить консультацию юристов-международников касательно оформления бизнеса на траст, фонд или страховую оболочку», – предупреждает Наталья Смирнова
Семейный фонд мало чем отличается от траста. В основном эту форму выбирают, когда регистрируют юридическое лицо в странах так называемого «торгового права» – Швейцарии, Австрии, а трасты – в странах т. н. гражданского права: США, Великобритании и многих островных государствах-офшорах. Ну и еще информацию о трасте получить гораздо труднее. Однако семейные фонды тоже учреждаются – обычно для финансирования образования детей или их содержания в случае развода и смерти родителей. Преимущество в том, что прибыль фондов не облагается налогом, если идет на заявленные учредителем некоммерческие цели.
Страховой полис или, вернее, полис инвестиционного страхования, в отличие от траста или фонда – вещь более простая и дешевая в управлении. Все же для траста или фонда нужно владеть активами на несколько миллионов долларов – иначе оплата услуг управления и комиссий будет просто разорительна. Страховой полис тоже требует оплату комиссий, но они гораздо ниже и часто выражаются в процентах от стоимости активов – обычно 1–2% в целом при консервативном управлении. Юридически – это полис страхования жизни, по которому выплачивается компенсация в случае смерти страхователя в размере полной суммы стоимости активов плюс небольшая страховая премия. Но, в отличие от традиционного полиса страхования, здесь не страховщик решает, куда вложить ваши деньги, чтобы заработать, а вы сами.
По сути, речь идет о традиционных инвестициях в акции, облигации и другие ценные бумаги (хотя, как говорилось выше, возможно и оформление другого имущества), но, в отличие от традиционного доверительного управления банком или брокером, активы избавлены от многих обязательств: с прибыли не надо платить налоги (юридически – это не прибыль, а досрочные частичные выплаты страховки), об этих счетах не надо отчитываться (опять же юридически – это не ваш счет, а страховщика). Ну и в общее наследство эти полисы также не включаются.
Наконец, лизинг жилья для физических лиц – вещь сравнительно новая в России. Занимаются этим лизинговые компании, обычно созданные банками. Суть в том, что жилье не переходит в собственность до тех пор, пока не будет полностью выкуплено. Плюсы – невысокий первоначальный взнос, возможность не подтверждать все доходы, возможность сменить жилье на другое, ну и отсутствие собственности на жилье не позволяет включить его в подлежащее разделу или аресту имущество. Минус один и главный – гораздо более высокая ставка процента, чем при ипотеке.
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
Вряд ли найдется человек, который никогда не брал и не давал в долг родным и знакомым. Хорошо, если речь идет о паре тысяч рублей до зарплаты. А если сумма большая? Например, родственники собирают на первый взнос за ипотеку, автомобиль или на открытие бизнеса?
Долги друзьям и родным – всегда щекотливая вещь. С одной стороны – как не помочь своим. С другой – давая деньги в долг, особенно когда кто-то занимает у вас регулярно, поневоле задумаешься о том, что все равно теряешь деньги: инфляция, скачущий курс рубля… Да и просто ущемлять самого себя в тратах как-то неправильно. А что говорить, если долг не вернули?
«При одалживании денег расписку нужно брать обязательно. Это общемировая практика и ничего обидного тут нет», – уверен Илья Харит. «Расписка – это обязательно, иначе как потом доказать, что долг был. А, во-вторых, почему за счет дружеских и родственных уз ваш капитал должен страдать от упущенной выгоды? Так вас всегда будут использовать», – говорит Наталья Смирнова. Но как же сделать так, чтобы и самому не страдать, и человека не обидеть?
Наталья Смирнова предлагает такие варианты. Первый. Сказать, что все сделки свыше такой-то суммы вы совершаете только с согласия на семейном совете, так как это крупная сумма, и только с распиской. Второе. У тех, кто часто просит в долг, можно самому начать одалживать небольшие суммы – и именно под расписку, объясняя, что уважаете его труд и его сбережения. Тогда и вам будет легче взять с этого человека расписку. «Если ничего не помогает, а друзья у вас верят во всякие небылицы, то всегда можно сослаться на то, что не по фэн-шуй давать деньги без расписки и хотя бы маленьких, но процентов, либо примета плохая. Главное – сказать максимально убедительно», – смеется эксперт.
А вот с тех, кто любит тянуть с отдачей долга, можно и нужно брать проценты. Опыт показывает, что это удивительно дисциплинирует.
Гораздо серьезнее, если речь идет о деньгах на бизнес. И тем более – если речь идет о совместном бизнесе
Успешные люди советуют вообще не затевать бизнес с друзьями. Однако на практике именно с друзьями и создаются стартапы: кто еще будет работать бесплатно, да еще вкладывать свои деньги без гарантированного результата? Но и разваливается бизнес часто из-за ссоры друзей. Поэтому стоит прислушаться к советам, которые дает Наталья Смирнова.
Следует сразу, еще «на берегу», проговорить, что не будете смешивать дружбу и бизнес. Если кто-то будет говорить «да ладно тебе, перестань», то лучше с такими людьми вообще не начинать совместного дела.
Если люди согласились, что «дружба – дружбой, а служба – службой», следует изначально проговорить ожидания от бизнеса с точки зрения финансов, чтобы убедиться, что ваши цели совпадают. «Кто-то хочет хотя бы 50 тысяч, а кому-то хочется выйти на 5 миллионов в месяц дивидендов. Если амбиции и цели разные – лучше не идти вместе», – объясняет эксперт.
Далее нужно проговорить все риски каждого участника и вклад каждого участника в бизнес. Кто вносит деньги? Кто вносит свои знания и держит на себе контакты с потенциальными клиентам? А кто ведет бэк-офис и дает экономию на бухгалтерии? А кто и сколько вносит денег, если придется довложиться? Тщательно проговорите и распишите все эти вопросы – это избавит от многих недоразумений и недопонимания.
Далее надо прописать условия выхода из бизнеса: когда, как, за сколько предупреждать партнеров, как считать стоимость доли к выплате, будет ли у совладельцев приоритетное право выкупа доли и так далее.
Наконец, надо согласовать бизнес-план и реперные точки контроля по каждому из участников. И каждому выделить его зону ответственности.
Пропишите все договоренности на бумаге – это важно, чтобы впоследствии избежать недоразумений. Любые изменения договоренностей также надо прописывать – позиция «да ладно, свои же люди» погубила не один бизнес. Вот теперь, когда все понимают и меру своего участия, и меру ответственности, можно начинать совместное дело.
В случае, если у вас лишь занимают деньги на бизнес, действовать нужно не менее тщательно. Изучите бизнес-план, обратите внимание на то, насколько хорошо человек представляет свои доходы и расходы. Установите график выплат: практика показывает, что отдать всю сумму сразу редко кому удается, а вот регулярные платежи дисциплинируют. В стартапах последнее время популярностью пользуются опционы: обязательство продать определенное количество акций/долю при определенных обстоятельствах или через определенный срок по цене, которая обычно равна степени вклада. Вполне можно заключить опционный контракт и с друзьями.
Главное – понимать, что говорить о деньгах не стыдно. Как раз стеснительность в этих вопросах и приводит к тому, что вчера еще близкие люди встречаются на судебных заседаниях, да еще и круг своих друзей и знакомых вовлекают в противостояние.
Автор: Татьяна РЫБАКОВА
Совместно с:
Комментарии