«Закупочные тайны»
ФОТО: ПЁТР КОВАЛЁВ/ТАСС
17.01.2022
Традиционно российские чиновники в преддверии Нового года решили обзавестись «новыми партнерами» по освоению денег из государственной казны. Миллиардные контракты в спешке отдавали компаниям без конкурсных процедур и детального исследования их бэкграунда. Газета «Совершенно секретно» разобрала несколько интересных закупок госструктур и подконтрольных им предприятий.
С 1 января силовые ведомства России получили возможность не раскрывать информацию о своей закупочной деятельности.
Осенью прошлого года премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства РФ, которое позволило засекретить все контракты Минобороны, Росгвардии, ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки, а также всех подконтрольных этим ведомствам структур. На фоне волны возмущения от общественников, которых говорят о часто вскрывающихся коррупционных схемах в рамках таких закупок, чиновники заявили о необходимости сохранения гостайны.
Ранее в газете «Совершенно секретно» публиковались результаты исследования Высшей школы экономики, которая оценивала уровень коррупции при государственных закупках. При анонимных опросах российских компаний экономисты не выделяли отдельные ведомства. Общий объем взяток участники торгов всех уровней оценили в 6,6 трлн рублей.
В новом материале мы решили рассказать о любопытных конкурсных процедурах или контрактах, данные о которых были объявлены под самый Новый год, когда большинство россиян, в том числе журналисты, уже ушли на каникулы. Речь о материалах, опубликованных в Единой информационной системе в сфере закупок с 29-го по 31-е декабря.
ВЕРТОЛЕТ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ
За день до старта 2022 года АО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» (Приморский край, входит в холдинг «Вертолеты России») опубликовала информацию о выборе подрядчика, который выполнит заказ на «Проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке вертолета Ка- 62».
Речь идет о гражданской версии военного вертолета Ка-60. Первая машина Ка-62, корпус которой состоит из композитов, поднялась в воздух в 2017 году, но серийное производство среднего многоцелевого вертолета стартовало лишь несколько недель назад. В декабре Росавиация выдала заводу специальный сертификат, который позволяет запустить винтокрылую машину в серию. Ее планируют использовать как для перевозки людей, так и для транспортировки грузов. Разработчиком вертолета называют «Опытно-конструкторское бюро им. Камова».
Несмотря на публикацию материалов закупочной процедуры 30 декабря, договор на ОКР был подписан еще 17 декабря. Исполнитель, название которого заказчик не раскрывает, должен был получить 1,57 млрд рублей. Причем столь существенный объем средств необходимо было освоить до 31 декабря прошлого года.
Отметим, что это второй подобный заказ на ОКР уже летающего вертолета КА-62, расторгованный в 2021 году. Вероятно, в обоих договорах речь идет о корректировке и доработке имеющейся конструкторской базы. В рамках мартовского договора «Прогресс» должен был заплатить исполнителю 1,245 млрд рублей. Ранее заказ на опытно-конструкторскую работу по указанному вертолету авиазавод размещал в 2018 году. Тогда неназванному подрядчику обещали передать 1,38 млрд рублей. Выполнены ли в настоящее время все описанные контракты, оперативно уточнить не удалось.
ВЫБОРЫ ПРОШЛИ, А СУДЬИ ОСТАЛИСЬ
Девятнадцатый год тянется эпопея, связанная со следующей предновогодней закупкой, на которую «Совершенно секретно» обратило внимание. В 2003 году в Санкт-Петербурге было подписано распоряжение о переносе Государственного института прикладной химии с площадки в непосредственной близости к Петропавловской крепости. Сначала инвестор в лице ВТБ планировал разместить на проспекте Добролюбова,14 жилой квартал и рекреационную зону. К середине 2012 года территорию очистили от промобъектов и земли, загрязненной тяжелыми металлами, но от проекта решили отказаться.
Тогда Владимир Путин стал инициатором строительства на этом месте Судебного квартала, куда должен был из Москвы переехать Верховный суд. Здесь же планировалось отстроить жилые дома для размещения судей и сотрудников аппарата. Общую стоимость реализации проекта тогда оценивали в 35 млрд рублей. Кроме зданий судебного комплекса здесь должен был появиться небольшой парк и театр Эйфмана. В 2019-ом на площадке закипела стройка. Несмотря на возмущение жителей, которые говорили об отсутствии в этом месте общественных пространств и парковой зоны, нулевой цикл большинства построек был пройден.
Именно на этом этапе тогда еще врио губернатора Александр Беглов поддержал общественников и заявил о недопустимости строительства Судебного квартала на берегу Невы. В преддверии выборов чиновник заявлял, что на проспекте Добролюбова все же возведут здания, но не ведомственные, а большой парк с театром танца Бориса Эйфмана. Постройки же для Судебного департамента и Верховного суда обещали разместить на Смольной набережной. Землю под дом для судей, которые переедут в Северную столицу из Москвы, обещали подобрать в кратчайшие сроки.
Уже после того, как Александр Беглов стал губернатором, появилась информация о проработке возможного варианта размещения жилого комплекса в районе гостиницы «Охтинская», правда 99,3% респондентов из муниципального образования «Большая Охта» (в опросе участвовали более 3 тыс. петербуржцев) высказались против строительства дома на этой территории. По данным «Фонтанки», весной 2021 году глава Санкт-Петербурга заявил, что жилой комплекс для сотрудников Верховного суда все же построят на этой территории.
29 декабря Управление делами Президента РФ поместило информацию о проведенной закупке у единственного поставщика. За выполнение работ по корректировке проектной документации по некоему объекту, чиновники готовы заплатить 274 млн рублей. О каком именно объекте идет речь, в закупочной документации не уточняется. Известно лишь, что статус подрядчика получило ФГУП «Ремонтно-строительное управление» Управления делами Президента РФ.
В этот же день был подписан договор со сроком исполнения до 29 ноября 2022 года. Уже из реестра госконтрактов «Совершенно секретно» удалось выяснить, что речь идет о строительстве Судебного квартала и жилья для сотрудников Верховного суда РФ. Подрядчик должен будет обновить проектную документацию и провести ее госэкспертизу. Важно, что в техзадании указаны конкретные точки, в которых будут возведены спорные здания. Так строительство комплекса зданий Верховного суда и Судебного департамента, здания театра танцев Б.Эйфмана и подземной автостоянки, как и в 2019 году, планируется возобновить на проспекте Добролюбова, 14. Жилой комплекс на 600 квартир с паркингом построят на Большеохтинском проспекте.
НЕДВИЖИМОСТЬ ОТ ИП
Если в описанной выше ситуации власти Санкт-Петербурга лишь номинально могли влиять на процесс заключения контрактов, так как финансирование стройки и контрактация ведется напрямую «из Кремля», то в еще одной закупке нам удалось раскрыть любопытные схемы по уходу от налогов со стороны застройщиков, у которых закупает недвижимость администрация города на Неве.
В конце 2021го года Комитет имущественных отношений (КИО) Санкт-Петербурга в формате закупки у единственного поставщика подписал со строительной компанией «Дальпитерстрой» договор на приобретение нежилых помещений в недавно построенном доме в Шушарах (граничат с КАДом). В собственность города будет передана недвижимость по улице Валдайской дом 4/1 стр.1. В общей сложности за контракт власти заплатят 478 млн рублей. В этот же день заместитель председателя КИО Ксения Кононевская и директор компании Аркадий Скоров подписали без нареканий акт приема-передачи, в рамках которого Санкт-Петербургу было передано 6 помещений в подвале, на первом и втором этаже здания.
В данном случае вопросы могут возникнуть лишь к спешке при подписании документов в отсутствие конкурсной процедуры, а так же к общей стоимости помещений, оценку которых проводила частная консалтинговая компания. Но «Совершенно секретно» удалось обнаружить еще один любопытный контракт в Шушарах, который 29 декабря опять же был подписан госпожой Кононевской.
За 133 млн рублей город купил помещения в жилом доме на Московском шоссе, 258/2 стр.1. Продавцом в данном случае выступила ИП Куницкая Елена Леонидовна. В сентябре текущего года она стала собственником и директором ООО «Дальпитерстрой», совладельцем и руководителем которого ранее был Аркадий Скоров. В середине декабря женщина оформила право собственности на продаваемые Санкт-Петербургу помещения. Сделка по перепродаже состоялась через две недели. По данным ФНС, индивидуальный предприниматель работает по упрощенной схеме налогообложения, соответственно в бюджет в качестве налога на доход, вероятно, будет перечислено лишь 6%.
КОРОНАВИРУСНЫЕ МИЛЛИАРДЫ
Уже почти два года весь мир продолжает борьбу с коронавирусной инфекцией. В России растущий коллективный иммунитет все же не позволяет чиновникам расслабляться – они продолжают тратить сотни миллионов рублей на содержание резервных коек на случай потенциальных всплесков новых волн убивающей людей инфекции.
К примеру, ГКБ им. С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы заплатит 426 млн рублей за аренду здания автомобильного ТЦ на Каширке, которое переоборудовали для приема пациентов с Covid-19. Автоцентр «Москва» на Каширском шоссе в начале двухтысячных был создан бизнесменами Захаром Илиевым и Годом Нисановым. Комплекс переоборудовали еще в 2020 году, но информация о стоимости аренды этих площадей для казны не раскрывалась. Принимает ли резервный госпиталь пациентов сегодня – неизвестно.
Власти Башкортостана пошли дальше, они решили построить новые госпитали в городах Сибай и Туймазы, где проживает лишь чуть больше 60 тыс. жителей. Премьер-министр республиканского правительства Андрей Назаров в конце октября заявлял, что здесь нужно срочно строить новые больницы, так как стационары Туймазов и соседних городов Октябрьский и Белебей испытывают определенные сложности с обслуживанием такого количества пациентов.
«В больницах этих городов примерно по 150–200 коек заняты под ковид. Естественно это усложняет оказание медпомощи пациентам с другими заболеваниями. Поэтому здесь обязательно надо построить инфекционный госпиталь, тем самым мы разгрузим койки в городских больницах», – цитирует премьера пресс-служба правительства. Тогда власти обещали, что быстровозводимые госпитали смогут принять людей уже через два месяца, но столь быстрой стройки не получилось, так как расторговали конкурсы лишь перед Новым годом. На создание инфекционных отделений в Сибае и Туймазах потратят 1,247 млрд и 1,213 млрд рублей соответственно. Выполнять работы будет ООО «Завод модульных конструкций «Башеврокуб». Деньги на эти цели внепланово были выделены из региональной казны за счет перераспределения бюджетных ассигнований. Чиновники в пользу двух новых инфекционок решили притормозить реализацию республиканской адресной инвестиционной программы.
БОЯЛИСЬ ОТЗЫВА СРЕДСТВ ИЛИ ТОРОПИЛИСЬ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ?
В конце 2021 года в системе госзакупок публиковали не только результаты проведенной закупочной деятельности, но и размещали свежие конкурсы. По мнению наблюдателей, в ряде случаев речь может идти о спешке, благодаря которой чиновникам удастся сохранить в бюджете федеральное финансирование под реализацию госпрограмм. Ведь если средства не зарезервированы и работа по их освоению не началась, регионы обязаны вернуть деньги. Нельзя гарантировать, что в 2022 году эти средства вновь будут доведены до исполнителей, так как в случае неисполнения прошлогодних обещаний со стороны регионалов, федеральный центр может направить деньги на более первоочередные задачи в те регионы, где власти способны осваивать средства и реализовывать проекты в заявленный срок.
На «проведение опытно-конструкторских работ по разработке к-62» выделено 1,57 млрд руб. по госконтракту, и отведено всего две недели. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG
Второй возможной причиной спешки эксперты сферы закупок называют желание госорганов получить в качестве участника конкурсов лишь узкий круг претендентов. В период новогодних каникул потенциальные участники редко занимаются мониторингом торговых площадок. А после выхода на работу останется слишком мало времени, чтобы детально проанализировать имеющуюся в конкурсе документацию и просчитать свою выгоду при участии в том или ином проекте.
Один из примеров: власти маленького города Ирбит в Свердловской области уже в третий раз пытаются найти подрядчика для строительства канализационных очистных сооружений в рамках федеральной программы «Чистая вода». Работы по проекту должны были начать еще в середине прошлого года, но в рамках первого конкурса с максимальным ценником в 840 млн рублей участники подали жалобу в ФАС, потребовав обязать администрацию откорректировать документацию, в которую были заложены слишком низкие цены на стройматериалы, подорожавшие в ряде случаев более чем в 2 раза. Максимальную стоимость госконтракта тогда увеличили на 200 млн рублей, но желание принять участие в новом конкурсе проявила лишь одна компания – ООО «Атомстройпроект» (Москва). Муниципалы сочли эту заявку не соответствующую требованиям и объявили новый аукцион. Итоги третьей закупочной процедуры чиновники планируют объявить 24 января 2022 года. Срок обещанного когда-то жителям строительства канализационных очистных сооружений сдвинется как минимум на год.
Обратная ситуация складывается с закупкой Росавтодора, разыскивающего компанию, которая проведет проектно-изыскательские работы и разработает проектную документацию для реализации второго этапа строительства скоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург. За участок Дюртюли-Ачит (Башкортостан – Пермский край – Свердловская область) планируется заплатить 1,48 млрд рублей. При этом дорожники настаивают на привлечение субподрядчиков из числа малого и среднего бизнеса. Прием заявок на конкурс планируется завершить уже 17 января – или через неделю после выхода страны с новогодних каникул.
По мнению руководителя общественного объединения «СтопКартель» Александра Кулакова, все крупные предновогодние закупки могут стать огромным пластом для работы следователей. В 2022 году вступили в силу не только распоряжения, связанные с Гособоронзаказом и работой силовиков, но и начали действовать около 100 новых нормативных актов, которые должны изменить специфику госзакупок в принципе.
«Обновленное законодательство направлено на защиту прав участников торгов и защиту конкуренции. Заказчики, вероятно, радея за свои меркантильные интересы, не дождались вступления в силу обновленного ФЗ 44. Они начали хаотично проводить торги в конце года. Я могу говорить здесь лишь о личных коррупционных интересах заказчиков. Новые законы были созданы для защиты конкуренции, практически все коррупционные риски были сняты, но заказчики решили не ждать их вступления в силу. Сейчас можно смело брать все крупные закупки и смотреть на аффилированность чиновников и подрядчиков», – высказал «Совершенно секретно» свое мнение Александр Кулаков.
Автор: Мария ШАРОГЛАЗОВА
Комментарии