«Золотые» реки и кипрские берега
ФОТО: ВЛАДИСЛАВ ПОСТНИКОВ
18.10.2021
На фоне многомиллиардных прибылей представителей золотодобывающего сектора экономики, экологи вынуждены фиксировать многочисленные нарушения природоохранного законодательства в отдаленных труднодоступных территориях, куда не часто прилетают надзорные органы. Уничтоженные нерестовые реки для лососевых, погубленная окружающая среда в местах жизни коренных малочисленных народов Севера и многомиллионные финансовые потери для бюджета страны – все это недавние примеры работы золотодобывающих компаний.
В конце сентября известный в России эколог Георгий Каваносян обнародовал свое расследование об уничтожении нерестовой для лососевых реки Вичаевская на Камчатке. Речь в фильме идет о гибели миллионов мальков и взрослых особей кижуча, нерки и горбуши из-за последствий подземной добычи золота на Асачинском месторождении. Здесь работает ГОК «Тревожное зарево».
ТРЕВОЖНОЕ ЗАРЕВО
Еще четыре года назад представители Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» (структура Росрыболовства) заявляли о тенденции к полному уничтожению среды обитания лососей в районе Асачинского месторождения. По данным ученых, в 2017 году техногенное воздействие горно-обогатительного комбината достигло критического уровня. «В ближайшей перспективе (в течение нескольких лет) неизбежно будут утрачены 93% нерестово-нагульного фонда реки Вичаевская и 20,5% от общего лососевого потенциала бассейна реки Мутная. Это произойдет, если предприятие не прекратит противозаконную практику ежегодного сброса из хвостохранилища разбавленной атмосферными осадками токсичной жидкой фазы пульпы и ежегодного сброса более 10 млн кубометров неочищенных штольных вод», – говорилось в отчете ученых. В настоящее время ситуация усугубляется.
Эколог Каванoсян сделал несколько заборов проб воды, донных отложений и пульпу из шламохранилища. По итогам исследований лаборатории «Лига-Серт» в образцах были зафиксированы многократные превышения ПДК по меди, которая является попутным минералом при добыче серебра и золота. Максимально речь шла о двадцатикратном превышении. В настоящее время эколог направил обращения с просьбой провести детальную проверку деятельности предприятия руководству Росприроднадзора и Росрыболовства.
СОПОСТАВИМО С АММИАКОМ
Между тем, и до нашумевшего фильма АО «ТСГ Асача» неоднократно привлекали к административной ответственности как представители надзорных органов, правда штрафы для юрлица, чистая прибыль которого по итогам 2020 года превысила 2,2 млрд рублей, измеряются сотнями тысяч рублей. Лишь в рамках спора с Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора о классе опасности отходов предприятия, размещаемых в хвостохранилище, удалось доначислить и взыскать 138 млн рублей. «Тревожное зарево» с 2016 года уверяло инспекторов, что в хвостохранилищах складируют отходы 5 класса опасности, но экспертиза показала, что шламы сопоставимы с аммиаком и этанолом (4 класс опасности). Арбитражный суд Камчатского края обязал компанию перечислить в бюджет многомиллионный штраф.
Проверки Росприроднадзора и Росрыболовства 2021 года показали, что «ТСГ Асача» продолжает работать в нарушение проектной документации и российского законодательства. На этапе одобрения надзорными органами и общественностью инвестор заверял, что вода с ГОКа по системе отведения будет проходить через фильтрующие каналы и очистные сооружения. Только после этого планировалось сбрасывать ее в реку Вичаевскую. Вместо этого жидкость без должной очистки из фильтрующего канала через боковое тело дамбы отстойника самотеком попадает в ручей Иреда, который через несколько десятков метров впадает в Вичаевскую. Надзорные органы выдавали юрлицу предписание, с требованием устранить нарушения в части сброса воды не позднее конца августа 2021 года.
«Я на прошлой неделе встречался с руководством ГОКа. Они практически ничего из предписаний не выполнили. Были проведены лишь общественные слушанья. Пока нет даже техзадания на проект по усовершенствованию хвостохранилища. Они планируют высоту борта увеличить на полтора метра. В компании говорят о новом учредителе и намерениях исправить ситуацию. Если раньше полностью молчали – с новым руководством говорят, что будут делать. Но пока даже договора на разработку проектной документации нет», – говорит руководитель МРОО «Экологическая безопасность» Сергей Мылов.
«С ГЛАЗ ДОЛОЙ…»
В России участилась практика, когда золотодобывающие предприятия на фоне экологических проблем меняют собственников и управляющие компании. С претензиями экологов и надзорных органов общественники связали переход золотодобывающей компании «ТСГ Асача» под управление кипрской Stanmix Holding Ltd в сентябре текущего года. Конечные бенефициары оффшора не раскрываются, но ранее «Прайм золото – вестник золотопромышленника» сообщал, что основным владельцем камчатского золотодобытчика стал Horvik Ltd, который связывают с владельцем Highland Gold Mining Владиславом Свибловым. Незадолго до этих сообщений компания сменила свое «тревожное» название на АО «ТСГ Асача». Правда Trans-Siberian Gold (TSG) и раньше считали аффилированным со Свибловым.
В 2020 году к схеме по смене собственника «проблемного актива» прибегла и другая крупная золотодобывающая компания – Polymetal International plc (АО «Полиметалл»). Через «Золото Северного Урала» в Свердловской области холдинг владел ООО «Саумская горнорудная компания», которая приступила к разработке одноименного месторождения на севере региона в районе города Ивдель.
До последнего времени эта местность сохранялась в первозданном виде, так как здесь не только не было производств и крупных населенных пунктов, но даже не имелось грунтовых дорог – лишь небольшие поселения манси, которые ведут традиционный образ жизни для коренных малочисленных народов Севера (КМНС). В 2020 году активисты общественного движения «Мирные жители» взяли пробы воды в реках в непосредственной близости к создаваемому карьеру для добычи меди, золота и цинка. Проверка показала хорошее качество воды в реках, при этом в жидкости из искусственного ручья, который вытекал с территории строящегося карьера, было зафиксировано превышение ПДК по алюминию в 64 раза, по меди в 15 раз, по цинку в 1,7 раза. При этом на месторождении на тот момент не были построены очистные сооружения, которые бы могли оградить реки от стоков с горной выработки.
Позже выяснилось, что структура АО «Полиметалл» продала мажоритарный пакет акций неизвестному ульяновскому ООО «Новелла» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Правда золотопромышленники оставили себе, как право забирать на переработку всю добываемую руду, так и возможность обратного выкупа акций. Спустя год, после завершения проверок и начала строительства очистных, российское юрлицо группы Polymetal вернуло стопроцентное владение «Саумской горнорудной компанией».
КОНЦЫ В ВОДУ
Летом 2021 года общественники повторно выехали на реки Севера Свердловской области, чтобы проверить их состояние. Выяснилось, что дела обстоят далеко не позитивно. Пробы были взяты непосредственно в реке Саума, нескольких ручьях близ карьера и непосредственно из слива. По данным химического анализа состава воды, который проводили в лаборатории «Экосорб» в пробах из реки Саума зафиксировано превышение ПДК по меди и свинцу соответственно в 10 и в 5 раз. В сливе из карьера превышение по содержанию марганца в 67 раз, по меди – в 30 раз, по алюминию – в 21 раз, по свинцу – в 5 раз.
«По обращению одного из активистов в середине сентября прошла выездная проверка Росприроднадзора на месторождение. Но разбирались не с наличием или отсутствием очистных, а проверяли факты сливов с карьера в реку. К сожалению, за день АО «Полиметалл» проинформировали о проверке (в соответствии с законодательством РФ надзорные органы в течение суток до начала проверки должны проинформировать собственника объекта. – Прим. ред.). На месте Росприроднадзор сливов не нашел, за ночь вся кромка карьера вдоль леса, где что-то подтекало, была перекопана», – поделился своими суждениями экоактивист из Свердловской области Егор Николаев.
В Уральском представительстве холдинга Polymetal воздержались от комментариев по поводу ситуации вокруг Саумского месторождения. Источник же издания из администрации города Ивдель сообщил, что компания завершает процесс пуско-наладки очистных сооружений, промышленная добыча на месторождении еще не стартовала.
По данным Нижнеобского территориального управления Росрыбаловства, горнодобывающее предприятие проводит работу и по искусственному воспроизводству водных биоресурсов рек Обь-Иртышского бассейна. В частности, 15 сентября на севере Свердловской области «Саумская горнорудная компания» выпустила в реку Лозьва более 12 тысяч сеголеток стерляди в качестве компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания при разработке Саумского медно-цинкового месторождения.
С ПРИЦЕЛОМ НА ИНВЕСТОРОВ
«Я бы разделил эти два случая. Относительно «ТСГ Асача» возможно, имеет место реальная продажа. Или, как минимум, изменение структуры собственности для налоговой оптимизации», – считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев.
По его мнению, смена формального собственника, или вывод владения в оффшоры, по сути, ничего не меняет для камчатского ГОКа «Тревожное зарево» с точки зрения претензий и взыскания с российского юрлица штрафов за экологические нарушения. Компания не является публичной, не котируется на биржах, и потому может не заботиться о своем профиле по ESG. По-иному дела обстоят с Polymetal International plc. Ее активы расположены в России и частично в Казахстане, она имеет первичный листинг в Лондоне, для чего зарегистрирована на о. Джерси, а официальный офис имеет на Кипре.
«Так делают многие компании сектора во всем мире, привлекающие иностранных акционеров. Для таких игроков очень важно соблюдать принципы устойчивого развития, включая экологические параметры деятельности. От этого зависит отношение институциональных инвесторов в лице зарубежных инвестиционных фондов и, в конечном счете, от этого во многом в наше время зависит капитализация компании. Для формального соблюдения «зеленых» нормативов сегодня вполне допустимо выводить «грязные» активы за периметр компании», – подчеркнул аналитик Калачев.
А ДЕНЬГИ ГДЕ?
Для деофшоризации в России создали специальные внутренние оффшоры в Калининграде и на Дальнем Востоке. Тем не менее, даже в составе госкорпораций сегодня имеются структуры, зарегистрированные в зарубежных, в том числе оффшорных юрисдикциях. «Это многолетняя практика, обеспечивающая инвесторам юридическую защиту и оптимизацию структуры собственности по международному праву. Власти могут стимулировать перевод владения на территорию России, но не могут заставлять сделать это», – напомнил Калачев.
Между тем в настоящее время представители фискальных органов ищут способы раскрыть схемы вывода «золотых денег» за рубеж. Процессуальный прецедент в недавнем прошлом был создан в Челябинской области. Речь идет о бизнес-схеме АО «Южуралзолото группа компаний» (ЮГК). Конечным бенефициаром компании является Константин Струков, занимающий 55 строку в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes.
Межрайонная ИФНС №24 по Челябинской области в 2019 году доначислила «Южуралзолоту» налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, а также пени за несвоевременную оплату. В общей сложности речь шла более чем о 30 млн рублей, которые должны были поступить в бюджет РФ, но вместо этого, были перечислены на баланс двух кипрских компаний. Золотопромышленники пытались оспорить данное решение в Арбитражном суде Челябинской области.
По данным суда, для подготовки доказательной базы представители фискального органа обращались за помощью к иностранным силовикам, в том числе представителям компетентных органов Латвии, которые раскрыли информацию о реальных распорядителях банковских счетов кипрских компаний.
БЛАГОДАРЯ ИНТЕРПОЛУ
ЮГК привлекало кредиты у компании Ugold Limited (Кипр, является основным акционером золотодобывающего предприятия) и Meldexx Leasing Mining Ltd (Кипр, подконтрольна первому оффшору). В случае с Ugold Limited, российское предприятие должно было в качестве налогов перечислить 15% от выплаченной акционеру процентной ставки по кредитам, от доходов второй компании налог должен был составить 20%, так как деньги ушли не на Кипр, а компании с Виргинских островов. Вместо этого, ссылаясь на соглашение между Россией и Кипром, «Южуралзолото» перечислило в бюджет лишь 5% от доходов Ugold Limited, а по сделкам с Meldexx Leasing Mining Ltd в налоговые органы отчитываться вообще не стали.
Налоговикам удалось доказать, что оффшорные компании были лишь прокладкой, благодаря которой средства транзитом уходили в другие активы, связанные с Константином Струковым и его командой. Более того, руководителями кипрских компаний значились российские топменеджеры ЮГК. В частности, фигурировали фамилии Романа Бергера, который долгое время являлся управляющим директором «Южуралзолота», Ларисы Ивлевой (являлась членом совета директоров ЮГК) и самого Константина Струкова.
В качестве одного из примеров ИФНС предоставили несколько банковских операций со счетов Ugold Limited. «Денежные средства в размере 324 999,25 USD и 4,57 млн USD, перечисленные АО «ЮГК» в адрес Ugold Limited, далее в сумме 4,88 млн USD перечисляются в адрес Berasheer Assets Ltd (Британские Виргинские острова)», – говорится в материалах суда. Денежные средства от ЮГК транзитом через расчетный счет Ugold Limited переведены в организацию, зарегистрированную в оффшорной зоне Британских Виргинских островов, с которой у России отсутствует соглашение о двойном налогообложении.
В суде также была представлена информация об аффилированности Константина Струкова и Berasheer Assets Ltd. Источником сведений называют справки, предоставленные в ГУ МВД России по Челябинской области из НЦБ Интерпола Великобритании, которые связали челябинского олигарха и Ugoid Foundation. Последний же, по информации налоговиков владеет виргинской бизнес-структурой. Похожий транзит средств производили и при оплате процентов по кредитам кипрской Meldexx Leasing Mining Ltd. Правда бенефициаром этой компании называют уже Евгения Кузнецова, который является учредителем ЮГК с мизерной долей в 0,005%.
В судах апелляционной и кассационной инстанций юристы «Южуралзолота» настаивали, что аффилированность топ-менеджеров компании с кипрскими оффшорами не доказана. «Отсутствует документальное подтверждение полученной информации о бенефициарном собственнике Ugoid Foundation, ввиду того, что письмо ГУ МВД России по Челябинской области из отделения НЦБ Интерпола содержит некие информационные сведения, которые не подтверждены первоисточниками, что в свою очередь не позволяет использовать сведения, содержащиеся в данном письме как надлежащее доказательство, в том числе и косвенное», – заявили юристы компании в апелляционном суде. Все же эти доводы не были признаны объективными.
В сентябре уже Арбитражный суд Уральского округа в ходе рассмотрения кассационной жалобы решил, что доказательства налоговиков обоснованы, подтвердив тем самым транзит средств от золотодобывающего предприятия из России на Виргинские острова через Кипрские оффшоры.
Автор: Мария ШАРОГЛАЗОВА
Комментарии