КОВАРНЫЙ ПЛАН
13.10.2023
Древнеримский философ Сенека говорил: «Тот, кто делает добро другому, делает больше добра самому себе»… Эта документальная история о том, как доброта и милосердие 18-летней девушки обернулась чудесным спасением и для неё, и для её матери. События, о которых мы расскажем, произошли 25 лет назад, в послевоенном Грозном, который тогда напоминал бандитский Чикаго 20-х годов прошлого века: убийства, грабежи, вооружённые разбои, похищения людей...
ДЕНЬГИ ПОД ДИВАНОМ
...Стоял теплый апрельский вечер 1998 года. В небольшом семейном кафе под названием «777», расположенном в частном доме, ещё горел свет. Хозяйка кафе, 42-летняя Зейнап Висирханова, вместе со своей дочкой Миланой готовились к закрытию: домывали посуду, наводили порядок в помещении. Во двор вошли двое: мужчина и женщина. Приглядевшись, Зейнап узнала нежданных гостей – это была её сестра Малика и зять Имран. Удивлённая Зейнап не сдержалась от вопроса:
– Вы что это на ночь глядя?
Оказалось, что причина ночного визита довольно веская.
– Зейнап, свекровь скончалась, завтра похороны! – пояснила сестра. – Одолжи денег, сама знаешь – будут расходы и немалые.
– Конечно, конечно, какой разговор! – всплеснула руками Зейнап. – Пошли в дом, там под диваном у меня «заначка».
Зейнап прошла в комнату и вытащила увесистый свёрток с деньгами:
– Вам сколько надо?
– Дай пока 500 долларов, если не хватит, я ещё займу.
Получив деньги, сестра с зятем уехали…
В этом частном доме в районе ЖД вокзала в Грозном с конца 90-х работало кафе Зейнап Висирхановой
НАВОДЧИЦА
Небольшая тихая улица в тот день была наводнена людьми и машинами. Одна за другой к дому, где шли похороны, подъезжали легковушки, из которых спешивались люди, приехавшие выразить соболезнование и проводить в последний путь усопшую. Согласно древней традиции, на одной половине дома собирались мужчины, а на другой – женщины.
На женской половине сновали туда-сюда молодые родственницы покойной в траурных одеяниях, с заплаканными глазами. Они накрывали огромные столы для поминального обеда для собравшихся женщин.
– Хорошая у меня свекровь была, – неспешно вела разговор Малика. – Да упокоит её душу Всевышний!
– Вы с мужем молодцы, – вставила своё слово её собеседница, –похороны достойные организовали, жертвенное мясо, как положено, раздали. Сделали всё чин по чину!
– А как же иначе? – вздохнула Малика. – Надо, чтобы всё как у людей было… Хорошо, что моя родная сестра тоже деньгами помогла.
Услышав про деньги, одна из присутствующих женщин по имени Лиля (имя изменено. – Прим. ред.), дальняя родственница покойной, сразу оживилась и придвинулась к Малике:
– Эта та самая сестра, которая возле железнодорожного вокзала кафе держит? У неё, наверное, денег куры не клюют! Место-то проходное, хорошее, клиентов много: там и пассажиры, и командировочные, и железнодорожники с милиционерами, и прочий люд.
– Да, слава Всевышнему, дела у неё идут неплохо, на жизнь хватает, – простодушно ответила Малика. – Не было бы дохода – и помочь мне сейчас, в трудную, минуту, не смогла бы…
– А сыновья где её? – как бы ненароком полюбопытствовала Лиля.
– Один на Севере, другой тоже в отъезде. Зейнап сейчас с дочкой Миланой осталась, вдвоём работают…
– Вдвоём, значит, остались... – недобро усмехнулась Лиля.
Никто ещё тогда не знал, что в голове этой подлой женщины уже зреет коварный план…
НАЛЁТ
… На небе загорелась первая звезда, и в семейное кафе Зейнап повалил народ: шёл святой месяц Рамадан. После дневного поста люди шли разговляться. Кафе под названием «777» пользовалось в местной округе популярностью: приветливая хозяйка, кафе чистое, еда вкусная, готовят как дома.
– В то время наше кафе было единственным в районе ж/д вокзала. Это сейчас на каждом углу закусочные, а тогда все шли к нам. Я его открыла ещё в 1996-м. Над названием долго не думала: в исламе число «7» символизирует благодать, а чтобы достатка было больше, утроила цифру... В период Рамадана час пик приходился на вечер, когда люди шли разговляться, вот в этот момент у нас наступал настоящий «аврал». Одних только милиционеров из ЛОВД было больше ста человек! И в тот вечер было очень много посетителей. Закончили мы поздно – всех накормили, напоили. После последнего посетителя закрыли кафе, прибрались, помыли посуду, сделали заготовки из продуктов на следующий день, – вспоминает Зейнап. – Я была очень уставшая, пошла отдыхать…
Зейнап Висирханова, вместе со своей дочкой Миланой, работают в кафе
В половине первого ночи кто-то постучал. Зейнап выглянула в окно. У входа стояли Магомед и Нодар, молодые ребята, оба из ЛОВД:
– Тётя Зейнап, мы на посту дежурили, не успели покушать, только сейчас сменились. Хотим есть – покормите нас!
– Ребята, мы уже закрылись, я очень устала, с ног валюсь...
В разговор вмешалась дочка Милана:
– Мама, как мы их оставим голодными? Они же целый день постились, к тому же на дежурстве! Ты иди отдыхай, а я их покормлю.
– Покорми, а у меня уже сил нет! – махнула рукой уставшая Зейнап и пошла в дом.
Милиционеры пошли мыть руки, а Милана стала накрывать стол.
– Я только прилегла на кровать, как услышала душераздирающие крики Миланы, – рассказывает Зейнап. – Она вбежала в комнату бледная как смерть, с посиневшими от страха губами и прошептала: «Мама, там человек... двухметровый... с пистолетом… перелез к нам через забор... Он нас убьёт!». Я ей: «Зови Магомеда и Нодара! Скорее!»
На крики Миланы с автоматами наперевес выскочили оба милиционера. Во дворе стоял огромный, высокий, под два метра ростом, человек с большим пистолетом на поясе. Увидев выскочивших из кафе двух милиционеров, он на какие-то секунды растерялся, но затем опомнился и тем же путём перемахнул через забор. За забором был заброшенный соседский участок, весь заросший кустарником и бурьяном. Там, в этих густых зарослях, он и скрылся.
– Магомед и Нодар дали несколько коротких очередей из автомата по этим зарослям. Я закричала им: «Не стреляйте, не стреляйте!». Я очень сильно боялась, что начнётся перестрелка и погибнут люди. Через пару минут мы услышали, как мимо кафе на огромной скорости проскочила легковушка, – с волнением вспоминает Зейнап. – Ребята всю ночь охраняли нас, сидя в кафе, а утром мы прочесали соседский участок и поняли: бандит через него выскочил на улицу Гвардейскую, где его ждали сообщники на легковушке. Той самой, что ночью на бешеной скорости промчалась мимо нашего кафе... После этого ужасного случая мы боялись ночевать дома – уезжали в село к родственникам. Я и мои родственники начали поиски налётчиков. Я многих подозревала: и среди посетителей вычисляла, и среди знакомых, даже на свою посудомойщицу грешила, к которой часто приходил женихаться один парень. Неизвестно, как долго шли бы поиски бандитов, но они... сами вывели нас на их след. И произошло это странным и удивительным образом…
– Как вам удалось вычислить злоумышленников?
– Вскоре после нападения возле нашего кафе начала появляться подозрительная машина, иномарка, пикап. Человек, сидевший в ней, медленно проезжал мимо кафе, пристально вглядываясь в наши окна, словно проводя разведку. Я сразу сердцем почувствовала: неспроста этот тип здесь кружит. В один из дней этот человек поставил машину недалеко от нас, поднял капот – делал вид, что чинит машину, а сам вёл наблюдение за моим кафе. Он был высокого роста, на поясе висел пистолет. Когда я его увидела в полный рост, у меня в голове сразу вспыхнула картина той ночи: так это же он, тот самый грабитель! Я сестре говорю: «Малика, смотри, смотри – это же тот самый бандит, который к нам ночью проник!» Она через занавеску взглянула и ахнула: «Так это же Гапур (имя изменено, – Прим. ред.), родственник мужа Лили!». Вот так и начал распутываться этот клубок!
– Что было потом?
– Когда я со своими многочисленными родственниками, совместно с милицией (кстати, там были и Магомед с Нодаром, те самые ребята из ЛОВД), приехали к нему домой, этот двухметровый «шкаф» задрожал от страха. Мужчины моего рода поставили ему жёсткий ультиматум: или ты говоришь всё как было, или будешь отвечать по горским законам за нападение на двух беззащитных женщин! А это посерьёзней, чем Уголовный кодекс. Я предусмотрительно захватила диктофон, спрятала его в одежде и скрытно записала все его «чистосердечные» показания. Они, эти показания, потом пригодились... Оказалось, что после похорон свекрови Малики эта Лиля приехала домой, собрала своего мужа Ахмеда (имя изменено. – Прим. ред.), его родственника Гапура и сообщила им: «Есть кафе, возле ж/д вокзала. Там работают мать и дочка, зарабатывают очень много, деньги лопатой гребут. В доме мужчин нет, ночью они будут одни – зайдём, ограбим, а потом их надо будет ликвидировать, чтобы концы в воду». Кстати, в легковушке, что поджидала Гапура, и на которой он удрал в ту ночь, сидели Ахмед и его жена Лиля. Муж был за рулём, она в салоне. А этот Гапур, по их замыслу, должен был открыть им наши ворота изнутри.... Таков был их кровавый план. И, скорей всего, в ту ночь всё так и случилось бы, но мы остались живы – благодаря воле Всевышнего и тем двум ребятам из ЛОВД.
Наше интервью приходится прервать: вновь и вновь прокручивая в голове события той ночи, Зейнап не может сдержать слёз и начинает безудержно рыдать...
ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Читателю, наверное, не терпится узнать, как сложились судьбы главных героев этой истории. Зейнап сейчас на пенсии. Кафе с названием «777» уже нет – в этом году Зейнап закрыла его. Сейчас у неё другие хлопоты и заботы:
События той ночи Зейнап Висирханова помнит до мельчайших деталей.
– Я уже бабушка. В общей сложности у меня 19 внуков и 3 правнучки! Так что скучать не дают!
– Как сложилась судьба у дочери Миланы?
Зейнап вместе с дочерью Миланой и внуками
– Милана в 2001 году вышла замуж, у неё четверо детей: два мальчика и две девочки. Слава Всевышнему, всё у неё сложилось хорошо. Живём, как обычные, среднестатистические граждане России: такие же заботы, такие же житейские хлопоты... Всё, как у людей. Но ту страшную ночь мы с ней никогда не забудем!
Автор: Заур ЗАУРОВ
Комментарии