НОВОСТИ
Песков: мигранты нужны России, и мы приветствуем их приезд
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Второй Рим рулит

Второй Рим рулит
Автор: Ярослав ФЕОФАНОВ
Совместно с:
12.11.2018
 
В Стамбуле сейчас происходят ключевые события мировой политики. Второй Рим доказывает, что он жив. Американо-турецкие отношения могут начать улучшаться после их охлаждения в связи с арестом в Турции американского проповедника Эндрю Брансона. США из-за убийства саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи оказались в сложной ситуации – теперь они не имеют возможности поддерживать Эр-Рияд и его союзников в случае раздела Сирии. Первенство в переговорном процессе вот-вот перейдет к России и Ирану. Но позиции Москвы ослабляет ситуация на Украине, и наоборот, усиливаются позиции киевских клиентов США. Как повлияют на международную повестку два ключевых события последнего времени – убийство саудовского журналиста и разрыв религиозных связей Москвы и Константинополя, – разбирался обозреватель «Совершенно секретно».
 
13октября этого года в Турции был освобожден из заключения Эндрю Брансон, известный христианский проповедник. Американский пастор был арестован в 2016 году и обвинен в терроризме, но на самом деле – в связях с опальным на родине турецким проповедником Фетхуллахом Гюленом.
12 октября турецкий суд признал Брансона виновным в терроризме и приговорил к трем годам тюрьмы, но освободил, учитывая время, проведенное им под арестом. США всегда настаивали на полной невиновности Брансона.
В начале августа США ввели санкции в отношении глав МВД и Минюста Турции, которые, по мнению Вашингтона, ответственны за лишение Брансона свободы. После освобож-
дения пастора принял в Белом доме президент Дональд Трамп.
Трамп был готов к радикальным решениям в отношениях с Анкарой – речь шла о закрытии американского посольства в стране. Вдвое были повышены таможенные пошлины на алюминий и сталь, ввозимые из Турции.
Турция ответила повышением ввозных пошлин на автомобили и ряд других товаров.
Имя знаменитого проповедника Фетхуллаха Гюлена звучит для властей страны как проклятие. В 2016 году он якобы пытался организовать военный переворот, который привел к колоссальным внутренним потрясениям в Турции. «Якобы» – потому что в турецком общественном мнении популярна мысль, что попытка свержения Эрдогана была инсценировкой, необходимой для того, чтобы избавиться от влияния сильного конкурента и его сторонников – люди и деньги Гюлена играли огромную роль в экономике, культуре и жизни Турции.
События 2016 года дали властям Турции возможность начать беспрецедентные репрессии в отношении чиновничества и интеллигенции, особенно преподавателей вузов, военных и т.д. В тюрьмы были брошены десятки тысяч людей, а в мировые СМИ попал сюжет о бегстве группы турецких чиновников на лодке в Грецию. Международная общественность не заметила или недооценила масштаб антигюленовских репрессий в Турции.
 
 НЕ ХОТЕЛОСЬ, НО ПРИДЕТСЯ 
 
Вашингтону, вероятно, предстоит на некоторое время заморозить отношения с Саудовской Аравией. 2 октября саудовский журналист Джамаль Хашкаджи, известный своим критическим отношением к внутренней политике королевства, исчез и, скорее всего, был убит саудовскими силовиками в стенах генерального консульства страны в Стамбуле. Убедительные доказательства убийства были получены турецкими спецслужбами благодаря трансляции пребывания журналиста в консульстве с помощью «умных» наручных часов Apple Watch. Данные с них передавались на его телефон, который он оставил у своей невесты.
Хашкаджи был обозревателем газеты Washigton Post, и в целом «их нравы» применительно к Саудовской Аравии вызывают стойкое неприятие в мире. После этого убийства Соединенным Штатам придется нелегко в отношениях с Эр-Риядом. Саудиты уже пригрозили «разогнать» стоимость барреля нефти до $200, в случае если Америка заговорит о санкциях.
Однако Вашингтону, если ему придется закрыть глаза на это зверство, едва ли удастся объяснить американскому общественному мнению нормальные отношения с Саудовской Аравией.
 
 ЭТО НЕ РАСКОЛ 
 
15 октября Синод Русской православной церкви принял решение разорвать канонические связи с Вселенским патриархатом. Это решение последовало за действиями Константинополя по легитимации канонического статуса Украинской православной церкви. Константинопольские экзархи работают в Киеве над подготовкой «объединительного Собора».
«Это не раскол, потому что раскол по определению – это отказ подчиняться каноническому главе церкви. Патриарх Варфоломей не является главой Русской православной церкви, поэтому разрыв общения с ним – не раскол. Раскол – это разбивание церкви изнутри. Допустим, если бы какой-нибудь митрополит Русской православной церкви отказался бы подчиняться патриарху и создал свою структуру.
Именно так в раскол ушел украинский «патриах» Филарет, пойдя против канонической главы своей церкви, Патриарха Московского и всея Руси, и провозгласив себя «патриархом» УПЦ КП. Но Патриарх Московский уйти в раскол не может – над ним нет никого, кроме Христа», – говорит в интервью «Совершенно секретно» Дарья Сивашенкова, богослов и автор портала «Предание.ру».
Мы в самом начале серьезного церковно-дипломатического противостояния, цель которого – изоляция РПЦ.
Интересно, как молниеносно реагирует Вашингтон на происходящее, которое, на первый взгляд, находится далеко за периферией его интересов.
Константинопольский патриархат уже предпринял ряд мер. Главная из них – встреча с Госсекретарем США Майклом Помпео первых лиц православных церквей Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Черногории. Все они были в Стамбуле, куда в середине октября, после визита в Эр-Рияд, прилетал Помпео. Госсекретарь обсуждал в Турции в первую очередь вопросы, возникшие в связи с исчезновением Хашкаджи.
«Вчера через посольства США в указанные страны была отправлена информация о возможности полного прекращения финансовой поддержки США церковных проектов в случае «отклонения» региональными патриархатами от курса Константинополя», – пишет Telegram-канал Shadow Policy.
Результаты мы уже видим. Болгарский Синод публично не поддержал Москву после того, как посол США заявил премьер-министру Бойко Борисову о возможном свертывании программы капитального ремонта детских садов в Болгарии (финансирование идет напрямую из бюджета командования европейскими силами США).
Очень вероятно также, что власти США будут планировать введение санкций в отношении патриарха Кирилла и его ближайшего окружения (например, применительно к митрополиту Иллариону), включая бизнес-связи.
Ничто не мешает сделать так, что церковное общение с РПЦ для патриархатов в европейских странах по ряду показателей будет приравниваться США и европейскими властями к нарушению санкционной политики против России.
Русская церковь может оказаться в том же положении, в каком исторически находилась и находится Армянская апостольская церковь.
 
 ВАШИНГТОН ЗАБИЛ ГОЛ  В ВОРОТА МОСКВЫ? 
 
Российская сторона действительно оказалась в уязвимом положении перед угрозой изоляции. Возможно, положение не было бы столь сложным, если бы не резкое вмешательство Соединенных Штатов в дела других стран, считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ, специалист по странам Востока Европы Вадим Трухачёв.
«Православные церкви с самого начала стремились действовать бок о бок с православными государствами. Такие православные страны, как Грузия, Болгария и Румыния, являются прозападными и уж точно не пророссийскими. Поэтому можно предположить, что их церкви в той или иной форме поддержат Константинополь. Тем более что у Грузинской церкви есть «зуб» на РПЦ из-за Южной Осетии и Абхазии (несмотря на то что их территории РПЦ не присоединяла), а Румынская церковь спорит с РПЦ из-за юрисдикции над Молдавией. Румынская и Болгарская церковь могли бы заполучить часть приходов в Черновицкой и Одесской областях Украины, где компактно живут румыны, молдаване и болгары. Сторону РПЦ скорее всего примет только Сербская православная церковь, сама имеющая проблемы в Черногории и Македонии. Элладская и Кипрская церкви, а также три другие древние церкви (помимо Константинопольской), скорее всего, предпочтут сохранить нейтралитет. Это связано с поведением Греции и Кипра как государств, которые стараются все-таки сохранить тесные связи с Россией», — говорит Вадим Трухачёв.
С другой стороны, эксперт утверждает, что США не сегодня приняли эту повестку, сегодня лишь возникло историческое «окно» для того, чтобы добиться зримых и долговременных результатов в изоляции Москвы.
«Бывший американский посол на Украине Джеффри Пайетт сегодня работает в Греции. И он развил там бурную деятельность, постоянно встречаясь с греческими епископами и уговаривая их отвернуться от РПЦ. США старались использовать церкви (любые) в борьбе против СССР и сейчас возрождают эту линию уже против России. Большинство приходов Константинопольского пат-
риархата находится как раз в США и Канаде, и уже это делает Фанар зависимым от американцев. В случае с древними восточными церквями они будут давить лично, в случаях с Грузией, Болгарией, Румынией и Грецией – преимущественно через местную светскую власть. Их цель – изоляция России по всем возможным направлениям. В США считают так: раз Путин придает большое значение РПЦ – значит, в эту точку и надо бить. Теперь настало время церковной линии. Это устоявшаяся политика, и она будет продолжена», – считает Трухачёв.
 
 А ВЫИГРЫВАЕТ ТУРЦИЯ 
 
16 октября Турция отложила начало совместного с Россией патрулирования демилитаризованной зоны в сирийской провинции Идлиб. По причинам скорее всего технического характера. Российская сторона готова была приступить к патрулированию с понедельника, 15 октября. Однако в Анкаре сослались на условия безопасности, которые они пока не могут полностью гарантировать. Патрулирование должно быть организовано в рамках реализации соглашения о демилитаризованной зоне. Такое соглашение было достигнуто главами России и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом 17 сентября, и его можно считать в своем роде прорывом в сфере военного сотрудничества и, шире, геополитического союзничества между двумя странами.
Демилитаризованную зону глубиной 15–20 км будут патрулировать турецкие войска и российская военная полиция.
На Ближнем Востоке складываются условия, позволяющие усилить позиции Москвы, Тегерана и Анкары на фоне неопределенности, которая сложилась вокруг Соединенных Штатов в связи с гибелью саудовского журналиста. Госдеп, для того чтобы не оказаться в крайне уязвимом отношении на внутреннем поле, должен продемонстрировать жесткий ответ саудитам и хотя бы на время приостановить союзнические отношения с Эр-Риядом.
Но проблема только в одном: никто пока не может предсказать, как будут развиваться события в этом случае, учитывая своенравный характер Саудовской Аравии и ее мегазначимость как основного мирового поставщика энергоносителей.
В наиболее выигрышном положении, с какой стороны ни посмотри, в этом огромном регионе оказывается Турция.
Проанализируем вкратце, каких успехов добилась Анкара за последнее время, практически не приложив к этому никаких усилий.
Арест проповедника Эндрю Брансона стал отчетливым сигналом Вашингтону о тех опасных пределах, или «красных линиях», соблюдение которых принципиально для Анкары. И Штатам пришлось «прогнуться» перед турецкой стороной, которая освободила Брансона только после обвинительного приговора. Это ставит крест на «своей игре» Вашингтона с Фетхуллахом Гюленом.
Итак, Анкара добилась того, чтобы нейтрализовать основного конкурента, теперь монополия на пантюркизм в ее руках. Турецкая сторона по очевидным причинам не участвует в гео-
политических баталиях вокруг Константинополя. Но физически Фанар, где расположена резиденция Вселенского патриарха, находится в Стамбуле.
Однако именно Турция сегодня становится площадкой, где реализуется план дальнейшего ослабления России, в том числе в странах, где православие неразрывно связано с государственностью. Фанар неизбежно станет проводником неоосманской политики в любом месте, на которое укажет Анкара. Время у нее есть. А от основной своей идеи – пантюркистского доминирования во всех странах, которые некогда входили в Османскую империю, здесь не отказывались никогда. Тем более удачно сложилось так, что от Турции сейчас зависят условия, в которых в регионе будут проводить свои интересы все внерегиональные игроки, в первую очередь Россия и США.
 
 ЕСЛИ БЫ ПОЛИТИКА РПЦ БЫЛА МУДРЕЕ.
 
Могла ли Москва избежать столь серьезного геополитического поражения?
«Если бы Константинополь поумерил свои амбиции. Если бы Украину не накручивали на тему автокефальной церкви, которая чем дальше, тем больше выглядит церковью националистической. Если бы политика Русской церкви на Украине была мудрее, а христиане в целом помнили бы слова апостола Павла о том, что в Христе нет ни эллина, ни иудея, то есть, в нашем случае, ни русского, ни украинца. Тогда, конечно, всего, что случилось, можно было бы избежать. Но в сложившихся реалиях иначе действовать было невозможно. Решение о разрыве – тяжелейшее, мучительное, с далеко идущими последствиями. И сильно запачканное политикой. Но не пойти на разрыв – значило дать свое молчаливое согласие на то, как ведет себя Фанар. А с точки зрения канонов он ведет себя неприемлемо», – говорит теолог Дарья Сивашенкова.
Однако можно сказать и так: если бы политика Москвы была мудрее.
Политику на украинском направлении уже десятилетиями формируют дилетанты и медийные громкоговорители, торгующие своими мировоззренческими комплексами. Эта игра ради игры называется «мягкой силой», презумпцией экономических интересов в геополитике и т. п., но фактически, пока велись эти игрища, противники пересекли все возможные и казавшиеся прежде принципиальными для России «красные линии». Сейчас уже ничего не изменишь, можно только поучиться у той же Турции умению до конца стоять на своем и сохранять свои ценности, даже если они всему миру кажутся абсурдом.

Автор:  Ярослав ФЕОФАНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку