НОВОСТИ
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
51
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
122
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
656
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
646
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
1475
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
867
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1264
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
964
ЭКСКЛЮЗИВЫ
А ТЫ НЕ ЛЕТЧИК…
Совместно с:
05.06.2015
Тайна гибели Антуана де Сент-Экзюпери, гениального писателя, патриота и антифашиста, но плохого пилота.
31 июля 1944 года не стало летчика Антуана де Сент-Экзюпери. Одновременно не стало и великого писателя, одна только повесть которого «Маленький принц» была переведена на 180 языков, а ее общий тираж уже превысил 134 млн экземпляров, что уступает только «Библии». Но вот обстоятельства гибели этого яркого человека до сих пор вызывают споры. В ряде источников утверждается, что он был «незаурядным летчиком», что он «геройски погиб на боевом посту», «за штурвалом военного самолета», «в бою с фашистами» и т. д. Но так ли все это было на самом деле?
Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в семье графа Жана-Марка де Сент-Экзюпери и Мари Бойе де Фонколомб. В 12-летнем возрасте он впервые увидел самолеты, и юному Антуану повезло – он упросил пилота (а это был знаменитый Габриэль Вроблевски-Сальвез) взять его с собой в полет. При этом он испытал такое блаженство, что больше не мыслил себя без неба. В 21 год он начал службу во 2-м авиационном полку, базировавшемся в Страсбурге. Служил он механиком, а уроки пилотажа брал за свой счет.
Первый полет Экзюпери совершил 9 июля 1921 года. А весной 1923 года с ним случилась первая серьезная авария. Он получил тяжелую травму головы, и после этого его вообще комиссовали из армии по состоянию здоровья. Следующие два года Экзюпери работал мелким чиновником в заводской конторе. Однако не летать он уже не мог, а посему в 26 лет поступил на работу в фирму «Латекоэр» (будущую «Аэропосталь») – в службу доставки авиапочты из Тулузы в Дакар.
Не прошло и года, как его назначили начальником промежуточного аэродрома в Кап-Джюби в Марокко. Он совершал длительные и сложные полеты, он не раз и не два попадал в аварии, чудом избегая гибели. В воспоминаниях коллег он остался летчиком рассеянным, забывчивым, часто терявшимся в бесконечности воздушного пространства. Параллельно он писал книги, сделавшие его знаменитым.
На фото: ТЯЖЕЛЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Р-38 LIGHTNING, НА КОТОРОМ ЛЕТАЛ АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Фото: ru.wikipedia.org
СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ – ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК
В сентябре 1939 года Экзюпери был вновь мобилизован и произведен в капитаны. Со здоровьем у него были большие проблемы, плюс в свои годы он уже считался безнадежно старым для военного летчика. Тем не менее он приложил максимум усилий, чтобы участвовать в боевых действиях. «Антуан, – уговаривали его друзья, – тебе уже 39 лет, у Франции тысячи пилотов и только один Сент-Экзюпери, не рискуй собой». Но все напрасно. Скрыв реальное состояние своего здоровья, ему удалось добиться зачисления во французские ВВС. Он оказался в составе разведывательной авиа-
группы, вооруженной самолетами Bloch-174.
Но война была на удивление быстро проиграна, и Сент-Экзюпери покинул Францию, уехав в США (там, кстати, он и написал своего «Маленького принца»).
Однако уже в ноябре 1942 года, когда войска союзников высадились в Северной Африке, писатель начал добиваться назначения в ВВС созданной генералом де Голлем «Сражающейся Франции». В апреле 1943 года он возобновил службу в Тунисе, где собрались уцелевшие французские летчики, рвавшиеся в бой. Потом он попал в разведывательную авиагруппу II/33, базировавшуюся на Сардинии.
К этому времени авиагруппа II/33 была перевооружена и оснащена новейшими высотными самолетами-разведчиками F-4 Lightning и F-5 Lightning, оснащенными фотооборудованием. Это были лишенные вооружения модификации тяжелого двухмоторного истребителя P-38 Lightning американской фирмы «Локхид».
Длительные полеты на большой высоте требовали от пилотов «Лайтнингов» особой физической выносливости. Американским командованием даже был установлен возрастной ценз – 35 лет. Экзюпери же уже было 43 года, и он с трудом втискивался в узкую кабину самолета-разведчика. Тем не менее он добился своего, и ему разрешили летать.
Первый разведывательный полет прошел без проблем, а вот во время второго (1 августа 1943 года) при посадке Экзюпери немного не рассчитал, и самолет проскочил посадочную полосу, уткнувшись в виноградник и получив повреждения. Потом (5 ноября 1943 года) имел место еще один несчастный случай. Этого оказалось достаточно, чтобы «незаурядного летчика» отстранили от боевых полетов.
Для Сент-Экзюпери это было равносильно катастрофе.
«Я уже устал сам от себя, – писал он чуть позже. – От своих запутанных мыслей по всякому поводу. Я словно сам у себя в тюрьме. И в других отношениях я тоже заключен в символическую тюрьму <…> Я совершенно пал духом. <…> Никогда еще я не испытывал подобного бесплодного изнурения. Это ужасно. Эх, всего два месяца назад так здорово было вылетать на «Лайтнинге» на задания! Эти болваны американцы сами не знают, что они со мной делают, лишая меня полетов».
Однако ему помог полковник Лионель-Макс Шассэн, который, став командиром 31 й эскадрильи бомбардировщиков, добился назначения майора Экзюпери своим заместителем. Произошло это весной 1944 года. Но его другу Сент-Эксу не по душе были бомбардировщики, он хотел вернуться в воздушную разведку. И в конце концов его снова перевели в авиагруппу II/33 – правда, «в порядке исключения».
В результате Экзюпери пять раз вылетал на разведку на F-5 Lightning (все время на разных машинах). Выполнив пять «разрешенных» вылетов, он стал настаивать на новых заданиях. Своим молодым сослуживцам он при этом говорил: «Для всех вас одним вылетом больше, одним меньше – не имеет никакого значения. Вы должны понимать, что летать мне осталось совсем недолго, так что для меня каждый вылет очень важен».
КАРТА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ САМОЛЕТА ЭКЗЮПЕРИ
Фото из архива автора
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
17 июля 1944 года авиагруппа II/33 обосновалась на Корсике – в Борго, что неподалеку от Бастии. Сент-Экс к тому времени совершил еще три вылета, а 31 июля он должен был совершить свой девятый вылет с соседнего аэродрома в Поретта. Его задачей была фотосъемка района Гренобль-Шамбери-Анси, необходимая для подготовки десанта союзников в Провансе (он был предусмотрен на 15 августа).
Он принял у техника самолет-разведчик F-5B-1-LO LAC 2734, модификацию истребителя P-38 Lightning, и поднялся в воздух.
Какое-то время его сопровождала находившаяся неподалеку РЛС, но перед пересечением французского побережья самолет Сент-Экса вышел из зоны ее видимости. В расчетное время (13.00) он не вернулся, и последние надежды на благополучный исход полета исчезли в 14.30, когда в баках «Лайтнинга» Экзюпери должно было закончиться топливо. Вечером того же дня был составлен рапорт о том, что пилот с задания не вернулся и его следует считать пропавшим без вести.
Друзья не хотели верить в гибель Сент-Экса, надеялись, что он совершил где-то вынужденную посадку или в худшем случае его сбили и он попал в плен. Но летчик бесследно исчез вместе со своим самолетом, и в апреле 1948 года майор Антуан де Сент-Экзюпери был официально признан «погибшим за Францию».
«СВИДЕТЕЛИ» ПРОИЗОШЕДШЕГО
Долгое время об обстоятельствах смерти знаменитого писателя ничего не было известно. Естественно, рассматривалось несколько версий исчезновения «Лайтнинга»: от аварии до самоубийства пилота, здоровье которого после нескольких серьезных аварий было сильно подорвано.
По одним версиям, самолет создателя «Ночного полета», «Планеты людей» и «Маленького принца» упал в море на большой скорости и почти вертикально. Якобы в момент столкновения с водой произошел взрыв. Обломки машины разметало под водой на огромном пространстве. В любом случае ни одного фрагмента человеческих останков так и не было обнаружено.
Тем не менее уже в 1950 году один пастор из Экс-ла-Шапель вдруг заявил, что самолет Экзюпери был сбит немецким «Фокке-Вульфом». Потом, в 1972 году, последовало посмертное свидетельство немецкого офицера Роберта Хейшеля, что это именно его Focke-Wulf 190 сбил Экзюпери.
Затем один человек объявил, что якобы лично наблюдал воздушный бой 31 июля 1944 года. Он рассказал, что тогда ему было 15 лет и он жил с родителями в «южном городе Бриньоле». Якобы в тот день он видел, как на «Лайтнинг» напали два немецких истребителя. Но имело ли это отношение к Экзюпери? Вряд ли, ибо Бриньоль расположен примерно в 40 км от ближайшего побережья.
Потом, уже в начале 1990 х годов, последовало сообщение одной жительницы Каркерана, что она якобы видела, как сбили «Лайтнинг». Она утверждала также, что потом море выбросило на берег труп неизвестного летчика и его похоронили на местном кладбище. Но был ли это Экзюпери? Установить это не удалось.
На фото: БРАСЛЕТ ЭКЗЮПЕРИ
Фото: trendsespanol.com
СЕНСАЦИОННАЯ НАХОДКА МАРСЕЛЬСКОГО РЫБАКА
Наконец 7 сентября 1998 года марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко обнаружил в сетях необычный предмет. Он находился в море на борту своего корабля «Горизонт». Около полудня его люди вытащили трал с рыбой, и в нем оказался серебряный браслет, на котором было выгравировано: Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) – c/o Reynal and Hitchcock Inc.– 386 4th Ave N. Y. City – USA. Это имя и фамилия Экзюпери, имя его жены, а также название и адрес американского издательства, выпустившего книгу «Маленький принц».
Естественно, находка стала настоящей сенсацией. Прежде всего обратились к наследникам писателя, и Фредерик де Жиро д’Аге, его внучатый племянник, вспомнил, что Экзюпери действительно носил подобный браслет. Подлинность находки подтвердили и эксперты. Но никто не мог понять, как этот браслет оказался в море недалеко от Марселя? Вскоре в прессе стали появляться сообщения о том, что браслет фальшивый. Потом в подлинности браслета засомневались даже наследники Экзюпери. Дело едва не закончилось судебным иском против Жана-Клода Бьянко, обвиненного в мошенничестве…
И вновь посыпались версии. Была составлена компьютерная модель падения самолета. Стали говорить о том, что Экзюпери, впав в депрессию, сам направил свой самолет в пике, желая таким образом покончить с собой. Приводились его последние строки, написанные перед последним вылетом Пьеру Даллозу, умершему в мае 1992 года: «Если я погибну, я ни о чем не буду сожалеть. Муравейник будущего внушает мне ужас. И я ненавижу добродетель роботов…»
ПРИЗНАНИЕ ХОРСТА РИППЕРТА
А в марте 2008 года ведущие мировые информационные агентства сообщили: бывший пилот Люфтваффе Хорст Рипперт, родившийся в 1922 году, признался, что это он сбил самолет Экзюпери.
Якобы именно он 31 июля 1944 года поднялся в воздух на истребителе Messerschmitt Bf 109. Примерно в полдень в 3000 м под собой он увидел истребитель с французскими опознавательными знаками. Пилот, похоже, не заметил противника и не предпринял никаких маневров, чтобы уйти или принять бой. И немецкий ас с первого захода поразил «француза». Это был 28 й самолет, сбитый Риппертом в той войне, и произошло это над Средиземным морем, неподалеку от Тулона.
85-летний Хорст Рипперт заявил, что не видел лица человека, который сидел за штурвалом, и что он никогда не стал бы стрелять в Экзюпери.
«Сначала я его преследовал, – сказал Рипперт, – потом сказал себе: если ты будешь уклоняться от боя, я тебя собью. Я выстрелил, задел его, самолет рухнул. Прямо в воду».
Далее Рипперт признался, что в молодости обожал книги Экзюпери, что потом он понял, чей самолет сбил, хотя долго надеялся, что это был кто-то другой, а теперь якобы захотел «подвести итог жизни, пусть даже мучительный».
Признание Рипперта было сделано под нотариальное обязательство не разглашать его имя, пока он жив. Но вот можно ли верить таким «свидетельствам»?
Прежде всего причем тут Тулон? Во-вторых, в документах «Люфтваффе» (а немцы всегда были очень аккуратными людьми) 31 июля 1944 года не было зафиксировано ни одного сбитого французского самолета в районе исчезновения Экзюпери. В-третьих, найденные на дне моря обломки его самолета не имели явных следов обстрела.
ФАКТ УСТАНОВЛЕН: НАЙДЕНЫ ОБЛОМКИ САМОЛЕТА
Стоп, а что это за найденные обломки?
Естественно, в месте, где сети Жана-Клода Бьянко выловили браслет Экзюпери, начались поиски. В мае 2000 года французский аквалангист Люк Ванрелль обнаружил в море, к югу от Марселя, в восточном секторе острова Риу, обломки самолета типа P-38 Lightning. Они находились на 70-метровой глубине, причем фрагменты фюзеляжа были рассеяны на полосе длиной 1000 м и шириной 400 м. Люк Ванрелль знал о таинственном исчезновении Экзюпери и предположил, что эта машина могла принадлежать пропавшему без вести писателю. И он тут же сообщил в Департамент археологических подводных изысканий о своей находке.
Французское правительство почти сразу же запретило любые самодеятельные подводные работы в этом районе. Почему? Потому якобы, что не было никакой уверенности, что это обломки того самого самолета, и стране не нужны были ложные сенсации. В самом деле, во время военных действий у побережья Франции в море упали 12 самолетов типа P-38 Lightning. И четыре из них были той же модификации, что и машина Экзюпери. Правда, три случая гибели самолетов данной модификации были подробно документированы: ими управляли американские пилоты, и они были сбиты соответственно 30 июля, 14 августа и 15 августа 1944 года.
Для проведения экспертизы пригласили историка и опытного водолаза Филиппа Кастеллано – президента клуба, занимавшегося поиском и опознанием останков самолетов времен Второй мировой войны. И осенью 2003 года он и его люди подняли фрагменты самолета, в том числе обломок с заводской маркировкой, на котором четко были видны четыре цифры – 2734.
Поясним: фирма «Локхид» в каждом финансовом году выделяла номера каждой заказываемой партии самолетов, соответственно, в регистрационном номере 42–68223 «Лайтнинга» Экзюпери цифра «42» означала, что он изготовлен в 1942 году. Под этим номером самолет проходил во всех официальных документах. Но этот номер обычно наносился на фюзеляж краской, и за столько лет пребывания в морской воде он вряд ли мог сохраниться.
Однако фирма «Локхид» отмечала каждый свой самолет еще и индивидуальным номером, который наносился на определенных агрегатах чеканкой. «Лайтнинг», на котором Экзюпери ушел в свой последний полет, должен был иметь обозначение LAC 2734. Так вот, все поднятые обломки были тщательно изучены, и на корпусе нагнетателя двигателя был обнаружен именно этот выбитый номер – 2734.
На этом основании эксперты 7 апреля 2004 года заявили: да, это фрагмент именно самолета Экзюпери, упавшего в море примерно в километре от острова Риу. Но остров Риу находится далеко от района Гренобль-Шамбери-Анси, где должен был вести фотосъемку Сент-Экс, и он расположен гораздо западнее прямой линии, соединяющей этот район с Корсикой. То есть получается, что в день своего последнего полета Экзюпери сильно отклонился от предписанного ему маршрута, и он погиб совсем не там, где думали. И погиб весьма странно.
В официальном заявлении французского правительства было сказано, что самолет вошел в воду практически вертикально и что причина этого «никогда не будет доказательно установлена».
ВЕРСИИ ПРОИЗОШЕДШЕГО
В результате осталось несколько версий гибели великого писателя.
Скорее всего, версия о том, что Экзюпери погиб в бою с фашистами, не может считаться обоснованной. Во-первых, боя не могло быть по определению, так как самолет Экзюпери не имел вооружения. Во-вторых, после осмотра поднятых со дна моря деталей машины на них не нашли пробоин от пуль или снарядов. В-третьих, по данным немецких военных архивов, 31 июля 1944 года ни зенитные части, ни истребители Люфтваффе не сбивали в том районе какие-либо самолеты.
Есть версия, что Экзюпери потерял сознание, что стало следствием общего неважного состояния его здоровья. Дело в том, что по летным меркам он действительно был уже «староват». К полетам на высотных разведчиках (а практический потолок «Лайтнинга» составляет 13 410 м) его не хотели допускать не зря: врачи опасались, что он может просто не выдержать, и вполне вероятно, что они оказались правы. Более того, у Сент-Экса из-за старых травм плохо двигалась левая рука. Он даже не мог без посторонней помощи надеть летный комбинезон и парашют. Так что нельзя исключать, что и это сыграло свою роль в ситуации, когда дорога каждая секунда.
Еще одна версия – это поломка кислородного оборудования самолета. Тут проблема заключается в том, что летчик мог начать получать обедненную смесь, а это сразу не чувствуется. В таких случаях сначала тяжелеет голова, потом клонит в сон, а затем происходит полная потеря сознания. На самом деле в одном из вылетов (15 июня 1944 года) у Экзюпери уже были проблемы с кислородным оборудованием, но тогда все закончилось благополучно: ему в полуобморочном состоянии удалось спикировать до 4000 м и перевести самолет в горизонтальный режим полета. Так что не исключено, что 31 июля аналогичное пике закончилось трагически.
Упомянутый Филипп Кастеллано в интервью немецкому журналу «Шпигель» сказал:
«Я не думаю, что самолет был сбит. А причин гибели Экзюпери могло быть множество. Например, отказ двигателя или сбой в подаче топлива. Наконец, плохое самочувствие пилота в холодной кабине. Многочасовые полеты на пределе сил с трудом выдерживали и молодые летчики, а Экзюпери в ту пору было уже сорок четыре».
А вот Люк Ванрелль не сомневается в том, что это было самоубийство и романтик Экзюпери заранее выбрал чудесное по красоте место для ухода в вечность. Вот лишь несколько фактов. Незадолго до 31 июля он подарил сослуживцам свою пишущую машинку и любимые шахматы. Зачем? В разведывательные полеты вылетали рано, и летчиков будили ночью. Но Сент-Экса будить не пришлось. В ту ночь он вообще не ложился. Почему? А еще говорят, что его последний вылет был самовольным.
Якобы за штурвал первоначально должен был сесть другой летчик, а Экзюпери, страдавший головными болями и депрессиями, вызвался его заменить, не поставив в известность командира эскадрильи. Ему уже было сложно справляться со скоростной техникой. Это знал он, это знали все, кто служил с ним. Рене Гавуалль прибыл на аэродром после взлета Экзюпери, и якобы он был сильно возмущен его поступком.
По многим признакам получается, что Антуан де Сент-Экзюпери, находясь в подавленном состоянии, к тому же много раз терпевший аварии, которые окончательно подорвали его здоровье, мог думать, что этот полет – последний в его военной карьере. Но искал ли он смерти? Однозначно утверждать это нельзя. Но вполне может быть, что он (в отличие от Андреаса Лубица, угробившего 24 марта 2015 года Airbus A320 со 144 пассажирами на борту) вылетел без сложившегося в голове плана, а роковое решение пустить «Лайтнинг» в крутое пике принял в самый последний момент, поддавшись какому-то внезапному порыву.
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с:
Комментарии