НОВОСТИ
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
326
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
488
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
430
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
352
21.11.2024 09:55
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
676
21.11.2024 08:15
В Ивановской области возбудили уголовное дело по факту хищения у концерна «Калашников»
467
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ФАШИСТ-ДИЗАЙН
Совместно с:
30.10.2014
ПОЧЕМУ ГИТЛЕР УДЕЛЯЛ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ НАЦИСТСКОЙ АТРИБУТИКЕ
Китайский философ Конфуций как-то сказал: «Знаки и символы управляют миром, а не слова и не законы». С той поры, как был произнесен этот афоризм, миновало более двух с половиной тысяч лет. Но тем не менее и в новейшей истории мы находим примеры, отчасти подтверждающие правоту этих слов. Достаточно обратиться к недолгому периоду существования гитлеровской Германии, в которой разнообразная символика – начиная от государственных и партийных эмблем и заканчивая детскими значками – играла важную роль в деле унификации общества и построения его в соответствии с нацистскими «идеалами».
Гитлер очень рано оценил значение символики политического движения и лично установил внешние отличительные знаки своей партии. Главным символом едва ли не с самых первых дней существования нацистской организации стала свастика, по-немецки – «хакенкройц» (дословно – «крюкообразный крест»). Впервые свастика появилась на знамени нацистов поздним летом 1920 года в Мюнхене. В «Майн кампф» Гитлер подробно описывает, как был выбран этот символ. Он лично определил окончательную форму свастики и разработал вариант знамени, ставший образцом для всех последующих партийных флагов.
Фото: moonwheel-historical.com
ПОД ЗНАКОМ СВАСТИКИ
Вождь нацистов полагал, что новый флаг должен обладать такой же эффективностью, как и политический плакат. Гитлер пишет и о цветах для партийного флага, которые рассматривались, но были отвергнуты. Белый «не являлся цветом, увлекающим массу», а подходил больше всего «для добродетельных старых дев и для всевозможных постных союзов».
Был отвергнут и черный цвет, так как он далек от того, чтобы притягивать к себе внимание. Сочетание синего и белого цветов исключалось потому, что они являлись официальными цветами Баварии. Бело-черное сочетание было тоже неприемлемо. О черно-красно-золотом знамени не могло быть и речи, так как оно использовалось Веймарской республикой. Черный, белый и красный цвета в своем старом сочетании были неуместны из-за того, что они «представляли старый Рейх, погибший в результате своих собственных слабостей и ошибок». Тем не менее Гитлер выбрал именно эти цвета, так как они, по его мнению, были лучше всех остальных («это самый могущественный аккорд красок, который вообще только возможен»).
В конце концов был составлен окончательный проект: основной фон знамени красный, белый круг внутри, а в центре этого круга – черная свастика.
«Это был действительно достойный символ, – писал Гитлер. – Перед нами не только сочетание всех красок, которые мы так горячо любили в свое время. Перед нами также яркое олицетворение идеалов и стремлений нашего нового движения. Красный цвет олицетворяет социальные идеи, заложенные в нашем движении. Белый цвет – идею национализма. Свастика – миссию борьбы за победу арийцев и вместе с тем за победу творческого труда, который испокон веков был антисемитским, антисемитским и останется».
Широко известно, что свастика встречается в человеческой культуре с древнейших времен. Эта эмблема активно использовалась и в средневековом христианском символизме. Большое значение придавали этому сакральному знаку также оккультисты и теософы. Однако Гитлер, выбирая свастику, едва ли оглядывался на магические и мистические трактовки этого символа. Национал-социалистической партии была необходима эмблема, с одной стороны, всем известная, с другой – вызывающая однозначно положительную реакцию и способная «мобилизовать массы». Свастика идеально соответствовала этим требованиям. Она была вполне традиционна и долго время являлась символом тевтонских рыцарей, но имела, как утверждали некоторые ученые, индоевропейское происхождение. Это, разумеется, стало дополнительным плюсом в деле возбуждения у немцев расового инстинкта.
Любопытно, что некоторые представители радикально-консервативных кругов даже иронизировали по поводу идеи Гитлера использовать свастику. Так, один из идеологов итальянского фашизма, философ Юлиус Эвола, отмечал: «Возникает сильное сомнение в том, что национал-социалисты, начиная с самого Гитлера, по-настоящему осознавали значение основного партийного символа – свастики. По словам Гитлера, она символизировала «миссию борьбы за победу арийского человека, за триумф идеи созидательного труда, который всегда был и будет антисемитским». Поистине примитивное толкование! Совершенно непонятно, каким образом древние арии могли связать воедино свастику, «созидательный труд» и еврейство, не говоря уже о том, что этот символ встречается не только в арийской культуре».
Впрочем, даже антифашистски настроенные авторы признавали, что с точки зрения пропаганды нельзя было придумать более подходящего символа: в свастике есть нечто грозное и в то же время гармоническое, ее ни с чем нельзя перепутать, она сразу запоминается. Исследователь раннего нацизма, немецкий журналист Конрад Гейден отмечал, что свастика одним своим видом возбуждает желание самому намалевать ее на чем-либо. Нарисованная мелом или краской свастика покрывала стены домов, с максимальной краткостью и стенографической ясностью напоминала о существовании нацистов.
В любом случае, никогда еще в истории политических течений символ не утверждался столь последовательно, как свастика. О серьезном отношении нацистов к своему символу свидетельствует то, что в 1933 году был принят закон «О защите национальных символов», который запрещал использование символики на игрушках. Впрочем, немецкий филолог, исследователь тоталитарного мышления и языка нацистской Германии Виктор Клемперер, отмечал, что вскоре после 30 января 1933 года, когда Гитлер пришел к власти, в магазине игрушек он видел детский мячик с изображением свастики.
Единство свастики и старых имперских цветов дополнялось программой партии, которая сводилась к требованию «национального социализма»: создание замкнутой национальной общности было связано с антикапиталистическими настроениями широких народных масс в Германии, но и одновременно с отрицанием марксизма.
КОРИЧНЕВЫЕ
«Партийным» цветом стал коричневый. Выбор этого, казалось бы, неожиданного оттенка на самом деле обуславливался чистой случайностью: нацистам удалось дешево купить большую партию форменных коричневых рубах, предназначавшихся для немецких колониальных войск в Африке. Поскольку по условиям Версальского мира у немцев отобрали все их территории на Черном континенте, то и это обмундирование для рейхсвера стало не нужным. Лишь после этого партийные идеологи обосновали коричневый цвет гитлеровского движения, как символ почвы, указывающий на верность нацистов германским крестьянским традициям.
На первом съезде партии в январе 1923 года в Мюнхене сотня членов штурмовых отрядов НСДАП впервые продефилировала в коричневых рубашках перед Гитлером на Марсовом поле. Тогда же фюрер торжественно «освятил» четыре партийных штандарта. На каждом штандарте была изображена свастика в обрамлении дубовых листьев, которую держал в когтях взлетающий орел. У Наполеона был парящий орел – по мысли Гитлера, это отличие должно было указывать на постоянно растущее влияние партии. Гитлер выбрал орла еще и потому, что в антисемитском фольклоре орел слыл «арийцем животного мира». Злые на язык берлинцы шутили, что лучше бы символом партии был паук – он коричневый, стоит всеми лапами на земле, поэтому ближе к земле, и формой похож на свастику.
Законом о флаге 15 сентября 1935 года имперскими цветами были установлены черный, белый и красный со свастикой, а прежнее республиканское черно-красно-золотое знамя было отменено еще 12 марта 1933 года. Распоряжением от 16 сентября 1935 года и от 28 августа 1937 года демонстрация земельных цветов и флагов была запрещена, что соответствовало нацистской унификации Германии.
ФЛАГИ КРОВИ
Отдельно необходимо сказать о так называемом Флаге крови, который стал своеобразной священной реликвией нацистской партии. Это знамя со свастикой принадлежало одному из подразделений мюнхенских штурмовиков. В ходе Пивного путча, 9 ноября 1923 года, они пришли с этим флагом к мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер», откуда вместе с остальными мятежниками, возглавляемыми Адольфом Гитлером, двинулись в направлении Одеонсплац. Марш путчистов был прерван залпом полицейского кордона на подступах к площади, у восточной стены Галереи баварских полководцев.
В этот момент флаг со свастикой находился в первом ряду нацистской колонны неподалеку от Гитлера. Его нес Андреас Бауридль. Сраженный полицейской пулей, он стал одним из официальных 16 нацистских «мучеников». Попытка переворота бесславно провалилась, а руководителей национальной революции, в том числе и самого Гитлера, бросили за решетку. Перепачканное кровью знамя нацисты сумели вынести с поля боя и спрятать до лучших времен. В 1924 году, после выхода фюрера из тюрьмы, флаг торжественно передали ему.
С этого времени знамя быстро стало святыней национал-социализма. Полотнище прикрепили к новому древку, изготовили особое навершие в виде золотого венка из дубовых листьев со свастикой внутри. В нижней части навершия располагался золоченый шар, прикрепленный к серебряной горловине, на поверхности которой выгравировали имена погибших на Одеонсплац штурмовиков. 4 июля 1926 года на партийном съезде в Веймаре знамя получило официальное название «Флага крови» (Blutfahne).
Дальнейшая история этого знамени была полна торжественных церемоний и ритуалов. Знаменосец Якоб Гриммингер усердно носил его, следуя за фюрером при обходе многотысячных нацистских колонн. Он выносил его в пышно убранные залы во время партийных мероприятий или траурных церемоний и, занимаясь только этим, дослужился до звания штандартенфюрера СС (полковника). К слову, ответственный за выполнение «окончательного решения еврейского вопроса» Адольф Эйхман окончил войну в чине оберштурмбаннфюрера СС (подполковник), а «диверсант номер один» Отто Скорцени – штурмбаннфюрера СС (майора).
Последний раз Флаг крови был вынесен на публику в Мюнхене в апреле 1944 года во время похорон гауляйтера Мюнхена и Верхней Баварии Адольфа Вагнера. После из мюнхенского Коричневого дома (штаб-квартиры нацистов) флаг был перевезен в более безопасное место, и дальнейшая судьба его неизвестна. Неоднократно допрошенный после войны Гриммингер на вопрос «Где ваш флаг?» неизменно отвечал: «Не знаю».
Количество штандартов и флагов на улицах крупных немецких городов во время нацистских шествий было просто огромно. Кроме собственно флагов, на улицах Третьего рейха присутствовало множество красных полотнищ со свастикой и орлами, свисавших из окон домов, балконов или натянутых вдоль стен зданий. Длина некоторых полотнищ могла достигать двух и более десятков метров, другие, например подиумные баннеры, по внешнему виду напоминали штандарты и могли украшаться бахромой и кистями. Одни из них играли роль штандартов или вымпелов высших функционеров партии, другие служили украшением во время праздников и мероприятий. Никаких стандартов для подобных аксессуаров Третьего рейха, скорее всего, не существовало.
Для массового применения на праздничных мероприятиях выпускались миниатюрные копии государственного флага. Их бесплатно по особому распоряжению раздавали школьникам и прочей публике. Ходить с таким флажком в одиночку, а также в дни, не связанные с шествиями, встречей высших гостей, запрещалось.
Важную информацию о немце, состоявшем в рядах нацистской партии, несла его нарукавная повязка. В ее основе лежало уменьшенное изображение нацистского флага: прямоугольный лоскут красной ткани с нашитым в центре белым кругом с черной свастикой. Если в СС повязки всех без исключения членов организации были совершенно одинаковыми, то функционеры НСДАП носили повязки, соответствующие занимаемым ими должностям.
Нарукавные повязки имели канты разного набора цветов – голубого, белого, темно-красного и золотого – в соответствии с уровнем политического руководства их владельца. На всех повязках, кроме полагавшихся кандидатам в политические руководители, белый круг и свастика были обрамлены золотистым кантиком. Кроме этого, на них могли присутствовать тонкие одинарные или двойные и широкие продольные полоски из золотого жгутика или тесьмы, а также орнаментальные полосы различной ширины из стилизованных дубовых листьев, вышитых золотой нитью. Форма листьев на разных повязках не была единообразной.
Простую красную повязку со свастикой в белом круге разрешалось носить и штатским участникам партийным мероприятий, членам присоединенных формирований, специалистам производственных объединений. По окончании мероприятия повязку следовало снять. Участникам в униформе разрешалось ношение нарукавной повязки со свастикой, если это не противоречило государственным или официальным предписаниям.
Фото: fotobank/getty images
ЗНАК НСДАП НА ГРУДИ У НЕГО…
Для визуализации принадлежности немца к нацистской партии был учрежден партийный значок НСДАП. Эти значки, сразу же названные недоброжелателями «бычьим глазом», носили как на служебной униформе, так и на гражданской одежде. Значок прикреплялся слева на груди, как правило, на нагрудном кармане или его клапане. Штурмовики и эсэсовцы, а также функционеры НСДАП часто носили уменьшенный вариант значка на галстуке, причем зачастую с обычным значком на кармане.
Золотой значок НСДАП был учрежден декретом Гитлера от 13 октября 1933 года. Он предназначался для тех членов партии, чей регистрационный номер в партийных документах не превышал 100-тысячного. Это число вступивших в НСДАП было превышено уже к сентябрю 1930 года, однако управление финансов НСДАП к 9 ноября 1933 года (десятая годовщина мюнхенского путча) удостоверило права на Золотой значок только 22 282 человек, включая 1795 женщин. Остальные получили полагающийся им знак позже.
Кроме этого, Гитлер зарезервировал за собой право вручать Золотой значок НСДАП тем, кто своей деятельностью на благо Германии заслужил право быть отмеченным особой наградой. Часто такие люди даже не были членами партии. Более того, таким способом фюрер втягивал в нацистскую партию тех, кто вовсе не горел желанием в ней состоять, но был нужным, влиятельным в своих кругах или просто популярным человеком (кстати, были единичные случаи отказа). Обычно такие награждения проводились 30 января (день прихода нацистов к власти).
Иногда вручение значка приурочивали к военной победе или к юбилею награждаемого. Предположительно такие вручения начались в 1937 году и закончились в 1944 году. Всего фюрером было награждено около 650 человек, что делает эту награду одной из редчайших в Рейхе. В документах такие значки именовались Почетными золотыми значками НСДАП, в отличие от простого (номерного) Золотого значка НСДАП, вручавшегося ветеранам движения, хотя никаких внешних различий между ними не было.
Ярким и узнаваемым символом движения нацисты сделали старинное готское приветствие Heil, которое было широко распространено в немецком молодежном движении еще до войны. Нацисты использовали две формулы приветствия – Heil Hitler и Sieg Heil. От итальянских фашистов нацисты переняли древнеримское приветствие путем поднятия под небольшим углом правой руки, а от коммунистов – обращение «товарищ» (Parteigenosse).
Все эти символы и знаки придавали нацистскому движению цвет, страсть, динамику и размах. Они были чрезвычайно важным средством мобилизации, организации, театрализации нацистского движения и, в конечном счете, немаловажной причиной его сенсационного и беспрецедентного успеха. Более того – живой смысл символики нацизма состоял в возможности контроля над настроениями. К примеру, гитлеровское приветствие было обязательно для всех государственных служащих, позже – с 1944 года – оно было введено в вермахте. Все это, несомненно, помогало режиму наиболее полно осуществить общественную унификацию.
МУНДИРЫ ДЛЯ ВСЕХ
Немецкий романтический писатель и мыслитель Фридрих фон Гарденберг, более известный под литературным псевдонимом Новалис, однажды сделал следующую запись в своем дневнике: «Нужно, чтобы государство было зримо во всем, чтобы каждый был отмечен как его гражданин. Не ввести ли мундиры и знаки отличия для всех? Кто подобные вещи считает малозначащими, не знает существенной своеобразной черты человеческой натуры».
Неизвестно, читали ли эти строки руководители нацистской партии, но бесспорно одно, что немцы всегда относились к униформе (равно как и ко всему военному) с невероятным пиететом, мало характерным для других европейских наций. Это, несомненно, одно из проявлений наиболее типичной немецкой национальной черты – едва ли не патологической страсти к порядку милитаристского образца. Эта типично немецкая мысль была почти полностью осуществлена в Третьем рейхе, когда в униформу со сложной системой знаков различия были облачены даже такие категории работников, как кондуктора общественного транспорта или лифтеры.
Практически все население Германии было поделено на всевозможные военные и полувоенные формирования, каждое из которых имело свою символику, набор знаков различия, покрой и цвет униформы… Несмотря на исключительно сложную систему званий, должностей и уровней ответственности, немцы весьма охотно согласились с введением формы и с удовольствием носили ее.
Союзническая пропаганда описывала германскую форму как безвкусную и некрасивую. На деле же она была хорошо сработана, отличалась известным изяществом и практичностью. Многие из нововведений, сделанных немцами в этой области во время Второй мировой войны, повлияли затем на униформу, головные уборы и снаряжение армий других стран.
Когда Гитлер 30 января 1933 года стал канцлером, германская армия, ограниченная Версальским договором, насчитывала всего 100 тысяч человек. Немецкая униформа была серого цвета и происходила от полевой униформы германской императорской армии, утвержденной 15 сентября 1915 года.
С введением новой национальной эмблемы – свастики – она появилась на мундире и головном уборе. Униформа рейхсвера продолжала использоваться германской армией еще в течение нескольких лет. Но в 1936 году, после введения всеобщей воинской повинности, была принята новая униформа. В мирное время весь личный состав германской армии снабжался парадной и повседневной формой, к которым добавлялось походное снаряжение, а говоря иначе – полевая форма.
Обе эти формы были хорошо разработаны стилистически, стандартизированы, квалифицированно изготовлены и носимы повсюду в армии. Имелся ярко выраженный акцент на сохранении традиционных особенностей. Специальная униформа создавалась для танковых и горных войск, в то же время соответствующие предметы одежды производились для персонала, предназначенного для различных особых заданий или для исполнения служебных обязанностей.
Первые национал-социалисты, как правило, носили либо мундиры, в которых они воевали в годы Первой мировой войны (или сражались в добровольческих корпусах), либо обычную гражданскую одежду, дополненную нарукавной повязкой со свастикой.
В конце 1924 года, как уже отмечалось, нацисты закупили крупную партию коричневых рубах. Они-то и стали отличительной особенностью членов движения в последующие годы. Когда в апреле 1925 года были сформированы охранные отряды, эсэсовцы также получили коричневые рубахи. Чтобы отличить членов Черного ордена от штурмовиков, члены нового подразделения стали носить не коричневые, а черные головные уборы, брюки и галстуки.
Фото: fotobank/getty images
САМА ЭЛЕГАНТНОСТЬ
Униформа СС коренным образом изменилась в 1932 году, после решения придать форме военизированных подразделений НСДАП более респектабельный вид. 7 июля 1932 года было введено ношение черных кителей, галифе и фуражек с коричневой рубахой и черным галстуком. Сначала новую униформу получили офицеры, затем все остальные. Процесс переобмундирования полностью завершился к середине 1934 года.
Новая униформа СС была разработана оберфюрером СС профессором Карлом Дибичем совместно с Вальтером Хеком, автором рунической эмблемы СС. Производство этой чрезвычайно элегантной формы было связано с именем легендарного производителя модной одежды Хуго Фердинанда Босса. Еще в 1923 году Босс основал в Метцингене небольшую швейную фабрику по производству рабочей и спортивной одежды. Но к 1930 году его предприятие оказалось под угрозой банкротства. 1 апреля 1931 года Хуго Босс вступил в нацистскую партию и взялся за выполнение партийного заказа на изготовление большого числа комплектов формы для штурмовых отрядов, СС и Гитлерюгенда.
Тем самым ушлый предприниматель спас свою фабрику от разорения. В 1934 году Босс купил ткацкую фабрику и перенес на ее территорию швейные мастерские. С началом Второй мировой войны фабрика Босса была объявлена стратегическим военным предприятием и получила заказ на изготовление униформы вермахта. После войны Босс быстро переключился на шитье униформы для железнодорожников и почтальонов.
Но возвратимся к униформе СС. С 1936 года офицеры Черного ордена получили черный смокинг для неформальных вечерних мероприятий, а в 1939 году – белый летний вариант повседневный униформы (ее полагалось носить с 1 апреля по 30 сентября).
В конце 1931 года охранные отряды получили изготовленные фирмой «Оверхофф» пряжки ремня, украшенные девизом: «Моя честь зовется верность». До 1945 года дизайн этих пряжек (существовали солдатские и офицерские разновидности) не менялся.
В мае 1933 года в СС было введено ношение погона на правом плече. Погон определял не звание (которое указывалось на петлице), а принадлежность к той или иной иерархической группе (рядовой, унтер-офицер, офицер и так далее).
Черная форма подчеркивала элитарность организации Гиммлера. Как отмечал немецкий историк Хайнц Хене, «люди из СС носили излюбленную немцами шикарную форму: ее черный цвет искоренял плебейский коричневый… Вся их внешность должна был демонстрировать принадлежность к элите, гвардии строгих пуритан, радеющих о благе государства, и выражать беспрекословное послушание и готовность к выполнению любых приказов фюрера».
К началу войны черная форма стала носить почти исключительно парадный характер. Ее продолжали носить лишь члены так называемых Общих СС, находящиеся в тылу. Поэтому абсурдно выглядят некоторые образчики кинематографа, в которых эсэсовцы воюют в черной форме. Единственным исключением была черная униформа танкистов СС, представлявшая собой короткую двубортную куртку с потайными пуговицами. Впрочем, к 1942 году танкистов также переодели в форму серого или серо-зеленого («фельдграу») цветов.
Излишки черного обмундирования пригодились: их получили формирования предателей-коллаборационистов в оккупированных странах – к примеру, вспомогательная полиция в Польше, Прибалтике, на Украине и в РСФСР. С такой формы спарывалась вся символика СС, добавлялись зеленые (либо серые) манжеты и воротник, а также нашивались новые знаки различия. Оставшуюся черную униформу использовали для обмундирования отрядов СС во Фландрии, Голландии, Норвегии и Дании.
С 1935 года в СС стала появляться светло-серая униформа. В 1938 году было введено ношение двух погон, а повязку со свастикой на левом рукаве заменил орел. Замена черной формы на серую была вызвана желанием руководства СС придать своим членам более военный вид. С началом военных действий все больше немцев призывалось в армию, и отношение к сотрудникам СС, «просиживавшим штаны» в тылу, стало резко ухудшаться. Больше напоминавшая военный мундир светло-серая униформа должна была сгладить это отношение.
Форма эсэсовцев несла в себе элементы эмблематики элитных армейских частей кайзеровской армии (к примеру, символ «мертвая голова»), а основные цвета охранных отрядов восходили к средневековому Тевтонскому ордену.
В своей книге по униформе Третьего рейха историк Брайан Ли Дэвис совершенно справедливо задавал следующие риторические вопросы: «Смогли бы немцы добиться таких военных успехов, если бы не были объединены всякого рода нашивками, значками и знаками, не только подчеркивающими их заслуги, но и стимулирующими их на большее?», «Как вам кажется, удалось бы немцам добиться столь ошеломляющих побед, будь они одеты в унылые одинаковые костюмы вроде тех, что пятидесятые годы повально носили в Китае?».
Разумеется, эстетика того или иного символа, детали форменной одежды имели для немцев огромное значение. Но, обладая почти магической способностью объединять и мобилизовывать массы, знаки и эмблемы Третьего рейха, изначально пусть даже и совершенно безобидные, служили в конечном итоге зловещим целям. Преступления, которые совершались людьми, носившими на своей одежде свастики и «мертвые головы», превратили эти символы в табу.
Автор: Дмитрий ЖУКОВ
Совместно с:
Комментарии