НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ГАЗОВАЯ АТАКА У ИПРА

ГАЗОВАЯ АТАКА У ИПРА

ГАЗОВАЯ АТАКА У ИПРА
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
21.04.2023

22 апреля 1915 года – 108 лет назад – возле бельгийского города Ипр германские войска организовали против англо-французских частей газовую атаку. Она продолжалась всего несколько минут, но союзники не были готовы к защите от нее и потеряли около 15000 человек, из которых свыше 5000 умерли прямо на поле боя, а половина оставшихся в живых навсегда стала инвалидами. Так началась эпоха оружия массового поражения.

22апреля 1915 года на Западном фронте у города Ипр, между населенными пунктами Биксшут и Лангемарк на северо-западе Бельгии, произошло страшное – германские войска впервые в истории применили отравляющие газы.

ЭТО БЫЛ ХЛОР, А ИПРИТ ПОЯВИЛСЯ ПОЗДНЕЕ

Почему именно там? Город Ипр (Ypres) распложен в провинции Западная Фландрия на берегу реки Иперле (Yperlée), и там, согласно планам германского командования, должен был осуществляться прорыв через Бельгию с целью обойти мощную линию обороны французской армии. Однако там немцы натолкнулись на сопротивление бельгийских и французских войск. Плюс в октябре 1914 года во Фландрию были переброшены британско-канадские войска. В результате, образовался так называемый «Ипрский выступ», на который и был направлен главный удар немцев.

По сути, германской армии во главе с герцогом Альбрехтом Вюртембергским не удалось развить у Ипра первоначальный успех, и было принято решение прорвать вражеский фронт с применением химического оружия. Удар наносился на участке стыка 2-й английской армии и 20-го французского корпуса.

Кстати, многие считают, что у Ипра был применен газ, названный потом ипритом, но это не так. На самом деле, 22 апреля немцами был использован хлор, а вот иприт (горчичный газ) немцы применят там же, но это будет позднее – в июле 1917 года. Итак, для самой первой газовой атаки человечество выбрало ядовитое вещество – хлор. Для проведения этой атаки в землю было заранее вкопано 5730 газовых баллонов, для наполнения которых потребовалось 168 тонн хлора. В течение полутора недель немцы ждали нужного направления ветра. Наконец, когда вечером 22 апреля подул ровный норд-ост, поступил приказ о начале газовой атаки.

В местах установки баллонов тут же образовались зеленоватые облака, которые, стелясь по земле, стали двигаться в сторону позиций занятых британцами и французами. Внешне это было похоже на туман. Но вот только от одного касания этого тумана все растения тут же погибали.

Чтобы было понятно, название химического элемента «хлор» не случайно созвучно с термином «хлорофилл». Это ядовитый удушающий двухатомный газ желтовато-зеленого цвета, тяжелее воздуха, с резким запахом и сладковатым «металлическим» вкусом. Хлор, название которого происходит от древнегреческого «хлорос» (желтовато-зеленый), очень активен, и он непосредственно соединяется почти со всеми элементами периодической системы. Например, он входит в такое совершенно необходимое человеку соединение, как поваренная соль (NaCl). И, конечно же, хлор входит в состав вещества, которое обыватели именуют словом «хлорка», при помощи которого во многих не сильно развитых государствах до сих пор обеззараживают воду и обрабатывают канализационное оборудование.

ГДЕ ПРОХОДИТ ОБЛАКО, ВСЕ ГИБНЕТ….

К 22 апреля 1915 года германские химические войска установили 150 газобаллонных батарей, а 22 апреля, примерно в пять часов вечера, на позиции вражеских войск по приказу генерала Эриха фон Фалькенхайна за 5–8 минут был выпущен хлор. Желтовато-зелено-серое облако двинулось на позиции противника, за ним в марлевых повязках наступала германская пехота.

Канадский офицер Даусон написал потом в своем дневнике: «Мы вышли на свежий воздух, чтобы хоть на несколько минут избавиться от духоты окопов. Дул слабый северный ветер. Уже довольно скоро с той стороны, где залегали французские окопы, послышался звук частой стрельбы. Шел горячий бой. Один из моих товарищей взял полевой бинокль и стал исследовать местность, надеясь уловить что-нибудь новое в ходе сражения. Вдруг он оторвал глаза от бинокля. – Французов прорвали! – крикнул он. Тогда мы вскочили и тоже схватили бинокли. И я увидел зрелище до того ужасное, что сердце у меня остановилось. Тысячи маленьких человеческих фигурок бежали по полю; а за ними текло, ползло, преследуя их, огромное зеленовато-серое облако. Облако выходило, точно из-под земли, оттуда, где между Лангемарком и Биксшутом пролегали германские траншеи. Оно плыло по ветру, расстилаясь, заполняя каждую ямку, каждую выбоину, затопляя, как вода во время потопа, воронки и траншеи. Чем больше разрасталось облако, тем желтее оно становилось. Человеческие фигурки бежали так быстро, как могли, но облако их нагоняло. Люди падали; они пытались подняться, другие зарывались носом и ртом в землю, чтобы не дышать отравленным воздухом. Ничего не помогало. И люди бились о камни, цеплялись руками за траву, точно захлебываясь, – утопленники на сухой земле.

Несколько человек успели вырваться вперед. Они добежали до нас. Это были тюркосы из французского колониального полка, недавно привезенные из Африки. Они остановились подле нас, страшно кашляя, с темно-багровыми лицами и – слепые. Они успели только рассказать нам, что там, где проходит облако, все гибнет, ничего не остается. Даже бабочки падают на землю мертвыми, трава и листья желтеют, точно в несколько минут настала зима».

Это свидетельское показание о первой газовой атаке, произведенной германскими войсками под Ипром, страшно. А других показаний об этой атаке нет. Писатель Леонид Липавский, писавший под псевдонимом Леонид Савельев, отмечает: «Подробности первой газовой атаки почти отсутствуют по той простой причине, что люди, которые могли бы о ней рассказать, лежат все на полях Фландрии, где теперь цветут маки».

Трудно представить себе ужас тех, против кого было применено это зловещее средство. Как теперь известно, хлор поражает слизистые, вызывает ожоги глаз, парализует дыхание и может привести к смерти от удушья. Огромное значение имело и психологическое воздействие. Люди в панике бросали оружие и бежали, не понимая, что происходит. Однако, по некоторым данным, германское командование не учло погодные условия, и часть хлора была ветром отнесена к позициям германских войск, в результате чего те, кто не был в защитной маске, также получили отравление (правда, данных о смертельных случаях среди немцев нет).

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ ГАЗОВОЙ АТАКИ

Всего от хлора в течение всего нескольких минут пострадало 15000 человек, из которых свыше 5000 умерли на поле боя, а половина оставшихся в живых навсегда стала инвалидами. Потом сообщалось, что стольких жертв можно было бы избежать: разведка предупреждала о наличии каких-то неизвестных баллонов у противника. Однако командование решило, что особой опасности они собой не представляют.

В результате газовой атаки между британскими и французскими войсками образовался разрыв в три-четыре километра. Дорога на Ипр оказалась свободна. Однако, не имея резервов, германское командование не смогло извлечь выгоды из сложившейся ситуации. Момент внезапности был упущен. К тому же британцы и французы на автомашинах и пешим порядком подтянули резервы и заняли брешь в обороне, а все последующие попытки немецких войск прорвать оборону оказались безуспешными. Плюс союзники уже были к тому времени оснащены простейшими средствами защиты от химического оружия.

В дальнейших боях, уже в мае 1915 года, немцам удалось продвинуться на незначительное расстояние, но главная задача (прорыв фронта и захват Ипра) выполнена не была.

Так что первое в истории применение газа принесло немцам лишь ограниченный успех, однако оно явилось началом массового применения химических средств борьбы воюющими государствами. И, конечно же, после этого стали развиваться средства защиты и новый элемент боевого обеспечения – противохимическая защита войск. Уже в 1915 году простейшие марлевые повязки, смоченные водой, были заменены противогазами. И с тех пор применение газа во время Первой мировой войны проводилось больше с устрашающей целью и без задачи добиться какого-то стратегического успеха.

НАЧАЛО ЭПОХИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

Сергей Шумилин и Владимир Головко в статье «Химия и смерть. Рождение химического оружия», опубликованной в 2011 году в журнале «Наука и техника», отмечают, что в годы Первой мировой войны «было произведено 180 тыс. т разнообразных отравляющих химических веществ, из которых применено около 125 тыс. т. Боевую проверку прошли не менее 45 различных отдельных веществ и смесей, среди них 4 кожно-нарывного, 14 удушающего и, по крайней мере, 27 раздражающего действия». Через три с небольшим месяца после атаки у Ипра, 6 августа 1915 года, немцы вновь применили отравляющие вещества, представлявшие собой соединения хлора и брома. Сделано это было против защитников русской крепости Осовец, и это вошло в историю под названием «атака мертвецов».

Фото_07_23_Ипр.JPG 

Оборона крепости Осовец, что в 50 км от Белостока, продолжалась почти год. Было совершено три штурма, и во время последнего немцы провели газовую атаку. Противогазов защитники крепости не имели. После этой атаки немцы перешли в наступление, считая, что гарнизон уничтожен, однако когда они подошли к передовым укреплениям крепости, в контратаку поднялись оставшиеся в живых защитники (около 60 человек). Их вид был настолько ужасен, что германские подразделения обратились в бегство. Бельгийский город Ипр вошел в историю, но он сделал это дважды. 12 июля 1917 года, опять же под Ипром против британских и французских войск немцы вновь применили химическое оружие. На этот раз это была доведенная до газообразного состояния специальная жидкость с резким запахом горчицы и чеснока. Это был горчичный газ кожно-нарывного действия, и вот его-то потом и назвали (по месту применения) «ипритом».

В том же 1917 году британцы стали использовать для газовых атак специальное приспособление – газометы. Они были сконструированы капитаном Уильямом Говардом Ливенсом и представляли собой разновидность минометов. Газомет имел короткий ствол диаметром 18–20 см и заряжался минами, содержавшими 13–14 кг химических отравляющих веществ. Стрельба такими минами производилась на дальность до 1,2 км. Всего за 1915–1918 гг. общие потери воюющих сторон от применения отравляющих веществ составили около 1,3 млн человек, в том числе до 100000 человек – со смертельным исходом.

Фото_07_24_Ипр.JPG 

17 июня 1925 года был подписан Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Это был первый международный документ, юридически запрещавший применение химического и бактериологического оружия. Его подписали представители 37 государств, и вступил он в силу 8 февраля 1928 года. Тем не менее, подобного рода оружие не ушло в прошлое.

Уже в сентябре 1925 года французская армия в ходе Испано-франко-марокканской войны применила против берберского эмирата Риф горчичный газ.

Позднее химическое оружие применяла армия Италии в войне против Эфиопии в 1935–1936 гг. У абиссинцев не было ни противогазов, ни защитных костюмов, а итальянцы применили авиационные химические бомбы с отравляющими веществами (они создавали «ипритовые заграждения» на труднодоступных горных тропах, выводивших на их фланги и тылы). Использовался как иприт, так и какое-то неизвестное отравляющее вещество, действие которого было ужасающе: наступала слепота, на поверхности тела появлялись белые пятна, похожие на проказу, через полчаса наступала смерть с признаками тяжелого ожога.

Японская армия применяла химическое оружие против мирного населения Китая в годы Второй мировой войны. Фашисты использовали химическое оружие против заключенных концентрационных лагерей…

Дальше – больше. После Второй мировой войны химическое оружие применяли Соединенные Штаты в войне против Вьетнама. Происходило это в середине 1970-х, и американцы вылили на джунгли более 72 млн литров отравляющей жидкости и ядовитых гербицидов, которыми было обработано более 20000 кв.км лесов и 2000 кв.км сельскохозяйственных угодий. Особенно популярным веществом был Agent Orange (смесь дефолиантов и гербицидов синтетического происхождения), получивший такое название из-за оранжевого цвета бочек для транспортировки. Это вещество оседало в организме и приводило к заболеваниям крови и печени, а также к нарушению протекания беременности.

Считается, что отравляющие вещества использовались в 1988 году Саддамом Хусейном против курдского населения Ирака и против Ирана. Кстати, это стало поводом к оккупации США и его союзниками территории суверенного Ирака и свержения там правящего режима. Впрочем, объявленных отравляющих веществ американцы там так и не нашли.

А еще в истории был случай, когда химическое оружие применили в мирное время. 20 марта 1995 года представители секты «Аум Синрикё» (террористическая организация, запрещенная в России) рассеяли в токийском метро химикат зарин, обладающий нервно-паралитическими свойствами. Тогда погибли 13 человек, около 6300 человек получили отравления различной степени тяжести.

ПРОБЛЕМЫ С ЗАПРЕЩЕНИЕМ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

13 января 1993 года в Париже была подписана международная Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, и его уничтожении. Однако страны, обладающие самыми большими запасами боевых отравляющих веществ (Россия и США) с этой задачей не справились, хотя и прилагали к ее решению немалые усилия. Главная проблема тут заключается в том, что утилизация (ликвидация) химического оружия – это дело небезопасное и требующее огромных финансовых средств.

И получается весьма странная ситуация. Да, на сегодняшний день использование химического оружия запрещено международными конвенциями, однако на момент начала Первой мировой войны его тоже никто не разрешал, но это не помешало ее участникам его многократно использовать. И что же мы имеем?

Общие известные запасы химического оружия в начале 2010 года составляли примерно 30300 тонн. По официальным данным, на 30 сентября 2022 года в общей сложности было уничтожено 99% мировых объявленных запасов химического оружия. Из заявленных 97 объектов по производству химического оружия было уничтожено – 74, а остальные якобы используются в мирных целях. В настоящее время к Конвенции о химическом оружии присоединились 193 государства, в которых проживает 98% населения земного шара. С другой стороны, известно, например, что на сегодняшний день у США до сих пор остается внушительный арсенал боевых отравляющих веществ. Да наверняка он есть и еще у ряда стран.

Фото предоставлены сайтом Wikipedia.org


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку