Генеральская охота Сталина
Совместно с:
11.01.2017
Зачем ОГПУ похитило генерала Кутепова
26 января 1930 года воскресным утром в Париже исчез генерал Александр Кутепов, руководитель Русского общевоинского союза (РОВС). Примерно в 10.30 он вышел из своей квартиры в доме № 26 по улице Русселе, и с тех пор его больше никто не видел. Что именно произошло с ним тогда, известно лишь частично, да и эти факты особого доверия не вызывают, поскольку не подтверждены абсолютно ничем. Достоверным признать можно лишь то, что генерал был похищен оперативниками «группы Яши» – Особой группы при председателе ОГПУ, которую возглавлял начальник 1-го отделения ИНО ОГПУ Яков Серебрянский. Он же непосредственно руководил этой спецоперацией на месте. По одним данным, Серебрянский вместе с группой своих боевиков-нелегалов прибыл в Париж 1 января 1930 года, по другим – ещё в августе 1929-го, приступив к подготовке операции сразу после решения советского руководства о «секретном изъятии» Кутепова.
По данным полицейского расследования, двое неизвестных в жёлтых пальто схватили генерала, втолкнув его в стоявший рядом автомобиль, их прикрытие обеспечивал человек в полицейской форме. Так что редкие очевидцы приняли всё за обычный полицейский арест. Но есть и другая версия: в полицейскую униформу были одеты все трое схвативших генерала, но сначала они якобы попросили его предъявить документы. Согласно ещё одной версии, генерал сам сел в машину, которая должна была отвезти его на некую конспиративную встречу… Как-то многовато версий и иных подробностей спецоперации, материалы которой и поныне на секретном хранении. Например, полагают, что в машине Кутепова обездвижили – то ли вколов морфий, то ли применив хлороформ или какое-то иное вещество, то ли без затей отключив ударом по затылку. Дальше снова разночтения: Кутепов то ли умер прямо в машине – от передозировки или сердечного приступа, то ли, оказав сопротивление, получил удар ножом в спину. После чего тело генерала схоронили – во дворике какого-то дома или в яме гаража агента, залив бетоном, а то и вовсе в саду советского полпредства (посольства). Согласно самой экзотической версии, труп растворили в кислоте. «Альтернативные» версии утверждают, что генерала сумели тайно доставить на борт советского корабля – то ли в Марселе (везли через всю Францию на юг?!), то ли в Гавре (это уже куда ближе и потому вероятнее), который затем взял курс опять-таки непонятно куда – то ли на Новороссийск, то ли на Архангельск. Но больное сердце генерала, мол, не выдержало – он умер во время плавания…
Генерал Кутепов возглавил РОВС в 1928 году, после смерти основавшего эту организацию генерала Врангеля. Ранее Кутепов возглавлял боевую организацию РОВС и считался инициатором заброски в СССР боевиков-диверсантов. Особого урона от действий террористов-одиночек, как правило, не было, тем паче многие из этих вылазок проходили едва ли не под полным контролем ОГПУ. Чекисты к тому времени обильно нафаршировали своей агентурой белую эмиграцию. Да у последней и не имелось практически никакой опоры внутри СССР, так что любые действия боевиков РОВС заведомо были обречены. Но к 1929 году ситуация в стране сильно изменилась: сталинское руководство взяло курс на сплошную насильственную коллективизацию и деревня, доведённая до отчаяния, забурлила. Курс Сталина, как справедливо полагает историк Олег Хлевнюк, «фактически вверг страну в состояние гражданской войны»: полыхала Украина – волнения более чем в тысяче населённых пунктов, крестьянские выступления происходили в Белоруссии, Центральной России, Поволжье, Сибири, на Урале, в Крыму, а уж на Кавказе и в Средней Азии и вовсе шла настоящая крестьянская война. К подавлению выступ-
лений, кстати, категорически запретили привлекать части Красной Армии, которая на 90% была крестьянской и уже потому запросто могла повернуть штыки в другую сторону. К тому же командный состав Красной Армии в немалой степени ещё состоял из бывших офицеров.
В этих условиях само существование Русского общевоинского союза во главе с энергичным и деятельным Кутеповым представлялось Кремлю крайне опасным: сколь ни слаба в реальности была эта организация, незачем было кому-то в СССР знать, что за кордоном есть реальный боевой центр, могущий помочь в организации антибольшевистского движения. Кстати, в самом РОВС тогда тоже полагали, что политическая обстановка в СССР обострилась настолько, что население уже готово к открытым действиям против большевизма. В канун своего похищения Кутепов, обсуждая ситуацию со своими ближайшими соратниками, пришёл к заключению, что «психологически обстановка в России… намного лучше, чем в годы Гражданской войны. Клокотавшим массам крестьянства не хватало крепкого руководящего ядра. РОВС, как ядро, возглавит народ и поведёт его к победе над большевизмом…».
Вот летом 1929 года Сталин и приказал ОГПУ «нейтрализовать» Кутепова, оформив это решением Политбюро ЦК ВКП(б). Проще всего было убить, но открытое покушение в центре Парижа в планы Сталина никак не входило: это международный скандал и даже возможный разрыв с Францией, отношения с которой не просто лелеяли, а бережно выстраивали до союзнических. Похищение и доставка в СССР с последующим процессом – аналогично. Ни о какой ссоре с Францией и речи быть не могло, так что оставалось только одно: бесследное исчезновение, приводящее всех в недоумение, надолго дезорганизующее белогвардейское движение. Что и сделали. Очень даже вероятно, что Кутепов не только был захвачен боевиками из «группы Яши», но в реальности и живым доставлен по назначению – на Лубянку. Где его ждала судьба Железной Маски: узник без имени, допросы, пытки, пуля в затылок и крематорий. А может, вообще никто никогда и не планировал вывозить его в СССР, а только «испарить» в неизвестности? В любом случае, высшая инстанция достигнутым результатом была удовлетворена, сочтя своё задание выполненным. И уже в марте 1930 года Яков Серебрянский закрытым постановлением Президиума ЦИК СССР за операцию по похищению генерала Кутепова был награждён орденом Красного Знамени за № 5827.
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии