НОВОСТИ
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Иконоскоп телевидения

Иконоскоп телевидения

Иконоскоп телевидения
Автор: Виктор МИШЕЦКИЙ
Совместно с:
10.11.2016

В 1938 году в Москве было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Владимира Зворыкина

Двадцать первого ноября, по решению ООН, отмечается Всемирный день телевидения. По сути, этот день посвящён не техническим аспектам, а скорее той философии, которую телевидение привносит в нашу жизнь, хотя философия – философией, но современное телевидение вряд ли бы возникло тогда без открытий российских учёных.

Английский инженер-электрик Уиллоуби Смит открыл в 1873 году эффект фотопроводимости селена. В первых телевизионных системах, в так называемых системах электромеханического телевидения, эффект фотопроводимости был ключевым, что позволило осуществлять передачу изображений на расстояние. Исследованием фотоэффекта, то есть процесса испускания электронов под действием света или электромагнитного излучения занимался выдающийся русский физик Александр Столетов, который в 1890 году сформулировал первый закон фотоэффекта. Столетов же создал и первый в мире фотоэлемент, но теоретическое обоснование явлению фотоэффекта дал в 1905 году Альберт Эйнштейн, за что в 1921 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Над созданием устройства для передачи изображений трудились учёные разных стран. Так, немецкий физик Артур Корн – он использовал поэлементный принцип последовательной передачи изображения, предложенный Порфирием Бахметьевым в 1880 году, – впервые, в 1902 году, осуществил передачу фотографий. Технология Корна получила название «фототелеграф», произвела революцию как в криминалистике и уголовном сыске, так и в новостной журналистике, а его разработка метода фотоэлектрического сканирования легла в основу принципа работы факсовых аппаратов.

Правда, фототелеграф Корна, из-за инерционности селеновых фотоэлементов, нельзя было применить для передачи движущегося изображения. Тем не менее многие исследователи не оставляли попыток создать систему телевидения, используя ключевой элемент «механического телевидения», диск Нипкова.

В 1906-м будущий отец телевидения поступил на первый курс Санкт-Петербургского технологического института

Фото: WIKIPEDIA.ORG

Этот «диск», на самом деле, если смотреть на него сбоку, – спираль, был впервые предложен немецким изобретателем Паулем Нипковым. Нипков придумал диск с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы, когда в одиночестве встречал сочельник 1883 года и рассматривал масляную лампу. Заявка Нипкова на патент об изобретении «электрического телескопа для воспроизведения светящихся объектов» была удовлетворена, но сам Нипков утратил интерес к своему изобретению. Правда, Нипков мог увидеть (патент к тому времени давно утратил силу), как английский инженер Джон Бэрд в 1920-е годы использует его диски для своей телесистемы, которую принято считать лучшей из оптико-механических.

До Бэрда, в 1900 году, лаборант Казанского университета Александр Полумордвинов создал свой «телефот», в котором также использовал диск Нипкова. Телефот, хоть и получил высокую оценку на Первом электротехническом съезде в Петербурге в августе 1900 года, не стал подлинным работоспособным устройством: ведь Бэрд уже использовал для передачи сигнала радиоприёмник.

В конце жизни нуждавшийся Нипков оказался в лучах славы. Лидеры Третьего рейха всячески поддерживали идею о телевидении как истинно арийском изобретении. Нипкова даже сделали почётным президентом «телевизионного совета» созданной в 1935 году общественной телевизионной станции, но он без должного энтузиазма отнёсся к национал-социализму и скончался в одиночестве, в Берлине, в 1940 году.

Механическая телесистема Бэрда была не единственной. До него оптико-механическое телевидение сконструировали – независимо друг от друга – два российских изобретателя: Ованес Адамян (в 1925 году) и прославившийся в первую очередь знаменитым электромузыкальным инструментом «Терменвокс» Лев Термен (в 1926-м). Но система Адамяна во всём уступала уже появлявшимся тогда системам электронного телевидения. Система же Термена, засекреченная ОГПУ, сотрудником которого был и сам изобретатель, по сути, представляла собой систему скрытого видеонаблюдения и широкого применения не предполагала.

Механическое телевидение, несмотря на некоторые успехи в 1920–1930-х годах ХХ века, вчистую проиграло телевидению электронному. Правда, для этого пришлось дождаться изобретения иконоскопа для передающих камер и кинескопа для приёмников. И то и другое было изобретено – а главное, внедрено в практику, – Владимиром Зворыкиным.

 

Купеческий сын

Муромский купец первой гильдии Козьма Зворыкин вовсе не был представителем той мрачной общности, которую критик и революционный демократ Николай Добролюбов называл «тёмным царством». Всем детям Козьма дал хорошее образование, находя в вопросах воспитания полное согласие со стороны супруги Елены. Кстати, бывшей в девичестве также Зворыкиной: во второй половине XIX века в Муроме жило 59 купцов с такой фамилией, и супруги даже не могли точно определить, «сколькоюродными» они приходятся друг другу

Владимир Зворыкин родился 28 июля 1888 года, был седьмым ребёнком из восьми. Отец надеялся, что именно он станет его опорой в коммерческих делах, но после реального училища Владимир изъявил желание продолжить учёбу в Петербургском технологическом институте. Не добрав баллов, Владимир был к величайшей своей радости зачислен в Санкт-Петербургский университет. Тогда его отец, считавший, что учиться следует только чему-то прикладному, самолично явился в приёмную комиссию, поговорил с кем надо, пожертвовал некоторую сумму на оснащение институтских лабораторий, и Владимира зачислили во второй приёмный список. Уже на первых курсах его как подающего надежды студента отметил профессор Борис Розинг.

Розинг родился в Петербурге, с золотой медалью окончил гимназию и в дальнейшем получал медали только такого достоинства. В частности, ему как автору первых опытов по электронному телевидению Русское техническое общество присвоило золотую медаль. В 1907 году Розинг запатентовал электронно-лучевую трубку, прообраз кинескопа, а в 1911-м впервые в мире принял изображения круга и треугольника, которые передавал из соседней комнаты Владимир Зворыкин.

Эти опыты были прерваны мировой войной, и Зворыкин в звании прапорщика начал службу на радиостанции в Гродно. В его обязанности входило обеспечение связи между частями Русской армии и перехват переговоров противника. Для этой цели Зворыкин сконструировал мощный радиоприёмник, но – инициатива всегда наказуема! – чуть было не попал под трибунал. Начальство потребовало объяснить: куда уходит вся энергия от передвижной электростанции? Подозрения во вредительстве были сняты лишь тогда, когда Зворыкин продемонстрировал изумлённым офицерам радиоперехват переговоров германского командования в самом Берлине.

Гражданская война заставила Зворыкина переезжать с места на место. Оставив в Москве жену – ещё в Гродно Владимир женился на медсестре Татьяне Васильевой, через Екатеринбург, где его арестовала ЧК и от расстрела спасли лишь вошедшие в город чешские легионеры, он добрался до Омска.

 

«Два года и сто тысяч долларов!»

Поступив на службу Временному Сибирскому правительству, почти полтора года Зворыкин провёл в командировках. Сибирское правительство послало его в США для закупки радиотехники. Оба пути, и западный, и восточный, были закрыты. Пришлось плыть по Иртышу и Оби до Ледовитого океана, далее, с заходом в Норвегию, добираться до Лондона, только оттуда – в Нью-Йорк. По-английски Зворыкин говорил плохо, но выручало знание предмета. Когда он вернулся в Омск, там уже располагалась ставка Верховного правителя России Колчака. Зворыкину предлагали командные должности, но участвовать в Гражданской войне он не желал, и вновь, с аналогичным заданием, отправился в США, только теперь через Владивосток и Японию. Когда же узнал о расстреле Колчака, то понял – возвращаться нет никакого смысла. Американские дипломаты помогли выяснить, что Татьяна уехала из Москвы в Берлин. Зворыкин занял денег, устроил переезд жены в США, и в 1920 году у Владимира и Татьяны родилась первая дочь, Нина.

Более года Зворыкин перебивался случайными заработками. Консультировал маленькие компании, потом получил место в компании «Вестингауз». В 1921 году Зворыкин первым в мире предложил ставить в автомобили радиоприёмники. Вот только полиция Питтсбурга, где требовалось зарегистрировать эту новацию, отказала: там посчитали, что включённое радио будет отвлекать водителей и вести к повышению аварийности.

В 1923 году Зворыкин получил патент на электронное передающее устройство, которое назвал иконоскопом. Теперь, обладая построенным на основе идей Розинга кинескопом и иконоскопом (US Patent (патент США. – Ред.) 2141059 от 20.12.1938), Зворыкин имел все основания для продвижения электронного телевидения. Вот только в «Вестингаузе» его замыслы не вызвали восторга. Более того – руководство посоветовало «этому русскому парню» не тратить время на бесполезные «игрушки». И Зворыкин же, видя, что работа на «Вестингауз» – это тупик, настойчиво искал того, кто мог бы не только понять значимость его открытий, но и выступил бы в качестве спонсора.

Таким человеком оказался Дэвид Сарнов. Уроженец Минской губернии, Сарнов был не только талантливым инженером, но и выдающимся администратором. Поступив на работу в «Компанию беспроводного телеграфа Маркони», именно Сарнов был первым, кто принял телеграмму о крушении «Титаника», и тем, кто трое суток поддерживал связь со спасателями. В 1931 году Сарнов был уже президентом RCA, (Радио-
вещательной корпорации Америки), и отвечал за все перспективные разработки. Встретившись со Зворыкиным, Сарнов поинтересовался – что нужно, чтобы довести телевидение до ума? – и получил ответ: «Два года и сто тысяч долларов!

Советский телевизор ТК-1, изготовленный в 1938-м, поражал своими размерами и красотой

Фото: WIKIPEDIA.ORG

Борьба за приоритет

Наивно даже предполагать, что Зворыкин был единственным, кто занимался проблемой электронного телевидения. В попытках представить Зворыкина как изолированного гения, самостоятельно творящего новый мир, значительно больше дурно понимаемого патриотизма, чем подлинного отражения реального положения вещей.

Среди тех, кто вплотную подошёл к реализации принципов электронного телевидения, были и два отечественных изобретателя. Во-первых, 26 июля 1928 года в помещении Ташкентского трамвайного треста инженер Борис Грабовский провёл опыты со своим собственными телепередатчиком и телеприёмником, который Грабовский, по примеру Полумордвинова также назвал «телефотом». Опыты Грабовского высоко оценил профессор Розинг, но многочисленные комиссии сочли «телефот» не заслуживающим внимания. Во-вторых, патентная заявка на иконоскоп была подана на полтора месяца раньше Зворыкина советским инженером Семёном Катаевым (Авторское свидетельство СССР № 29.865 от 30 апреля 1933 года). Однако Зворыкин, за которым стояла мощная структура RCA, обошёл бывших соотечественников, так как смог создать действующий образец раньше.

В Соединённых Штатах тем, кто, так сказать, шёл со Зворыкиным ноздря в ноздрю, был выдающийся инженер и изобретатель Фило Фарнсуорт. Фарнсуорт подал в патентное бюро США заявку на телевизионную электронную систему в 1927 году, почти одновременно со Зворыкиным. Они почти одновременно продемонстрировали и свои системы, но инвесторы, финансировавшие работы Фарнсуорта, требовали мелочных отчётов по расходам и в первую очередь стремились получить обратно вложенные средства, в то время как RCA, благодаря протекции Сарнова, создавало для Зворыкина приоритетные условия.

Оба инженера относились друг к другу с уважением и были выше возни финансистов. Зворыкин посещал лабораторию Фарнсуорта, тот делал ответные визиты. Фарнсуорт признавал, что иконоскоп Зворыкина по всем показателям превосходит его передающие устройства, а Владимир Козьмич говорил, что если бы он мог использовать некоторые наработки Фарнсуорта, то телевидение возникло бы и раньше, и было бы явно качественнее. Как бы то ни было, кредиторы вынудили Фарнсуорта продать права на использование своего изобретения. Правообладателями стали сразу несколько компаний, в первую очередь RCA, и таким образом «иконоскоп» Владимира Зворыкина вышел победителем.

 

Back in USSR

Пока Фарнсуорт все ещё демонстрировал свою систему в лабораторных условиях, Зворыкин, в 1931 году, установил иконоскоп на небоскрёбе Эмпайр-стейт-билдинг. Всего в США тогда было три кинескопа, но RCA в спешном порядке приступило к производству телевизоров, и в 1933 году их было уже более 10 тысяч штук.

Зворыкин быстро превратился во всемирно известного изобретателя. На него посыпались приглашения выступить с лекциями о телевидении, и Владимир Козьмич с удовольствием принял приглашение из СССР, где представители властей вели со Зворыкиным беседы о том, что как было бы здорово, если бы он вернулся. Зворыкину говорили, что в СССР ему создадут выгодные условия, дадут лабораторию, прекрасную квартиру. Владимир Козьмич начал колебаться, но посоветовавшись с оставшимися на родине родственниками, решил вернуться в США: помимо прочего, Зворыкин узнал о печальной судьбе учителя, Борис Розинга, арестованного в 1931 году по сфабрикованному делу «контрреволюционеров-академиков» и умершего в ссылке. Правда, благодаря советам Зворыкина RCA заключила с СССР договор, по которому в 1938 году в Москве была построена первая передающая станция электронного телевидения, а также было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.

 

Охота на ведьм

В конце 1930-х годов брак Зворыкина распался, а в 1939 году Владимир Козьмич встретил Екатерину Полевицкую. Полевицкая была замужем, встречи их были эпизодическими, и только через десять лет, в 1949 году, после смерти мужа Полевицкой, она и Зворыкин поженились.

В 1940 году телевидение отметило важный рубеж. Теперь это было не только средство передачи новостей. Продюсер Джек Голден при поддержке RCA провёл телетрансляцию из бродвейского театра, и телевидение окончательно было связано с именем Владимира Козьмича Зворыкина

Однако в Европе уже полыхала новая война, заставшая Зворыкина во Франции. Он решил вернуться в США, пока ещё в войну не вступившие. Через Атлантику он должен был плыть на теплоходе «Афиния», но не поднялся на борт: часть его багажа ещё не прибыла в порт, там был вечерний костюм, без которого он как пассажир первого класса не мог ужинать в кают-компании. Зворыкин отплыл следующим кораблём, и в Нью-Йорке узнал, что «Афиния» затонула со всеми пассажирами, торпедированная германской подводной лодкой.

С началом войны Владимир Козьмич, как и подавляющее большинство инженеров, был привлечён к военным разработкам. У него уже были неплохие идеи, в реализации которых он продвинулся дальше других. Например, приборы ночного видения, системы радаров, системы наведения на цель авиационных бомб по направленной радиоволне. За заслуги перед США Зворыкину было присвоено звание полковника, но вскоре после окончания войны он был лишён допуска к военным проектам и даже был вынужден сдать паспорт, без которого не мог выехать в Европу, куда его вновь звали читать лекции.

В атмосфере шпиономании, начавшейся «охоты на ведьм», Зворыкину не могли забыть того, что он во время войны входил в комитет по сбору средств для Советского Союза. Сам же он считал, что сыграло свою роль и то, что он сам был русским. Тут Зворыкину вновь помог Дэвид Сарнов. Получивший во время войны чин бригадного генерала, Сарнов входил в ближний круг президента Гарри Трумэна. Допуск и паспорт были возвращены.

 

Аппарат ужасов

В 1954 году Зворыкин решил уйти в отставку с поста директора лаборатории RCA, но как приглашённый специалист занимался усовершенствованием электронного микроскопа, запатентовал эндорадиозонд, миниатюрный радиопередатчик, позволяющий получать данные о состоянии внутренних органов.

Человек старой, купеческой закалки, Владимир Зворыкин был крайне недоволен тем, как развивается его главное детище, телевидение. Он даже говорил, что его любимая кнопка на телевизоре – кнопка выключения, и совершенно искренне возмущался: «Зачем они показывают такое по всем программам? Всё время секс, ужасы, драки и убийства! Даже порнография! Я бы не позволил своим детям и близко подходить к этому аппарату!»

Обладатель более чем 120 патентов, Зворыкин жил тихо, работал в специально созданной для него лаборатории. Вместе с женой много путешествовал, только в СССР побывав шесть раз. В один из последних приездов тайно посетил родной Муром: будучи в «интуристовской» гостинице во Владимире, Зворыкин взял такси и вместе с женой приехал поклониться могилам предков у Николо-Набережной церкви над Окой. Он посетил и отцовский дом, в котором располагался краеведческий музей, и там, отбросив конспирацию, оставил в книге отзывов запись: «Приятно видеть, что дом, в котором я родился, так заботливо реставрируется для музея».

Вернувшись в США продолжил размеренную жизнь. До последних дней любил водить машину, бродил по окрестным лесам с ружьём и радушно принимал гостей. Для них всегда имелась правильно охлаждённая русская водка и солёные грибы, которые подавал на стол живший в семье более сорока лет чернокожий слуга Линн. Зворыкин любил порассуждать о том, добро или зло принесли его изобретения, часто сожалея, что уже не успевает следить за бурным развитием электроники.

29 июля 1982 года выдающийся «американский изобретатель с русскими корнями» завершил свою земную жизнь. По завещанию Владимира Козьмича Зворыкина его прах был развеян над озером Тонтон, на берегах которого он любил посидеть с удочкой, по-«старорежимному»: окунув босые ноги в воду, в мятой соломенной шляпе…


Автор:  Виктор МИШЕЦКИЙ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку