НОВОСТИ
В Москве национализировали «Горбушкин двор» и Cherry Tower
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Иномарки – на запчасти!

Иномарки – на запчасти!

Иномарки – на запчасти!

ФОТО: АЛЕКСАНДР НЕМЕНОВ, ВЛАДИМИР ЯЦИНА/ТАСС

Автор: Сергей ХОЛОДОВ
22.05.2022

В 1990-е годы среди российских автолюбителей бытовал шутливый и в то же время весьма актуальный вопрос: как долго простоит новенькая «тачка» у подъезда вашего дома, если у вас нет гаража и современной противоугонной системы? Ответ на этот вопрос знали те, кто по долгу службы боролся с хищениями машин – сотрудники уголовного розыска. И ответ был неутешительный: любые, даже самые навороченные противоугонные системы способны стать серьезной помехой лишь для юнцов, решивших прокатиться с ветерком на чужом автомобиле. Но если машиной всерьез заинтересовались профессионалы, работавшие на заказ, от угона ее не спасало ничто, даже гараж.

Как известно, в США автомобильный бум пришелся на первое десятилетие XX века, когда на рынке появились сотни компаний-производителей, а население стало в массовом порядке пересаживаться с лошадей на личные авто. В России автомобильный бум пришелся на последнее десятилетие XX века, когда народ, словно оголтелый, начал скупать машины как отечественного, так и иностранного производства: от дорогих «мерседесов» и джипов до подержанных «фольксвагенов» и «жигулей». В те годы именно машина стала главным показателем социального статуса человека, а на дорогах появилось такое невиданное доселе явление, как пробка.

Впрочем, в отличие от Америки, где бурное развитие автомобильной индустрии послужило мощным катализатором всей экономики и социальной сферы, в России всеобщий интерес к персональным авто привел к полной деградации родного автопрома, а заодно породил массу новых проблем, в том числе и по линии уголовного розыска.

Согласно милицейской статистике, наибольшей популярностью у угонщиков, как ни странно, пользовались автомобили Волжского автозавода, особенно «Жигули» девятой, седьмой и пятой моделей. Так, в Москве в 1996 году было похищено 18 тысяч автомашин. Из них половина пришлась именно на продукцию ВАЗа. Далее по степени популярности у воров шли ГАЗ-31029 «Волга» и модель «Нивы» под названием «Тайга». Из иномарок наиболее часто похищали «мерседесы» (или «мерины»), БМВ (или «бумеры»), а также джипы «чероки» (или «джип широкий», как его называли в народе). Считалось, что именно эти машины лучше других приспособлены к российским дорогам и автосервису.

Автомобили других марок угоняли не столь активно, но, если они были бежевыми или цвета «мокрый асфальт», шансы остаться без любимого авто возрастали многократно. Особенно любили «мокрый асфальт» представители гордых южных народов. По данным 7-го отдела МУРа, сотрудники которого боролись с хищениями автотранспорта, в середине 1990-ых годов в столице орудовали два десятка организованных преступных группировок выходцев с Кавказа, специализировавшихся исключительно на угонах машин такой расцветки.

ТЕХНОЛОГИЯ УГОНА

В 1990-ые годы, в отличие от советских времен, угонами машин занимались не одиночки, действовавшие по принципу «главное что-нибудь угнать», а организованные преступные группировки, работавшие, как правило, на заказ. В этот доходный криминальный бизнес, так или иначе, были втянуты тысячи человек. Причем, роли между участниками были четко распределены: одни непосредственно похищали машины, другие доводили их до ума перед дальнейшей продажей, третьи перегоняли автомобили заказчику.

Сам процесс угона выглядел следующим образом.

Группа угонщиков в составе двух-трех взрослых и парочки подростков колесила по городу в поисках автомашины нужной марки и расцветки. Как только объект попадал в поле зрения преступников, вперед высылали одного из юных подельников. Его задача – открыть машину и проехать на ней хотя бы несколько метров. Если все проходило гладко – за руль садился взрослый угонщик и спокойно перегонял чужую «тачку» в нужное место, чаще всего в какой-нибудь неприметный гараж на окраине города.

У каждой организованной преступной группировки, занимавшейся угонами, в наличии всегда было несколько таких гаражей. В этом «отстойнике» машина находилась в течение нескольких дней, а иногда и недель. За это время с нее снимали госномера, заменяли их на липовые, иногда меняли что-то во внешнем облике: приделывали спойлеры, тонировали стекла, убирали или, наоборот, устанавливали багажник на крыше. Главное – сделать так, чтобы машина, которая к тому времени могла числиться в розыске, стала внешне немного другой. А затем похищенную «тачку» перегоняли заказчику. Обычно это делалось в утренние часы, когда на дорогах много машин – в плотном автомобильном потоке проще затеряться и не попасться на глаза дорожной милиции.

Покупателями угнанных автомобилей в те годы обычно становились жители ближнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Закавказья, Прибалтики.

«ВЛЮБЛЕННАЯ ПАРОЧКА»

Впрочем, был и другой способ завладения чужой автомашиной – откровенный разбой. Жертвами обычно становились любители частного извоза, коих немало появилось в 1990-ые годы. Тысячи людей, в одночасье, потеряв работу и всякую перспективу в жизни, вынужденно подались в таксисты, используя для этих целей оставшиеся еще с советских времен автомобили. Вот на них и охотились любители чужих машин.

Механика разбоя была проста: преступники останавливали приглянувшуюся машину и просили водителя отвезти их куда-нибудь подальше, пообещав хорошо заплатить. В пути к затылку водителя приставляли «ствол» или нож и предлагали покинуть салон автомобиля. Водители, как правило, безропотно соглашались: жизнь все-таки дороже.

А чтобы у водителя раньше времени не возникало подозрений, преступники частенько маскировались под добропорядочных граждан: надевали галстуки и пиджаки, в руках держали дорогие кейсы или цветочки – якобы для любимой дамы. Иногда использовались женщины и дети. Их присутствие, как правило, притупляет бдительность.

Особенно популярным в конце 1990-ых стал способ, который оперативники уголовного розыска между собой называли «влюбленной парочкой». Это когда грабители, прикидываясь молодым человеком и барышней, останавливали машину и просили водителя отвезти их куда-нибудь за город, чтобы там, на ниве природы и вдали от посторонних глаз, заняться любовью. Водители обычно к таким просьбам относились с пониманием и даже охотно снижали цену за проезд – словом, проявляли лучшие качества загадочной русской души. За что и расплачивались в самом скором времени. Из лесочка, куда услужливый водитель доставлял «влюбленную парочку», выходили трое амбалов, вышвыривали водителя из машины и уезжали на ней в неизвестном направлении. Прихватив, разумеется, и «сладкую парочку».

НА ФАЗЕНДУ С ВЕТЕРКОМ

Иногда машины в Москве угоняли не для дальнейшей продажи, а просто для того, чтобы доехать с комфортом, например, на собственную дачу. Чаще всего в роли таких угонщиков выступали профессиональные таксисты и вообще опытные шоферы, просидевшие за баранкой не один год. Для них открыть и завести любой автомобиль – дело нескольких секунд.

Действовали преступники обычно возле конечных станций метро, где всегда много машин самых разных моделей – от роскошных иномарок до простеньких «Жигулей». В данном случае марка автомобиля не играла особой роли. Главное – чтобы он был на ходу, и его можно было быстро открыть. Таких автомашин возле станций метро полным-полно: некоторые водители, остановившись на пару минут, чтобы купить в ларьке сигареты или заскочить в продуктовый магазин, вообще не закрывали свои автомобили. А кое-кто даже оставлял ключи в замке зажигания. В этом случае задача угонщика и вовсе упрощалась до неприличия.

Всплеск такого рода угонов традиционно приходился на май. Именно в это время начинался дачный сезон, и многие использовали чужие «тачки» только для того, чтобы добраться до своей фазенды. А добравшись, просто бросали угнанную машину где-нибудь на обочине дороги или отгоняли в соседний лесок. В конце 1990-ых годов в подмосковных лесах ржавело немало автомобилей, числившихся в розыске. Например, только за один месяц май 1998 года только возле станции метро «Речной вокзал» было похищено семь автомашин. Шесть из них через какое-то время обнаружили на территории Солнечногорского и Клинского районов Подмосковья.

РАЗБОЙНИКИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

Немало проблем сотрудникам уголовного розыска в те годы доставляли и «дальнобойщики», точнее, участники преступных групп, совершавших нападения на водителей большегрузных машин. В среднем ежегодно на подступах к Москве регистрировалось около двухсот разбойных нападений. А самой опасной трассой считалось Минское шоссе.

Фото_09_21.JPG 

Фото: Анатолий Морковкин/ТАСС

В те годы Минка – одна из самых загруженных трасс Подмосковья. Непрерывным потоком по ней шли грузы от западной границы России в столицу и далее в другие регионы страны. Неудивительно, что именно на Минке в 1990-ые годы «прописались» несколько организованных преступных группировок, специализировавшихся на разбойных нападениях на «большегрузы». Выглядело это обычно следующим образом.

Преступники, переодетые в форму сотрудников ГАИ, тормозили фуру с товаром якобы для проверки документов и накладных. Когда водитель выходил из машины, ему надевали наручники и увозили километров за пять от места преступления. После чего бросали связанного в лесу. Тем временем товар из фуры быстро перегружали в легковые автомобили и скрывались. А иногда угоняли и саму фуру, чтобы потом разгрузить ее в спокойной обстановке. Если водитель оказывал сопротивление, это могло стоить ему жизни.

По аналогичной схеме преступники грабили и пассажиров рейсовых автобусов: останавливали якобы для проверки документов, входили в салон и под угрозой оружия отбирали деньги и ценности.

В этом криминальном бизнесе не было случайных людей. Все дорожные разбойники были прекрасно вооружены, экипированы, они хорошо ориентировались на местности, досконально знали графики движения пассажирских автобусов и даже время прохождения по трассе конкретных грузовых автомобилей. Очевидно, на каждую такую преступную группировку работала целая сеть информаторов, а некоторые шайки даже имели собственные склады для хранения похищенного товара и угнанных машин.

Самой свирепой шайкой середины 1990-ых годов, орудовавшей на Минском шоссе, была банда Баторина. В нее входили шесть головорезов, вооруженных автоматами Калашникова. На счету бандитов – десятки вооруженных нападений на «большегрузы» и пассажирские автобусы. За бандой Баторина подмосковные сыщики охотились почти год. А помог случай.

Фото_09_22.JPG 

Валерий Христофоров/ТАСС

…27 декабря 1995 года водитель московского автокомбината № 29, перевозивший импортную радиоэлектронику, был остановлен на границе Смоленской и Московской областей неизвестными людьми в форме сотрудников ГАИ. Ничего не подозревая, водитель вышел из кабины и тут же получил несколько ударов по корпусу. Затем его связали, заклеили рот скотчем, пересадили в легковушку и отвезли в лесок. Там высадили, пристегнули к березе наручниками, а ключи от наручников положили водителю в карман.

Об этом, кстати, впоследствии не раз пожалел главарь бандитской шайки. Дело в том, что водитель- «дальнобойщик» оказался мужественным и находчивым человеком. Каким-то чудом, словно легендарный Гудини, он достал из кармана ключи, освободился от оков, выбрался из леса и побежал за помощью на ближайший пост ГАИ.

Милиция сработала оперативно. На 141-м километре Минского шоссе бандитский «жигуленок» встретили настоящие сотрудники ГАИ и попросили предъявить документы. И в этот момент у преступников сдали нервы. Дав по газам, водитель бандитской машины развернулся и зачем-то рванул в сторону Москвы. Минут двадцать продолжалась погоня. На роковом для бандитов 86-м километре трассы сотрудники милиции после нескольких выстрелов по колесам остановили «Жигули». В салоне находилось трое разбойников, в том числе и знаменитый Баторин, который уже давно числился в розыске как особо опасный преступник.

На следующий день в Москве задержали и остальных членов банды. На съемных квартирах, где проживали разбойники, сотрудники угрозыска нашли несколько радиостанций, большое количество боеприпасов, три комплекта форменной милицейской одежды, а также похищенную накануне радиоэлектронику.

МАШИНЫ-ЛОВУШКИ

После ликвидации банды Баторина Минская трасса на какое-то время стала одной из самых спокойных автодорог Подмосковья. А к началу третьего тысячелетия благодаря эффективной работе подмосковного уголовного розыска число разбойных нападений и на других автотрассах резко пошло на убыль. Особенно популярным у сыщиков того времени был следующий способ борьбы с дорожными разбойниками.

На основных трассах, ведущих в Москву, сотрудники уголовного розыска стали расставлять так называемые машины-ловушки. Внешне они ничем не отличались от обычных автофургонов. Однако были снабжены специальной радиопоисковой аппаратурой, позволяющей быстро вычислять их местонахождение. Ничего не подозревавшие преступники угоняли такую «фуру», не догадываясь, что за ними следят с помощью радиосигналов сотрудники правоохранительных органов. Таким образом, сыщики не только ловили угонщиков с поличным, но и могли проследить всю преступную цепочку вплоть до получателя похищенных машин и товара.

Сначала в качестве эксперимента такие ловушки появились на Минке, а затем на трассе Москва – Челябинск. Эксперимент был признан удачным, и вскоре машины-ловушки стали устанавливать повсеместно. Эффект превзошел все ожидания. За год в руки блюстителей закона угодили члены сорока преступных группировок, занимавшихся дорожными разбоями и грабежами, а число преступлений резко пошло на спад. Если в 1996 году на дорогах Московской области было совершено 74 разбоя и 58 грабежей, то в 1999-м – уже вдвое меньше. Время разбойников с большой дороги постепенно уходило в прошлое. Сейчас эти истории воспринимаются не иначе, как ужастики из лихих 1990-ых.

А вот для угонщиков легковушек, похоже, скоро снова наступит благодатная пора. Как мы уже писали в прошлом номере – в России из-за санкций могут исчезнуть запчасти для большинства импортных автомобилей. Уже сейчас многие автолюбители жалуются на отсутствие нужных запчастей в магазинах. И дальше будет только хуже.

Последствия этого предугадать несложно. Во-первых, возрастет спрос на изделия отечественного и китайского автопрома, для которых санкции не помеха. А во-вторых, заметно активизируется черный рынок. Поскольку взять новенькие автозапчасти будет неоткуда, их придется «заимствовать» у владельцев заграничных машин. Так что новый всплеск автомобильных угонов – дело действительно ближайшего будущего. Только на сей раз заграничные машины, преимущественно европейские и японские, будут угонять не для дальнейшей продажи, как в 1990-ые, а исключительно для того, чтобы разобрать их на запасные части.

Как видим, история повторяется. И вопреки известному афоризму, не всегда как фарс.


Автор:  Сергей ХОЛОДОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку