История одного инфаркта
01.02.1998
Беседовал Андрей КОЛОБАЕВ |
В недавнем выпуске программы «Совершенно секретно» (РТР, эфир 31 января 1998 г.) выступала врач-хирург Центральной клинической больницы Прасковья Николаевна Мошенцова, прошедшая путь от фронтовой медсестры до заведующей отделением «кремлевки». Ее пациентами были государственные и политические деятели, а также представители творческой элиты. Мошенцова, в частности, рассказала историю, в связи с которой, по ее мнению, великий советский артист Аркадий Райкин перенес инфаркт. Эти слухи ходили по стране в 70-е годы...
К сожалению, авторы передачи не проверили информацию, не обратились ни к родственникам, ни к друзьям Аркадия Исааковича. Редакция газеты приносит искренние извинения семье Райкиных за своих коллег. И, восстанавливая справедливость, рассказывает о том, что же было на самом деле.
ПЕТРУЩЕНКО Ирина Леонидовна, актриса, в шестидесятые годы работавшая с Аркадием Исааковичем Райкиным в Ленинградском театре миниатюр:
– Не смею судить о профессиональных качествах доктора П.Н. Мошенцовой, но, судя по передаче, она активно использовала дезинформацию, запущенную в те годы. Между прочим, она сама подтвердила, что муж ее был офицером КГБ. Значит, еще тогда – тридцать лет назад – он вложил эту дезу в ее уста, чтобы она разнесла это по «кремлевке». По ее словам, мать Райкина завещала похоронить ее на исторической родине... Но, как известно, Елизавета Борисовна Гуревич-Райкина родилась в Риге, в 1965-м мы всем театром присутствовали на ее похоронах на Преображенском кладбище в Ленинграде, а слух пошел гулять по стране через несколько лет после похорон, точнее, в 1968 году... Мошенцова глаголет: «В аэродроме, – так и сказала, – несли цинковый гроб еле-еле шесть человек. Кто-то сказал «вскройте», вскрыли, а там – труп матери, золото, бриллианты... Райкина вызывали на Лубянку, два месяца он был в жуткой депрессии...» Цинизм высшей пробы. Да и инфаркт он получил совершенно по другому поводу.
– Но слухи действительно ходили?
|
– Еще говорили, что он погиб – «заживо сгорел на даче после какой-то пьянки»...
– Какая чушь! Райкин вообще не употреблял алкоголя. У нас театр был непьющий и некурящий, недаром его прозвали «монастырем». Так и говорили: «А-а, монастырский театр приехал!»
– В семидесятые – восьмидесятые годы казалось, что Аркадий Исаакович – один из самых благополучных людей. Народный артист СССР, Герой Соцтруда, лауреат премий. Безгранично любим народом, обласкан властью...
– Обласкан? Неправда. На самом деле сила народной любви была такова, что его просто не смогли «стереть в порошок». Поэтому и старались ужалить побольней – ведь эти слухи запускали профессионалы. На что наш народ реагирует негативно? На измену Родине, на аморалку, пьянство, ну и, разумеется, на богатство... Причем слухи слухами, а неприятности у Райкина были настоящие. Например, в течение нескольких лет Москва была для нас закрытым городом. Не было ни одного спектакля, чтобы что-нибудь не вырезали, не вымарали. Бесконечные палки в колеса, нескончаемая нервотрепка, немыслимая цензура. Аркадий Исаакович всё время вынужден был лавировать, что-то изобретать, обходя острые углы. Капстраны для театра были закрыты – чиновники не желали экспортировать сатиру на советский образ жизни.
– Как Райкин на это реагировал?
Ирина Петрущенко и Аркадий Райкин на гастролях в Болгарии, 1969 г. |
Мы тогда ещё не знали всей кухни КГБ и даже не догадывались, откуда эти слухи. И вдруг однажды вечером... Накануне сбежавший в Лондон писатель Анатолий Кузнецов выступает по Би-би-си и рассказывает историю своего побега. Кается, что все это время работал на КГБ. Но в одной из загранпоездок не написал «докладную» на коллег, и на Лубянке ему дали понять: «Век парижей не видать». Как быть? По словам Кузнецова, он сначала хотел написать: группа интеллигенции планирует взорвать Кремль... Понял, перебор. И тогда придумал донос на девять человек. В том списке были и Евтушенко, и Аксенов, и Ефремов, и Табаков... И Райкин. Якобы все они издают подпольный антисоветский журнал «Северные зори».
– И что, в КГБ не знали, что такой журнал не существует в природе?
– Ну что вы, конечно, знали. Но было такое время... Простой пример. Когда Рома, жена Райкина, случайно увидела у меня том «В круге первом» Солженицына, она встала передо мной на колени и заплакала: «Ира, твоей дочке три года. Ты получишь пять лет». Это был 68-й год... Евтушенко и Аксенова сразу вывели из редколлегии журнала «Юность» (вместо них ввели Кузнецова и даже позволили опубликовать «Бабий яр»!), Табакову и Ефремову запретили спектакль «Двое на качелях». Аркадия Исааковича можно было только скомпрометировать. Тогда и были запущены эти «утки». Не только он, многие от них пострадали. Одновременно пустили слухи, что Утесов спрятал бриллианты в могиле жены, знаменитого трубача Эди Рознера, отсидевшего 17 лет в наших лагерях, поймали на советской границе, хотел, мол, сбежать к империалистам.
– Райкин понимал, что у него есть враги, и довольно влиятельные?
– А как же! Как же этот «Паганини эстрады», как его называли за рубежом, мог не понимать – со своим умом, со своей гражданственностью. Со своим патриотизмом. Он шел на все эти конфликты сознательно. Но, к несчастью, от них всегда оставалась отметина – рубцы на сердце...
Константин и Екатерина Райкины |
– Что ж в нём было такого крамольного?
– В одном из монологов так виртуозно были подобраны цитаты из сочинений вождя нашего пролетариата – о каждом отрицательном явлении в советской жизни, что когда Аркадий Исаакович произносил это вслух, всем казалось – страшная крамола. А Райкин гениально выдерживал паузу и говорил: «Ленин». Эффект был потрясающий. Помню, на спектакле побывали пятьдесят старых большевиков, живущих в Доме ветеранов. Когда они услышали цитаты и этот монолог, который было невозможно слушать без спазмов в горле, они поклонились Аркадию Исааковичу: «Спасибо, что вы храните заветы Ленина...» И вдруг на репетицию врываются одиннадцать человек – из ЦК, из обкомов, из Главлита. Наверное, и из КГБ. Без стука, как нацисты, и заставляют Райкина читать лиходеевский монолог. После этого текст начали кромсать. И когда им показалось, что они одержали победу, Аркадий Исаакович громко произнес: «Я не буду выходить на сцену под звук собственных шагов!» А кто-то из них ответил: «А в ЦК нет нянек, чтобы сидеть на каждом спектакле!» Когда они ушли, Райкин сказал: «У меня сердечный приступ». Инфаркта ещё не было, ему казалось, что он пойдёт к Шауро, был тогда такой идеолог в ЦК КПСС, и всё встанет на свои места. Он ходил два раза, Шауро говорил о чём угодно, но даже слова о спектакле не дал вставить. Тогда Райкин понял, что всё давно решено на самом верху. Нам сказали: «Отыграйте свои шесть проданных спектаклей и вон из Москвы!» Вот тогда у него случился настоящий инфаркт...
Автор: Андрей КОЛОБАЕВ
Комментарии