НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Мексиканская авантюра Наполеона III

Мексиканская авантюра Наполеона III

Мексиканская авантюра Наполеона III

МАКСИМИЛИАН ФОН ГАБСБУРГ ‒ ИМПЕРАТОР МЕКСИКИ

Автор: Сергей НЕЧАЕВ
28.06.2021

Кто-то сказал замечательную фразу: «Только успех дает возможность отличить великое дело от печальной авантюры». Так вот, словно в подтверждение этой мысли, в начале 1862 года, в то время, когда Соединенные Штаты были парализованы Гражданской войной, Наполеон III, племянник знаменитого Наполеона Бонапарта, попытался создать в Мексике империю, управляемую марионеточным правителем эрцгерцогом Максимилианом Австрийским.

Наполеон III был полон самомнения, и казалось, что для этого у него есть все основания. В 1853–1855 годы французы вместе с англичанами поставили на колени Россию. Ту самую Россию, которая в 1812 году победила его великого дядю. В 1859 году армии Наполеона III разгромили Австрию – еще одного исторического противника семейства Бонапартов. Оставалось только превзойти Наполеона I еще и на американском континенте, где у великого корсиканца дела в свое время явно не ладились (в 1803 году он был вынужден продать громадные территории в бассейне Миссисипи США, а затем еще и проиграл войну против лидера чернокожих повстанцев на Гаити Туссена-Лувертюра).

СИТУАЦИЯ В МЕКСИКЕ

В то время ситуация в Мексике сложилась тяжелая: у страны было два правительства – демократическое во главе с индейцем Бенито Хуаресом и консервативное генерала Мигеля Мирамона. На стороне консерваторов были опытные генералы, а на стороне Хуареса – широкая народная поддержка и контроль над таможней Веракруса, дававшей большую часть дохода правительства.

Постепенно демократы одержали верх. Не без помощи США, конечно. Так, например, в марте 1860 года американский флот блокировал на Кубе корабли, которые должны были захватить Веракрус. После кровопролитной борьбы, в которой погибло около 7 тыс. мексиканцев, в январе 1861 года Бенито Хуарес вошел в Мехико и вскоре был избран президентом. И что? Он оказался один на один с тотальным банкротством страны.

К чести этого человека, он попытался признать международные финансовые обязательства Мексики. Но у него просто не оказалось соответствующих средств. Прижатый к стене, 26 июня 1861 года он объявил мораторий на выплаты по иностранным долговым обязательствам. Тем самым он спровоцировал войну Мексики с Францией.

Что же касается Франции, то Мексика в свое время заняла у швейцарского банкира Жана-Батиста Жекера огромную сумму, и эта ссуда была обеспечена мексиканскими государственными обязательствами на сумму 75 млн франков; президент же Бенито Хуарес отказался выплачивать ссуду, назвав ее мошеннической, и тогда на выручку Жекеру пришел Шарль-Огюст де Морни, единоутробный брат и близкий друг Наполеона III, который договорился с одним французским предприятием о выкупе обязательств у Жекера. А Жекер, в свою очередь, настоял на том, чтобы долг перед ним был признан долгом перед Францией.

НАЧАЛО ИНТЕРВЕНЦИИ

Вот такая сложилась обстановка в этом регионе к тому моменту, когда у Наполеона III зародился амбициозный план превратить Мексику в опорный пункт для создания «латинской империи» в Новом Свете под протекторатом Франции.

Максимилиан, эрцгерцог Австрийский и младший брат Франца-Иосифа, императора Австрии из династии Габсбургов, был очень честолюбив. Однако Наполеон III рассчитывал, что если он поможет утвердить его на мексиканском престоле, то Франция помирится с католической Австрией, отношения с которой были испорчены французской поддержкой итальянцев, и получит союзника на случай ухудшения отношений с могущественной Пруссией.

Как бы то ни было, 14 декабря 1861 года 6 тыс. испанских солдат с Кубы высадились в Веракрусе, 2 января к ним присоединились 800 британских пехотинцев. Через шесть дней европейский контингент пополнили 2 тыс. французских пехотинцев и 600 зуавов из французского Африканского корпуса.

Вслед за этим, когда Веракрус был взят, французы высадили там еще 3 тыс. солдат и офицеров. Ими командовал бригадный генерал Шарль-Фердинанд Латрий, граф де Лорансэ.

В этой обстановке Бенито Хуарес решил сманеврировать и расколоть единый фронт интервентов. 19 февраля 1862 года в местечке Ла-Соледад была подписана конвенция между Мексикой и тремя державами, согласно которой мексиканское правительство соглашалось на продолжение переговоров о долге. Хуарес даже согласился, что на время переговоров иностранные войска смогут занять три мексиканских города – Кордову, Орисабу и Теукан. Англичан и испанцев это удовлетворило. Тем более что никакой обещанной эмигрантами-консерваторами народной поддержки в Мексике они не заметили. В таких условиях возможная война могла затянуться.

В результате, 11 апреля 1862 года испанские и английские войска погрузились на корабли и отправились восвояси. И в тот же самый день французы объявили себя находящимся в состоянии войны с Мексикой. А 27 апреля генерал Латрий начал движение на Мехико. При этом было создано марионеточное мексиканское правительство во главе с Хуаном Альмонте, которое, конечно же, попросило у Франции защиты.

СОБЫТИЯ ПОД ПУЭБЛОЙ

Командующий экспедиционным корпусом генерал Латрий вел под своим командованием 7 тыс. солдат и офицеров, рассчитывая на то, что встретит сопротивление плохо обученной и скверно вооруженной мексиканской армии. Общая численность регулярной мексиканской армии в то время составляла около 26 тыс. человек, но по-настоящему обученных войск насчитывалось не более 12 тыс. Однако имелись современные американские ружья, закупленные в годы недавней гражданской войны. Да и сам опыт той войны был крайне ценным.

Город Мехико находится в самом сердце Мексики, и ключи к нему находились тогда в городе Пуэбла, отстоявшем от столицы на расстояние пешего марша.

Под Пуэблой стояли 4 тыс. мексиканцев под командованием талантливого генерала Игнасио Сарагосы Сегина. Самонадеянные французы начали марш по пыльным просторам прямо в руки жаждавших крови мексиканцев. Первую атаку французов с блеском отбил соратник Игнасио Сарагосы Сегина Порфирио Диас, вынудивший генерала Латрийя отступить к Оризабе.

Потери французов были очень большие. По их данным, погибли 500 человек. Мексиканцы оценивали потери врага в тысячу человек, свои – в 300 убитых.

В любом случае, «блицкриг» у французов не получился. Они не могли взять Пуэблу два месяца. Город был окружен, а посланная на подмогу его защитникам армия под командованием бывшего президента Комонфорта не смогла прорвать кольцо блокады. Только после массированного обстрела тяжелой осадной артиллерией французы 17 мая 1863 года вошли в город, превращенный в груду развалин.

ВЗЯТИЕ МЕХИКО

Тем не менее, события при Пуэбле сыграли на руку хуаристам. Они дали мексиканскому народу повод для национальной гордости и надолго задержали французский марш на Мехико. И теперь всем стало ясно, что в Мексике на карту поставлена гордость и престиж Франции и лично Наполеона III. Новым командующим был назначен генерал Эли-Фредерик Форэ, который довел численность французского контингента до 28 тыс. человек.

31 мая 1863 года правительство Хуареса было вынуждено покинуть Мехико. Следующие четыре года оно перемещалось по стране, за что получило название «кочующего». Президент постоянно ездил по стране в черной карете, в которой он держал национальный флаг и архив республики. Конгресс предоставил Хуаресу чрезвычайные полномочия на весь период борьбы с «империалистами» (так называли в Мексике интервентов).

Через неделю французы вошли в Мехико. Генерал Форэ приказал найти 35 «благородных», в основном из числа консерваторов, которые сформировали бы Высшую государственную хунту. А та объявила Мексику империей и предложила эрцгерцогу Максимилиану фон Габсбургу мексиканский трон.

ЭРЦГЕРЦОГ МАКСИМИЛИАН

Эрцгерцог был лично известен Наполеону III и императрице. За несколько лет до того он приехал с визитом в Париж и очень им понравился. Особенно императрице.

При этом сам Наполеон не слишком понравился эрцгерцогу Максимилиану, особенно поначалу. В своих письмах из Парижа к Францу-Иосифу он с восторгом говорил о французской армии, но об императоре отзывался довольно сдержанно. О новом дворце Тюильри он писал с насмешкой, и обед там был плохо сервирован, и сын Луи Бонапарта похож на итальянского певца из провинциальной оперы…

Но, несмотря ни на что, Максимилиан принял предложение Наполеона III с плохо скрытым восторгом. «Мексиканское дело» отвечало особенностям его романтического характера, и ему надоело безделье, надоела Австрия, надоела «медленно разлагающаяся» Европа. Удивительно, но этот странный человек был искренне убежден, что осчастливит своих будущих подданных. Ну, а Наполеон III был уверен, что посадил на императорский престол свою марионетку.

НАЧАЛО ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ

К концу 1863 года Бенито Хуарес отошел далеко на север, в Сальтильо, а 12 марта 1864 года Максимилиан подписал с французами Мирармарское соглашение, которым принимал титул императора Мексики. В обмен на французскую военную поддержку, Максимилиан согласился, что Мексика признает долг в 270 млн франков. Таким образом, настоящий долг Мексики был утроен и тяжким бременем повис на ней на долгие годы. При этом Франция обязалась держать в Мексике 25-тысячную армию, а также Иностранный легион. Со своей стороны, Максимилиан обязался содержать французские войска из расчета 1000 франков в год за каждого солдата.

Как водится, соглашение это выполнено не было – как и многие другие исторические договоры. Эрцгерцог решил править «своей» Мексикой, как ему хочется. В Вене мексиканское предприятие назвали совершенной авантюрой. А в США открыто негодовали, усматривая в высадке французских войск нарушение доктрины Монро, провозглашавшей американский континент зоной, закрытой для вмешательства европейских держав.

К весне 1864 года французы управляли лишь 1/7 территории Мексики, и в этой стране лишь каждый двадцатый был действительным императорским сторонником. И французы не могли поставить гарнизон в каждой деревне, даже имея в наличии почти 40 тыс. солдат. Как только деревню покидали французы, туда тут же возвращались хуаристы.

Партизанская война в Мексике становилась все более грозной. Отряды Бенито Хуареса совершали набеги, появляясь чуть ли не под самой столицей.

Новый командующий генерал Франсуа-Ашилль Базен отправлял экспедиции, партизанские отряды разбивали и вытесняли, но потом они появлялись снова и снова совершали набеги. И так могло продолжаться до бесконечности.

ПРОБЛЕМЫ ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА

Конечно, Максимилиан хотел быть просвещенным правителем. Он, чтобы понравиться местным жителям, стал одеваться в мексиканскую национальную одежду, приказал пересмотреть кодексы и уволить коррумпированных судей. Он даже пытался уничтожить долговую кабалу, принятую на крупных гасиендах. Но он не имел никакого опыта управления страной, в которой все держалось исключительно на французских штыках.

Пока французская армия одерживала победы, дела шли хорошо. К осени 1864 года французы достигли границы Техаса. В феврале 1865 года генерал Базен принудил к капитуляции 8-тысячную мексиканскую армию в крепости Оахака, к югу от Мехико. Бенито Хуаресу пришлось бежать в далекий и бесплодный северный штат Чихуахуа на границе с Аризоной. Но постепенно великий замысел Наполеона III начал давать трещины.

Проблемы нарастали. И решение одной из них тут же порождало еще несколько новых. Например, планы Наполеона III заключались в превращении Мексики в источник дохода для своей страны, но увеличение государственного долга Мексики делало ее императора нежизнеспособным. По логике, надо было бы, наоборот, сократить долг и помочь в создании настоящей армии и администрации. Но этого не делали, а вскоре стало и совсем поздно. Австрийский император сформировал корпус из 6 тыс. добровольцев, готовых помочь его брату удержать трон, а еще 1200 человек присоединил к этому формированию Леопольд I Бельгийский, отец жены Максимилиана. Но этим людям надо было платить, а денег не было. Плюс коррумпированное правительство Максимилиана было расколото, и ни о какой его всенародной поддержке не могло быть и речи.

Осенью 1865 года генерал Базен перешел к обороне. Он вел крайне жесткую политику по отношению к пленным. В ответ войска Бенито Хуареса тоже прекратили брать пленных. Война за независимость превратилась в войну на полное уничтожение.

ПЛЕНЕНИЕ ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА

К концу 1866 года заокеанская авантюра обходилась Франции в 60 млн франков ежегодно. Наполеон III подвергался критике со всех сторон, и 22 января 1866 года он объявил о выводе войск из Мексики. Сторонники Максимилиана, дома и за границей, один за другим покидали его.

Супруга Максимилиана поехала в Европу, чтобы умолять Наполеона III и Римского папу о помощи. Но ее никто не стал слушать. Тогда у нее помутился рассудок – в самом прямом смысле этого слова.

Брошенный своими союзниками Максимилиан перебрался в город Керетаро, и тем самым он совершил свою последнюю ошибку. Керетаро находился очень далеко от порта Веракрус, единственного, через который император еще мог бы бежать.

Три колонны республиканской армии соединились у Керетаро. Максимилиан оказался окруженным 30-тысячной армией хуаристов.

В середине мая 1867 года, через два месяца после того, как последний французский солдат покинул Мексику, республиканцы прорвали остатки императорской обороны, и Максимилиан был взят в плен.

РАССТРЕЛ ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА

В результате, ставленник Наполеона III был осужден «за преступления, совершенные против народа, прав граждан и общественного спокойствия». А вслед за этим его вместе с оставшимися до конца ему верными генералами Мигелем Мирамоном и Томасом Мехиа расстреляли 7 (19) июня 1867 года на холме Лас-Кампанас, поблизости от монастыря, у ворот которого император был взят в плен.

Еще накануне Максимилиан был абсолютно спокоен, так как просто не мог поверить, что мексиканцы осмелятся казнить европейского принца крови. Несостоявшийся император мечтал о скорой поездке в Бразилию, куда его пригласил тамошний император дон Педро.

Но трое судей из семи высказались за смертный приговор, еще трое – за высылку Максимилиана из Мексики. Председатель суда подполковник Платон Санчес решил судьбу Максимилиана, высказавшись за расстрел.

Императора защищали два выдающихся адвоката, но они не смогли спасти его от высшей меры наказания.

Следует отметить, что Бенито Хуареса засыпали просьбами о помиловании со всего мира. Но президент республики утвердил приговор. При этом он написал: «Казнь Максимилиана и предателей послужит назидательным примером всем врагам нашей независимости. Это гуманный акт, который поможет сберечь кровь наших граждан».

К тому же некоторые генералы-республиканцы, прежде всего Порфирио Диас, войска которого осаждали Мехико, пригрозили Хуаресу мятежом, если он помилует Максимилиана.

В день казни, рано утром, Максимилиана разбудили со всеми полагавшимися формальностями. Он надел фрак и спокойно вышел к другим осужденным. Потом он помолился, отдал доктору Башу свое обручальное кольцо с просьбой передать его в Вену, затем сел в коляску и в сопровождении эскорта отправился на место расстрела.

Максимилиану предложили занять место посредине, между двумя генералами. Но он сказал Мигелю Мирамону:

– Генерал, монарх обязан восхищаться храбростью даже в свой смертный час. Разрешите мне уступить вам почетное место...

Если считать необходимыми исторические изречения перед смертью, то это не хуже очень многих других, в изобилии до нас дошедших, особенно от людей 1793–1794 годов. Взвод солдат выстрелил. Смерть последовала мгновенно.

А через шесть дней республиканцам сдался город Мехико.

Так завершилась полная трагизма история, к которой приклеили ярлык бессмысленной авантюры. Но, по большому счету, практически все колониальные предприятия того времени носили авантюрный характер. Если попытка удавалась – происходило расширение владений той или иной империи. Например, удачными оказались попытки Франции в Северной Африке, Сирии, Индостане. Так почему же Наполеону III, который так верил в свою звезду, было не попробовать закрепиться в Мексике? Но так уж получилось - попытка не удалась…


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку