Метаморфозы Красной площади
Фото автора
04.02.2022
Москвичи и гости столицы, пришедшие утром 14 января 2022 года на Красную площадь, с удивлением обнаружили, что памятник Минину и Пожарскому куда-то исчез. Точнее, исчезли фигуры народных героев, остался лишь постамент, но и тот был обнесен высоким забором.
Такие казусы на главной площади страны случались и раньше. Например, в 1931 году горожане тоже не обнаружили памятник Минину и Пожарскому на привычном месте: перед главным фасадом ГУМа, где он стоял на протяжении ста с лишним лет, еще со времен Александра I. Вскоре выяснилось, что монумент с Красной площади никуда не делся – просто переехал к собору Василия Блаженного. Такое решение приняли столичные власти, посчитавшие, что памятник почти в самом центре площади будет помехой на пути колонн демонстрантов или участников военных парадов. Потому и приткнули монумент почти вплотную к храму. На этом месте он и простоял вплоть до 14 января сего года.
24 октября 1935 года тысячи горожан и гостей столицы увидели на Спасской башне Московского Кремля вместо двуглавого орла красную пятиконечную звезду с эмблемой серпа и молота. Впрочем, это не стало сенсацией. О предстоящей замене орлов на звезды писали советские газеты еще летом 1935-го. Поэтому многие москвичи специально пришли на Красную площадь в полдень 24 октября, чтобы понаблюдать за этой уникальной по тем временам операцией. Сам процесс установки звезды занял чуть более часа, однако ему предшествовала длительная и кропотливая работа. Во-первых, пришлось укреплять кирпичную кладку Спасской башни, чтобы шатер выдержал нагрузку, ведь медная звезда с каркасом из нержавеющей стали весила тонну. А во-вторых, почти полгода лучшие советские мастера того времени изготавливали саму звезду. Одних только уральских самоцветов для эмблемы серпа и молота ушло больше тысячи. Да и установка звезды на макушке Спасской башни технологически была делом непростым. Ведь подъемных кранов такой высоты в СССР тогда еще не было. Поэтому основная нагрузка легла на плечи промышленных альпинистов, которые фактически вручную вонзили звезду в специально заготовленный для нее паз.
В течение последующих нескольких дней аналогичные звезды были установлены еще на трех кремлевских башнях: Троицкой, Боровицкой и Никольской. А вскоре к ним присоединилась и пятая башня – Водовзводная. Правда, уже в 1937 году кремлевские звезды снова пришлось менять. За то недолгое время, что они провисели на башнях, медь заметно потускнела. Да и с размерами звезд проектировщики слегка не рассчитали, поэтому звезды выглядели непропорционально большими. Новые кремлевские звезды стали меньше по размеру, а главное – их изготовили из рубинового стекла с внутренней подсветкой – так что теперь они ярко горели в любое время дня и ночи. Впрочем, заметили эти перемены лишь самые глазастые и наблюдательные москвичи. Большинство горожан и гостей столицы даже не обратили на это внимания. А вот в конце июля 1941 года Красная площадь и Кремль изменились до неузнаваемости, и не заметить перемен было невозможно: на башнях зачехлили рубиновые звезды, а ленинский Мавзолей упаковали в фанерные щиты так, чтобы с воздуха он казался простым жилым домом. Сделано это было в целях маскировки: как раз в двадцатых числах июля 1941-го начались массированные воздушные налеты немецкой авиации. И, несмотря на плотный огонь советских зениток, иногда фашистские стервятники прорывались к центру Москвы. Так, одна из фугасных бомб упала в непосредственной близости от Красной площади – в Большой Кремлевский дворец. Лишь по чистой случайности больших разрушений удалось избежать: бомба почему-то не взорвалась.
В целях маскировки летом 1941-го были раскрашены и кремлевские стены – под обычные жилые дома, с окнами и подъездами. Эти кремлевские «граффити» хорошо видны на фотографиях военной поры. В таком непривычном «камуфляже» главная площадь страны простояла вплоть до января 1945 года. И только когда угроза воздушных налетов окончательно миновала, Кремлю вернули первоначальный вид, а заодно как следует, отмыли. Утром 1 ноября 1961 года москвичи обнаружили некоторые изменения на фасаде Мавзолея: вместо надписи «Ленин. Сталин» осталась только Ленин». А из самого надгробного сооружения накануне исчезло тело вождя. Работы по переносу сталинского саркофага из Мавзолея в могилу у Кремлевской стены были проведены ночью 31 октября, в обстановке строжайшей секретности. Красную площадь оцепили солдаты, а участок от Мавзолея до того места у стены, где была вырыта могила, загородили деревянными щитами. И только через несколько дней об этом появились небольшие заметки в газетах.
ПОКУШЕНИЕ НА ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК
Вообще привычный для нас облик Красной площади в целом сложился к середине 1930-ых годов. Правда, к тому времени были снесены Иверские ворота, расположенные между зданиями Исторического музея и Московской городской думы (в советские годы там разместился Центральный музей В.И.Ленина), а также собор Казанской иконы Божией Матери, стоявший на углу Красной площади и Никольской улицы (в советское время она называлась улицей 25 октября). Причина сноса все та же: постройки затрудняли движение колонн во время демонстраций. Но в 1990-е по повелению тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова, мнившего себя спасителем русской старины, эти здания были восстановлены.
Кроме того, в начале 1930-ых, на Красной площади поменяли мостовую: вместо булыжника, то есть разномастных камней полукруглой формы, появилась брусчатка. Ходить по ней стало гораздо удобнее и приятнее. Особенно участникам военных парадов, которым надо держать равнение в строю, да еще поднимать ногу на 45 градусов во время ходьбы.
В 1924 году на Красной площади появилось еще одно сооружение – Мавзолей Ленина. Сначала это была временная деревянная постройка. А в 1930-м был возведен мраморный Мавзолей, который стоит и поныне. Спроектировал его Алексей Щусев. Задача перед ним, кстати, стояла непростая: нужно было вписать совершенно чуждую постройку в сложившийся ансамбль главной площади страны. Щусев с этой задачей справился неплохо: впечатление такое, что Мавзолей на этом месте стоял всегда. Одновременно с Мавзолеем были сооружены и трибуны вдоль Кремлевской стены.
Появление Мавзолея частенько ставят большевикам в вину: дескать, изуродовали исторический облик Красной площади. Однако обвинения эти, по меньшей мере, надуманные. Облик Красной площади менялся постоянно, причем самые масштабные изменения произошли в конце XIX века, когда никакими большевиками и не пахло. Именно в эти годы были построены здания Исторического музея и Московской городской думы, а также Верхние торговые ряды, ставшие впоследствии ГУМом.
Сейчас без этих сооружений невозможно представить себе ни Красную площадь, ни Москву вообще. А тогда, сто с лишним лет назад, столь радикальные изменения в облике московского центра далеко не у всех вызывали прилив позитивных эмоций. Особенно рьяно московская общественность выступала против строительства нового здания Верхних торговых рядов. Неслучайно строительство откладывали на протяжении двух десятков лет, и только в 1893 году новый торговый комплекс был открыт для посетителей. Само здание спроектировал архитектор Александр Померанцев, а стеклянные перекрытия – инженер Владимир Шухов, тот самый, который спустя несколько лет построит первую в России телебашню. Таким образом, Красная площадь к концу позапрошлого столетия изменилась до неузнаваемости. По сравнению с такой масштабной реконструкцией появление скромной ленинской усыпальницы вряд ли можно считать серьезным покушением на исторический облик главной площади страны.
Движение транспорта на Красной площади было всегда: сначала гужевого, потом автомобильного, а с 1909 года – еще и трамвайного. Кстати, появление трамвайных путей также вызвало бурю негодования у представителей московской богемы. Против трамвая выступили многие известные деятели культуры, например, художник Виктор Васнецов, большой любитель русской старины. В Санкт-Петербург, в столицу империи, полетели гневные письма с требованием запретить московским властям уродовать Красную площадь трамвайными путями и столбами. Однако за трамвай дружно вступились столичные торгаши, особенно те, кто держал свои лавки в здании только что построенных Верхних торговых рядов. Им было выгодно, чтобы рядом проходила трамвайная линия, которая увеличила бы в разы поток покупателей. В результате ожесточенных дебатов победу одержала торговая мафия.
В советское время трамвайные пути убрали. Однако автомобили никуда не делись: долгие годы Красная площадь была обычной городской магистралью. Вспомним знаменитый фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Одна из сцен фильма как раз происходит на Красной площади перед зданием ГУМа. Пока герои Стеблова и Михалкова о чем-то яростно спорят и даже рвут друг другу рубашки, на заднем плане лихо проносятся машины в обоих направлениях. Сквозное движение транспорта по Красной площади закрыли лишь в 1963 году. С этого момента главная площадь страны стала полностью пешеходной.
БЕЛО-КРАСНЫЙ КРЕМЛЬ
Один из главных мифов, связанных с Красной площадью и Кремлем, звучит так: изначально кремлевские стены были белыми, а красными их сделали большевики – под цвет пролетарского знамени. В одной из популярных телепередач о путешествиях, посвященной Москве, ведущая и вовсе договорилась до того, что стены Кремля, дескать, были перекрашены в 1947 году по приказу Сталина. Эта байка тут же стала популярна, особенно у поколения тик-токеров и стэндаперов. Даже в школе на уроках истории ученики на полном серьезе рассказывают удивленным учителям, что до 1947 года, оказывается, Московский Кремль был белым. И, тем не менее, доля правды в этом есть. Кремлевские стены действительно были белыми – примерно шестьсот лет назад, при Дмитрии Донском. Именно он окружил центр города крепостными стенами, построенными из белого камня, который свозили в Москву со всей округи. Отсюда и название нашей древней столицы: Белокаменная.
Однако за сто лет известняк, из которого возводились стены, пришел в негодность. И тогда великий князь Московский и всея Руси Иван III в конце XV века решил построить новый кремль, соответствовавший новому статусу России как великой европейской державы. Для этого Иван III выписал из Италии архитекторов и инженеров. Они-то и построили почти весь Московский Кремль, включая башни, стены, а также часть зданий внутри Кремля, например, Успенский и Архангельский соборы, Грановитую палату и другие сооружения. В те времена именно итальянцы считались самыми искусными строителями в Европе. Неудивительно, что Иван III выбрал именно их.
Разумеется, итальянцы строили в Москве так, как было принято у них на родине – из красного обожженного кирпича. Таких фортификационных сооружений – крепостей и замков – немало сохранилось в разных городах Италии еще со времен Средневековья.
Изначально башни Московского Кремля были более приземистыми, без изящных шатров и прочих декоративных изысков. Шатры были надстроены на кремлевских башнях гораздо позже – в середине XVII века, во времена Алексея Михайловича. С тех пор кардинальных конструктивных изменений стены и башни Кремля не претерпевали.
Впрочем, иногда Московский Кремль все-таки менял окраску и действительно становился белым. Происходило это потому, что стены Кремля регулярно покрывали известкой, иначе говоря, белили. Впервые это стали делать еще в конце XVII века. На известной картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», например, кремлевские стены и башни белые. События, изображенные на картине, напомним, происходят осенью 1698 года. Белыми увидел кремлевские стены и Наполеон Бонапарт, когда вступил в Первопрестольную. Это хорошо видно на многих картинах и рисунках того времени, например, на произведениях художника Иоганна Ругендаса, посвященных пожару Москвы 1812 года.
ВАЛЕНТИН СОБОЛЕВ/ТАСС
Однако долго известка в нашем климате не держалась и через несколько лет облетала. И тогда кремлевские стены возвращались в свой первоначальный, красный, вид. Причем, какие-то участки стены, где краска сохранялась лучше, продолжали оставаться белыми, а другие краснели буквально с каждым днем. В результате Кремль порой выглядел довольно странно. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на фотографии дореволюционного времени. Последний раз кремлевские стены белили в конце XIX столетия.
ГЕРОЕВ ОПОЛЧЕНИЯ ПРИВЕДУТ В ПОРЯДОК
Ну а теперь снова вернемся к памятнику Минину и Пожарскому, исчезнувшему с привычного места аккурат в новогоднюю ночь по старому стилю.
Напомним, что памятник был установлен на Красной площади в 1818 году в честь победы русских ополченцев под руководством Минина и Пожарского над иностранными интервентами. 4 ноября 1612 года оккупантов выбили из Московского Кремля. Поэтому Кузьма Минин на скульптурной композиции и указывает рукой на кремлевские стены. Так задумал автор памятника Иван Мартос. И когда монумент стоял спиной к ГУМу, намек был вполне понятен всем, кто знаком с историей Отечества.
Но поскольку в начале 1930-ых годов памятник перенесли к храму Василия Блаженного и развернули на 90 градусов, рука Минина стала показывать куда-то в сторону Исторического музея и Манежной площади.
За прошедшие двести лет скульптурная группа практически не подвергалась серьезной реставрации, а потому довольно сильно обветшала. Эксперты уверяют, что дальше тянуть с реставрацией было нельзя, иначе памятник был бы потерян. Поэтому монумент сняли с пьедестала и перенесли на реставрационно-монтажный стол, сооруженный по соседству в специальном павильоне. Здесь и будут проводиться реставрационные работы. Перевозить скульптуру куда-то далеко реставраторы побоялись – обветшавший памятник мог бы не выдержать длительной транспортировки.
Что планируется сделать в ходе работ? Во-первых, через специальные технологические отверстия будут удалены остатки формовочной смеси. Во-вторых, внутренние и внешние поверхности скульптур приведут в порядок и покроют специальными защитными материалами. В-третьих, планируется заменить каркас нижней части пьедестала. А на фигуры нанесут патину, чтобы они выглядели соответственно своему весьма почтенному возрасту.
Реставрацию должны завершить к ноябрю 2022 года. Так что День народного единства, который отмечается 4 ноября, знаменитый памятник встретит во всей своей красе и на своем привычном месте – там, где он возвышался на протяжении последних девяноста лет.
Автор: Сергей ХОЛОДОВ
Комментарии