НОВОСТИ
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
127
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
162
21.11.2024 09:55
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
220
21.11.2024 08:15
В Ивановской области возбудили уголовное дело по факту хищения у концерна «Калашников»
263
20.11.2024 14:00
США разрешили применять ракеты Storm Shadow, поражающие цель на расстоянии 500км., для ударов вглубь РФ
714
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Надежда Аллилуева: Смерть по расписанию?
Совместно с:
13.11.2018
По крайней мере, так считается. Но полуофициально: никаких официальных версий случившегося вообще нет. Как вообще нет ничего: ни медицинского заключения о смерти, ни материалов вскрытия, впрочем, никакого вскрытия тоже не было. Не было и расследования, хотя бы даже и формального. Когда писательница Лариса Васильева попыталась через свои связи добыть в КГБ дело о самоубийстве Аллилуевой, ей ответили: «Дела Аллилуевой не существует. Тов. Сталин отдал приказ не возбуждать уголовного дела!»
По сути, «на руках» лишь один факт, который можно считать неоспоримым: в ночь на 9 ноября 1932 года жены Сталина не стало. А вот сама ли она лишила себя жизни или ей «помогли» – это вопрос все еще открытый. Ведь даже с оружием, из которого якобы застрелилась Аллилуева, неразбериха полная: одни пишут, что она застрелилась из пистолета «вальтер» карманной модели, подаренного ей братом Павлом, другие – что это был маленький «маузер», а третьи твердят уже про «браунинг»… Так какой же именно модели и какого калибра был пистолет, куда он потом делся, да и был ли он вообще? Так, Айно Куусинен (жена секретаря Исполкома Коминтерна Отто Куусинена. – Прим. ред.), имевшая очень надежные источники информации, в своих мемуарах утверждала: на горле Надежды Аллилуевой нашли следы удушения…
Есть масса и других нестыковок. Например, дружно утверждали, что трагедии предшествовала бурная сцена, произошедшая вечером 8 ноября 1932 года во время ужина у Ворошилова, в его кремлевской квартире. Сталин якобы много выпил, общался со своей женой грубо и даже хамски. Это основная канва, но в описании конкретики версии того ужина расходятся: одни говорят, что Сталин стал кидать в Аллилуеву то ли апельсиновые корки, то ли шарики из хлебного мякиша, то ли папиросы или даже окурки. Другие утверждали, что Сталин кидал все это вовсе не в свою жену, а в жену начальника Штаба РККА Егорова – как бы флиртуя с ней, чем вызвал приступ ревности у Надежды. Но в иной трактовке Сталин в тот вечер ухлестывал за женой не Егорова, а Тухачевского, а то и вовсе за какой-то балериной или актрисой! Как-то слишком много всего, чтобы это было правдой. Но и это еще не все: можно найти утверждения, что именно Аллилуева привела в бешенство своего мужа, вызвав приступ ревности именно у него, танцуя с кем-то не тем… Еще рассказывали, что тогда же Сталин бросил Надежде «Эй ты, пей!», а в ответ она, сорвавшись в истерику, крикнула «Меня зовут не „Эй ты”!» – и в ярости убежала с вечера… Столь же значительно расходятся и другие детали. Например, неизвестно, где именно ту ночь провел Сталин. Версий, как водится, опять несколько: то ли на даче, куда демонстративно уехал после скандала, то ли отправился к любовнице, то ли, как обычно, спал у себя в кабинете.
Но все мемуаристы и исследователи сходятся в том, что к тому времени отношения между Сталиным и Аллилуевой сильно разладились. Подмечено, что Надежда так и не поняла, что человек, которого она считала просто своим мужем, уже далеко не муж – Хозяин, глава государства. Но Аллилуева, игнорируя этот непреложный факт, вмешивалась в дела, прямо скажем, не семейной сферы. Например, могла в самый неподходящий момент досадить мужу просьбами пощадить очередного кровного врага, для ликвидации которого тот только что завершил долгую и изнурительную комбинацию-многоходовку. Более того, Аллилуева еще и вывела свои разборки с вождем партии за пределы семейной спальни: нередко делала ему выговор и даже кричала на него на людях, могла публично оскорбить, бросив мужу обидную реплику – при соратниках. Горяча! Да еще и часто делилась с многочисленными родственниками и друзьями крохами информации конфиденциального свойства, не интимной – политической. Конечно, Сталин образ жизни вел далеко не монашеский, мог отыграться на стороне (и отыгрывался). Но ведь товарищ Сталин – не примитивный самец, товарищ Сталин – политик, потому для него Аллилуева была уже не просто постылая женщина – самая настоящая угроза власти! Если опостылевшую можно равноудалить, то вот угроза власти требует немедленной ликвидации…
Тов. Сталин потому и стал Хозяином, что был очень предусмотрителен, в том числе и в делах личных. Все уже шло к тому, что Аллилуева вгорячах могла заявить, что уходит от него, да и сам он своей грубостью явно способен был довести и до более резких заявлений. Но в случае разрыва с мужем Аллилуева превращалась в страшный источник опасности, в настоящую информационную бомбу. Сталин был зрелым, опытным мужчиной, так что прекрасно знал, сколь опасна оскорбленная женщина. Но он же был и зрелым, опытным политиком, а потому хорошо знал, чего стоят разнообразные его тогдашние «соратники» по ЦК, да и за рубежом, и сколь опасно давать им в руки еще и такое оружие… Полного же «затыкания» – до смерти – оппонентов, явных претендентов на свое кресло, и прочих недопуганных «доброжелателей» в 1932 году он пока не достиг. Он работал над этим, но еще был уязвим. Потому и нервничал: не мог же он хранить железную выдержку ещё и в собственной спальне! Соратница по партии и семейной постели, как оказалось, не понимает. А то и вовсе даже не соратница, так как многие установки Хозяина не разделяет, отказывается принимать! Там, понимаешь, ставка – больше чем жизнь, а тут, дома – жена все время обидеть норовит, на грубость нарывается и чушь всякую городит. Нашла время!..
Нет сомнения, что тов. Аллилуева была горяча в спорах с тем, кого ошибочно полагала мужем. А тот, напротив, горяч не был, потому все обдумал и спланировал так, чтобы, как всегда, одним выстрелом добыть (и добить) не только пару зайцев и не только зайцев… Как известно, Аллилуева не имела даже отдаленного отношения ни к какой оппозиции. Но имела чрезвычайно близкое (ближе не бывало) отношение к лично Хозяину. Потому все, что знала о нем она, и ушло вместе с ней. Результат очевиден: Хозяин избавился от головной боли и необходимости траты бесценного времени на выслушивание вздора и пререкания. Попутно получил и добротный пиар – как самый человечный человек и скорбящий муж-вдовец впридачу. После ее «самоубийства» была проведена – разумеется, не сразу! – и полная зачистка абсолютно всех, кому Аллилуева когда-то могла на него пожаловаться и что-то при этом рассказать. Даже и намеком. Тем не менее почти сразу все равно поползли многочисленные слухи об убийстве Аллилуевой, получившие самое широкое распространение, прежде всего в среде начальственных жен, и, что небезынтересно, воспринимавшиеся в этой осведомленной среде с доверием, без малейшего сомнения.
Материалы подготовил Владимир ВОРОНОВ
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии