НАЙТИ И УНИЧТОЖИТЬ
ФОТО: GUNSFRIEND.RU
16.11.2023
Вторжение 2 500 боевиков палестинской террористической группировки ХАМАС в Израиль 7 октября 2023 года привело к гибели не менее 1 400 израильтян. Многие гражданские лица и солдаты были взяты в заложники, имели место случаи насилия в отношении израильских женщин. Это нападение стало крупнейшим массовым убийством евреев со времён Холокоста.
Как известно, израильское ведомство «Моссад» – это не только разведка, но и выполнение так называемых «специальных задач». Такими задачами в своё время были поиски нацистских преступников, и это было инициировано дважды – на рубеже 1950-х и 1960-х годов, а затем в 1977 году, и оба раза это происходило вследствие решений политического руководства страны.
В первый раз это было сделано после устного обращения лидера государства Давида Бен-Гуриона к главе служб разведки и безопасности легендарному Иссеру Харелю, фактически создавшему «Моссад».
В 1968 году возглавивший «Моссад» Цви Замир убедил премьер-министра Леви Эшколя прекратить «активный поиск» нацистских преступников, ограничившись сбором информации и «доведением её до сведения властей» тех стран, где удавалось найти убийц еврейского народа. Однако девять лет спустя, в 1977 году, ставший главой правительства Менахем Бегин, убежденный в необходимости возмездия в отношении нацистских палачей, организовал первое официальное правительственное решение по данному вопросу. В результате было найдено и уничтожено большое количество нацистов, и самым знаменитым в этом смысле стало дело Отто Адольфа Эйхмана, сотрудника гестапо, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса», а по факту – за массовое уничтожение евреев.
ДЕЛО ОТТО АДОЛЬФА ЭЙХМАНА
Для Израиля Эйхман был персоной № 1 в списке разыскиваемых нацистов, а его поимка – вопросом принципа.
В 1945 году Эйхману удалось скрыться от разыскивавших его спецслужб стран-победительниц нацистской Германии. Он перебрался в Аргентину и поселился в Буэнос-Айресе под вымышленным именем Рикардо Клемент. Считается, что ключевую роль в его обнаружении сыграл немецкий еврей Лотар Герман, живший в Аргентине. Якобы он услышал, что его дочь познакомилась с членом аргентинской немецкой колонии, молодым человеком по имени Николас Эйхман, который хвастался заслугами своего отца перед Третьим рейхом. И Герман заподозрил, что речь идет о сыне Отто Адольфа Эйхмана. После этого он написал письмо генеральному прокурору земли Гессен Фрицу Бауэру, а тот передал эти сведения израильтянам.
Вслед за этим «Моссад» направил в Аргентину своих агентов, которые выследили Эйхмана и удостоверились, что под именем Рикардо Клемента действительно скрывается именно тот, кого они искали. За домом, в котором проживала семья Эйхмана, была установлена слежка. Затем Иссер Харель направил в Аргентину опытного сотрудника службы безопасности Цви Аарони. Тот прибыл в Буэнос-Айрес 29 февраля 1960 года и начал планировать похищение и вывоз из Аргентины в Израиль Отто Адольфа Эйхмана.
Следует отметить, что после 1945 года Аргентина стала настоящим прибежищем для нацистов. Сочувствовавший Адольфу Гитлеру президент Хуан Перон не просто закрывал глаза на въезд в страну огромного числа немцев с фальшивыми документами, но и активно помогал им. Поэтому вероятность выдачи Эйхмана оценивалась израильтянами как близкая к нулю. В итоге была разработана спецоперация, в которой было задействовано 30 человек, 12 из которых участвовали непосредственно в захвате и вывозе, а остальные – в подстраховке и обеспечении.
11 мая 1960 года два автомобиля и семь человек ждали возвращения Эйхмана с работы. Тот был схвачен в восемь часов вечера, а руководил захватом Питер Малкин, ставший потом известным как «агент семь сорок» и «человек, который поймал Эйхмана». Эту операцию Малкин считал самой главной в своей карьере, потом он говорил: «Это была моральная акция. Палача евреев нужно было предать правосудию в еврейском государстве. Мы должны были доставить в суд человека, ответственного за гибель шести миллионов человек».
Эйхмана затащили в машину, связали по рукам и ногам и накрыли одеялом. Потом нацистский преступник был доставлен на виллу, арендованную агентами «Моссада» в пригороде Буэнос-Айреса. 13 мая о захвате Эйхмана было доложено израильскому правительству. На вилле нацист провел девять дней под круглосуточной охраной, которой было категорически запрещено с ним разговаривать.
В это же время продолжались интенсивные допросы Эйхмана. Иссер Харель потом утверждал, что агентам удалось получить добровольное письменное признание Эйхмана в совершённых преступлениях и согласие на то, чтобы его судили в Израиле. Но даже если это и не так, 19 мая самолёт израильской авиакомпании «Эль Аль» прилетел в аэропорт Буэнос-Айреса. Чтобы никто ничего не заметил, вечером 20 мая Эйхману ввели наркотик и переодели его в форму израильского лётчика. Затем его доставили в аэропорт и предъявили аргентинским пограничникам паспорт на имя Рафаэля Арнона. А до этого с участием Арнона была подстроена фиктивная автомобильная авария, и он был выписан из больницы с указанием, что пациент в тяжёлом состоянии, но «может перенести полёт под наблюдением врача». Пограничники пропустили израильтян, а пленник не мог протестовать, так как не понимал, что с ним происходит. В полночь самолёт с Эйхманом на борту вылетел в Израиль.
После исчезновения Эйхмана около 300 нацистов из немецкой общины в течение недели обшаривали Буэнос-Айрес в его поисках, пытаясь контролировать вокзалы, морские порты и аэродромы. Но им не удалось ничего обнаружить. Эйхман бесследно исчез.
В Иерусалиме преступник был передан полиции. На заседании Кнессета 22 мая премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион объявил, что Эйхман «находится в Израиле и в скором времени будет отдан под суд».
Отто Эйхман в тюрьме в Рамле. Апрель 1965 года.
Процесс по делу Эйхмана начался 11 апреля 1961 года, а 15 декабря ему зачитали смертный приговор, признав его виновным в преступлениях против еврейского народа и против человечности. Ни о каком помиловании не могло быть и речи, и Эйхман был повешен в ночь с 31 мая на 1 июня 1962 года в тюрьме города Рамла. Затем его тело было сожжено, а пепел развеяли над Средиземным морем за пределами территориальных вод Израиля.
После того, как стало известно о том, что Эйхман находится в Израиле, аргентинское правительство обвинило Израиль в организации незаконного похищения. Аргентина официально потребовала возврата Эйхмана и даже подала жалобу в ООН, в которой говорилось, что подобные действия – это «грубое нарушение суверенитета, создающее опасную атмосферу для сохранения мира во всем мире». Для обсуждения инцидента в ООН было созвано специальное совещание. Министр иностранных дел Израиля Голда Меир принесла Аргентине официальные извинения за действия, нарушившие закон, но при этом заявила, что в данном случае они были оправданы. И была выдвинута официальная версия, что Эйхмана якобы похитили некие «еврейские добровольцы», не состоящие на государственной службе. Доказать причастность к этому делу «Моссада» аргентинским спецслужбам так и не удалось.
ДЕЛО ГЕРБЕРТА ЦУРКУСА
23 февраля 1965 года в Монтевидео (Уругвай) спецслужбами Израиля был ликвидирован Герберт Цукурс – латвийский нацист, также причастный к массовым убийствам евреев.
Незадолго до окончания войны Цукурс бежал во Францию. Там он был арестован британцами, но вскоре его освободили, так как не опознали как военного преступника. В результате Цуркус поселился с женой Милдой и сыновьями в Бразилии, где открыл лётную школу и экскурсионное бюро. В середине 1960-х гг. агентам «Моссада» удалось вычислить «рижского палача». Сначала его, как и Эйхмана, хотели переправить в Израиль для проведения суда. Один из агентов представился бывшим эсэсовцем, вошел к Цуркусу в доверие и, «предупредив» его об опасности, посоветовал ему бежать в Уругвай. Там Цукурса собирались усыпить и вывезти из страны, однако операция сорвалась – Цукурс заподозрил что-то неладное. После этого «Моссад» принял решение уничтожить преступника на месте, что и было сделано.
Герберт Цукурс
7 марта 1965 года израильская газета «Едиот Ахронот» (Последние известия) вышла под заголовком «Цукурс, убийца рижских евреев, похищен и найден убитым в ящике в Уругвае». В тот же день об уничтожении Цукурса сообщили и другие газеты в Израиле и в мире. В частности, в газете «Советская Латвия» была опубликована статья под названием «Собаке – собачья смерть».
Как всё произошло? Цукурс был привезён в специально арендованный дом, в котором его ждала группа ликвидации из нескольких агентов «Моссада». Нацисту был зачитан приговор, в котором его обвинили в геноциде, после чего он был застрелен двумя выстрелами в голову.
ДЕЛА ЕЩЁ ПЯТНАДЦАТИ НАЦИСТОВ
Первоначально непосредственное исполнение карательной миссии было возложено на особое подразделение «Моссада» – «Амаль». Оно было сформировано в 1959 году по инициативе Иссера Хареля и его преемника Меира Амита (двоюродного брата известного советского поэта Бориса Слуцкого) и занималось составлением списка разыскиваемых нацистских военных преступников. В 1978 году эти функции взял на себя созданный с той же целью спецотдел «Месер», и в списке, который не раз дополнялся и уточнялся, стали фигурировать имена 15 нацистов.
Например, личный секретарь Гитлера, глава партийной канцелярии НСДАП и рейхсминистр по делам партии Мартин Борман, входивший в ближний круг Гитлера, был включен уже в самый первый перечень, составленный «Амалем». Но как потом выяснилось, Борман покончил жизнь самоубийством ещё 2 мая 1945 года. Принадлежность обнаруженных останков Бормана была окончательно доказана в 1998 году после проведенной экспертизы ДНК, и затем они были сожжены и развеяны над Балтийским морем. Таким образом, «Моссад» в течение нескольких лет занимался поисками, по сути, мертвеца. Аналогичная ситуация сложилась и с поисками Генриха Мюллера, группенфюрера СС, возглавлявшего тайную государственную полицию (гестапо) и причастного ко многим преступлениям нацистского режима. Мюллер оставался в списке «Амаля» до 1978 года. Спецагенты следили за женой Мюллера в Мюнхене, искали его в Панаме и даже схватили там некого Мюллера, но дактилоскопическая экспертиза показала, что это другой человек. По одной из версий Мюллер был завербован НКВД и в дальнейшем жил в СССР: ходили слухи, будто он скончался в Москве в 1948 году. По другой версии, Мюллер был завербован ЦРУ, в дальнейшем жил в США и умер в 1982 году в Калифорнии. Однако само ЦРУ исходило из того, что Мюллер скончался (или покончил жизнь самоубийством) в начале мая 1945 года в Берлине.
В обновленный список, составленный в 1977 году, был включен Франц Радемахер – глава еврейского департамента при МИДе Третьего рейха, автор «Мадагаскарского плана» (Madagaskarplan) по перемещению европейских евреев на этот африканский остров. Именно он нёс ответственность и за массовые казни сербских евреев осенью 1941 года, а также участвовал в депортации евреев из Франции, Бельгии и Нидерландов. После разгрома нацистской Германии Радемахер нашёл себе убежище в Сирии. В 1962 году израильский спецагент Эли Коэн передал ему пакет с бомбой, но эта попытка ликвидации оказалась неудачной. Год спустя сирийские власти арестовали Радемахера. Отсидев три года, он был освобождён и добровольно вернулся в Западную Германию, где 30 ноября 1966 года был арестован в аэропорту Нюрнберга. Нациста признали виновным в военных преступлениях и приговорили к пяти с половиной годам заключения, однако в 1971 году Верховный суд Германии отменил это решение и назначил новый судебный процесс. А 17 марта 1973 года Франц Радемахер умер. При этом в «Моссаде» посчитали нужным удостовериться в том, что скончавшийся человек действительно был именно им, и имя Радемахера ещё какое-то время оставалось в списке разыскиваемых нацистов.
Еще более интересна история Йозефа Менгеле, «Ангела смерти» из Освенцима, отправившего сотни тысяч евреев в газовые камеры и проводившего преступные «медицинские» эксперименты над узниками.
В апреле 1945 года, переодевшись в форму простого солдата, он бежал на Запад. В 1949 году Менгеле переселился в Аргентину, а после исчезновения Эйхмана он сбежал в Парагвай, а затем – в Бразилию. Кстати, после поимки Эйхмана именно Менгеле возглавлял список «Моссад» на протяжении трёх десятилетий, оставаясь самым разыскиваемым нацистом. Несколько раз «охотник за нацистами» Симон Визенталь и «Моссад» были очень близки к его обнаружению. Никто толком не знает, что с ним потом произошло, но в Бразилии Менгеле прожил до 7 февраля 1979 года, а в тот день он… утонул во время купания в океане.
Гауптштурмфюрер СС Ганс Эйзеле служил «врачом» в концентрационных лагерях Маутхаузен, Бухенвальд, Нацвейлер-Штрутгоф и Дахау, где занимался «экспериментальными операциями», подвергая заключенных нечеловеческим пыткам. В 1945 году он был арестован американцами, судим и приговорён к смертной казни, которая, однако, была заменена пожизненным заключением, а затем и вовсе всего лишь десятилетним сроком. В 1952 году Эйзеле был освобождён и открыл медицинскую практику в Мюнхене. Через 6 лет, когда против него были выдвинуты новые обвинения, Эйзеле сбежал в Египет и поселился под именем Карла Дебуша в престижном каирском пригороде, вновь занявшись медицинской практикой.
«Моссад» попытался ликвидировать Эйзеле с помощью пакета с бомбой. Но, к сожалению, взрыв убил египетского посыльного, эсэсовец же остался невредим. Однако спустя несколько лет, 3 мая 1967 года, он… умер в своем доме при невыясненных обстоятельствах.
Из списка «Моссада» можно также отметить Франца Штангля, гауптштурмфюрера СС, служившего заместителем коменданта Треблинки, а также комендантом концлагерей Собибор и Ризьера-ди-Сан-Сабба (на побережье Адриатического моря). Именно он в начале 1940-х гг. руководил осуществлением программы умерщвления (эвтаназии), став ответственным за смерть не менее 700 тысяч евреев. После войны Штангль был арестован в Австрии, но сумел через Италию с помощью представителя Ватикана сбежать в Сирию. А в 1951 году он перебрался в Бразилию. Там он и был обнаружен Симоном Визенталем, сотрудничавшим с «Моссадом» в розыске военных преступников. В результате, Штангль был выдан властям Германии, приговорившим его в 1970 году к пожизненному заключению. А 28 июня 1971 года Франц Штангль умер в дюссельдорфской тюрьме.
Не менее известным стало и имя Клауса Барби, бывшего шефом гестапо в Лионе и прозванного «Лионским мясником». После войны этот человек был заочно приговорён во Франции к смертной казни, но его завербовала американская разведка, которая обеспечила ему переправку в Боливию, где он жил под именем Клауса Альтмана. В 1979 году «Моссад» подготовил операцию по его ликвидации, но она сорвалась. Четыре года спустя попытку решили повторить. Однако буквально накануне её проведения боливийские власти (не исключено, что с подачи американских покровителей Барби) сами арестовали его и быстро экстрадировали во Францию. В 1987 году Клаус Барби был приговорен там за преступления против человечности к пожизненному заключению. А четыре года спустя, 25 сентября 1991 года, он умер в тюрьме от рака.
Клаус Барби, он же Лионский мясник
МЕСТЬ – ЭТО БЛЮДО, КОТОРОЕ ПОДАЁТСЯ ХОЛОДНЫМ
Атака палестинской группировки ХАМАС на Израиль в начале октября этого года, судя по вышеописанным историям, вряд ли останется без ответа. И речь идёт не столько о бомбардировках сектора Газа или наземной операции ЦАХАЛ. Нет сомнений, что планировщики и руководители террористической операции 7 октября уже установлены израильскими спецслужбами. Некоторые уже ликвидированы в рамках операции «Железные мечи», которую Израиль проводит в данный момент времени.
Работа израильских спецсподразделений
Например, убит глава воздушных сил ХАМАС Асем Абу Ракаб — он отвечал за атаки дронов и ПВО.
Устранён руководитель непосредственного октябрьского рейда бойцов ХАМАС на израильские поселения – Али Качи. Любопытно, что в 2005 году Али был арестован Израилем в связи с похищением и убийством израильтян и возвращён в рамках сделки по обмену на рядового Гилада Шалита.
Ликвидирован и лидер воздушных сил ХАМАСа Мурад Абу Мурад. Он так же, по данным израильтян, принимал активное участие в нападении на израильские общины вблизи границы с сектором Газа в октябре.
Уйти от возмездия, и история это лишний раз подтверждает, не удастся и другим причастным к террористической атаке представителям ХАМАС. Несмотря даже на то, что многие лидеры ХАМАС давно уже живут за пределами Сектора Газа - за границей. Но приблизит ли это решение палестино-израильского конфликта? Реальных путей разрешения проблемы (мы не берём в расчёт близкие к фантастике мечты ХАМАС о полной ликвидации Израиля, как государства) пока не видно ни у одной стороны – ни у Палестины, ни у Израиля, ни у международного сообщества, ни даже у близких к палестинским властям арабских государств.
Фото предоставлены сайтом Wikipedia.org
Автор: Юрий КОНДРАТЮК
Комментарии