О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
ФОТО: WIKIPEDIA.ORG
22.08.2023
Все помнят недавнюю историю о том, как московские власти вознамерились соорудить мечеть на берегу Святого озера в районе Косино-Ухтомский. Тогда на защиту озера грудью встала православная общественность столицы. И не только столицы. Чтобы поддержать жителей района, в Косино приезжали люди из других городов России, а в Интернете была развёрнута кампания в поддержку православной святыни. И совместными усилиями ситуацию удалось переломить. Несмотря на угрозы, звучавшие в адрес православных активистов, и громкие заявления ангажированных политиков о покушении на межконфессиональный мир, Святое озеро удалось отстоять. После долгих дебатов столичные власти объявили, наконец, о решении перенести строительство мечети в другое место. И ситуация вроде как нормализовалась.
Не успели утихнуть страсти в Косино-Ухтомском, как аналогичная ситуация возникла в другом российском регионе. На сей раз отличились нижегородские власти. Недавно в центре Нижнего Новгорода был заложен первый камень будущей Ярмарочной мечети. Об этом практически не писали СМИ, поэтому для большинства жителей России сие событие осталось незамеченным. Однако вопросов от этого меньше не становится. И самый главный из них заключается в следующем: почему строительство мечети приурочено к 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией, о чем громогласно заявили местные власти и представители Духовного управления мусульман? И вообще, насколько уместны такие исторические реминисценции?
УГРОЗА С ВОЛЖСКИХ БЕРЕГОВ
Несмотря на некоторое созвучие, никакого отношения к болгарам Волжская Булгария не имеет. Население Волжской Булгарии – это не славянские, а финно-угорские племена, издревле населявшие Прикамье, в том числе и тот район, где Кама впадает в Волгу. Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. Сейчас на этом месте плещутся воды Куйбышевского водохранилища. Позднее булгары перенесли столицу своего государства на сто километров к востоку. Новая столица получила название Биляр.
Отношения с Русью у Волжской Булгарии сразу не заладились. Булгары неоднократно совершали набеги на русские города – Муром, Суздаль, Устюг и другие. Добычей булгар становились не только меха и разнообразные изделия из металла, но и пленники. Их затем продавали в рабство на невольничьих рынках.
В ответ русские князья предпринимали военные походы в Булгарию. С булгарами сражались дружинники Святослава Игоревича, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского. С конца X по начало XIII века летописи зафиксировали минимум десять больших военных походов против Булгарии. Кстати, именно угроза со стороны русских князей заставила булгар перенести свою столицу в заволжские степи, подальше от реки. И только в 1229 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён мирный договор.
Однако это не избавило Булгарию от постоянных стычек с новгородскими ушкуйниками. Этим ребятам договоры были не указ. Действовали они жестко, воевали отчаянно и доставляли немало хлопот не только булгарам, но и другим народам Поволжья.
ЧВК СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Ушкуйниками в средневековой Руси называли отряды наёмников, предназначенных для выполнения всякого рода военных или охранных задач. В переводе на современный язык это нечто вроде частных военных компаний. Особенно популярны ушкуйники были в Новгородской республике. В Великом Новгороде, как известно, власть формально принадлежала народному собранию – вече, но в реальности государством управляли представители влиятельных боярских родов, тесно связанных с купеческими и торговыми кругами. Поскольку своей регулярной армии у Новгородской республики не было, в период серьёзной военной опасности, угрожавшей Новгороду, в город приглашались князья с дружинами из соседних русских земель. Так, в 1240 годы, когда Новгороду угрожали сначала шведы, а потом тевтонские рыцари, в город был приглашён владимирский князь Александр Ярославич, больше известный как Невский. И такие примеры не единичны.
А вот для выполнения всякого рода пикантных поручений новгородские власти нанимали и финансировали отряды ушкуйников. Их использовали, например, для охраны торговых караванов, складов готовой продукции, а также для совершения набегов на соседние земли – новгородские купцы не брезговали и такими средствами обогащения. Набеги, как правило, совершались по воде – на небольших парусных лодках. Их называли ушкуями. Отсюда и название наёмников.
В XIV веке ушкуйники считались хозяевами Волги. На своих судах они бороздили великую русскую реку, периодически совершая набеги на соседние страны. Особенно любили ушкуйники наведываться в Золотую Орду. В иные годы они умудрялись добираться на своих лодках аж до низовьев Волги, наводя ужас на ордынских ханов. Доходило до того, что властители Орды обращались к русским князьям с настоятельными просьбами утихомирить дерзких разбойников. А в среднем течении Волги, на месте современной Казани и Жигулевских гор, отряды ушкуйников останавливались для отдыха и пополнения запасов продовольствия.
Кстати, иногда ушкуйники в погоне за добычей занимались и грабежами русских городов. А потому начиная с середины XIV века московские князья пытались пресечь эту вольницу. Покончить с ушкуйниками удалось только в конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве и образования единого Русского государства. Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия – казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия. Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству. В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века.
Казаки переняли от своих предшественников – новгородских разбойников – не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами. Нетрудно догадаться о происхождении слова «атаман», столь популярного в казачьей среде.
Знаменитые казацкие суда – струги – тоже были, по всей видимости, позаимствованы у ушкуйников. Небольшие плоскодонные парусные суда, на которых ушкуйники легко преодолевали сотни и даже тысячи вёрст по Волге и её притокам, стали неотъемлемой частью быта и волжских, и запорожских казаков. На своих стругах запорожские казаки пересекали Чёрное море и доходили аж до Стамбула. А сподвижники Ермака на таких же стругах легко разгромили орду сибирского хана Кучума, захватили его столицу в нижнем течении Иртыша и присоединили к России огромные территории к востоку от Урала.
ИСЛАМ В ОБМЕН НА ДРУЖБУ
Но вернёмся к Волжской Булгарии и принятию Ислама. Примерно в 922 году волжские булгары действительно стали мусульманами. Но случилось это не столько по зову сердца, сколько по причине более прозаичной.
В те времена главными врагами Волжской Булгарии были хазары. Они считали эти земли сферой своего влияния и постоянно вмешивались в дела булгар. Первым, кто открыто выступил против хазар, стал булгарский хан Альмас. В борьбе с Хазарией он активно искал надёжного союзника. И такой союзник нашёлся. Им стал арабский халиф Муктадир, империя которого простиралась от Испании на западе до Аравийской пустыни на востоке. Арабский халифат в X веке был одним из самых мощных государств мира. Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами.
Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии.
ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
Когда орды татаро-монголов пришли в Поволжье, первым государством на их пути стала Волжская Булгария. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной. По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей.
В результате в середине XIII века Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды – гигантского государства, образовавшегося на огромных пространствах Поволжья, Урала и Сибири. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами.
Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки. Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии. Западная граница Волжской Булгарии проходила по реке Сура. Иначе говоря, Нижний Новгород никогда не входил в состав Булгарии. Возникает вопрос: зачем отмечать годовщину принятия Ислама государством, с которым на протяжении столетий воевала Русь, и которого уже давным-давно нет на карте мира? И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии?
Но и это ещё не всё. Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть. Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Из них 96,5 % – русские, один процент – татары. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний – это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России.
А кроме того, в городе уже действуют три мечети. Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности.
Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями.
ЗАЧЕМ ДАГЕСТАНУ ПАМЯТНИК АЛИЕВУ?
Еще один образчик чиновничьего тупоумия – решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского.
По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности. Вслед за Рамазаном такую оценку Алиеву дает и Махачкалинская мэрия. Так, в сообщении пресс-службы мэрии Гейдар Алиев назван «выдающимся советским и азербайджанским политическим деятелем». Поэтому, дескать, мэрия и приняла эпохальное решение увековечить его славное имя в виде монумента в центре дагестанской столицы. Правда, нигде не говорится о том, что конкретно сделал этот «выдающийся» азербайджанский политик для российского Дагестана.
По одной из версий, которая сейчас активно раскручивается в медийном пространстве, истоки любви к азербайджанскому лидеру уходят корнями ещё в мутные 1990 годы. Тогда были весьма популярны всякие разговоры о том, как несказанно тяжело жилось людям в СССР, особенно представителям бедных и несчастных национальных окраин. Об этом твердили все кому не лень – от обласканных советской властью актёров и режиссёров до руководителей бывших советских республик, ставших в одночасье президентами независимых государств. Вот и Гейдар Алиев любил вспоминать историю о том, как его отец Азис Алиев в годы сталинских репрессий сумел спасти от депортации в Сибирь дагестанский народ.
Откуда взялась эта байка – непонятно. Никаких свидетельств того, что Сталин собирался депортировать в Сибирь жителей Дагестана, не имеется. Зато имеются данные о том, что тогдашний первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б) Азис Алиев своим распоряжением выселил несколько тысяч человек, проживавших на западе Дагестана. Случилось это в 1944 году.
И вот теперь, спустя почти 80 лет, «заслуги» семьи Алиевых перед дагестанским народом пытаются увековечить воздвижением памятника первому президенту независимого Азербайджана. Кстати, современный Азербайджан, возглавляемый сыном Гейдара Ильхамом Алиевым, так же как и Волжскую Булгарию, трудно назвать искренним другом и союзником России. Спрашивается, для чего в центре дагестанской столицы собираются установить памятник человеку, не сделавшему ничего хорошего для России вообще и для Дагестана в частности?
Похоже, современные российские чиновники специально принимают идиотские решения, провоцируя тем самым здравомыслящих граждан России на ответную реакцию. А когда такая реакция следует, всех несогласных тут же начинают обвинять в стремлении нарушить межконфессиональный и межнациональный мир. А может, не надо принимать нелепые и заведомо провокационные решения? Тогда и с межнациональным согласием в нашей стране будет полный порядок…
Автор: Сергей ХОЛОДОВ
Комментарии