ПО ЗАКОНАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
ФОТО: АРКАДИЙ ШАЙХЕТ/ТАСС
09.11.2022
В полночь 20 октября 2022 года в недавно присоединенных к России регионах указом Президента РФ введено военное положение. Будет ли это иметь какое-либо практическое значение для успешного проведения специальной военной операции – пока сказать трудно. Но сам факт введения военного положения говорит о том, что ситуация на Украине развивается не столь оптимистично, как пытаются убедить российское общество прикормленные телевизионные щелкоперы и политологи. Ведь в последний раз на территории нашей страны нечто подобное происходило в суровые 1940-е годы, когда государству реально угрожала смертельная опасность.
Военное положение в СССР было введено указом Президиума Верховного Совета уже 22 июня 1941 года, в первый же день войны. Правда, не на всей территории страны. Из 138 регионов, входивших на тот момент в состав Советского Союза, военное положение и связанные с ним ограничения были введены только в 26. Среди них – Москва, Ленинград, Архангельская и Мурманская области, Прибалтика, Украина, Белоруссия, Молдавия, а также ряд областей в европейской части РСФСР.
Впрочем, на жителях многих регионов это поначалу никак не отразилось. В Москве, например, все учреждения и организации продолжали исправно работать, в городе проводились культурные мероприятия и спортивные состязания. Так, третьего августа 1941 года на стадионе в Сокольниках состоялось первенство Москвы по легкой атлетике. А в воскресенье 31 августа на стадионе «Динамо» состоялся финальный футбольный матч на «Кубок Москвы» между командами «Динамо» и завода имени Фрунзе. Динамовцы выиграли у заводчан со счетом 8:0. Как и в мирное время, на стадионе яблоку было негде упасть…
О том, что где-то гремит война, в самом городе напоминали лишь ограничения при въезде и регулярные сигналы воздушной тревоги. Первый такой сигнал прозвучал спустя месяц после начала войны: в ночь на 22 июля несколько фашистских бомбардировщиков прорвались к центру города и сбросили бомбы на плотную городскую застройку. Особенно досталось Белорусскому вокзалу. Очевидцы вспоминали, что в результате бомбежки полыхнули цистерны с горючим, стоявшие неподалеку, отчего огонь быстро перекинулся на соседние здания. Такого грандиозного пожара Москва не видела, пожалуй, со времен наполеоновского нашествия. Однако столичные огнеборцы сумели довольно быстро локализовать возгорание, и уже к концу следующего дня пожар был полностью потушен.
По трагическому стечению обстоятельств от воздушного налета серьезно пострадало и здание Московской пожарной охраны, располагавшееся в те годы на Кропоткинской улице. Взрывной волной были выбиты стекла, а фасад здания получил повреждения. Осколками стекла убило и ранило нескольких служащих, не успевших спуститься в бомбоубежище.
ЖАРКАЯ ОСЕНЬ 1941-ГО
Все круто изменилось в октябре 1941-го, после введения в Москве осадного положения. Это был самый тяжелый месяц для москвичей.
Во-первых, гулять по улицам с полуночи до пяти утра без специального пропуска было запрещено.
Во-вторых, милиции и военным патрулям был дан приказ расстреливать на месте паникеров и распространителей слухов. Впрочем, к столь жестким мерам прибегали лишь в исключительных случаях. По данным столичной комендатуры, за несколько месяцев, с октября 1941-го по май 1942 года, было расстреляно на месте всего 13 человек. Еще около тысячи граждан были задержаны за антисоветскую агитацию. 84 из них оказались агентами немецкой разведки.
В-третьих, всем жителям, у кого были голуби, предписывалось в трехдневный срок сдать их в милицию. Власти всерьез опасались, что почтовые голуби могут быть использованы врагом для совершения диверсий и передачи секретной информации.
Кроме того, военная комендатура получила право изымать для оборонных нужд личные мотоциклы и автомобили граждан. Правда, в полном объеме эта мера не была реализована. Во-первых, потому что личным автотранспортом в те годы могли похвастать единицы. А во-вторых, те, у кого был свой автомобиль, предпочли добровольно передать его в распоряжение военных властей.
В целом в Москве даже тяжелейшей осенью 1941-го соблюдался относительный порядок. И только короткий промежуток времени – с 16 по 19 октября – столица пребывала в хаосе. Дело в том, что 16 октября передовой отряд немцев прорвался к Химкам и вышел на финишную прямую к Москве. В городе началась паника. В тот день шоссе Энтузиастов, ведущее на восток, превратилось в непрерывный поток беженцев. На какой-то момент власти растерялись, на улицах исчезли даже постовые милиционеры и погасли светофоры. Но уже через несколько дней жесткими мерами порядок удалось восстановить. А еще через неделю, 25 октября, при Московском горкоме партии начала работу специальная комиссия по выявлению коммунистов, поддавшихся панике 16–17 октября. Тогда многие партийные и советские функционеры лишились своих постов и партбилетов.
Начиная с января 1942 года, жизнь в Москве и вовсе стала походить на обычную, довоенную. О том, что всего в ста пятидесяти километрах от города идут упорные бои, напоминали только сигналы воздушной тревоги да комендантский час. Правда, иногда городские власти позволяли его нарушать. Например, в апреле 1942 года накануне Пасхи столичные верующие обратились в комендатуру Москвы с просьбой разрешить им ночные богослужения и крестный ход. И комендатура пошла горожанам навстречу.
В июне 1943 года, когда фронт откатился далеко на запад, прекратились и сигналы воздушной тревоги. В августе того же года в Москву вернулись из эвакуации правительственные учреждения и сотрудники иностранных посольств. Так что в целом город уже жил вполне обычной мирной жизнью. Однако формально военное положение в Москве сохранялось на протяжении всей войны. Отменили его только 21 сентября 1945 года.
ВОЙНА НА ДВА ФРОНТА
Август 1942-го. Немцы упорно рвутся к Сталинграду и Кавказу. Их расчет понятен: овладеть кавказскими нефтепромыслами. Если бы это произошло, исход войны был бы предрешен: других месторождений нефти у СССР в те годы не было. А без горючего ни один танк не тронулся бы с места и в воздух не поднялся бы ни один самолет.
Понимая всю трагичность положения, Государственный комитет обороны был вынужден ввести военное положение на побережье Чёрного и Каспийского морей, а также в прифронтовых районах Северного Кавказа. А в сентябре военное положение было введено во всех трех Закавказских республиках: Грузии, Армении и Азербайджане. Таким образом, количество регионов, где в годы войны действовало военное положение, увеличилось до 34.
Помимо критической обстановки на фронте, к такому шагу руководство страны вынудило еще одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что летом 1942-го в регионе резко обострилась криминогенная обстановка. Местные отделы по борьбе с бандитизмом действовали как на передовой. Причем, линия фронта для них проходила буквально через каждый кавказский аул.
Вот выдержка из доклада начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР Aлександра Леонтьева на имя заместителя наркома внутренних дел СССР Сергея Круглова: «В первом квартале 1942 г. в Чечено-Ингушской республике началась мобилизация в Красную Армию. Вследствие вражеской деятельности антисоветских элементов мобилизация по существу была сорвана. По нарядам Наркомата обороны, к 25.Ш-1942 г. в Красную Армию должно было быть направлено 14 тысяч человек, но к 28 марта было отправлено лишь 4395 военнообязанных. Причем из сформированной национальной кавалерийской дивизии и других воинских частей дезертировало 2365 человек. Остальной призывной контингент от службы в Красной Армии уклонился. Из большинства селений горных районов все мужское население ушло в горы. Поступавшие из районов агентурно-следственные материалы свидетельствовали о том, что главари банд, повстанческих формирований ожидали наступления немцев и при приближении линии фронта к Чечено-Ингушетии намеревались поднять в тылу Красной Армии вооруженное восстание».
Кроме того, как стало известно органам НКВД, немцы забросили на территорию Чечено-Ингушетии несколько групп парашютистов. Их задача – установить контакты с действовавшими там бандитскими группировками, дабы дестабилизировать тыл Красной Армии. И такие контакты были установлены. Некоторые главари бандитского подполья лично встречались с посланцами вермахта и договорились с ними о совместной деятельности в советском тылу.
И действительно, первая серьезная вооруженная вылазка бандитов на Северном Кавказе состоялась 16 августа 1942 года. Несколько банд, к которым тут же присоединилось немало местных парней, совершили нападение на город Химой и близлежащие селения. В течение двух дней продолжались бесчинства и погромы. Бандиты врывались в партийные и советские учреждения, убивали тамошних активистов, объявили о роспуске колхозов, не забывая при этом грабить имущество и угонять колхозные стада.
А 18 августа около полутора тысяч бандитов окружили райцентр Итум-Кале, рассчитывая, что без особого труда подавят сопротивление немногочисленных защитников города. Однако ничего у бандитов не получилось: на помощь местной милиции подоспели войска НКВД. Часть налетчиков была задержана, но многим удалось скрыться в горах. Их потом ловили на протяжении нескольких месяцев.
Фактически летом-осенью 1942 года на Кавказе советским войскам пришлось воевать на два фронта: против немецко-фашистских захватчиков и против вооруженных банд. Неудивительно, что на военном положении осенью 1942-го был объявлен фактически весь Кавказ. Поступить иначе в той критической обстановке было просто невозможно. Кстати, волну бандитизма в регионе удалось сбить лишь в начале 1943 года благодаря титаническим усилиям милиции и войск НКВД.
СТРОГОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
В апреле 1943 года военное положение было введено на железнодорожном транспорте. На период войны все рабочие и служащие железнодорожного транспорта считались мобилизованными. Они не имели право менять место работы, а в случае совершения преступлений на них распространялись правовые нормы, действовавшие в отношении военнослужащих Красной Армии. Иначе говоря, судил железнодорожников военный трибунал, приговоры которого обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно. Спустя месяц, 9 мая 1943-го, такие же строгости были введены на морском и водном транспорте. Причем, это касалось не только капитанов и матросов, грузовых и пассажирских судов, но и работников портовой инфраструктуры, особенно тех городов, через которые шли поставки по лендлизу. Ветераны вспоминали, что даже во время бомбежек никто из грузчиков, охранников и других работников портового хозяйства не имел права покидать свое рабочее место. Это приравнивалось к дезертирству с поля боя и каралось по законам военного времени.
ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ ДОСТАЛИ….
Официально военное положение в СССР было отменено 21 сентября 1945 года, уже после победы над Японией. Страна постепенно начала приходить в себя после кровопролитной войны, из Европы и с Дальнего Востока потянулись эшелоны с демобилизованными фронтовиками. И только в западных областях Украины и Белоруссии военное положение сохранялось еще в течение года. Причина – активная деятельность Украинской повстанческой армии (УПА), ни на секунду не дававшая расслабиться советским спецслужбам и расквартированным в регионе частям Красной Армии.
Ситуацию осложняло то обстоятельство, что на бойцов УПА либо добровольно, либо под страхом смерти работало практически все местное население. В каждом селе у них действовали различные мастерские и сельскохозяйственные предприятия. Причем, каждому предприятию давалось четкое производственное задание. За невыполнение — расстрел. Так что бойцы УПА никогда не чувствовали недостатка в продовольствии и предметах первой необходимости.
Все запасы хранились в лесу, в хорошо замаскированных тайниках. Там же, в лесной глуши, у бандитских формирований имелись хорошо оборудованные госпитали и блиндажи. Сотрудники советской контрразведки частенько находили в лесу даже бетонированные бункеры, предназначенные для руководителей УПА. Все эти сооружения строились с помощью немецких инженеров и были рассчитаны на длительное автономное проживание. В некоторых бункерах имелись электричество и водопровод.
Рядовые же бойцы УПА прятались в тайниках попроще. Ими были утыканы все леса в Галиции. Ветераны Смерша вспоминали, что поначалу терялись в догадках: куда же подевались бандиты, которых загнали в лес? Оказалось, все попрятались под землю. Находили их при помощи банальных металлических штырей. Протыкали ими грунт в разных местах, пока не обнаружится бункер, и в буквальном смысле слова доставали боевиков из-под земли.
По воспоминаниям ветеранов контрразведки, в 1945 году советская власть на территории Западной Украины существовала лишь в районных центрах. Сельская местность целиком находилась во власти банд.
Неудивительно, что ликвидация националистического подполья в западных областях Украины растянулась на несколько лет, а военное положение там отменили только летом 1946-го.
МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ
И вот спустя 76 лет в России вновь ввели военное положение. Жители четырех свежеиспеченных регионов страны – а это несколько миллионов человек – будто перенеслись на машине времени почти на восемь десятилетий назад.
Теперь въехать, например, в Херсонскую или Запорожскую область можно будет только после досмотра любого транспортного средства. В городах и поселках устанавливается комендантский час. За его нарушение вас могут задержать на срок до 30 дней. Власти получили разрешение изымать любое имущество граждан, включая автомашины, для нужд обороны. А еще любого жителя в любое время могут привлечь для выполнения тех или иных общественных работ. Так что вполне возможно, что вскоре где-нибудь в степях Херсонщины, как и восемьдесят лет назад, мирные граждане с кирками в руках будут крепить оборону страны, сооружая какой-нибудь противотанковый ров.
Пока в списке регионов, где введено военное положение, четыре территории. Но под обстрелами ВСУ уже давно оказались и жители других регионов страны. Например, Брянской, Белгородской, Курской и Ростовской областей. Причем, военные следователи фиксировали попадания украинских снарядов в жилые дома россиян еще до начала специальной военной операции. Так, например, 19 февраля 2022 года неустановленные лица, находившиеся на территории Украины, обстреляли Тарасовский район Ростовской области. Огонь, как установили сотрудники Следственного комитета РФ, велся из реактивной системы залпового огня.
Означает ли это, что военное положение вскоре будет введено еще в нескольких приграничных с Украиной регионах России, пока неясно. Российские власти, несмотря на обилие слов, крайне дозированно и невнятно выдают действительно важную и интересующую людей информацию.
Автор: Сергей ХОЛОДОВ
Комментарии