НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Полет наяву над городом Марка Шагала

Полет наяву над городом Марка Шагала

Полет наяву над городом Марка Шагала

НАИБОЛЕЕ ЧЕТКИЙ СНИМОК ‒ БУДСЛАВ В ТОГДАШНЕЙ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Автор: Роман НИКИТИН
03.09.2019

Свое полотно «Полет над городом» художник с мировым именем Марк Шагал создал в 1918 году. Знал ли он тогда, пролетая со своей музой Беллой Розенфельд в фантастическом сне над родным Витебском, о том, совершенно реальном, полете, который состоялся шестнадцатью годами ранее – кто теперь установит? По крайней мере, известно, что местная пресса в сентябре 1902 году ничего не сообщала жителям о появившемся над городом воздушном шаре. В наши дни удалось обнаружить уникальные архивные фото, которые, вероятно, являются первой аэрофотосъемкой территории современной Республики Беларусь.

ГОЛУБИ ВОЙНЫ: НИ ОДНА ПТИЦА НЕ ПОСТРАДАЛА

В Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) хранится «Краткое описание полета шара «Осовец» № 7 в ночь с 13 на 14 сентября 1902 года», составленное командиром отделения штабс-капитаном Мартином-Руно фон Шульцем:

«1. Задание:

Имелось в виду выполнить следующие задания:

1) Крепость Осовец обложена неприятелем. Предположено снестись с г. Вильна, для чего опуститься (стать на гайдропе) в пределах района радиусом 50 верст от города Вильны, для передачи сведений из крепости.

2) Испытать газонепроницаемость новой перкалевой оболочки, лакированной лаком Осовецкого (крепостного воздухоплавательного отделения. – Прим. ред.) четыре раза.

3) Вывезти сто штук голубей.

4) Выяснить действие газа на организм голубя в полете.

2. Шар, его технические данные: Полет совершен на шаре «Осовец» № 7 емкостью в 1000 куб. метров. Шар перкалевый, лакирован в 1901 году, покрыт лаком изнутри два раза и извне столько же.

12 сентября газ из шара в 640 куб. метров перегнан в шар «Осовец» № 7, и недостающее количество газа было пополнено свежим. Балласту взято в полет 300 кило и 100 голубей в проволочной обтянутой холстом корзине.

3. Аэронавты: Командующий отделением штабскапитан фон Шульц, младший офицер отделения поручик фон Бергхольц и крепостной артиллерии поручик Наперстков.

4. Подъем:

Подъем произведен в 11 часов 25 минут вечера 13 сентября. Внизу полный штиль. Ночь звездная, безоблачная. Новолуние. Бумажным монгольфьером определено течение воздуха над поверхностью земли на высоте около 15-50 сажен, на Nord-East. В полет для наблюдения за приборами взята ручная электрическая лампа.

5. Полет:

Ночь, шар почти все время шел на гайдропе. Расход балласту в течение ночи (с 11 ч. 25 мин. вечера до 7 часов утра) крайне был мал – всего 24 килограмма. В течение полета по шару произведено более пятнадцати выстрелов, не причинивших ему вреда.

С города Витебска произведены фотографические снимки. После двенадцати часов дня стали образовываться облака cirro-stratus и cumulus (перисто-слоистые и кучевые. – Прим. ред.).

Расход балласта стал быстро увеличиваться после двенадцати часов дня, благодаря облачности, вызывавшей неравномерное нагревание газа (cirro-stratus).

Во время полета выпущено около 60 голубей. Вредного влияния газа на голубей не замечалось; голуби были помещены вокруг подвесного обруча.

6. Спуск:

Спуск произведен при наступившей темноте в 1/4 версты от деревни Подселица Бельского уезда Смоленской губернии в 7 часов вечера по осовецкому времени, 14 сентября.

7. Дальность и продолжительность полета:

Полет длился 19 ч. 35 минут; в это время пройдено 670 верст. По спуску оставалось около 20 кило балласту. Средняя поступательная скорость около 38 верст в час.

8. Результаты полета:

1) Полет вполне выполнил задачу, пройдя на гайдропе в 20 верстах от города Вильны.

2) Продолжительность полета показала незначительность утечки газа.

3) Голуби вывезены и доставлены благополучно.

4) Вредного воздействия на них газа не замечено».

ПЕРВАЯ АЭРОФОТОСЪЕМКА БЕЛОРУССИИ?

Там же, в РГВИА, удалось найти и сделанные с шара снимки – возможно, это первая аэрофотосъемка, сделанная на территории Белоруссии. Полет проходил над северной окраиной Витебска на высоте 1100 метров над «лагерем местных войск» (современный парк Мазурино). Снимок получился не очень качественным – Витебск с его храмами, скоплением крыш и извилиной Двины виден не четко и в отдалении. Гораздо лучше удался снимок подписанный: «с высоты 700 метров, над Минской губернией». На нем хорошо просматривается застройка и окрестности Будслава, особенно выделяется католическая святыня – костел Вознесения Пресвятой Девы Марии.

Об участниках полета известно немного. Капитан Мартин-Руно фон Шульц позже командовал воздухоплавательным отделением в Брест-Литовской крепости. Поручик Фёдор фон Бергхольц в 1901 году участвовал в первых опытах использования воздушных шаров на Черноморском флоте, а с 1905 года в звании капитана командовал 3-м Восточно-Сибирским полевым воздухоплавательным батальоном в крепости Владивостока.

Сентябрь 1902 года отмечен и проведением аэрофотосъемки с воздушного змея в районе Мозыря одним из подвижников фотограмметрии, и аэрофотографии в России Ричардом Тиле. Заведуя в Министерстве путей сообщения фототопографическими работами и производя фототеодолитные работы для железнодорожных изысканий, Тиле пришел к мысли о целесообразности применения для этого воздушного фотографирования. По его замыслу, решить задачу мог фотоаппарат, перемещаемый вдоль исследуемой трассы при помощи воздушного шара или змея и дающий на фотоснимках непрерывную панораму местности. В 1898 году Тиле построил первый практически пригодный многокамерный автоматический фотоаппарат, названный им впоследствии «панорамографом». Несколько усовершенствованная модель этого аппарата применялась при съемке на Припяти. Аппарат состоял из шести наклонных камер, размещенных вокруг центральной, седьмой. Оптические оси боковых камер составляли с линией горизонта углы, равные 30°. Таким образом, при размере каждой фотопластинки в 14х14 см и длине фокусного расстояния объективов в 95 мм, боковые камеры фотографировали линию видимого горизонта, что давало возможность построить по ним ортогональный план, пользуясь изобретенным Тиле специальным прибором – «перспектометром». Прикладные рамки камер были снабжены зубчатыми координатными метками, позволявшими построить на снимках прямоугольную систему координат. Изобретатель весьма оригинально осуществил автоматизацию аппарата, применив для этого им же придуманный электронивелир. В момент, когда оптическая ось центральной камеры занимала отвесное положение, этот прибор приводил в действие электрические затворы.

Результаты аэрофотосъемок 1902 года позволили составить настолько точный план, что Министерство путей сообщения решило продолжить съемку. С 10 по 18 сентября 1903 года работы проводились с помощью небольшого воздушного шара, запускавшегося с двух понтонных лодок, буксируемых пароходом. В результате была выполнена съемка 195 км русла Припяти – от Мозыря до впадения в Днепр.

Несмотря на успешные опыты фотосъемок с привязных и свободно летящих шаров и воздушных змеев, широкого производственного применения они не нашли. Это объяснялось тем, что шар и змей не обеспечивали быстрого перемещения фотокамеры над земной поверхностью в требуемом направлении. Только после того, как фотокамеру установили на самолет, началось стремительное развитие воздушной съемки и методов обработки воздушных снимков. Однако полученные материалы послужили не только выполнению практических задач своего времени, но и в нашу эпоху стали ценными историческими источниками для изучения планировки и архитектуры городов и поселений.


Автор:  Роман НИКИТИН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку