Полиция, которой больше нет
ФОТО: ИГОРЬ ЗОТИН/ТАСС
30.03.2022
Люди, пережившие бурные 90-е, наверняка помнят слоган «Заплати налоги и спи спокойно!» Четверть века назад он ежедневно звучал с экранов телевизоров, а баннеры с этим призывом красовались по всей Москве. Придумали слоган в Московском управлении Федеральной службы налоговой полиции. По сути, это был первый опыт социально ориентированной рекламы в новой России. И опыт, надо признать, весьма успешный. Впрочем, сотрудники ведомства занимались не только рекламными акциями…
История налоговой полиции началась ровно тридцать лет назад, 18 марта 1992 года, когда Президент России Борис Ельцин подписал указ № 262 «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации». Чуть позже на базе этого управления и была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ).
Первые несколько месяцев сотрудники свежеиспеченной службы занимали всего два кабинета на Лубянке, в здании бывшего КГБ СССР, затем перебрались на Ильинку, 13, где тогда размещалась столичная налоговая инспекция. А вскоре под нужды налоговых полицейских отдали огромное здание на Маросейке.
О том, как создавалось новое правоохранительное ведомство, вспоминает первый начальник Московского управления налоговой полиции, а затем заместитель директора ФСНП России Борис Добрушкин: «В конце октября 1991 года начальник Московского управления КГБ Евгений Савостьянов собрал совещание, где заявил о необходимости радикально перестроить работу органов контрразведки в условиях перехода страны к рынку. А уже через несколько дней, после разговора с тогдашним мэром Москвы Гавриилом Поповым, было принято решение о создании совершенно новой правоохранительной структуры, которая специализировалась бы на расследовании налоговых преступлений. В состав инициативной группы вошли сотрудники Московского управления КГБ, налоговой инспекции и столичного ГУВД, а также эксперты из правового управления мэрии. Работа началась буквально с чистого листа. Несколько дней мы провели в доме отдыха «Мамонтовское», где разрабатывали концепцию новой службы. Долго думали и над названием. Именно тогда и родился термин «налоговая полиция». Сейчас уже не помню, кто конкретно его придумал, но название понравилось. Результатом нашей работы стал документ, в котором излагались основные функции и задачи налоговой полиции».
Кадровый состав налоговой полиции формировался, в основном, из сотрудников милиции и госбезопасности. Немало людей пришло также из Вооруженных сил, где в то время шли повальные сокращения. Разумеется, у многих бывших армейских офицеров не было ни малейшего понятия о том, чем должна заниматься новая служба. Людей приходилось переучивать на ходу, для чего были организованы вечерние трехмесячные курсы повышения квалификации. Кроме того, более 300 сотрудников налоговой полиции съездили на стажировку в США, Германию, Италию, Великобританию и Люксембург, где познакомились с работой фискальных органов.
Отправляя своих сотрудников в заграничные командировки, руководство ФСНП преследовало и другую, немаловажную цель. Не секрет, что в начале 1990ых многие офицеры и оперативники, в буквальном смысле выброшенные из армии и спецслужб, не испытывали особой симпатии к новой власти и переменам, происходившим в стране. К представителям бизнеса они относились как к жуликам и ворам, что нередко приводило к необъективности в ходе проверок. Надо было сломать существовавшие стереотипы, и зарубежные стажировки в этом смысле сыграли положительную роль.
УКЛОНИСТЫ-АКТИВИСТЫ
С первых же дней, не дожидаясь полного решения организационнокадровых вопросов, сотрудники нового ведомства активно включились в работу. А работы было хоть отбавляй. В 1990ые годы налоговая дисциплина в стране опустилась ниже плинтуса. Налоги не платил никто. Свежеиспеченные нувориши, бравшие от жизни все, понимали только язык грубой силы. А силуто как раз государство демонстрировать и не спешило. Российское налоговое законодательство и судебная практика 1990ых годов отличались поразительным либерализмом. Одних только способов уклониться от уплаты налогов в те годы существовало не меньше полутора сотен! Законодатели об этом прекрасно знали, но мало что делали для исправления ситуации.
Стоит ли удивляться, что государство контролировало лишь треть наличных денег в стране. С этой суммы худо-бедно собирались налоги. Остальные две трети – это черный рынок, абсолютно неподконтрольный фискальным органам. Таким образом, казна недополучала гигантские суммы, исчисляемые триллионами тогдашних рублей.
Причем, уклонением от уплаты налогов грешили не только мелкие коммерческие фирмы, коих на заре рыночных реформ расплодилось видимо-невидимо, но и крупные, вполне солидные предприятия. В феврале 1997 года, к примеру, в поле зрения налоговых полицейских попала компания «Внуковские авиалинии». Оказалось, что еще в 1993 году руководители компании сдали два самолета в аренду турецкой авиационной фирме. Без малого четыре года самолеты исправно летали, турки так же исправно отстегивали денежки за аренду, а вот платить налоги с этих операций «Внуковские авиалинии» почемуто забывали. В итоге за четыре года руководство авиакомпании заработало 12 миллионов долларов, не заплатив в казну ни цента!
В марте 1998го сотрудники налоговой полиции провели комплексную проверку АвтоВАЗа. Выяснилось, что этот гигант отечественного автопрома буквально облепили всевозможные фирмочки, занимавшиеся сбытом готовой продукции. Только за три неполных месяца 1997 года через 35 фирм-посредников, действовавших под вывеской АвтоВАЗа, было продано почти сто тысяч «Жигулей» различных модификаций. Государство не получило от этих операций ни копейки в виде налогов. Зато коммерсанты стали богаче, по меньшей мере, на 200 миллиардов неденоминированных рублей. Не отставали от фирмачей и «мастера культуры». На 1990-ые годы, как известно, пришелся бум концертной деятельности в стране. Сотни звезд различного калибра, а также их многочисленные клоны, колесили по России, давали по несколько концертов ежедневно, собирали гигантские суммы, однако в налоговых декларациях сплошь и рядом указывали лишь малую толику своих доходов. В результате государство теряло ежегодно не менее 400 миллиардов рублей.
ФОТО: ЛЕОНИД СВЕРДЛОВ/ТАСС
Несмотря на то, что закон давал налоговым полицейским право возбуждать уголовные дела и самостоятельно проводить следствие, далеко не всегда стражи порядка прибегали к столь суровым мерам. Иногда неплательщиков просто приглашали в налоговую полицию и убеждали в необходимости соблюдать закон. Во многих случаях это действовало.
Вот, например, история с главным тренером «Спартака» Олегом Романцевым. Как выяснилось в ходе проверки, в 1995–1996 годах Олег Иванович скрыл от налоговых органов доходы своего клуба, полученные за участие в розыгрыше европейских кубков.
А денежки это немалые: почти 4 миллиона долларов. В советские годы такие действия квалифицировали бы как хищение в особо крупных размерах со всеми вытекающими последствиями вплоть до смертной казни. В либеральные 1990-ые ограничились предложением добровольно возместить причиненный государству ущерб. Справедливости ради следует отметить, что Романцев признал за собой грешок и в полном объеме выплатил долг.
БОРЬБА С ЧЕРНЫМ НАЛОМ
Немало хлопот в те годы налоговикам доставляли коммерческие банки, казино и рынки. В конце 1997-го налоговые полицейские проверили 350 коммерческих банков Москвы и практически в каждом обнаружили серьезные нарушения налогового законодательства. Вопиющий пример – Ялосбанк. В свое время реклама этого банка не сходила с экранов телевизора и газетных полос. Проведенная же проверка показала, что за один только 1996 год банкиры не перечислили в казну в виде налогов 17 миллиардов рублей. А когда полицейские пригрозили руководству банка серьезными санкциями вплоть до ареста имущества и счетов, те быстренько скрылись, прихватив с собой денежную наличность. Всего же по состоянию на февраль 1998 года столичные коммерческие банки задолжали государству почти триллион рублей. Подавляющее большинство этих финансовых организаций вскоре лопнули, как мыльный пузырь, а посему денег казна так и не увидела.
В мае 1998 года московские стражи порядка устроили рейды по столичным казино. Практически в каждом из игорных заведений были вскрыты серьезные нарушения, в том числе и налогового законодательства. В казино «Арт клуб люкс», например, было изъято почти 42 тысячи долларов США, нигде не задокументированных. Дальнейшее расследование показало, что руководство казино вело двойную бухгалтерию, скрывая часть прибыли от налогообложения.
Аналогичная картина предстала взору полицейских и в другом известном московском казино той поры – «Валерий Брюсов». В ходе обыска в специально оборудованном тайничке оперативники обнаружили десятки тысяч нигде не учтенных долларов США.
Однако переплюнули всех фирмачи из «Подковы». Общая сумма изъятой в ходе обысков наличности достигла полумиллиона долларов США. Деньги в казино были буквально везде. Из кассы оперативники выгребли 66 тысяч 832 доллара. В игровом зале под столами валялось около 220 тысяч баксов. Очевидно, завидев стражей порядка, посетители и крупье побросали купюры на пол. А в сейфе директора «Подковы» нашлось еще 200 тысяч долларов, разумеется, нигде не учтенных. Происхождение налички никто из сотрудников казино внятно объяснить не сумел.
Пикантный сюрприз ожидал оперативников в казиношном баре. При проверке ассортимента напитков, которыми владельцы казино потчевали своих гостей, выяснилось, что никакими дорогими заморскими винами, обозначенными в прейскуранте, в «Подкове» и не пахло. Вместо белого «Пол Масона», например, посетителей поили банальной «Монастырской избой», а вместо красного – не менее банальным «Каберне», купленным в ближайшем коммерческом ларьке. Так что кроме традиционных для казино нарушений, владельцам «Подковы» вменили еще и обман покупателей.
Впрочем, все это – детские забавы по сравнению с масштабами налоговых нарушений, творимых на столичных рынках. В 1990-ые годы в Москве работало более 200 продовольственных и вещевых рынков, на которых торговали всякой всячиной сто тысяч человек. Поскольку практически все столичные рынки контролировались криминальными группировками, львиная доля денежной наличности уходила мимо казны прямиком в карманы мафиози. По ценам до реформы 1998 года ежегодный оборот столичных рынков достигал 60 триллионов рублей. В одних только Лужниках, превращенных в гигантскую барахолку, тогда крутилось до шести миллионов долларов в день. Из них только 30 процентов контролировалось государством.
За московские рынки налоговые полицейские плотно взялись весной 1996 года. На профессиональном жаргоне это называлось операцией «Предприниматель». Эффект от таких мероприятий был потрясающим. При появлении сотрудников полиции у торгашей тут же появлялись контрольно-кассовые аппараты, необходимая документация, а главное – все как один заявляли о готовности честно платить налоги в казну. Так, летом 1996 года полиция внезапно нагрянула на рынок бытовой техники, возникший у ДК имени Горбунова и хорошо известный москвичам под именем «Горбушка». Всего пара дней работы полицейских на рынке принесла столичному бюджету миллиард рублей в виде налогов.
В «НЕДОИМКУ» ЗА «ФУНАЕМ»
Налоговую полицию упразднили в марте 2003 года. По одной из версий, причиной ликвидации ФСНП стал конфликт с руководством «Газпрома». Налоговые полицейские обвинили газовиков в уклонении от уплаты крупных сумм в казну, а те, в свою очередь, заявили о грубых нарушениях закона при проведении проверок. Дело дошло до судебного разбирательства. Суд встал на сторону «Газпрома»…
Слухи о скорой кончине ФСНП появились еще в феврале 2003-го. Сначала поменяли директора: вместо Вячеслава Солтаганова был назначен Михаил Фрадков. На церемонии по случаю присвоения нескольким офицерам ФСНП генеральского звания Фрадков, пожимая им руки, бросил такую фразу: «Возможно, вы последние, кто получил генеральские погоны в налоговой полиции». После этого ни у кого не осталось сомнений в том, что ФСНП доживает последние деньки. И действительно, через три дня вышел указ президента об упразднении Федеральной службы налоговой полиции России.
Личный состав раскидали по другим правоохранительным службам. А здание на Маросейке, где находился центральный аппарат налоговой полиции, передали свежеиспеченной структуре – Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. Кстати, кое-кто из сотрудников ФСНП, перейдя на работу в новое ведомство, так и остался в старом здании – поменялись только таблички на дверях служебных кабинетов и, разумеется, удостоверения личности.
Налоговая полиция в России просуществовала 11 лет. За это время было выявлено и пресечено около 300 тысяч нарушений налогового законодательства, возбуждено более 100 тысяч уголовных дел, а в бюджеты всех уровней доначислено более 5 триллионов рублей. Это потом, в нулевые годы, когда в казну рекой потекли нефтяные деньги, властям удалось наладить ситуацию с зарплатами бюджетникам. А в лихие 1990-ые, когда триллионы рублей пролетали мимо кассы, а баррель нефти стоил меньше двадцати долларов, только благодаря мастерству налоговых полицейских многие российские бюджетники хотя бы иногда получали скромное жалованье, позволявшие хоть как-то сводить концы с концами.
При этом арсенал средств, которым активно пользовались налоговые полицейские, был достаточно разнообразен: от воспитательных бесед до уголовного преследования. А, кроме того, главной своей задачей полицейские считали не столько наказание жуликов, сколько пополнение казны деньгами. В налоговой полиции Москвы, например, придумали такой способ пополнения казны, как продажа имущества должников. Для этого на территории НИИ металлургии летом 1996 года открылся первый в стране магазин, где продавалось конфискованное у нерадивых коммерсантов имущество. Магазин назывался «Недоимка» и быстро получил популярность у горожан благодаря своим низким ценам. Так, вполне приличный компьютер в «Недоимке» можно было приобрести всего за 220 долларов, а телевизор «Фунай» – за 150, что по ценам 1996 года раза в три ниже, чем в других магазинах. То же самое относилось к одежде, обуви, мебели, посуде, бытовой технике. Неудивительно, что в НИИ металлургии народ катался со всей Москвы и Подмосковья. Таким образом, открывая «Недоимку», полицейские решали сразу две архиважные задачи: и бюджет пополняли живыми деньгами, и проводили торговую политику в интересах малоимущих граждан. Позднее подобные магазины стали открываться и в других городах страны.
За 11 лет существования ФСНП на ее содержание было потрачено 28 миллиардов 400 миллионов рублей. Таким образом, каждый вложенный в налоговую полицию рубль принес государству почти 150 рублей чистого дохода.
Автор: Сергей ХОЛОДОВ
Комментарии