НОВОСТИ
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
39
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
116
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
651
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
644
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
1470
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
865
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1262
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
962
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Полковник Мотор
Совместно с:
23.11.2018
Это удивительно, но человек, который вошел в историю как «генерал де Голль», в реальности никогда не был генералом. Точнее, он никогда не был официально утвержден в этом воинском звании.
Будущий президент Франции Шарль де Голль родился 22 ноября 1890 года на севере страны, в Лилле, в семействе обедневшего дворянина, преподававшего французский язык и литературу в парижском коллеже иезуитов. Все дети в этой семье (а их было пятеро) воспитывались в духе патриотизма и строгого католицизма.
Шарль де Голль с раннего детства думал о военной карьере и рано переехал в Париж, где в 1909 году поступил в престижное Сен-Сирское военное училище, основанное еще Наполеоном Бонапартом.
ДЕ ГОЛЛЬ И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Де Голль выделялся самобытным характером и исключительными способностями. А еще он был очень высоким (1,90 м) и в прямом смысле этого слова смотрел на окружающих свысока.
После окончания военного училища в 1912 году де Голль получил звание младшего лейтенанта и был направлен в Аррас, где прослужил два года в пехоте.
Началась Первая мировая война, и де Голль с первых ее дней попал на фронт, где отважно сражался, а 15 августа 1914 года, в Нормандии, был ранен в ногу. Он лечился в Лионе, а уже в январе следующего года вернулся в строй. И вновь последовало ранение: 10 марта, в сражении на реке Сомме, только теперь в левую руку. Молодой лейтенант долго приходил в себя и вернулся в свой 33-й пехотный полк уже в звании капитана. А в марте 1916 года он очутился в деревушке Дуомон, в самом пекле знаменитого Верденского сражения. Позднее, в июле 1919 года, он получит за мужество под Дуомоном орден Почетного легиона.
ДЕ ГОЛЛЬ В ПЛЕНУ
Утром 2 марта 1916 года под Дуомоном начался мощный обстрел немецкой тяжелой артиллерии. Затем пустили газ, и пошла ожесточенная рукопашная схватка. Батальон де Голля оказался почти полностью уничтожен. Сам он получил штыковое ранение в бедро и от потери крови потерял сознание. Его посчитали мертвым. А через два месяца в приказе по армии отметили: «Капитан де Голль, зарекомендовавший себя духовно и морально в самой высокой степени, при страшной бомбардировке немцев, которая почти выкосила его солдат, поднял оставшихся в живых на яростную атаку, посчитав такое решение единственным достойным воинской чести. Он пал в бою при непосредственном соприкосновении с противником».
На самом деле, де Голль был тяжело ранен в левую ногу, а потом попал в немецкий плен, но официально его объявили погибшим.
В плену де Голля сначала отправили в вестфальский Оснабрюк, затем перевели в другое место, затем – в третье, и в конце концов, в октябре 1916 года, он оказался в баварском Ингольштадте, в форте №9. Там, кстати, произошла встреча де Голля с будущим «красным маршалом» Михаилом Тухачевским, также попавшим в плен. По свидетельству самого де Голля, в форте №9 он «долго жил в одной комнате с Тухачевским».
Интересно отметить, что в форте №9 в это же время находились еще два будущих генерала Франции – Жорж Катру и Луи де Мезейрак.
ДАЛЬНЕЙШАЯ ВОЕННАЯ КАРЬЕРА ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ
После Ингольштадта де Голля перевели в Розенберг. Оттуда он дважды пытался бежать, но его ловили и отправляли в военную тюрьму в Пассау. Потом –
вновь Ингольштадт, затем – Вюрцбург и еще две безуспешные попытки побега. Наконец, де Голль оказался в Магдебурге, и там 11 ноября 1918 года узнал, что война закончилась.
После плена капитан де Голль долгое время находился в угнетенном состоянии. Его можно понять, но он все же твердо решил не бросать службу в армии. В начале 1919 года он прошел переподготовку в одной из французских военных школ, а в апреле отправился в Польшу, где была организована военная миссия, в которой французские офицеры обучали солдат польской армии. Там, кстати, де Голль и узнал о своем награждении орденом Почетного легиона.
Лишь в 1927 году де Голль получил чин майора. Похоже, его независимый характер и принципиальность очень мешали его восхождению по служебной лестнице.
Чин подполковника он получил в декабре 1933 года, а полковника – 25 декабря 1937 года. Кстати, в 1920 году де Голль участвовал в советско-польской войне, за что был награжден польским орденом Virtuti militari (Военная доблесть). А с 1921 года он служил в штабе маршала Петена и даже назвал в его честь своего сына Филиппом.
ДЕ ГОЛЛЬ И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Получается, что в тот момент, когда началась Вторая мировая война, де Голль был полковником.
В июле 1937 года де Голль был назначен командиром 507-го танкового полка, базировавшегося в Меце. Несмотря на свой немалый рост, умудрялся влезать в тесный танк. При де Голле механики-водители, стрелки и радисты изнемогали от напряженной работы, но зато 507-й полк быстро стал образцовым, а его командир получил прозвище – Полковник Мотор.
Город Мец, расположенный в Лотарингии, на северо-востоке Франции, являлся решающей точкой в обороне страны, и де Голль, если угодно, был там на передовой линии танковой мысли. С другой стороны, назначение в провинциальный город – это было сродни ссылке: в Меце, вдали от столицы, трудно было найти контакты, необходимые для реализации идеи создания качественно новой профессиональной армии. Плюс в Меце де Голль попал в полное подчинение к генералу Анри Жиро, командующему армейским корпусом, а тот был человеком жестким, и отношения у них сложились весьма сложные. Например, однажды в ходе тактических учений командиру танкового полка Шарлю де Голлю был сделан выговор за то, что тот осмелился попытаться применить нестандартный ход. Генерал приказал остановить маневры и сказал «зарвавшемуся» полковнику: «Пока я жив, де Голль, вам никогда не удастся ставить здесь свои эксперименты!»
Жестким, кстати, был и Полковник Мотор: он обожал все контролировать лично, регулярно прогуливался по территории своего полка в белоснежных перчатках и постоянно объявлял дисциплинарные взыскания своим подчиненным за малейшие упущения.
За день до начала войны (31 августа 1939 года) де Голль был назначен командующим танковыми войсками 5-й армии, стоявшей в Эльзасе, в Вангенбурге. Отметим, что командовать он стал двумя группами танковых батальонов. Чтобы было понятно, в межвоенный период танковые полки обычно состояли из двух танковых батальонов, а в конце 1939 года
танковые полки были преобразованы в группы танковых батальонов (groupes de bataillons de chars). Так вот под командованием де Голля оказались 501-я (GBC 501) и 508-я (GBC 508) группы танковых батальонов, в состав которых входили 1-й, 2-й, 31-й, 21-й и 24-й танковые батальоны. На вооружении этих подраз-
делений имелись легкие танки R-35, а 31-й батальон составлял исключение, ибо он был оснащен устаревшими танками FT-17, разработанными и массово производившимися еще во время Первой мировой войны.
По этому поводу де Голль со свойственным ему скепсисом писал: «На мою долю выпало играть роль в ужасной мистификации. Несколько десятков легких танков, которыми я командую, – это всего лишь пылинка. Мы проиграем войну самым жалким образом, если не будем действовать».
Однако действовать никто не собирался. Французская армия была совершенно не подготовлена к современной войне, а официальные лица произносили бесконечные успокаивающие речи на тему о несокрушимой оборонительной мощи «линии Мажино». Складывалось впечатление, что французское военное командование питало мифическую надежду на то, что до настоящей войны с Германией дело вообще не дойдет. При этом германского вторжения можно было ожидать в любой момент.
В январе 1940 года де Голль написал статью «Явление механизированных войск», в которой подчеркнул значение взаимодействия сухопутных войск, в первую очередь танковых, и военно-воздушных сил. Но это оказалось гласом вопиющего в пустыне.
Правда, кое-что все же делали. Например, в начале 1940 года наконец-то сформировали одну танковую дивизию, оснастив ее устаревшими машинами образца 1925 года.
14 мая 1940 года де Голлю поручили командование формирующейся 4-й танковой дивизией (первоначально в ней было 5000 человек и 85 танков).
Получается, с 1 июня 1940 года де Голль временно исполнял обязанности бригадного генерала, а спустя пять дней премьер-министр Поль Рейно назначил его заместителем военного министра. Точнее – заместителем государственного секретаря по вопросам национальной обороны.
Это произошло в трагические для Франции дни, когда значительная часть французской армии уже была разгромлена фашистской Германией. После вступления немецких войск в Париж (14 июня) и прихода к власти капитулянтского правительства Филиппа Петена (16 июня) де Голль выехал в Англию, откуда уже 18 июня 1940 года обратился по радио к французскому народу с призывом продолжать борьбу против фашистской Германии.
Итак, Франция позорно капитулировала, но де Голль, в отличие от правительства страны, не признал поражения. И он сам продолжил войну. Он смог вылететь из практически полностью захваченной немцами Франции в Лондон и обратился по радио Би-би-си к своему народу:
– Франция проиграла битву, но не проиграла войну! Наступит день, когда мы вернем себе свободу и величие. Вот почему я призываю всех французов объединиться вокруг меня ради действия, самопожертвования и надежды.
На одном из последних пароходов в Лондон прибыла жена де Голля с детьми. А вот его мать осталась во Франции. Она умирала, но все же успела услышать призыв сына. И после этого она воскликнула: «Я горжусь им! Всегда гордилась!»
Жанна де Голль умерла 16 июля 1940 года, и ее похоронили под чужим именем, потому что коллаборационистская власть запретила упоминать фамилию мятежного генерала. Но вся Франция знала, кого хоронят. Даже жандармы выстроились почетным караулом у гроба матери человека, на которого теперь надеялась вся страна.
Шарль де Голль в 1944 году. Он носил униформу бригадного генерала, хотя официально в этом звании его никто не утверждал / фото из архива автора
А вот Черчилля и Рузвельта де Голль раздражал. Рузвельт называл его «капризной невестой» и предложил Черчиллю отправить неугомонного француза «губернатором на Мадагаскар». Со своей стороны, британский премьер разделял неприязнь американского президента и называл де Голля «тщеславной личностью, которая видит себя спасителем Франции». Но обоим пришлось считаться с де Голлем и вести с ним переговоры.
– Черчилль думает, что я считаю себя Жанной д’Арк, – сказал как-то де Голль. – Но он ошибается. Я воспринимаю себя только как генерала де Голля.
Генерала де Голля… Сам себя он всегда называл генералом. Но подчеркнем это еще раз – с 1 июня 1940 года он временно исполнял обязанности бригадного генерала. Это было временное назначение, и официально его так и не утвердили в этом звании. То есть, по сути, де Голль стал занимать генеральскую должность, не имея генеральского звания.
Во французской армии это тогда называлось временным повышением в воинском звании, и оно обычно происходило без прибавки к жалованию. То есть де Голль был назначен временным бригадным генералом. Тогда Франция уже была частично оккупирована немецкими войсками, и процедура нормальной аттестации, проводившаяся, как правило, не чаще одного или двух раз в год, для него была de facto невозможна.
Находясь в Лондоне, де Голль вел переговоры о судах для эвакуации французского правительства в Африку, но Поль Рейно подал в отставку, после чего правительство возглавил маршал Петен, а тот сразу же заговорил с Германией о перемирии. Сам де Голль решительно отказался от перемирия, заключенного Петеном, и начал призывать своих соотечественников не складывать оружие.
Потом де Голль написал в своих мемуарах: «18 июня 1940 года, отвечая на призыв своей Родины, лишенный какой-либо другой помощи для спасения своей души и чести, де Голль, один, никому не известный, должен был взять на себя ответственность за Францию».
Де Голль обвинил правительство Петена в предательстве и заявил, что «с полным сознанием долга выступает от имени Франции». В Лондоне он основал движение «Свободная Франция» (после 1942 года – «Сражающаяся Франция»). Это была организация, призванная оказать сопротивление оккупантам и коллаборационистскому режиму Виши.
В ответ правительство Петена, обосновавшееся в небольшом французском курортном городке Виши, «оценило» действия де Голля в полной мере: 19 июня 1940 года ему был послан приказ немедленно вернуться во Францию, 23 июня его отправили в отставку за нарушение воинской дисциплины, 30 июня подписали ордер на его арест. Де Голля обвинили в измене, и 4 июля военный трибунал приговорил его к четырем годам лишения свободы за неподчинение. Наконец, 4 августа 1940 года военным трибуналом 17-го военного округа Франции полковник в отставке де Голль был заочно приговорен к разжалованию, конфискации всего движимого и недвижимого имущества и смертной казни за измену, нанесение ущерба внешней безопасности государства и дезертирство за границу во время войны.
Со своей стороны, де Голль весьма спокойно отнесся ко всем этим приговорам. Он опасался лишь за судьбу своих братьев и сестры, остававшихся на территории Франции. Что же касается нового французского режима, то для де Голля он не был легитимным. Он называл его исключительно «люди Виши». А Францией он теперь считал самого себя.
На первом этапе войны де Голль направлял главные усилия на установление контроля над французскими колониями. В результате к «Свободной Франции» присоединились Чад, Конго, Габон, Камерун, а позднее и другие колонии.
Конечно же, вишистская пропаганда позаботилась о том, чтобы создать непокорному де Голлю самую негативную репутацию. В одной из листовок говорилось: «Голлизм означает раскол, мятеж и восстание против легитимной власти». А вишистский полковник Гарнье писал: «Де Голль – преступник. Он призывает к неповиновению и гражданской войне. Он наносит колоссальный вред делу маршала по возрождению Франции. Такие люди, как он, сожгли за собой национальные мосты. Ими движет только надменность и личные амбиции».
После высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 года в городе Алжир был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Шарль де Голль был назначен его сопредседателем (наряду с генералом Анри Жиро), а затем и единоличным председателем.
В июне 1944 года ФКНО был переименован во Временное правительство Французской Республики. Де Голль стал его первым главой. В этом качестве в декабре 1944 года он посетил Советский Союз, встречался с И.В. Сталиным и В.М. Молотовым.
Следует отметить, что смертная казнь за измену в отношении де Голля была отменена только 11 января 1945 года. И в официальном документе на эту тему он был назван «полковником в отставке, временно исполнявшим обязанности бригадного генерала».
Безусловно, Шарль де Голль легко мог бы получить подтверждение своего генеральского звания, но он посчитал, что это и так уже сделано историей.
В 1945 году министр армий Эдмон Мишле предложил де Голлю звание маршала Франции, но это предложение было отвергнуто.
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с:
Комментарии