НОВОСТИ
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
81
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
200
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
199
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
201
21.11.2024 09:55
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
294
21.11.2024 08:15
В Ивановской области возбудили уголовное дело по факту хищения у концерна «Калашников»
311
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ПОТУСТОРОННИЙ ГОЛОС
Совместно с:
30.08.2015
КОНКОРДИЯ АНТАРОВА: КУМИР ТЕАТРАЛОВ И ЭЗОТЕРИКОВ
Конкордия Антарова – талантливая русская певица, заслуженная артистка РСФСР, солистка Большого театра, создавшая на его сцене незабываемые партии графини в «Пиковой даме», Вани в «Иване Сусанине», Ратмира в «Руслане и Людмиле»… По воспоминаниям современников, ее любил слушать Иосиф Сталин, и однажды его заступничество даже помогло ей избежать ГУЛАГа. А еще Антарова – автор оккультного романа «Две жизни», который писался в годы Великой Отечественной войны и первоначально предназначался для очень узкого круга учеников. Последователи Антаровой считают, что текст книги ей диктовал Лев Толстой.
Кора Евгеньевна Антарова родилась 13 апреля 1886 года в Варшаве. Ее отцом был мелкий служащий департамента народного просвещения. Мать приходилась двоюродной сестрой сосланному в Сибирь народовольцу Аркадию Тыркову, а двоюродной бабушкой Коры была Софья Перовская, которая в составе «Народной воли» руководила убийством императора Александра II.
В одиннадцать лет Кора потеряла отца, мать давала уроки иностранных языков – жили на выручаемые с этого средства и небольшую пенсию. В 14 лет, будучи в 6-м классе гимназии, Антарова осталась круглой сиротой. Но она не бросила учиться, а закончила гимназию, самостоятельно зарабатывая уроками.
Не только материальные трудности, но и сильные религиозные чувства, которые были присущи девочке с детства, повлияли на решение юной Коры уйти в монастырь. В монастыре она стала петь в церковном хоре, и там ярко проявился ее природный дар. Как пишет в своих воспоминаниях ученица Антаровой Марина Стриженова, «уже тогда ее голос выделялся из хора – Антарову приходили слушать специально».
СУЖДЕНО ТРУДИТЬСЯ В МИРУ
Кору с детства влекла мечта о театре и сцене. По словам матери, она пела с пеленок, стихи учила только под музыку. И после нескольких лет жизни в монастыре она принимает твердое решение посвятить свою жизнь искусству. Сделать этот шаг помогла встреча с Иоанном Кронштадтским, который сказал молодой девушке, что ей суждено трудиться в миру. Подруги по гимназии собрали ей 100 рублей, и Кора поехала учиться в Петербург.
Она выдерживает большой конкурс и поступает на историко-филологический факультет известных Бестужевских курсов, который окончила в 1904 году. Параллельно Кора оканчивает Петербургскую консерваторию, берет уроки пения у Ипполита Прянишникова – знаменитого русского певца, педагога и организатора и руководителя первого в России оперного товарищества.
На учебу Коре пришлось тяжело зарабатывать – уроками, ночными дежурствами в редакциях, уходом за больными.
«Она поступает учительницей в заводскую школу Александровского завода Николаевской железной дороги. Завод находился в часе езды от города на Шлиссельбургском тракте, и ездить туда приходилось на паровичке. Из получаемых в месяц 75 рублей 40 она платила за уроки пения. Девятнадцатилетняя девушка, привлекательная и талантливая, возвращаясь из школы в город, от голода и утомления нередко сваливалась с ног и оказывалась в больнице. Таково, очевидно, было происхождение тяжелой болезни, мучившей певицу всю жизнь, – бронхиальной астмы. Но любовь к музыке и театру преодолевала все, помогала мужественно продолжать борьбу», – пишет Марина Стриженова.
Коре предлагали остаться при курсах на кафедре философии. Но у нее были другие планы. Весной 1907 года она направляется на пробы в Мариинский театр. В комиссии по прослушиванию певцов председательствуют дирижер Эдуард Направник и директор императорских театров Владимир Теляковский. Из 160 прослушанных певцов в театр принята одна Антарова! И это не случайно – у Коры был редкий голос, контральто – низкий по диапазону и весьма своеобразный по звучанию, «виолончельного» тембра.
«ОНА СРЕДИ НАС КОРОЛЕВА»
В Мариинском театре Кора проработала только год. Одна из актрис Большого театра по семейным обстоятельствам желала переехать в Петербург, и Антаровой предложили заменить ее в Москве. Кора Евгеньевна переезжает в Москву, где ей сразу же поручают весь ответственный репертуар для контральто. На этой известной всему миру сцене Антарова проработала почти 30 лет.
Ратмир в «Руслане и Людмиле», Лель в «Снегурочке», Ваня в «Жизни за царя» – это самые крупные партии. Репертуар Антаровой обширен – оперы «Русалка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Садко», «Иоланта», «Князь Игорь», «Демон», «Вертер», «Золотой Петушок», труднейшие партии в вагнеровских операх «Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов», в двух из них она исполняет по две роли, и многие другие оперы. Несмотря на многочисленность труппы Большого театра, во многих спектаклях замены Антаровой нет.
Большим событием в жизни Антаровой стала встреча с Константином Станиславским. С 1917 по 1922 год он преподавал актерское мастерство в музыкальной студии Большого театра. Восхищенная талантом великого режиссера, Антарова кропотливо и благоговейно вела стенографическую запись занятий, подготовив потом на их основе книгу, названную ею «Беседы К. С. Станиславского». Впервые она увидела свет в 1939 году и выдержала несколько изданий, была переведена на другие языки, опубликована в ряде стран, в том числе и в США. А в 1946 году Кора Евгеньевна даже организует при ВТО кабинет Станиславского, в котором разворачивается активная работа по пропаганде идей реформатора театра.
В годы работы в Большом театре знакомство с системой Станиславского помогло Антаровой создать образы, которые стали одними из лучших в истории театра. Прежде всего, это роль графини в опере «Пиковая дама» – Антарова была признана лучшей в артистическом и вокальном отношении исполнительницей этой роли. Ей тогда было всего 25 лет, но она должна была сыграть «старуху».
«Работа над образом графини была одной из самых кропотливых во время моей театральной жизни. Каждый раз, когда мне надо было петь вечером, я весь день уже чувствовала и сознавала себя тем, кого надо было изображать. В своем воображении, в движениях я уже не была свободна: я была пленена той эпохой, той личностью, которая смотрела на меня из клавира оперы. И я видела не рисунок нот, не слова, подписанные под ними, но свой подтекст, свой смысл каждого слова. Кусок подлинной жизни смотрел на меня со страниц клавира, и эту жизнь создавало мое воображение», – вспоминала Кора Евгеньевна.
О том, насколько талантлива была Антарова как актриса и певица, свидетельствуют и воспоминания ее коллег.
«Она всегда обладала прекрасным голосом, выдающейся музыкальностью и артистическими данными, что дало ей возможность занять одно из первых мест в труппе Большого театра. Я был свидетелем непрерывного художественного роста артистки, ее сознательной работы над богатым от природы голосом оригинального красивого тембра и широкого диапазона», – писал крупнейший русский оперный певец Леонид Собинов.
«Антарова принадлежит к числу тех артистов-работников, которые не останавливаются на своих природных данных, но все время неустанно идут вперед по пути совершенствования», – говорил весьма требовательный к певцам дирижер Вячеслав Сук.
А вот что пишет о человеческих качествах Антаровой Марина Стриженова: «Кора Евгеньевна была талантлива во всем, даже когда варила обед. И все вокруг нее было красиво. Красива была она сама, хотя я помню ее уже весьма пожилой женщиной. Общаясь с ней в домашней обстановке, живя на даче, я никогда не видела ее непричесанной, небрежно одетой.
И комната, в которой она находилась, казалось красивой, и все вещи вокруг нее. Знаменитое чеховское изречение нашло в Коре Евгеньевне на редкость полное воплощение. Люди тянулись к ней, выкладывали ей свои проблемы, горести, говорили о себе. А она, вопреки привычным для артистов манерам, никогда не говорила о себе, не вспоминала о своих успехах, хотя вспомнить было что…
С ней хотелось видеться, от нее не хотелось уходить. А Кора Евгеньевна своим присутствием как бы поднимала людей вверх, а иногда просто давала возможность тем, кто дошел до отчаяния, вновь обрести силу жить, и жить полным сердцем. Сказать, что она была человеком высоких моральных качеств и необыкновенной доброты, как-то мало, по отношению к ней это звучит бледно и недостаточно. Она была проста в обращении, необычайно приветлива с каждым, доброжелательна, но… вы чувствовали такую исходившую от нее силу, которая заставила сказать одну театральную деятельницу, ничего не знавшую о сокровенной стороне ее жизни: «Ну, Кора Евгеньевна… Она среди нас королева».
Антарова выступала в симфонических концертах, давала сольные концерты камерной музыки с обширной и оригинальной программой, где пела песни и романсы западных композиторов в своих переводах. Она была хорошо знакома с Шаляпиным, Рахманиновым, другими выдающимися деятелями русской культуры.
ЗАСТУПНИЧЕСТВО ВОЖДЯ
В архиве Антаровой сохранились рукописные ответы на какую-то анкету – более чем восемьдесят вопросов. Судя по дате – «В театре 22 года» – это анкетирование проводилось в 1929–1930 годах. Антарова подчеркивает, что презирает богему и в то же время ее отношение к администрации – по всей видимости, речь идет о Большом театре – «в смысле ее художественной работы – абсолютно отрицательно».
«Более того, она утверждает, что в театре чувствуется ложь, рабство и подавленность духа; входя в театр, актер испытывает страх. «Когда актер от личного «я» – которое он считает центром жизни, – и от защиты своих личных эгоистических прав перейдет к перечислению и осознанию своих обязанностей перед жизнью и искусством, – тогда эта атмосфера исчезнет. Кроме культуры – нет способов борьбы», – подчеркивала Марина Стриженова.
Конечно, это черновая запись ответов, но не трудно себе представить, что человеку с такой творческой позицией приходилось нелегко в условиях советского общества. Известно, что Антарова находилась под особым наблюдением властных структур – прежде всего, как человек, сочувствующий религии. Но всякий интерес к социальной деятельности – к концертам, спектаклям, другим мероприятиям – Антарова теряет только после того, как в ГУЛАГе погибает ее муж. Ее изгоняют из театра, высылают из Москвы, она лишается возможности заниматься любимым делом.
Как и многие-многие другие, она теряет все. Но судьбу Антаровой решил случай. В воспоминаниях современников говорится, что Иосиф Сталин очень любил посещать Большой театр, в особенности оперы с участием Антаровой. Ему не понравилось исполнение какой-то певицы, и он поинтересовался, почему поет не Антарова. После этого Кору Евгеньевну вернули в Большой театр.
Все пережитое дало о себе знать в виде обострения бронхиальной астмы, Антаровой выступать на сцене становилось все труднее, хотя голос еще звучал в полную силу. Она уходит из вокала в начале 30-х годов прошлого века. Антарова какое-то время работала помощником библиотекаря, давала уроки, жила очень просто. Сохранилась всего одна запись ее голоса на пластинке – партия няни в опере «Евгений Онегин».
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
«Была в насыщенной жизни Коры Евгеньевны еще одна сторона – внутренняя духовная деятельность, которая, несомненно, была истоком возвышенности ее творчества и всей жизни и которая многих знавших ее людей заставляла считать ее своим духовным руководителем, не только непререкаемым авторитетом во всех важнейших жизненных вопросах, но и человеком, помогающим по-новому понять глубочайший смысл самого существования на Земле», – пишет Стриженова.
Уйдя из театра, Антарова не погрузилась в воспоминания. Наоборот, ее жизнь стала еще более наполненной. Только теперь об этом знали немногие – это была сокровенная сторона ее жизни. Сегодня известно, что Антарова была знакома с некоторыми членами Теософического общества, созданного известным религиозным философом Еленой Блаватской. Об этом в своих воспоминаниях пишет старейший искусствовед-индолог, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии имени Джавахарлала Неру Семён Тюляев, который считал себя учеником Антаровой.
По его словам, она имела своего Учителя и связи с Шамбалой – местом нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби, так и Гималаи. Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с Великой белой ложей гималайских адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя ее центральным органом управления Великой белой ложи, и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.
Не удивительно, что в круг общения Антаровой входили люди, близкие ей по убеждению и готовые вести труднейшую работу по совершенствованию своего сознания. Это, к примеру, Ольга Цубербиллер – выдающийся ученый-математик, педагог, воспитавший не одно поколение ученых, автор очень популярного задачника «Задачи и упражнения по аналитической геометрии», а также величайший русский артист Василий Качалов.
Антарова считала, что после своей физической смерти в 1948 году, Качалов стал передавать ей наставления Учителей из иного мира, свои впечатления о «новой жизни» и советы Кругу. «Учитель просит нас совершать не героические поступки, но просто исполнять наши повседневные обязанности ежечасно, ежеминутно. Ни больше, ни меньше», – запишет Антарова его послание.
РОМАН АНТАРОВОЙ ДИКТОВАЛ ТОЛСТОЙ
Роман в трех томах «Две жизни» Антарова писала в годы Великой Отечественной войны, живя в Москве. Сама Антарова поясняет, что создавала книгу через общение с действительным ее автором посредством яснослышания. Этим способом пользовались и Елена и Николай Рерихи, авторы «Живой Этики», и Елена Блаватская, автор «Тайной Доктрины». Идейная близость этих книг при прочтении становится очевидна. Но уникальность романа Антаровой в том, что она впервые смогла проиллюстрировать сложное и мало кому доступное для понимания учение в увлекательной беллетристической форме.
Главный герой романа «Две жизни» – мальчик Лёвушка с чистой и очень впечатлительной душой. Исследователи творчества Антаровой и ее ученики уверены, что Лёвушка – это образ писателя Льва Толстого, который сам и «диктовал» этот роман писательнице. В нем он описывает свое обучение в Ашрамах Мудрости уже в Надземном существовании. Там Учителя провели его по всем планам, перед ним были вскрыты все внутренние пути познания духовного творчества, чтобы он мог потом поведать о них людям в художественной форме.
Косвенно об особой миссии Толстого говорили еще его современники. «Тот, кто был Толстым, на высотах метакультуры творит иное – то, что для тех слоев еще грандиознее, чем «Война и мир» – для нас», – пишет автор знаменитого эзотерического труда «Роза мира» Даниил Андреев. Впрочем, в этой книге нет вымышленных персонажей: правда, все они предстают под другими именами, но легко узнаваемы.
Среди Великих Учителей: учитель Али – Эль Мория, доктор И. – Иларион, Флорентиец – Павел Венецианец, сэр Ут-Уоми – Кут Хуми, Санжер – Сен-Жермен, Ананда – Йогананда. Среди учеников: Наталья Андреева – Елена Блаватская, леди Бердран – Анни Безант, Ольденкот – Генри Олькотт, Аннинов – Сергей Рахманинов, Игоро Бронский – Константин Станиславский, Франциск – Франциск Ассизский, дочь пастора Алиса – Алиса Бейли.
Роман представляет собой литературную и этическую ценность, даже если читатель не знает о способе, каким он был написан, или не верит в него. В романе Лёвушка юношей встречается с мудрыми наставниками. Побывав с ними во многих странах, встречаясь с самыми разнообразными людьми и жизненными ситуациями, Лёвушка приобрел большой жизненный опыт.
Особенно важно, что все замечания и наставления учителя делали во время происшествий, в связи с конкретными обстоятельствами, поэтому Лёвушка, а вместе с ним и читатели, мог всегда видеть и понимать действия, которые были наиболее правильными в каждом случае, и даже принимать в них частично личное участие.
«Главные действующие лица романа «Две жизни» – великие души, завершившие свою духовную эволюцию на Земле, но оставшиеся здесь, чтобы помогать людям в их духовном восхождении, – пришли к Антаровой, когда бушевала Вторая мировая война, и этот контакт продолжался многие годы», – пишет Тюляев. Его, как индолога, поражало тонкое, глубокое знание Антаровой, которая никогда не выезжала за пределы России, жизни Индии, ее древней мудрости, йоги.
Ключевая идея романа – нужно не ждать великих подвигов, а достойно проживать обычный «серый день». «Ободрись. Не поддавайся сомнениям. Чем энергичнее ты будешь гнать от себя мысли уныния, тем скорее и лучше ты себя воспитаешь и твоя внутренняя самодисциплина станет твоей привычкой, легкой и простой. Не считай нас, твоих новых друзей, людьми сверхъестественными, счастливыми обладателями каких-либо тайн. Мы такие же люди, как и все.
А все люди делятся только на знающих, освобожденных от предрассудков и давящих их страстей, а потому добрых и радостных, и на незнающих, закованных в предрассудки и страсти, а потому унылых и злых. Знание раскрепощает человека. И чем свободнее он становится, тем больше его значение в труде вселенной, тем глубже его труд на общее благо и шире круг той атмосферы мира, которую он несет с собою», – говорит Лёвушке его учитель. И. Антарова не готовила свой труд к публикации – он был рассчитан на небольшой сравнительно круг людей, которым она могла довериться. Кроме того, книга была записана в тяжелейших условиях войны и за очень короткое время.
«Кора Евгеньевна писала для тех, кто будет читать не внешнюю форму, а глубокую суть изложенного», – отмечает Тюляев. «Две жизни» заканчиваются на первой главе четвертой части. Больше для этой книги Антаровой не было записано ничего.
Конкордия Антарова умерла 6 февраля 1959 года в Москве. Умирала она медленно и тяжело – пережила подряд около восемнадцати агоний. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. По иронии судьбы, ее могила находится совсем рядом с могилой другого эзотерика, Даниила Андреева.
Перед своей кончиной она отправила послание своему ученику Тюляеву: «Никогда чтобы не было никакого страха: Бесстрашие – верность Учителю. Всегда сохранять полное самообладание. Колебания духа и резкие переходы неуравновешенности ученику особенно вредны. Не требуйте много от людей, но верность, честь и мужество надо соблюдать до конца. При встрече даже с низким человеком всегда думай – «Господом твоим». Найди в нем зерно лучшего и окруженного кольцом огненной светлой мысли. Помни, что, когда подаешь ему руку, между вашими ладонями лежит рука Учителя. Так поможешь подняться ему выше (любя побеждай)».
Рукопись романа «Две жизни» многие годы хранилась в Москве у Елены Федоровны Тер-Арутюновой, считающей Антарову своей духовной наставницей. Хранительница рукописи никогда не теряла надежды увидеть роман опубликованным, а до той поры знакомила с ним всех, кого находила возможным. Книга распространялась по Москве самиздатом, а уже после развала Союза рукопись была отдана в распоряжение Латвийского общества Рериха. Роман впервые был издан в 1993 году.
Автор: Наталия ФЁДОРОВА
Совместно с:
Комментарии