НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Прекрасное аргентинское танго

Прекрасное аргентинское танго

Прекрасное аргентинское танго

ХЕРАРДО ЭРНАН МАТОС РОДРИГЕС. РИС. ОЛЬГИ ЛАТУНОВОЙ

Автор: Сергей НЕЧАЕВ
05.02.2022

11 декабря, в день рождения знаменитого «Короля танго» Карлоса Гарделя, отмечается Международный день танго. Этот популярный танец называется аргентинским танго, и считается, что он появился в Аргентине. Однако это не совсем верно, и «родительские права» на него заявляет также и Уругвай. Спор на эту тему имеет очень давние традиции, и уругвайцы до сих пор уверены, что танго возникло вовсе не в Буэнос-Айресе, а в Монтевидео. На самом деле, правых в этом споре нет, а истина, как водится, находится где-то посередине. Обе страны расположены по берегам реки Ла-Платы, и они совершенно по одним и тем же причинам могут считать себя родиной танго.

Одна из наиболее распространенных версий: танго родилось в районах Аргентины, где проживали рабы, привезенные из Африки. В подавляющем большинстве источников написано, что родиной танго является Аргентина, что «этот народный танец появился в рабочих пригородах Буэнос-Айреса», что «танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм» и т.д.

ТАНЕЦ РАБОЧИХ ПРИГОРОДОВ БУЭНОС-АЙРЕСА

История танго началась в конце XIX века в Буэнос-Айресе, большом портовом городе, куда в те времена стекались иммигранты со всего мира. Якобы эти приезжие авантюристы днем работали, а по вечерам собирались в многочисленных барах, кафе и игорных домах. И вот там-то и начали танцевать аргентинское танго.

Подобных мнений о танго множество. Но вот так ли все было на самом деле?

АРГЕНТИНА ИЛИ УРУГВАЙ?

Несмотря на то, что танго называют аргентинским, «родительские права» на него заявляет и Уругвай. Спор на ту тему имеет очень давние традиции, и уругвайцы до сих пор уверены, что танго возникло не в Буэнос-Айресе, а у них – в Монтевидео.

Уругвайцы считают танго «визитной карточкой» своей страны, соответственно аргентинцы – своей. И даже имел место случай, когда скандал приобрел поистине планетарный характер. Случилось это в 1992 году на Всемирной выставке в Севилье. Видеозвуковым украшением уругвайского павильона сделали знаменитое танго «Кумпарсита», и разъяренные аргентинские туристы в знак протеста устроили там настоящий дебош (ущерб экспозиции был нанесен весьма значительный). Тогда уругвайцы впервые озаботились поиском истоков своей «визитной карточки». И истоки нашлись, однако все равно новые поколения аргентинцев не признают своего поражения, и страсти иногда накаляются до такой степени, что радио- и телеэфир буквально содрогаются от недовольных эмоций, не говоря уже о крепких выражениях, возникающих в словесных баталиях за столиками бесчисленных таверн, где в обеих столицах много пьют.

На самом деле, абсолютно правых в этом споре нет. Обе страны расположены по берегам Ла-Платы, и они совершенно по одним и тем же причинам могут считать себя родиной танго.

Ла-Плата – это большая река, самая широкая река в мире. И это географическое пространство, охватывающее территорию Уругвая и аргентинские провинции Буэнос-Айрес, Санта-Фе и Энтре-Риос. И, наконец, это еще и культурное пространство, соединившее два народа, которые имеют общие корни и культивируют похожие ценности.

Так что танго родилось в пригородах Буэнос-Айреса. Но и в пригородах Монтевидео тоже. Но, как бы это ни прискорбно для аргентинцев, считается, что первое танго «Неувядающая» (La Morocha) создал уругваец Энрике Саборидо – пианист, скрипач, композитор и преподаватель танца, родившийся в Монтевидео в 1877 году.

И знаменитый Альфредо Ситарроса (Alfredo Zitarrosa), исполнитель, композитор и поэт, чьи песни возвращают нас к корням, от которых впоследствии произошло танго (он не даром считается одной из самых важных фигур в истории музыки всей Латинской Америки, и его голос признан одним из величайших голосов латиноамериканской популярной музыки), был уругвайцем – он родился в 1936 году в Монтевидео.

Уругвайцем по происхождению был Франсиско Канаро – одна из самых знаковых фигур в музыке «аргентинского» танго (по различным оценкам, существует от 3500 до 7000 выполненных им записей). И, наконец, – вишенка на торте: самое известное танго всех времен «Кумпарсита» (La Cumparsita), которое все в мире называют аргентинским, также сочинил уругваец Херардо Эрнан Матос Родригес, родившийся в 1897 году…

ХЕРАРДО ЭРНАН МАТОС РОДРИГЕС И ЕГО «КУМПАРСИТА»

Итак, всемирно известное «аргентинское» танго создал уругваец Херардо Эрнан Матос Родригес из Монтевидео.

Этот человек был композитором, пианистом, дирижером и журналистом. Родился он в семье владельца популярного кабаре Moulin Rouge. Потом учился на архитектора, но не окончил обучение. Уже в студенческие годы Родригес занялся сочинением музыки. Одним из его первых известных произведение стало сегодня всемирно знаменитое танго «Кумпарсита», написанное в 1916 году. Сам Родригес, несмотря на музыкальный талант, стеснялся исполнять свои произведения. Какое-то время он руководил собственным танго-оркестром в Монтевидео. С 1924 года он поступил на дипломатическую службу. Совершая поездку по Европе уже в качестве уругвайского консула в Германии, он на некоторое время задержался в Париже. Там в 1931 году он сотрудничал с компанией по производству фильмов Luces de Buenos Aires, которая наняла звезду танго Карлоса Гарделя. Потом он сочинял музыкальные произведения для театров Буэнос-Айреса. Композитор скончался после тяжелой продолжительной болезни 25 апреля 1948 года в Монтевидео. Каким он был дипломатом, никто уже не помнит, а вот его неподражаемая «Кумпарсита» продолжает жить во множестве вариантов исполнения.

Танго это знают все. По сути, это самое известное произведение в жанре танго. А если кто и не слышал про «Кумпарситу», то это то танго, под которое в свое время танцевали один из своих самых знаменитых номеров в танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков. А еще «Кумпарсита» звучала в восьмом выпуске мультфильма «Ну, погоди!» (танец Волка с Зайцем на льду).

Существует версия, что 19-летний студент-архитектор Херардо Эрнан Матос Родригес писал «Кумпарситу» для карнавала. Но впервые публично она была исполнена 19 апреля 1917 года оркестром Роберто Фирпо в кафе «Ла Хиральда» в Монтевидео. Фирпо, приехавший в 1916 году из Аргентины на заработки в Уругвай, и он помог Родригесу сделать аранжировку. А в 1924 году Паскуаль Контурси и Энрике Марони написали к «Кумпаристе» новые слова (первый вариант, как и музыка, принадлежал Родригесу). В таком варианте она была исполнена Карлосом Гарделем. И именно эта версия в исполнении Гарделя стала невероятно знаменитой, облетев весь мир.

Однако слова и название (танго было записано Карлосом Гарделем под названием Si Supieras – «Если бы ты знала») были изменены без согласования с настоящим автором, и Родригес счел необходимым обратиться в суд, чтобы отстоять свои права. Кстати, следует отметить, что во время этого процесса он сблизился с Гарделем, и они стали хорошими друзьями). Впоследствии Родригесу пришлось еще неоднократно защищать свои права на «Кумпарситу» в судах, окончательный конец разбирательствам был положен только в 1948 году – то была полная победа уругвайца Родригеса.

Позже Розарио Дуран (племянник Родригеса) скажет о своем дяде и его творении так: «Думаю, что никогда не будет подобного танго. Позже напишут другие танго и другую музыку, но это («Кумпарсита») заключает в себе мир несбыточных желаний и печали, слов и ностальгии, которые живут лишь в двадцать лет. Был волшебный момент. И волшебной была судьба. Сколько загадок вокруг него, сколько раздоров...»

Конечно же, уругвайцы относятся к «Кумпарсите» крайне уважительно, и они провозгласили это танго своим национальным достоянием. Причем не только на словах. Например, 18 декабря 1997 года в Уругвае был принят закон, который гласит: «Провозглашается культурным и народным гимном Республики Восточный Уругвай La Cumparsita, созданная уругвайцем Херардо Эрнаном Матосом Родригесом, и исполненная 19 апреля 1917 года».

Когда в 2000 году на Олимпийских играх в Сиднее аргентинская команда прошла под музыку танго «Кумпарсита», правительство Уругвая заявило аргентинскому правительству официальный протест из-за незаконного использования во время официального мероприятия уругвайского культурного и народного гимна другим государством.

Похоже, это был первый и единственный в мире международный скандал из-за исполнения музыкального произведения.

Кстати, существует несколько вариантов перевода загадочного названия этого танго. Согласно первому, с уругвайского диалекта испанского языка cumparsa переводится как «маскарад». Согласно второму, Родригес создал безымянный марш, посвященный студенческой «кумпарсе» – группе, в которой он в то время состоял автор. То есть, возможно, название La Cumparsita (уменьшительное) означает небольшую группу одинаково одетых людей, танцующих на маскараде (карнавале). А вот по третьей версии, в испанском языке и слова такого нет, но зато есть слово comparsa – «статистка», «актриса второго плана».

Сам Родригес, написавший первый текст «Кумпарситы», начинал свое танго словами: La cumparsa de miserias sin fin… (Маскарад бесконечных мучений…)

А вот вопрос – почему La Cumparsita, а не просто Cumparsita? Потому что la – это артикль, специальная приставка перед конкретизированными существительными в испанском языке: точно так же, как в английском – the (например, The Rolling Stones), в немецком – der (например, Der Spiegel), а во французском – le (например, Le Monde).

TANGO RIOPLATENSE – ТАНГО С БЕРЕГОВ ЛА-ПЛАТЫ

К сожалению (для уругвайцев), именно в аргентинской столице танго превратилось в предмет культа, и именно отсюда – из портовых районов – оно выплеснулось в Старый Свет. В любом случае, слово «танго» является сейчас первым, что приходит на ум в ассоциации со словом «Аргентина». По сути, это очевидный классический символ Аргентины, как футбольные страсти, бесконечные просторы Патагонии, суровый климат Огненной Земли и заснеженные Анды.

Как сказал аргентинский писатель и художник Эрнесто Сабато, «сегодня танго является таким же символом Аргентины, как коррида – символ Испании».

Про Уругвай в этом контексте почему-то обычно не вспоминают.

И уж совсем немногие знают, что в 2009 году, на 4-й сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО по нематериальному наследию, прошедшей в Абу-Даби, танго было включено в список нематериального культурного наследия человечества. Однако при этом было отмечено, что танго – это музыкальный ритм, родившийся на берегах реки Ла-Плата, но он практиковался на обоих берегах, то есть в Аргентине и в Уругвае.

Совместная презентация Аргентины и Уругвая тогда четко обозначила:

«Танго родилось среди низших классов обоих городов (Буэнос-Айрес и Монтевидео), как выражение произошло от слияния элементов афро-уругвайской и афро-аргентинской культуры, а также подлинных креольских и европейских иммигрантов».

Так что во всей этой истории уже давно поставлена точка. Однако миллионы любителей танго во всем мире совершенно неправильно продолжают называть любимый танец «аргентинским танго», хотя его официальное называние, примирившее Аргентину и Уругвай, теперь звучит так: Tango Rioplatense (танго с берегов Ла-Платы).

ЭКСПОРТ ТАНГО В ЕВРОПУ

А теперь подведем небольшой итог. Аргентинцы и уругвайцы, происходившие из хороших семей, считали танец, который танцевали рабы, танцем социальных низов. Они называли этот танец tango negro. И даже получившие свободу африканцы стыдились танцевать танго. Но при этом многие все равно танцевали его тайком. И белые аргентинцы и уругвайцы, глядя на то, как танцуют темнокожие, запоминали их движения, ибо это было очень красиво и необычно. Но они не могли себе позволить танцевать, как рабы. И все же постепенно этот танец стал проникать и в их среду.

Фото_25_02.JPG 

МУЗЕЙ ТАНГО В МОНТЕВИДЕО. УРУГВАЙЦЫ СЧИТАЮТ ТАНГО СВОИМ

А потом начались контакты между Латинской Америкой и Европой. Аргентинские и уругвайские богачи стали ездить в Старый Свет, где водили знакомства с людьми из высшего общества. Сыновья этих людей часто оставались в Европе учиться. А богатые европейцы стали приезжать в Аргентину и в Уругвай.

Так европейцы открыли для себя чувственное танго, и оно тут же стало всеобщим увлечением. А потом, в первые годы XX века, в Европу отправились оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео. К этому времени «аргентинское танго» уже было готово завоевывать Старый Свет. Сначала танго «приютила» Франция, и первый европейский его показ состоялся в Париже. А уже из Парижа танец «переселился» в другие европейские столицы.

Консервативная Европа начала активно обучаться и интересоваться танго, устраивать вечеринки с участием приезжих оркестров. При этом дерзкий и бескомпромиссный характер танца вызывал постоянное раздражение и запреты со стороны власть имущих, однако попытки препятствовать популярности этого чувственного танца с его объятиями, прикосновениями бедрами и переплетениями ног, не имели никакого успеха. Более того – даже женской моде пришлось измениться, чтобы подстроиться к движениям из танго: весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными.

Считается, что в Европу, а именно во Францию, танго «экспортировал» француз по происхождению Карлос Гардель (кстати, датой его рождения считается 11 декабря 1890 года, и именно этот день теперь отмечается как Международный день танго).

В Европе танец получил свою интерпретацию: если на берегах Ла-Платы танцевали в буквальном смысле «душа к душе», то европейцы исполняли танго на почтительном расстоянии друг от друга.

Надо сказать, что в Европе танго произвело фурор. Оно вызвало своего рода эпидемию повального помешательства, какое-то неистовое безумие, без разбора поражавшее представителей всех возрастов и сословий, подобно отравлению сильнейшим и мгновенно действующим ядом. Однако танго не вполне устраивало европейцев из-за его излишней, на европейский вкус, чувственности и импровизационности.

Один буэнос-айресский журнал в 1913 году с обидой писал: «Танго, которое мы экспортировали во Францию сочтено недостаточно классическим. Некоторые из наиболее ревностных парижских танцоров находят в танго нечто несвойственное, противоречащее тем утонченным манерам, к которым привыкла французская публика».

Но – удивительное дело! Новое «европеизированное» танго вернулось в Буэнос-Айрес и Монтевидео, поскольку тогда все, что делалось в Париже, немедленно копировалось в Латинской Америке. И теперь там стало существовать два различных танго – креольское для простых смертных и салонное (европейское) для высших кругов общества.

Что же касается Парижа, то в начале XX века там начался период настоящей тангомании. По сути, Париж влюбился в танго с первого взгляда. А тангомания – это была мода на танец и на все, что с ним связано: танго-вечеринки, танго-напитки, одежда и обувь в стиле танго…

А затем танго начало завоевывать Европу и США. Начали открываться танго-школы, проводиться семинары знаменитых маэстро, организовываться показательные выступления. Позже получило развитие более современное направление этого танца – танго-нуэво (от слова nuevo – новый).

портрет Матоса Родригеса — рисунок Ольги Латуновой


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку