НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
РАСИЗМ ДЛЯ САМЫХ ЮНЫХ

РАСИЗМ ДЛЯ САМЫХ ЮНЫХ

РАСИЗМ ДЛЯ САМЫХ ЮНЫХ
Автор: Дмитрий ЖУКОВ
Совместно с:
11.07.2015
 
ПРООБРАЗОМ ГЕРОЯ КОМИКСОВ ТИНТИНА, ВОЗМОЖНО, БЫЛ ЛИДЕР БЕЛЬГИЙСКИХ НАЦИСТОВ
 
В конце июня голливудский актер Джейми Белл заявил, что в 2016 году начнутся съемки второй части анимационной трилогии «Приключения Тинтина». Уже несколько десятков лет юный бельгийский репортер Тинтин остается одним из самых популярных персонажей детских комиксов в мире. В компании со своим верным псом Снежком он исколесил все континенты, пережил массу захватывающих, забавных, а порой и смертельно опасных приключений и даже побывал на Луне (причем за 15 лет до Нила Армстронга).
 
Общий тираж книг о Тинтине превышает 350 млн экземпляров и постоянно растет. Знаменитая серия комиксов неоднократно экранизировалась, но наибольший успех в прокате получил анимационный 3D фильм «Приключения Тинтина: Тайна единорога», снятый Стивеном Спилбергом в 2011 году. Между тем карьера вечно молодого героя за долгие годы не раз оказывалась под угрозой. Его периодически обвиняли в расизме, отсутствии политкорректности, сквернословии и в жестоком обращении с животными.
 
Настоящий скандал разразился в 2007 году, когда некий конголезский студент, проживавший в Брюсселе, подал иск с требованием запретить комикс «Тинтин в Конго» как книгу, оправдывающую колониализм и высмеивающую обычаи и нравы темнокожих. Кроме того, бытуют упорные слухи о том, что прообразом репортера стал лидер бельгийских нацистов Леон Дегрелль.
 
Хотя отдельные короткие эпизоды серии еще в 1960-е годы явно пиратским образом и публиковались в советской прессе, книги о Тинтине в СССР не издавались (главным образом, из идеологических соображений). Лишь в постсоветской России этот «пробел» был с успехом ликвидирован: только за последние два года одно крупное московское издательство выпустило в свет десять из двадцати четырех книг о юном репортере.
 
В их числе и те, которые вызывают у поборников толерантности наибольшее негодование (помимо упомянутого комикса «Тинтин в Конго», это в первую очередь отчетливо антисемитская «Таинственная звезда», впервые опубликованная в самый разгар германской оккупации Бельгии).
 
На фото: ЛИДЕР БЕЛЬГИЙСКИХ НАЦИСТОВ ЛЕОН ДЕГРЕЛЛЬ
Фото: ru.wikipedia.org
 
ФАШИСТСКИЕ КОРНИ
 
Своим появлением на свет Тинтин и его четвероногий спутник обязаны таланту брюссельского художника-самоучки Жоржа Реми (псевдоним – Эрже). К слову, многие почитатели его творчества утверждают, что именно Эрже изобрел жанр комикса в привычном сегодня виде.
 
Реми родился в 1907 году в смешанной валлонско-фламандской семье и уже в 17 лет стал публиковать карикатуры и рисованные истории в журнале «Бельгийский бойскаут». Одним из первых его персонажей стал находчивый мальчуган Тотор, который спустя несколько лет и эволюционировал в Тинтина. Впрочем, споры вокруг прототипа этого героя не утихают по сей день.
 
Вероятнее всего, юный репортер вобрал в себя черты целого ряда людей, вдохновивших Эрже. В их числе обычно называются родной брат художника, профессиональный военный Пол Реми, а также датский школьник Палле Хулд, который в 1928 году совершил кругосветное путешествие за 44 дня и написал об этом книгу.
 
Однако самой скандальной версией является утверждение бывшего лидера бельгийских нацистов Леона Дегрелля о том, что прообразом Тинтина является именно он. Это вызвавшее большой резонанс заявление Дегрелль сделал в одном из интервью в 1981 году. Свои соображения на этот счет престарелый нацист повторил и в книге «Мой друг Тинтин», которая так и не была опубликована.
 
Хотя фанаты серии яростно оспаривают эту версию, сам Эрже вплоть до своей смерти (он умер в марте 1983 года) так и не дезавуировал заявление Дегрелля.
 
Как бы то ни было, «рождение» Тинтина действительно состоялось в издании, имеющем явно профашистскую репутацию – газете Vingtième Siècle («Двадцатый век»), а точнее в вечернем приложении для детей Le Petit Vingtième («Маленький двадцатый век»). Владельцем и редактором «Двадцатого века» был ярый националист, антикоммунист и антисемит аббат Норбер Валле, рабочий стол которого украшал портрет Муссолини с личным автографом. Многие журналисты издания были членами ультраправых бельгийских организаций. Одним из репортеров газеты с конца 1920-х годов был и начинающий радикальный политик Леон Дегрелль.
 
Надо отметить, что в 1920–1930-е годы в Бельгии фашистские идеи получили достаточно большое распространение, причем как среди германоязычных фламандцев, так и среди франкофонных валлонцев. Две эти самые большие национальные группы относились друг к другу с подозрением, и сепаратистские лозунги были популярны как среди первых, так и среди вторых. Впрочем, в межвоенной Бельгии эта взаимная неприязнь зачастую уступала место общей «угрозе», воплощенной прежде всего в коммунистах.
 
Валлонец Дегрелль (родился в 1906 году) усвоил националистические взгляды еще в юности. С годами его мировоззрение все более и более радикализировалось. Поначалу он был активистом католическо-антисемитского движения «Французское действие», затем увлекся итальянским фашизмом, основал «рексистскую партию», наконец, «эволюционировал» до прямого преклонения перед германским национал-социализмом и его фюрером. Одно время он даже выступал за присоединение Бельгии к Германскому рейху.
 
Неудивительно, что в годы Второй мировой войны Дегрелль стал одним из самых главных бельгийских коллаборационистов, вступил в германскую армию, в составе которой воевал в СССР, и в конечном итоге, дослужившись до генеральского чина, возглавил 28-ю добровольческую дивизию войск СС «Валлония». После войны коллаборационист бежал во франкистскую Испанию, где занимался бизнесом и написанием мемуаров, благополучно дожив до естественной смерти, последовавшей в 1994 году. При этом на родине он был заочно приговорен к смертной казни.
 
До середины 1930-х годов Дегрелль успешно совмещал политическую деятельность с журналистикой. Он с удовольствием выполнял редакционные задания аббата Валле и постоянно обрушивался с проклятиями на «красных безбожников»: «Они хотят уничтожить все, что дорого для нас: церковь, государство, социальный порядок и семейные ценности. Мы должны сказать им всего лишь два слова: «Пошли вон!»
 
Кроме того, Дегрелль частенько совершал репортерские поездки в другие страны. В 1933–1934 годах газета «Двадцатый век» направила его в Мексику, которую сотрясали тогда политические беспорядки, перевороты и гражданская война. Результатом стала серия очерков и книга «Мои приключения в Мексике».
 
Все это явно роднит Дегрелля с Тинтином. В 1937 году Эрже опубликовал комикс «Сломанное ухо», в котором герой также отправляется в Латинскую Америку. Художник бросает Тинтина в гущу опасных событий, происходящих в вымышленных государствах (в которых, однако, угадываются Боливия и Парагвай, развязавшие войну из-за предполагаемых нефтяных месторождений). При этом некоторые сюжетные ходы Эрже очевидно позаимствовал из публикаций Дегрелля.
 
В БОРЬБЕ ПРОТИВ «КРАСНОЙ УГРОЗЫ»
 
Но вернемся в 1929 год. С 10 января в детском приложении к «Двадцатому веку» начинает печататься история «Тинтин в Стране Советов». Перед художником аббат Валле поставил совершенно конкретную задачу: представить маленьким читателям «советский рай», что называется, во всей его красе. Эрже погрузился в изучение «источников», рассказывающих о жизни в СССР. Разумеется, главное место среди них занимали антисоветские пропагандистские брошюры, памфлеты журналистов «Двадцатого века» (в том числе Дегрелля), но в первую очередь – книга бывшего бельгийского консула в России Жозефа Дуйе «Москва без прикрас», опубликованная в 1928 году.
 
В итоге «Тинтин в Стране Советов» стал самым политизированным комиксом Эрже. Впоследствии эту историю жестко критиковали, а сам художник после войны отказался от того, чтобы перерисовывать эту дебютную книгу в цвете.
 
Фактически впервые в истории жанра публикация сопровождалась невероятно изобретательной и шумной рекламной кампанией. Черно-белая рисованная серия с помощью ряда игровых приемов подавалась как «настоящий репортаж».
 
Юной публике внушалось: «Редакция «Маленького двадцатого века» неустанно старается удовлетворить запросы наших читателей и держать их в курсе последних событий международной жизни. С этой целью один из наших лучших репортеров, Тинтин, был командирован в Советскую Россию. Каждую неделю мы будем сообщать вам известия о его многочисленных приключениях».
 
Итак, Тинтин и Снежок на поезде отправляются в СССР. Еще в дороге чекисты устраивают настоящую охоту на героев и даже организуют террористический акт во время движения по Германии. Хотя репортер избегает гибели, немецкая полиция обвиняет его во взрыве и бросает за решетку. Тинтину удается бежать. Но настоящие опасности подстерегают журналиста и его пса в Советской России. Комиссары, агенты ГПУ, милиционеры, красноармейцы и «китайские товарищи» только и ищут удобного повода, чтобы разделаться с «грязным маленьким буржуем».
 
Все это сопровождается отчетливо пропагандистскими вкраплениями, призванными показать юным бельгийцам лживость и бесчеловечность большевистского режима. Здесь и ужасы продразверстки, и бессудные расстрелы, и лицемерие советской избирательной системы, и потёмкинские деревни, организованные для делегации наивных английских коммунистов.
 
Сцены сопровождаются характерными репликами Тинтина вроде: «Так Советы дурят несчастных идиотов, которые до сих пор верят в «красный рай» или «Смотри, Снежок, что Советы сделали с Москвой. Прекрасный город превратился в вонючую трущобу». Разумеется, среди жертв большевизма должны быть и дети. Соответствующий фрагмент поясняется такими словами репортера: «Еще одно зло реальной России. Толпы брошенных детей бродят по городам и селам, живут в воровстве и нищете».
 
В конце концов Тинтин оказывается в неком тайном месте, в котором «Ленин, Троцкий и Сталин совместно копят награбленное у народа добро». Поскольку репортер раскрыл этот «страшный секрет», его жизнь вновь оказывается в опасности. Однако ему удается завладеть аэропланом и перелететь в Германию. История счастливо завершается в Брюсселе, где Тинтина и Снежка встречают как героев.
 
Комикс печатался до 11 мая 1930 года, причем окончание публикации было обставлено редакцией «Двадцатого века» как грандиозное шоу. Был нанят юный актер, внешне напоминающий Тинтина, которого нарядили в русскую косоворотку, а затем на станции Лувен посадили в вагон поезда Кёльн – Брюссель. Газета заранее известила о его прибытии в столицу, поэтому «Тинтина» приветствовали восторженные толпы юных читателей.
 
Невероятный успех комикса побудил редакцию спустя несколько недель также шумно объявить об отъезде юного героя в Африку с новым редакционным заданием…
 
ТИНТИН И «БРЕМЯ БЕЛЫХ»
 
Как уже говорилось, вторая книга серии, «Тинтин в Конго» (1930–1931), обрела стойкую репутацию «расистского комикса». Это привело к тому, что, когда в 1990–1992 годах был выпущен канадско-французский мультсериал «Приключения Тинтина», режиссер Стефани Бернаскони отказался включать в него лишь две истории цикла: «Тинтин в Стране Советов» и «Тинтин в Конго». Кроме того, в сегодняшних Бельгии, Великобритании, Швеции и США эта книга запрещена к продаже в детских отделах книжных магазинов.
 
Сюжет истории вполне банален: Тинтин едет в Бельгийское Конго, чтобы написать очередной репортаж. Там он охотится на диких зверей (кстати, сцены жестокого обращения с животными вызвали бурное негодование современных экологов), разоблачает уловки местных колдунов, лечит аборигенов, несет «свет знаний» темнокожим детишкам и бросает вызов различным негодяям, среди которых не только представители некоего «тайного общества, которое борется с белыми», но и… американские гангстеры.
 
Хотя комикс вобрал в себя большинство стереотипов той эпохи в отношении чернокожих (лень, трусость, необразованность и т. д.), справедливости ради стоит отметить, что юный репортер вовсе не выглядит «злобным расистом», каковым его иногда пытаются представить поборники политкорректности. Наравне с рядом действительно оскорбительных и издевательских сценок и реплик, Эрже отмечает в туземцах их доброту, незлобивость и любопытство.
 
В одном из послевоенных интервью художник признавался: «В то время я находился в плену буржуазных предрассудков… В начале 1930-х годов африканцы рассматривались как «большие дети». В итоге я и изобразил их в соответствии с этими распространенными тогда в бельгийском обществе патерналистскими критериями».
 
В ходе работы над комиксом Эрже перелопатил имевшуюся на тот момент литературу об африканском континенте (главным образом, записки различных миссионеров), а также посетил колониальный музей в Тервюрене, где изучил коллекции, относящиеся к конголезским племенам.
 
История «Тинтин в Конго» печаталась в «Маленьком двадцатом веке» с мая 1930 года по июнь 1931-го, после чего была опубликована отдельным изданием. Рекламная кампания также сопровождалась соответствующими трюками: загримированный под Тинтина мальчик в колониальном шлеме был торжественно пронесен по Брюсселю и Льежу в паланкине десятью африканцами, которых сопровождали экзотические животные, на время позаимствованные из зоопарка.
 
О явном коммерческом успехе комикса говорит то, что только до 1944 года он был переиздан семь раз, а после войны Эрже перерисовал историю в цвете. При этом наиболее спорные сцены были удалены, что, впрочем, никак не спасло комикс от последующей критики. Забавно при этом, что «Тинтин в Конго» до сих пор остается одной из самых популярных детских книг во франкоязычных странах Африки.
 
Надо заметить, что расистские (с точки зрения сегодняшнего дня) сентенции можно обнаружить и в некоторых других книгах серии. К примеру, в истории «Тинтин в Америке» (ноябрь 1932 года), в которой репортер сражается с чикагской мафией, герои попадают в резервацию индейцев. Последние показаны как ожидающие подачек бездельники. При этом сомнительные реплики звучат даже от лица Снежка: «Пусть не думают, что я буду общаться с краснокожими собаками». В другой сценке хозяин ограбленного банка говорит полицейскому: «Я поднял тревогу, мы линчевали семерых негров, но преступник все равно скрылся». Разумеется, после войны в соответствующие места комикса Эрже внес коррективы.
 
ТИНТИН В СТРАНЕ СОВЕТОВ
Фото: pinterest.com
 
ТИНТИН-АНТИСЕМИТ
 
Однако больше всего возмущенных откликов вызвал комикс «Таинственная звезда» (1941–1942). На этот раз художник и его герой были обвинены в антисемитизме.
 
Следует сказать, что оккупацию Бельгии нацистами Эрже пережил более чем благополучно. Более того, некоторые исследователи его творчества утверждают, что это время стало для художника настоящим «золотым веком». Именно в эту пору были нарисованы и опубликованы комиксы «Краб с золотыми клешнями», «Сокровище Красного Ракхама» и прославленная Спилбергом «Тайна единорога».
 
Объективности ради необходимо отметить, что в мае 1940 года, после вторжения Германии в Бельгию, Эрже доб­ровольно явился на призывной пункт, но его комиссовали по медицинским показаниям. После недолгого пребывания во Франции он вернулся на родину и, по сути, стал настоящим коллаборационистом от журналистики.
 
К слову, еще в ряде предвоенных серий о Тинтине (прежде всего, в «Сигарах фараона» и «Голубом лотосе») мишенями стали злодеи – типичные противники всех националистов: масоны и финансисты. Эта тенденция получила новый импульс в годы германского господства.
 
При этом журнал «Двадцатый век» прекратил свое существование, поскольку националистические убеждения неистового аббата Валле оказались в противоречии с принципами коричневого «нового порядка». Эрже нашел новое место в издании Le Soir («Вечерняя газета»), ставшем своеобразным официозом для оккупантов и их пособников. Комиксы Эрже соседствовали с откровенно пронацистскими и антисемитскими материалами, однако это, похоже, никак не смущало художника. Спустя многие годы после войны он продолжал отрицать какую-либо вину в разжигании ненависти и жаловался: «То, что машинисты водили поезда, всем казалось нормальным, но журналистов клеймили как изменников».
 
Итак, с октября 1941 года в детском приложении к «Вечерней газете» Эрже начинает публиковать историю «Таинственная звезда». Сюжет разворачивается вокруг падения на Землю огромного метеорита, что сопровождается апокалиптическими настроениями. В попытке разузнать подробности возможной катастрофы Тинтин направляется в обсерваторию, на ступенях которой встречает пожилого человека семитской внешности и соответствующим образом одетого. Старик предрекает: «Это кара… Попомните меня!» Однако конец света так и не наступает. Метеорит пролетает мимо нашей планеты, и лишь его обломок падает где-то в океане.
 
После этого снаряжается международная научная экспедиция к месту предполагаемого приземления астероида (надо сказать, что ее членами становятся исключительно представители стран фашистской «Оси», оккупированных и нейтральных государств Европы), в составе которой находится и Тинтин.
 
Во время плавания некие «международные круги», возглавляемые американским банкиром Блюменштейном, строят всяческие козни и препятствуют путешествию (при этом капитан судна Хэддок посылает в их адрес характерные проклятия: «Банда воров! Торгаши! Мошенники! Иуды!.. Я уничтожу этих христопродавцев!»), но в конце концов оказываются разоблачены и посрамлены. Не вполне понятна мотивация противников экспедиции, ведь о чудесных свойствах метеорита становится известно лишь в самом конце истории.
 
В комиксе присутствовала и сцена, в которой лавочник Исаак, узнав о скором конце света, злорадно потирает руки, радуясь тому, что ему не придется возвращать крупный долг своим поставщикам.
 
Хотя после войны Эрже по традиции внес в эту историю поправки, от антисемитизма книгу очистить было уже невозможно. Главный негодяй, даже «сменив фамилию» (из Блюменштейна он превратился в Больвинкля), все равно выглядел на картинках Эрже как типичный герой антисемитских плакатов и карикатур геббельсовской пропаганды.
 
Во всех последующих книгах серии художник предусмотрительно избегал всякой политизации. Но вся его предыдущая деятельность закономерно привела к тому, что после освобождения ему стали задавать «крайне неудобные» вопросы. Во время охоты на коллаборационистов Эрже четыре раза арестовывали, он чудом избежал суда, лишился работы и стал всерьез подумывать об эмиграции в Латинскую Америку, однако спасение пришло с неожиданной стороны.
 
Руку помощи художнику протянул… бывший участник Сопротивления, Раймон Леблан. В 1946 году он основал журнал «Тинтин» и пригласил Эрже на должность ведущего автора и художественного редактора. Постепенно художнику удалось практически полностью реабилитироваться и опубликовать еще 12 книг о приключениях своего героя.
 
Совершенно очевидно, что для этого пришлось пойти на серьезный пересмотр своих былых политических симпатий и взглядов. Поэтому совершенно закономерно, что в комиксе «Край черного золота» (1950) одним из противников Тинтина выступает бывший нацист, Мюллер. Однако все эти игры привели к полному фарсу, когда Эрже предпринял комичную попытку выставить Тинтина в качестве сторонника идей разрядки, пацифиста и чуть ли не хиппи. Так, в одной из последних историй, «Тинтин и пикаросы» (1976), герой носит мотоциклетный шлем со знаком «пацифика» и аббревиатурой ассоциации «За ядерное разоружение».
 
На волне новомодных тенценций сам Эрже внешне изрядно «полевел» и в одном из интервью на вопрос корреспондента: «А Тинтин тоже против общества потребления?» не моргнув глазом ответил: «Естественно, он категорически против! Тинтин всегда был на стороне угнетенных!»
 
Конечно, этот ответ парадоксален и даже отчасти нелеп, ведь жанр комикса всегда было принято относить к одному из типичных (и даже вульгарных) проявлений современной массовой культуры, то есть того же общества потребления. Да и стиль жизни самого Эрже, коммерчески успешного, чрезвычайно преуспевающего художника и автора, был совершенно далек от идеального образа «борца за всеобщее счастье».
 
Тем не менее творчество Эрже, несмотря на все его спорные и не слишком уместные в современном мире нюансы, до сих пор остается востребованным и даже приобретает все новых и новых поклонников…
 

Автор:  Дмитрий ЖУКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку