НОВОСТИ
30.10.2024 15:10
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
142
30.10.2024 10:05
Московский таксист, увеличивший чек на два нуля, отправлен на принудительные работы
322
29.10.2024 15:55
Обвиняемого в убийстве экс-командира подлодки «Краснодар» приговорили к 25 годам
961
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Шагнувшие в небо
Совместно с:
16.11.2018
Каждый год 2 августа всюду можно услышать песню: «Расплескалась синева, расплескалась…» Этот шедевр барда Сергея Ильёва, написанный в 1971 году, давно стал неофициальным гимном Воздушно-десантных войск. Крепкие мужчины в тельняшках и беретах цвета небесной лазури в этот день отмечают свой профессиональный праздник. Бывших десантников не бывает – так с гордостью заявляет каждый, кому хоть раз «в дверь или в рампу» довелось выйти в открытое небо. Поздравляя ВДВ с днем рождения, важно вспомнить о первых шагах крылатой пехоты. О тех временах, когда воздушного десанта не было. И не только в России – не было вообще нигде в мире.
Впервые авиацию для переброски мобильной ударной войсковой группы использовали 23 апреля 1929 года. Банда афганских басмачей полевого командира Фузайлы Максума стремительным рейдом попыталась захватить таджикский город Гарм. Кавалерия на выручку не успевала, крошечный гарнизон держался из последних сил. Чтобы отразить атаку врага, командование округа приняло дерзкое решение – 45 бойцов при четырех пулеметах, во главе с комбригом Шапкиным, на двух самолетах приземлились в тылу у басмачей. Раздобыв в ближайшем ауле коней, они ударили в клинки. Опешившие бандиты, решив, что их обошли крупные воинские части красной кавалерии, бросились наутек. На улицах города осталось лежать восемь десятков убитых и раненых басмачей.
Конечно, до создания настоящего парашютного десанта еще было далеко, но советские военачальники, конечно же, оценили эффективность уникального метода ведения боевых действий – забросом с воздуха. Оставалось только придумать, как сделать ударные группы десанта независимыми от наличия места для посадки самолета в тылу врага. И средство для этого было найдено – парашют!
Между прочим, парашют в современном его виде исключительно русское изобретение. Отцом его стал русский артист, а до того – поручик артиллерии Глеб Евгеньевич Котельников.
Конечно, были и ранее изобретения – предтечи парашюта. К примеру, в трактате «Кодекс о полете птиц» великий Леонардо да Винчи сделал набросок конструкции, позволяющей человеку спускаться «с любой высоты». Но сам опробовать ее предусмотрительно не стал.
Немногим позже, в 1667 году, свой вариант «парашюта» предложил венецианский инженер Фауст Веранчио. Тоже человек очень осторожный.
Автором термина «парашют» стал французский изобретатель Себастьян Ленорман. Сам термин – помесь французского с эллинским, от греческого «пара» – «против», и французского «шют» – «падение». Предполагалась, что прибор Ленормана будет применяться для извлечения летчика из поврежденного летательного аппарата – монгольфьера. Ленорман был очень мужественным человеком. В конце XVIII века он благополучно прыгнул с городского собора в Монпелье на «летательном аппарате» собственной конструкции. И к удивлению всех, даже кости не переломал.
Видоизменяясь и совершенствуясь, аппарат Ленормана дожил до начала ХХ века, сохраняя фатальный недостаток – подобным «парашютом» невозможно было быстро воспользоваться. Первые самолеты в качестве спасательного устройства имели тот же видоизмененный зонт, прикрепленный к корпусу аэроплана. Его следовало отстегнуть и открыть в момент падения, что практически невозможно за считаные секунды, когда потерявший управление аэроплан несется к земле.
Г.Е. Котельников с первым парашютом
собственной конструкции
НАШИ – ИЗОБРЕТАТЕЛИ И ГЕРОИ
Однажды, наблюдая полеты первых русских авиаторов, Глеб Евгеньевич Котельников стал свидетелем ужасной трагедии – летчик Мациевич, исполняя фигуру высшего пилотажа, выпал из самолета и разбился насмерть. Ошеломленный произошедшим, Котельников приступил к работе и вскоре предложил конструкцию складывающегося парашюта, который можно было носить в ранце за спиной РК‑1 («Русский Котельникова»). Работы продолжались – в 1923 году. Котельников разработал первый парашют с мягким ранцем (у РК‑1 был железный короб) и сотами на дне для укладки строп – прямой аналог современных конструкций. А чуть позже – и первый грузовой парашют, способный плавно опускать на землю груз до 300 кг. И хотя все изобретения гения предполагалось использовать для спасения летчиков, до идеи воздушных десантов было совсем близко. Недаром несколько лет после своего яркого дебюта воины-парашютисты именовались авиадесантными частями ВВС и носили знаки различия авиации.
На историческую авансцену следующим вступает пионер советского парашютизма, отец советского воздушного десанта – комбриг Минов. Леонид Григорьевич Минов был прежде всего смелым солдатом, он воевал с 1916 года. Сначала в пехоте, в разведке, затем, с 1920 года, – в авиации. В 1929 году, находясь в служебной командировке в США, он совершил три парашютных прыжка. Причем третий – на Калифорнийских соревнованиях, где получил 3-е место, обойдя значительно более опытных соперников. Вернувшись на Родину, Минов с присущей ему кипучей энергией начал отстаивать идею парашюта не только как средства спасения летчика, но и как снаряжения разведчика, бойца, «способного малым числом творить великие дела». История с разгромом банды Фузайлы Максума была еще свежей, и командование согласилось рискнуть.
Для эксперимента была выбрана 53-я эскадрилья 11 авиабригады Московского военного округа. Прибыв туда с показательным парашютированием, Минов прямо на аэродроме столкнулся с молодым офицером, дежурившим по части, – Яковом Мошковским. Не дав гостю перевести дух, он атаковал его просьбой – зачислить в отряд парашютистов. Энергичный лейтенант пришелся по душе комбригу. Он был не только зачислен в отряд, но вскоре стал правой рукой командира. 26 июля 1930 года на Воронежском аэродроме Минов продемонстрировал участникам сборов ВВС Московского округа показательное парашютирование. Впоследствии он вспоминал: «Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял».
Впечатленный увиденным, начальник ВВС Рабоче-крестьянской Красной Армии Пётр Ионович Баранов поставил комбригу Минову недвусмысленную задачу: «Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника».
Просьба командира – приказ в вежливой форме. Тем более что Минов и Мошковский и сами давно желали того же. Из числа курсантов-парашютистов был сформирован отряд в десять человек. Каждый из летчиков первого авиадесанта уже имел пару-тройку прыжков и на общем фоне мог считаться опытным. Теперь настал час с шиком продемонстрировать навыки.
Для показательного десантирования было выбрано 2 августа. Вряд ли кто-то из тех, кто принимал решение, вспомнил, что это день Ильи Пророка, святого, по народным поверьям, разъезжающего по небесам на колеснице и низводящего огонь с небес на головы врагов. Но получилось так, как получилось. Символично.
И вот 2 августа 1930 года с биплана «Фарман-Голиаф» одна за другой вышли в небо две группы парашютистов. Этот самолет не мог за один раз взять на борт более семи человек десанта, пришлось взлетать два раза. Первой шестеркой командовал Леонид Григорьевич Минов. Его группа прыгала с высоты 500 метров. Второй – Яков Давидович Мошковский, с 300 метров. Затем, после успешного приземления парашютистов, три самолета Р‑1, пройдя над десантниками на высоте 150 метров, сбросили с подвесов под крыльями шесть мягких мешков с грузом – оружием, боеприпасами и снаряжением.
Операция по десантированию проведена была филигранно. Десантники приземлились строго в намеченном квадрате, груз был принят, и через несколько минут все 12 человек во всеоружии выдвинулись в означенное место, где их уже ждал грузовик. Учитывая тот факт, что первые шагнувшие в небо «воздушные десантники» по большей части были плохо обученными курсантами и прыгали с парашютами ручного раскрытия с минимальной высоты (по современным нормативам расстояние для полного раскрытия купола – 200 м!) – успех первого десанта можно считать чудом. И чудо свершилось и произвело на командование грандиозное впечатление.
Если у кого-либо в руководстве РККА оставались сомнения в эффективности «крылатой пехоты», то следующий сброс десанта их полностью развеял. В сентябре того же года 11 парашютистов под командованием Мошковского во время учений высадились в тылу «противника», спрятали парашюты в лесу, устроили налет на штаб дивизии и, забрав там имевшиеся оперативные документы, вышли к своим. Уже 24 октября 1930 года последовал приказ наркома Ворошилова, положивший начало воздушному десанту.
Участники первого воздушного десанта
СУДЬБЫ ГЕРОЕВ
Комбриг Л.Г. Минов и лейтенант Я.Д. Мошковский
Судьба была не слишком благосклонна к пионерам воздушного десанта. Комбриг Леонид Григорьевич Минов был репрессирован осенью 1941 года и отправлен в лагерь, вернулся домой только в середине 1950-х. Тогда же он был восстановлен в звании и наградах и еще 15 лет возглавлял Московскую федерацию авиаспорта.
Яков Давидович Мошковский командовал Высшей парашютной школой, был пилотом и отвечал за парашютное обеспечение первой советской экспедиции на Северный полюс. Но его 502-й прыжок оказался неудачным. Мошковский получил тяжелую травму и 24 июля 1939 года скончался, не приходя в сознание.
Подробную информацию обо всех остальных участниках первого в мире воздушного десанта еще предстоит установить и увековечить. Известны лишь их фамилии: Мухин, Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров, Коваленков, Поваляев.
Место высадки первого десанта находится в городской черте Воронежа. Рядом с улицей Генерала Лизюкова, с ее любимым туристами памятником известному мультяшному котенку. На месте высадки стоит мемориал десантникам, неподалеку от него – памятный камень. Табличка на нем гласит – 2 августа 1930 года здесь был сброшен первый воздушный десант. Воинская доблесть и детская радость буднично соседствуют рядом. И лишь в знаменательный летний день синева вновь и вновь расплескивается по тельняшкам и беретам, напоминая о деяниях былых дней, вдохновляя молодых на новые великие свершения.
Памятный знак на месте высадки первого десанта
Фото из архива автора.
Автор: Владимир СВЕРЖИН
Совместно с:
Комментарии