НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
СКОЛЬКО СТОИТ ПОДВИГ?

СКОЛЬКО СТОИТ ПОДВИГ?

СКОЛЬКО СТОИТ ПОДВИГ?

ФОТО: МАРК РЕДЬКИН/ТАСС

Автор: Сергей ХОЛОДОВ
09.12.2022

Министерство обороны РФ объявило о введении материальных стимулов для мобилизованных в ходе спецоперации на Украине. Теперь за успехи в бою участникам СВО, помимо причитающегося жалованья, будут платить и денежные премии. Причем, размер вознаграждения зависит от того, какую именно технику противника уничтожил или захватил на поле боя российский боец.

Идея премировать солдат за выдающиеся успехи на поле брани не нова. Подобного рода стимулы активно применялись еще в античные времена. Однако наиболее четкую систему материального поощрения за воинские подвиги, как ни странно, выстроили в стране победившего социализма. Об этом мало кто знает, но в годы Великой Отечественной войны солдат и офицеров на фронте не только награждали орденами и медалями, но и поощряли деньгами.

Фото_22_26_Ист.jpg 

Например, уже на второй день войны финансовым органам Красной Армии было велено выплачивать личному составу, помимо ежемесячного денежного довольствия, еще и так называемые полевые деньги. А это, между прочим, от 25 до 100 процентов от оклада в зависимости от воинского звания и должности. Так, рядовой красноармеец в 1941 году получал в месяц 8 рублей 50 копеек. С началом войны его ежемесячный доход увеличился вдвое. Командир взвода до войны зарабатывал примерно 600 рублей, а с июня 1941 года стал получать 800 рублей. И так далее.

Оклады старших офицеров и генералов и до войны были немаленькими, а с началом военных действий увеличились на четверть. Так, командир полка стал получать 1500 рублей в месяц, командир дивизии – около 2 тысяч, командующий армией – 4 тысячи, а командующий фронтом – 5 тысяч рублей. Но еще больше зарабатывали на флоте. Например, командир подводной лодки получал 2100 рублей, командир военно-морской базы – 2400, а командующий флотом – 5500 рублей ежемесячно. Деньги в годы войны платили даже партизанам. Так, командиру партизанского отряда полагался ежемесячный оклад в размере 750 рублей. Партизаны рангом пониже, например, командиры взводов или разведывательных групп, получали по 500 рублей.

Кроме окладов, офицерам и солдатам полагались всевозможные надбавки за риск, например, за прыжки с парашютом. А если воинской части присваивалось гвардейское звание, всем бойцам и офицерам автоматически начинали платить на 25 процентов больше.

При этом не стоит забывать, что призванные на срочную службу граждане сразу же ставились на полное государственное обеспечение. Они бесплатно получали обмундирование и паек, в который входил табак или сахар для некурящих, а также водка. Впрочем, спиртное бесплатно полагалось только на передовой. В тыловых частях водкой за казенный счет не поили.

ДЕНЬГИ ЗА ВОЗДУШНЫЙ БОЙ

Но это ежемесячные выплаты, которые полагались всем, независимо от личного вклада в победу. Однако очень скоро в Красной Армии стали специально поощрять особо отличившихся солдат и офицеров. А началась эта практика 8 августа 1941 года, когда Сталину доложили об удачной бомбардировке Берлина. История вкратце такова.

В конце июля 1941-го, после первого крупного воздушного налета Люфтваффе на Москву, советское командование приступило к планированию ответной операции. Говорят, идея сбросить бомбы на Берлин принадлежала наркому Военно-морского флота Николаю Кузнецову. Сталин дал добро. И вот в обстановке строжайшей секретности на одном из аэродромов Балтийского флота стали готовить специальные бомбардировщики для выполнения этой ответственной задачи. Всего предполагалось задействовать десять самолетов, каждый из которых мог взять на борт до 750 кг авиабомб.

В ночь на 8 августа самолеты поднялись в воздух и взяли курс на германскую столицу. Однако до цели добрались только пять из них. Бомбардировке подверглись два района Берлина: железнодорожный вокзал и улица Унтер-ден-Линден. Были разрушены несколько зданий, погибли и получили ранения два десятка жителей. Для немцев это стало полной неожиданностью. Им даже в голову не могло прийти, что русские войска, которые стремительно откатывались на Восток под натиском вермахта, способны на такое. Неслучайно немецкие радиостанции передали информацию о том, что ночной налет на Берлин осуществили британские ВВС. И только когда на следующий день в «Правде» появилось сообщение об успешном налете советских бомбардировщиков на Берлин, стало ясно, что англичане тут ни при чем.

Это был серьезный успех советской бомбардировочной авиации. Вот тогда, по личному распоряжению Сталина, всем участникам этой героической акции и была выдана единовременная премия в размере двух тысяч рублей каждому. А вскоре материальное стимулирование распространили на всю советскую авиацию. В приказе Верховного главнокомандующего «О порядке вознаграждения летного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года было четко расписано, кому, сколько и за что полагается. Так, за каждый сбитый самолет противника летчики-истребители получали тысячу рублей. А за четыре боевых вылета по уничтожению самолетов врага на аэродромах – полторы тысячи. В случае присвоения звания Героя Советского Союза (за 20 сбитых вражеских самолетов) пилоту автоматически начислялась премия в размере 5 тысяч рублей.

Прославленные асы Великой Отечественной войны Александр Покрышкин и Иван Кожедуб сбили 59 и 61 вражеский самолет, соответственно. Оба совершили сотни боевых вылетов. Обоим было трижды присвоено звание Героя Советского Союза. Нетрудно подсчитать, что в течение войны за свой ратный труд Покрышкин и Кожедуб заработали минимум по 75 тысяч рублей каждый. И это не считая ежемесячных окладов!

Существовали выплаты и за другие достижения. Например, летчиков и техников премировали за быстрый ремонт авиационной техники, за длительные безаварийные полеты, за уничтожение вражеских паровозов и за многое другое.

Но самые большие премии выплачивались летчикам морской авиации. Например, за уничтожение фашистской подлодки или линкора платили 10 тысяч рублей, крупного транспортного корабля – 3 тысячи, а буксира, баржи или тральщика – от 500 до 2 тысяч рублей.

БЕРЕГИТЕ МАТЧАСТЬ

В 1942 году опыт премирования летчиков решили распространить и на сухопутные войска. Причем, солидные денежные премии выдавали не только за подбитые танки противника, но и за сохранность собственной техники. Последнее обстоятельство в то время имело особое значение, ведь за первые месяцы войны Красная Армия потеряла огромное количество танков, пушек и автомобилей. В условиях острого дефицита военной техники волей-неволей пришлось крайне бережно относиться к тому, что осталось.

Фото_22_27_Ист.jpg 

Неудивительно, что в феврале 1942 года появился приказ по танковым войскам №0140 «О премировании личного состава автобронетанковых ремонтных частей за быстрый и качественный ремонт танков». Размер премии зависел от марки танка. Самым высокооплачиваемым стал тяжелый танк КВ: за текущий ремонт платили 350 рублей, а за капитальный – 800 рублей. Возвращение в строй среднего танка Т-34 стоило, соответственно, 250 и 500 рублей. За легкие танки платили от 100 до 200 рублей.

В мае того же года специальным приказом за подписью генерал-лейтенанта танковых войск Якова Федоренко были введены денежные премии за эвакуацию танков с поля боя. За КВ, вывезенный с вражеской территории или из нейтральной зоны, стали выплачивать 5 тысяч рублей, за Т-34 – 2 тысячи, за легкий танк – 500 рублей.

А потом премии ввели за сохранность любого оружия, даже стрелкового. Например, за каждую отремонтированную на поле боя пушку личному составу полагалось от 15 до 200 рублей в зависимости от типа артиллерийского ствола. За пулеметы и автоматы платили от пяти до двадцати рублей, а за каждые сто винтовок – 200 рублей.

Не забывали поощрять и тех бойцов, кто уничтожал на поле боя вражескую технику. В соответствии с расценками, начиная с 1 июля 1942 года, за каждый подбитый танк противника командиру орудия и наводчику полагалось 500 рублей, остальным членам орудийного расчета – по 200 рублей. За ту же работу наводчику противотанкового ружья выплачивали 500 рублей, второму номеру – 250 рублей. А если пехотинец лично уничтожил танк противника с помощью гранаты или бутылки с зажигательной смесью, такому герою полагалось вознаграждение в размере тысячи рублей.

КАК ПОТРАТИТЬ ПРЕМИЮ

Как видим, за проявленное мужество и героизм, советские бойцы получали не только ордена и медали, но и солидные денежные премии. Правда, тратить эти деньги на фронте было особо не на что. Разве что иногда в часы затишья на передовую заезжали передвижные автолавки Военторга, где можно было купить всякую всячину. Например, пачка «Казбека» стоила чуть более трех рублей, бутылка водки – одиннадцать, а килограмм шоколадных конфет – двадцать рублей. Но такое счастье случалось далеко не каждый день. Поэтому большинство солдат и офицеров предпочитали не получать наличные деньги, а просили либо зачислять их на свой персональный счет, либо перечислять родственникам в тыл.

Последнее обстоятельство, кстати, имело большое значение для многих советских семей. Не секрет, что люди в тылу в годы войны жили крайне бедно. Продуктов, положенных по карточкам, хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду. Зато на черном рынке можно было купить абсолютно все. Правда, и цены там были на порядок выше, чем в государственных магазинах. Поэтому деньги, которые офицеры Красной Армии перечисляли своим родным, для миллионов людей стали существенным подспорьем в голодные военные годы.

Ну а те фронтовики, кто просил перечислять свои деньги на персональный счет, после войны стали едва ли не самыми богатыми гражданами Страны Советов. Особенно летчики. Вспомним знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», особенно сценки в коммерческих ресторанах. Обратили внимание, что среди посетителей немало людей в военной форме? И это характерная примета того времени.

А ведь цены в коммерческих ресторанах были заоблачными. За ужин в «Астории», к примеру, можно было запросто отдать 500 рублей, что равнялось среднему заработку советского рабочего или служащего. Поэтому простых работяг в коммерческих ресторанах той поры не наблюдалось. Основной контингент посетителей – это столичная богема, иностранные дипломаты и журналисты, а также спекулянты и барыги, сколотившие за годы войны огромные состояния. А еще – офицеры Красной Армии, приезжавшие в отпуск или демобилизованные по тем или иным причинам. Как правило, приезжая в тыл, они снимали со своих сберегательных книжек заработанные за время службы деньги, и иногда эта сумма достигала десятков тысяч рублей. На такие денежки можно было неплохо погулять в московских кабаках!

ОТКУДА БРАЛИСЬ СРЕДСТВА

Финансисты подсчитали, что общие военные расходы СССР за годы войны превысили 550 миллиардов рублей. Значительная часть этих денег пошла на денежное довольствие и премии военнослужащим Красной Армии.

Но возникает вопрос: откуда советское государство черпало средства для оборонных нужд? Тем более что инфляцию удалось довольно быстро взять под контроль, и печатный станок в годы войны не включали, хотя соблазн был велик. Конечно, часть военных затрат покрывали поставки по ленд-лизу. Но это всего лишь десять процентов от нужд Красной Армии. А остальное?

Источников пополнения казны было несколько. Во-первых, с началом войны государство было вынуждено урезать расходы на «социалку» и ввести ряд дополнительных налогов с населения, в частности, военный налог, а также налог на холостяков и одиноких граждан. Если в довоенном 1940 году сборы и налоги с граждан составили 9,4 миллиарда рублей, то в 1942-м – уже свыше 21 миллиарда. И в дальнейшем эта цифра только увеличивалась.

Значительные суммы для фронта собирали и сами граждане, перечисляя часть своего заработка в Фонд обороны. Известно, что за годы войны населением было собрано более 16 миллиардов рублей деньгами, а также золота и драгоценностей на сумму в 1,8 миллиарда рублей.

Кроме того, немалые средства государство как бы брало у граждан в долг, выпуская облигации государственного займа, а также разыгрывая денежно-вещевые лотереи. В период с 1941 по 1945 год эти мероприятия принесли в казну около 76 миллиардов рублей. Покупать облигации госзайма в военные годы считалось делом чести для каждого советского труженика. Таким образом, средства для материального поощрения своих бойцов давал сам народ, добровольно (или добровольно-принудительно) отказываясь от значительной части своих трудовых доходов.

ВРАГИ И СОЮЗНИКИ

Интересно, что у немцев не было столь развитой системы материального поощрения своих солдат и офицеров, как в Советском Союзе. В Германии военнослужащие, как правило, получали голый оклад – и все. Так, жалованье рядового солдата составляло 30 рейхсмарок в месяц, фельдфебеля 180, старшего лейтенанта – 350, полковника – чуть более тысячи рейхсмарок. Генералы зарабатывали от 1350 до 2200 марок, а фельдмаршалы – 3100. Как правило, эти деньги стабильно выплачивались всем солдатам и офицерам либо три раза в месяц частями, либо единовременно.

Помимо окладов, немцы практиковали и специальные доплаты за риск. Например, экипажи бомбардировщиков получали еще по 400 рейхсмарок за ночные полеты и участие в особо опасных боевых операциях. А вот премий за сбитые советские самолеты немецким асам не платили: считалось, что оклад офицера Люфтваффе и так достаточно высок. А вот англичане, напротив, активно стимулировали своих военных летчиков. За каждый сбитый самолет противника британский ас получал премию в размере трехсот фунтов стерлингов. Для сравнения: ежемесячное жалованье пилота королевских ВВС составляло двести фунтов стерлингов. Так что стимул одерживать воздушные победы у англичан был весьма серьезным.

СТИМУЛЯЦИЯ СПЕЦОПЕРАЦИИ

А теперь посмотрим, какие денежные выплаты предусмотрены особо отличившимся участникам СВО на Украине. Согласно информации, появившейся в СМИ, за каждый уничтоженный самолет противника военнослужащим будут платить по 300 тысяч рублей, за вертолет – по 200 тысяч, а за беспилотный летательный аппарат – по 50 тысяч. Подбитый или захваченный танк оценили в 100 тысяч рублей, а бронетранспортеры, самоходки, БМП и прочую военную технику – в 50 тысяч. Кроме того, не исключено, что особо отличившимся бойцам будут приплачивать к жалованью дополнительные премии. Их размер варьируется от нескольких тысяч до ста тысяч рублей.

Поможет ли эта материальная мотивация переломить ситуацию на поле боя – пока неясно. Опыт Второй мировой войны как советский, так и зарубежный, говорит о том, что деньги могут служить в лучшем случае лишь дополнительным, но отнюдь не главным мотиватором военных побед.

Впрочем, любые аналогии нынешней СВО с Великой Отечественной, которые порой возникают в информационном поле, весьма условны. И, как знать, может, именно такой сугубо прагматичный подход и нужен сейчас, в условиях тотальной коммерциализации российского общества? Ведь другой однозначно понятной и принятой всеми мотивации государство своим гражданам пока не предложило…


Автор:  Сергей ХОЛОДОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку