СПЛОШНОЕ НАДУВАТЕЛЬСТВО
Совместно с:
06.12.2015
В январе – феврале 1956 года жизнь лётчиков-истребителей из частей авиации ПВО СССР резко осложнилась. Почти каждый день десятки самолётов взлетали на обнаружение и перехват нарушителей границ. Чаще всего вылеты проходили впустую – сбить воздушные цели не удавалось. Это было тем удивительнее, что ими являлись… аэростаты.
Воздушные шары всегда казались чем-то принадлежащим XIX веку, когда изобретение братьев Монгольфье оказалось в одном ряду с паровозами, пароходами и телеграфом. Уже в Первую мировую войну их применяли только для наблюдения за позициями неприятеля (вспомним фильм «Бумбараш»), а ко Второй мировой войне их участь была сведена к использованию в качестве привязных средств воздушного заграждения. Казалось бы, как могли шары участвовать в военных действиях на фоне самолётов, а затем и ракет? Но попытки применить их против врага продолжались ещё долго и происходили они в глубокой тайне…
Большой японский недолёт
5 мая 1945 года американский пастор Арчи Митчелл со своей беременной женой и учащимися воскресной школы в южном Орегоне отправились на пикник в лес. Найдя удобную полянку, пастор пошёл к автомобилю доставать провизию, но вдруг услышал крики подростков, обнаруживших нечто странное. «Шар! Шар!» – кричали они. Не успел Митчелл предупредить их, чтобы они не трогали находку, как раздался оглушительный взрыв с яркой вспышкой пламени. Его супруга и пятеро школьников погибли на месте, буквально испепелённые горючей смесью. Они стали единственными жертвами Второй мировой войны на территории США.
Первое межконтинентальное оружие в мире было создано в Японии. В отличие от Манхэттенского проекта или Фау-2, стоивших миллиарды, оно обошлось Стране восходящего солнца совсем дёшево. К 1944 году в Токио стало ясно, что вскоре начнутся бомбардировки островов американцами, которые всё ближе подбирались к архипелагу. После так называемого рейда Дулиттла в 1942-м, когда Штаты нанесли удар по Японии самолётами, взлетевшими с авианосца, уязвимость страны была наглядно продемонстрирована.
Все предыдущие попытки каким-то образом затронуть собственно территорию США ни к чему не привели. В 1942 году трижды подлодки Японии обстреливали из пушек американское побережье (обошлось без жертв и разрушений) и один раз доставленный субмариной самолёт-амфибия скинул зажигательную бомбу в лесу, но пожара не получилось. Затем американцы перешли в наступление, отогнав японские подводные лодки от своих берегов, и задача поразить США стала казаться неосуществимой.
Однако в сверхсекретной 9-й исследовательской лаборатории японской армии специалисты узнали о работах метеоролога Васабуро Оиши, открывшего высотное струйное течение – поток воздуха, перемещающийся с огромной скоростью на высоте около 10 километров вокруг Земли. Аэростат, запущенный в Японии, по его расчётам, был способен долететь до Америки за 65 часов, если попадёт в это течение.
Инженеры разработали остроумную и недорогую конструкцию воздушного шара, наполненного водородом, который с помощью альтиметра удерживался на высоте 11,6 км, при превышении высоты из него выпускался водород, при снижении – сбрасывались мешки с песком. Таймер устанавливался примерно на трое суток полёта, после чего происходило сбрасывание зажигательной бомбы. По расчётам, к этому времени аэростат должен был достигнуть территории противника.
Японцы планировали таким образом организовать массированные пожары в Америке, в первую очередь лесные. Они надеялись, что запуск каждого десятого шара будет удачным. Оболочка первых аэростатов делалась из прорезиненного шёлка, а затем перешли на традиционную японскую бумагу – васи, очень плотную и не пропускающую газ. Японцы, не имевшие развитой технологической базы и богатых природных ресурсов, уповали именно на такие, технически простые решения.
Верховное командование одобрило план, и было сформировано три батальона, запускающих шары, для склеивания которых (10 метров в диаметре) реквизировались просторные помещения наподобие театров или концертных площадок. Всего было изготовлено и запущено около 9300 шаров. Первый аэростат в сторону врага был отправлен 3 ноября 1944 года, когда бомбардировщики Б-29 «Суперкрепость» уже начали налёты на Японию.
Японцы привязали старт кампании к наиболее сильному течению ветров с ноября по март, однако тем самым они снизили практически до нуля шансы вызвать лесные пожары, ибо в это время в Северной Америке идут дожди либо падает снег.
Американцы обнаружили на своей территории примерно 300 шаров, считается, что их долетело в три раза больше, но они упали в необитаемой местности. Аэростаты раскидало от Аляски до Техаса и Айовы – практически на половине территории США. Несколько аэростатов были уничтожены истребителями ВВС США. Но военный эффект от них был минимальный. Ни одного поджога не случилось. Упомянутые в начале жертвы были первыми и последними. Парадоксальным образом один японский шар приземлился в районе атомного завода в Ханфорде, где изготовлялись радиоактивные материалы для атомных бомб, которые вскоре упадут на Хиросиму и Нагасаки. Этот аэростат прервал на какое-то время подачу электричества на сверхсекретный объект, нарушив работу охладительных систем реактора
Американцы не знали, откуда запускаются шары. Высказывались самые разные предположения, вплоть до того, что этими местами могут быть лагеря немецких военнопленных или бараки сосланных в войну японцев. Большинство полагало, что их отправляют в полёт с подлодок возле Тихоокеанского побережья США. По просьбе ФБР учёные провели исследование песка, который содержался в мешках для балласта. Океанологи выяснили, что песок происходит именно из Японии, и даже смогли приблизительно определить, из каких именно мест на её побережье.
Японская армия, располагавшая биологическим оружием, подумывала о том, чтобы снабдить аэростаты болезнетворными бациллами – единственная серьёзная угроза для Америки, но император Хирохито наложил запрет на эти планы, не зная, как ответят янки на это в итоге.
Не оправдался и расчёт японцев на панику среди американцев. Хотя до публики доходили сведения о загадочных воздушных шарах, пресса, по просьбе властей, не писала об их находках, и противник думал, что практически ни один шар не долетел, что и побудило Токио в апреле 1945-го отказаться от проекта. К этому времени Б-29 превратили архипелаг в пылающий костёр, стерев с лица земли множество городов. Заводы, где производился водород для аэростатов, были почти все уничтожены.
Любопытно заметить, что злоключения Арчи Митчелла Второй мировой войной не закончились. Он женился второй раз, но отправился с миссионерской поездкой в Южный Вьетнам, где и пропал без вести, захваченный в плен партизанами. А на том самом месте, где взорвался погубивший его семью воздушный шар, спустя 60 лет один американец – сторонник «Талибана» и бен Ладена организовал тренировочный лагерь для подготовки террористов, но был вовремя арестован, не успев начать занятия.
Операция «Аутворд»
Японцы были не одиноки в своём стремлении использовать воздушные шары против неприятеля. В Великобритании ещё перед началом войны рассматривались риски для собственных электрических сетей в случае отрыва от привязи аэростатов заграждения. Когда же вспыхнули боевые действия, то теория подкрепилась практикой – в ночь с 17 на 18 сентября 1940 года в результате сильнейшего урагана множество аэростатов было
сорвано и унесено ветром.
Часть из них оказалась в Скандинавии (в том числе пять долетели до Финляндии), где они нанесли ущерб проводам на железных дорогах и распределительным электрическим линиям. Была даже повалена антенна шведского радио. Черчилль, получив сведения об инциденте, приказал провести предварительный анализ – возможно ли осуществить целенаправленный запуск воздушных шаров с целью нарушения работы народного хозяйства вражеской Германии?
Одновременно поступило предложение запускать шары с бомбами и, когда они окажутся над тем или иным важным пунктом (это бы определялось методом радиотриангуляции), посылать на них сигнал о сбрасывании бомбы. Последнее предложение отклонили сразу, а вот за первое ухватилось британское Адмиралтейство – командование ВВС интереса к нему не проявило. В результате англичане разработали свой план по использованию воздушных шаров. Они были значительно меньше (2,5 метра в диаметре) и проще японских (средняя цена одного экземпляра была равна 35 шиллингам). Водородные аэростаты делались из латекса и передвигались на значительно меньшей высоте – приблизительно пять километров. Расстояние, которое им предстояло преодолеть, составляло всего несколько сот километров. Главной целью наступления с помощью воздушных шаров была система электроснабжения Германии и оккупированных ею стран. Для этого половина аэростатов снабжалась стальной проволокой длиной около 90 метров, которая крепилась к баллону бечёвкой примерно такой же длины.
Когда шар снижался над вражеской территорией, проволока выпускалась подобно хвосту, и шар тащил её примерно 30 миль. В случае соприкосновения с проводами возникало короткое замыкание. Другие шары оснащались поджигательными устройствами. Дальность, время и высота полёта регулировались довольно примитивно – с помощью медленно тлеющего бикфордова шнура. Метеорологи определяли наиболее удачное время для запуска, чтобы господствующие ветра несли аэростаты на континент.
Операция началась 4 марта 1942 года и продолжалась до 4 сентября 1944 года. Всего было выпущено около 100 тысяч шаров, иногда – до 1000 штук за день. После войны британские инженеры выезжали в Германию для оценки причинённого ущерба. Выяснилось, что только с марта 1942-го по январь 1943-го с электросетями случилось 520 инцидентов, вызванных воздушными шарами
Самым крупным «достижением» было разрушение 12 июля 1942 года мощной электростанции возле Лейпцига, в которой короткое замыкание привело к пожару и уничтожению всего оборудования. Общий ущерб был оценён примерно в 1,5 млн фунтов стерлингов. Во Франции за время операции, получившей название «Аутворд», отмечено было почти пять тысяч случаев перебоев с подачей электричества, многие из которых были вызваны именно аэростатами.
Помимо прямого ущерба электроснабжению противника, кампания заставляла немцев идти на дополнительные расходы. Например, они периодически поднимали в воздух самолёты, чтобы сбивать летящие шары. В одном случае использовалось сразу 250 истребителей – таким образом они отвлекались от охраны неба Германии от налётов союзной авиации и сжигали дефицитный авиационный бензин. Немецкие инженеры предложили использовать автоматические зажимы для крепления проводов, которые отключали электричество в случае сильного натяжения (у проволоки на аэростатах имелись специальные крючки). Были изготовлены и установлены миллионы таких зажимов, но эта дорогостоящая кампания оказалась провальной, поскольку выяснилось, что они срабатывают и в случае обледенения, сильного ветра или когда на провода садятся птицы. Пришлось возвращаться к зажимам старого образца.
Операция «Аутворд» держалась в строгом секрете. Британским газетам цензурой было запрещено что-либо упоминать о воздушных шарах. Части, занимавшиеся их запуском, официально считались подразделениями, ответственными за размещение противолодочных сетей вдоль побережья. Тем не менее определённая информация просачивалась, поскольку некоторые аэростаты заносило на нейтральную территорию. Так, они вызвали железнодорожную аварию в Швеции в 1944 году. А однажды – короткое замыкание в самой Англии возле города Ипсвич.
Надувные шпионы
Сразу после окончания Второй мировой войны началась растянувшаяся на десятилетия холодная война между СССР и Западом. И в ней тоже нашлось место старым добрым аэростатам. Первой задачей Америки, после того как она получила ядерное оружие, стало определение того, когда СССР обзаведётся подобным. Но как это узнать, ведь русские сохраняли свою атомную программу в глубочайшей тайне, и американцы могли только догадываться о её существовании.
Морис Эвинг, выдающийся американский геофизик, изучавший феномен подводного звукового канала, в котором волны могут распространяться на тысячи километров, предположил, что нечто подобное может существовать и в атмосфере. И что с помощью микрофонов, работающих в диапазоне инфразвука, можно будет засечь сверхмощный взрыв, если он произойдёт. Но как удерживать аппаратуру на нужной высоте?
И тут на выручку пришли метеорологические зонды-аэростаты. Оснащённые нужным оборудованием, они запускались поочерёдно, так, чтобы в воздухе всегда находились шары, и с помощью радиопередатчика отсылали информацию на станции наблюдения. Программа «Могул» продолжалась два года – с 1947-го по 1949-й. Её недостатком была относительная дороговизна, поэтому в итоге от неё было решено отказаться в пользу сейсмического мониторинга и забора проб в атмосфере с самолётов на предмет наличия радиоактивных материалов. Именно с помощью последнего способа американцы и узнали оперативно о проведении в СССР первого ядерного испытания в августе 1949-го.
Но идеи Мориса Эвинга не были забыты и получили своё развитие в системе геофизического измерения и анализа сигналов (Geophysical MASINT). В 2013 году именно с помощью неё удалось измерить мощность взрыва Челябинского метеорита в России.
После того как Советский Союз получил атомное оружие, холодная война перешла в новую стадию. Американцам было необходимо знать, где на одной шестой части суши находятся военные объекты потенциального противника, оборонные предприятия, полигоны и прочие секретные объекты. Потребность в получении подобной информации привела к новому обращению к аэростатам. Поскольку на тот момент у США не было дальних высотных самолётов-разведчиков, было предложено запускать шары (сделанные на основе метеорологических зондов) у западных границ СССР. Они должны были пролетать над его территорией на высоте 15–30 километров, производя фотосъёмку, а затем в водах Дальнего Востока они бы спускали на парашютах фотоаппараты. Там технику перехватывали бы самолёты американских ВВС или суда ВМС. Кроме собственно Советского Союза, предполагалось фотографировать страны Восточной Европы и Китай.
Президент Дуайт Эйзенхауэр дал согласие на использование аэростатов-шпионов в декабре 1955 года. И первый массовый запуск зондов состоялся в январе – феврале 1956 года. Было запущено более 500 аэростатов с пяти разных точек. Собрать в дальневосточных водах удалось 54 зонда, из них только на 31 имелись качественные снимки. Съёмка охватила 2,8 млн квадратных километров территории СССР, Китая и их союзников. В дальнейшем запуски несколько раз повторялись, несмотря на то, что 9 из 10 аппаратов с дорогостоящей аппаратурой пропадали бесследно либо попадали в руки Советов. Именно на основе изучения шпионской фотоаппаратуры с плёнкой, устойчивой к низким температурам и радиации, советские инженеры создали фотокамеры, которые передали первые снимки с поверхности Луны. Чтобы не отстать от Запада, в том же 1956 году было организовано Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, занимавшееся созданием аэростатов. С самого начала программы, получившей название Genetrix, Москва выступала с решительными протестами против нарушения её воздушного пространства, что приводило к дипломатическим осложнениям. Создание самолёта-разведчика U-2, а затем и спутников-шпионов сделало ненужным использование в массовом масштабе шаров-разведчиков, хотя их полёты продолжались вплоть до конца 1980-х годов
Фото: oldmos.ru
На Западе обыватели ничего не знали об этих программах, бывших абсолютно секретными, и слухи о непонятных летающих объектах породили многочисленные мифы об НЛО. Самым известным был Розуэлльский инцидент 1947 года, когда на землю упал один из зондов, использовавшихся в программе «Могул». Они снабжались передающей антенной в виде тарелки – от этого и пошло выражение «летающая тарелка».
Трудная мишень
В СССР же американские шары-шпионы, называвшиеся тогда «автоматические дрейфующие аэростаты» (АДА), были долгое время головной болью для командования сил ПВО. Зенитные пушки до них не добивали, а стрелять ракетами было бы слишком дорого. Потолок МиГ-17 и МиГ-19 не позволял сбивать шары на их высоте полёта. К тому же большой проблемой оказалась разница в скоростях полёта – лётчик не успевал прицелиться из авиапушки, а ракеты не взрывались при соприкосновении с тонкой оболочкой шара.
Для ПВО дрейфующие аэростаты создавали массу проблем и ложились в целом тяжким бременем на оборонную экономику. Каждый из аэростатов пытались сбивать, расчёты РЛС занимались слежением за ними, в воздух поднимались самолёты, тратились боеприпасы, горючее. В среднем на один сбитый АДА уходило почти 30 неуправляемых реактивных снарядов.
Пытались использовать даже экзотические средства вроде канатов-тралов, прикреплённых к самолёту-истребителю, которые должны были разрубать аэростаты, или сброс ленты диполей (кусочки фольги), для того чтобы «обманывать» радиовысотомер АДА и заставлять его снижаться. Дело дошло до того, что был разработан специальный высотный дозвуковой самолёт специально для борьбы с аэростатами – М-17, который называли «советским U-2» ввиду схожести конструкции. Правда, в серийное производство он не пошёл. Также из-за необходимости стрельбы по шарам новейший сверхзвуковой истребитель Миг-31 оснащали авиапушкой, для которой разработаны были специальные снаряды со сверхчувствительными взрывателями.
Во время «охоты» за АДА происходили всякого рода инциденты. Например, в 1977 году в районе города Сумы на земле взорвалось несколько снарядов, выпущенных МиГ-21 по аэростату, в результате чего был ранен местный житель. Тогда же было принято решение не применять для уничтожения шаров оружие над густонаселёнными районами страны. В 1980–1981 годах, после очередного наплыва аэростатов, в ПВО была создана специальная комиссия по разработке мер борьбы с ними. Она пришла к выводу, что к тому времени воздушные шары запускались главным образом для того, чтобы провоцировать дополнительное включение средств системы ПВО и их разведки.
Автор: Максим АРТЕМЬЕВ
Совместно с:
Комментарии