НОВОСТИ
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Страсти по Зое

Страсти по Зое

ФОТО: ТАСС

Автор: Сергей ХОЛОДОВ
08.03.2022

Похоже, в российской медийной тусовке разгорается очередной скандал. На сей раз поводом для разборок стали высказывания радиоведущего Александра Невзорова о Зое Космодемьянской. Слова эпатажного журналиста так не понравились главе Российского военно-исторического общества Владимиру Мединскому, что он попросил Генеральную прокуратуру РФ провести обстоятельную проверку высказываний Невзорова и дать им соответствующую правовую оценку.

Напомним, что 3 февраля в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Невзоров назвал Зою Космодемьянскую «ненормальной фанатичной сталинисткой, которая исполняла приказ № 428, который позже был признан преступным». Далее, рассуждая на эту тему, Невзоров пояснил суть приказа. По его мнению, сталинские палачи специально отдали этот приказ, чтобы уничтожить русские села и деревни, обрекая при этом на голодную и холодную смерть их жителей. А люди эти, по словам журналиста, виноваты лишь в том, что «…драпавшая сталинская армия бросила их на произвол судьбы и оставила в оккупации». Так что никаким героем Зоя не была, поскольку исполняла преступный сталинский приказ, и повесили ее нацисты вполне заслуженно. К такому выводу пришел Невзоров, рассуждая в прямом эфире о личности Космодемьянской.

Несмотря на хлесткость формулировок, ничего оригинального Александр Глебович в отношении Зои Космодемьянской не изрек. Со времен горбачевской перестройки в массовое сознание периодически вбрасываются фейки о фанатиках-сталинистах, бездумно выполнявших в годы войны преступные приказы. Таковыми были 28 панфиловцев, молодогвардейцы Краснодона, Александр Матросов, Лиза Чайкина, многочисленные пионеры-герои… И Зоя Космодемьянская в этом ряду занимает одно из первых мест.

Так, в конце 1980-ых была придумана байка о невменяемости Зои: мол, только настоящая истеричка, не понимавшая, что творит, могла поджигать деревенские хаты и конюшни. Даже тот факт, что на допросах Зоя называла себя Таней, нередко обыгрывается как доказательство психического расстройства, которое, в свою очередь, было вызвано перенесенным в детстве менингитом. Дескать, о каком героизме можно говорить, если девочка даже своего имени вспомнить не смогла.

Вообще подвиг Зои Космодемьянской всегда был окружен легендами. И это несмотря на то, что ее имя знал любой советский школьник. Например, многие до сих пор считают, что Зоя была партизанкой, а в руки немцев попала случайно. В действительности это не так. Зоя никогда не воевала в партизанском отряде, хотя бы потому, что партизанского движения в ноябре 1941-го в этом районе Подмосковья просто не было. Предал ее напарник по разведгруппе, а поймал и сдал немцам житель села Петрищево. В советские годы, разумеется, об этом по идеологическим соображениям предпочитали не говорить. Зато в эпоху гласности и перестройки этот факт стали смаковать все, кому не лень: вот, дескать, до какой степени народ не любил советскую власть, что при любом удобном случае радостно сдавал ее представителей немцам.

Так что же на самом деле произошло в морозные ноябрьские дни 1941 года в окрестностях подмосковного села Петрищево? И как туда занесло недавнюю московскую школьницу Зою Космодемьянскую?

ВЫПОЛНЯЯ ПРИКАЗ

В Красную Армию Зоя пошла добровольцем осенью 1941-го. Последнее место службы – разведотдел Западного фронта, или воинская часть 9903. После непродолжительного обучения в диверсионно-разведывательной школе Зоя неоднократно ходила за линию фронта, минировала мосты и дороги, собирала информацию о дислокации немецких войск. Во время одного из таких рейдов, переходя речку по переброшенному с берега на берег бревну, Зоя упала в ледяную воду и едва не захлебнулась. Потом несколько часов в покрытой ледяной коркой одежде добиралась до расположения наших войск. Пару дней полежала в санчасти и, едва оклемавшись, снова попросилась в строй.

21 ноября 1941 года, выполняя приказ Ставки за номером 428, в тыл немцев ушли две группы диверсантов. Приказ был жестким и предельно ясным: всеми возможными средствами уничтожать дома, где квартировали гитлеровцы. Группе лейтенанта Бориса Крайнева, в которой оказалась Зоя, предстояло пробраться в район села Петрищево, где находился штаб 332-го пехотного полка 192-й дивизии вермахта. Каждому диверсанту выдали по три бутылки с зажигательной смесью.

При переходе через линию фронта разведчики напоролись на засаду. Завязалась перестрелка. В результате из десяти человек в живых остались только шестеро. Трое разведчиков под руководством Веры Волошиной, Зоиной подруги, отправились в деревеньку Головково, где, по данным нашей разведки, находились какие-то немецкие части, а лейтенант Крайнев и рядовые Космодемьянская и Клубков взяли курс на Петрищево.

На подступах к селу Крайнев распределил обязанности. Три дома в центре Петрищева, где размещались штаб полка, армейский узел связи и станция радиоперехвата, лейтенант взял на себя. Зое поручил три дома в южной части села, а Клубкову – три дома в северной. После выполнения задания члены группы должны были встретиться в условленном месте в лесу.

Однако встреча не состоялась. Почти сутки Крайнев прождал своих боевых товарищей, а затем, потеряв всякую надежду, вернулся к своим. И только спустя три месяца он узнал о судьбе Космодемьянской. А случилось вот что.

Увидев, как вспыхнули дома в центре села, Зоя подожгла три здания на окраине и собралась уходить в лес. Но тут ее внимание привлекла конюшня. Бутылок с зажигательной смесью у нее уже не было, и тогда она решила поджечь конюшню простыми спичками, тем более что рядом были навалены кучи соломы. Однако развести огонь не удалось. Зоя судорожно чиркала спичку за спичкой, но безрезультатно. И в этот момент ее кто-то крепко схватил сзади за шею. Позже выяснилось, что это местный житель по фамилии Смирнов. Забегая вперед, отметим, что в 1942 году он был расстрелян по приговору суда за пособничество оккупантам.

Схватив Зою, Смирнов притащил ее к дому Прасковьи Кулик, где пьянствовали немцы. Начался допрос. Зоя легко могла бы выкрутиться: пустить слезу, выдать себя за жительницу соседней деревни, которая, дескать, заблудилась в ночи. Тем более что спички Зоя успела выбросить в снег, других улик ее причастности к поджогам не было. Но тут в хату вошел Клубков. Оказалось, немцы схватили его часом раньше, когда он только пробирался через село, держа за пазухой бутылки с зажигательной смесью. На допросе Клубков выложил всю информацию о своих товарищах и даже вызвался помочь немцам в их поимке. Увидев Зою, Клубков сразу же указал на нее: а вот, дескать, и мой напарник. После такого откровения пути к спасению для Зои были отрезаны.

По одной из версий, Клубков выдал Зою на растерзание пьяной солдатне не только из страха за собственную жизнь. Дело в том, что взаимоотношения Космодемьянской и Клубкова, служивших, как мы знаем, в одной воинской части, были более чем натянутые. Очевидцы вспоминали, что Зоя не раз ругала Клубкова за инфантильность и равнодушие. Клубков огрызался. Поговаривали, что причина ярко выраженной неприязни Космодемьянской к своему товарищу по службе кроется не только в деловых и человеческих качествах Клубкова. Очевидно, тот неровно дышал к Зое и даже пытался к ней клеиться, однако неизменно получал отказ. И когда представился случай отомстить, Клубков охотно это сделал, а потом сладострастно наблюдал, как раздетую догола девушку избивают ремнями и водят босой по снегу.

Дальнейшая судьба Клубкова сложилась так. Чтобы сохранить свою жизнь, он согласился работать на немцев. Два месяца проходил обучение в школе абвера, а затем, в конце января 1942 года, был заброшен в советский тыл под видом военнослужащего, сбежавшего из плена. Однако в легенду о побеге из немецкого плена бдительные советские чекисты не поверили. В феврале 1942-го Клубкова арестовали. На допросах он подробно поведал, как в ноябре 1941 года угодил к немцам, как выдал своего боевого товарища Зою Космодемьянскую, а потом бежал с отступающими немецкими войсками на запад и учился в школе абвера. Военный трибунал приговорил Василия Клубкова, красноармейца в/ч 9903, к высшей мере наказания за измену Родине.

ТАНЯ ПО ИМЕНИ ЗОЯ

А теперь о якобы имевшемся у Зои психическом заболевании и о том, почему на допросах она назвала себя Таней. В конце 1980-ых, когда в печати появилась версия о менингите, оставшиеся в живых сослуживцы Зои подняли все архивы, где хранятся документы о здоровье семьи Космодемьянских – медицинские карты, справки и прочее. Никаких упоминаний о психических заболеваниях кого-либо из семьи Космодемьянских нигде не значится.

Родом Космодемьянские из Тамбовской губернии. Дед Зои по материнской линии, Тимофей Иванович Чуриков, был волостным писарем, его дочь, мать Зои, Любовь Тимофеевна закончила гимназию, затем несколько лет работала учительницей. В 1922 году вышла замуж за сына православного священника Анатолия Петровича Космодемьянского. А в начале 1930-ых, когда Зое исполнилось семь лет, семья переехала в Москву и поселилась в доме № 7 по Александровскому проезду.

Фото_04_24.jpg 

ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

У Зои был брат Александр. В 1943 году он ушел на фронт, воевал в танковых войсках. Погиб в апреле 1945-го близ Кёнигсберга. Посмертно лейтенанту Космодемьянскому присвоили звание Героя Советского Союза. Его именем названо Ульяновское высшее командное танковое училище (ныне Суворовское).

Что же касается Тани, все мифы на сей счет развеяла боевая подруга Зои Клавдия Милорадова. По ее словам, Таней звали любимую героиню Зои эпохи Гражданской войны. Таня Соломаха жила на Ставрополье, воевала за советскую власть, попала в плен к белым и погибла под пытками. Зоя всегда говорила, что хотела бы стать такой же смелой, как ставропольская Таня, и повторить ее героическую судьбу.

Так что нет ничего удивительного в том, что на допросе Зоя назвалась Таней. Именно так назвал свой очерк и корреспондент «Правды» Пётр Лидов, узнавший о подвиге Зои от местных крестьян. Очерк о бесстрашной комсомолке, которую повесили оккупанты, был напечатан в одном из январских номеров газеты. Так о героической судьбе юной диверсантки узнала вся страна. А 16 февраля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза.

О «ТУХЛОМ ЯИЧКЕ» ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

Долгие годы подвиг Зои ни у кого не вызывал никаких сомнений. Пока не началась эпоха ГПУ – гласности, перестройки, ускорения. И вот уже в течение тридцати с лишним лет периодически находятся любители представить широкой общественности новый взгляд на историю Отечества, не зашоренный коммунистической пропагандой. Правда, на поверку все эти новые взгляды оказываются перепевами одного и того же антисоветского мотива. И Невзоров в эфире просто повторил эту банальщину.

Ну а что же глава Российского военно-исторического общества (РВИО)? Он-то почему так возбудился от слов эпатажного радиоведущего? Неужто вознамерился восстановить историческую справедливость и оградить от хулы честное имя Космодемьянской?

…В прошлом году на экраны вышел художественный фильм «Зоя» (второе название «Страсти по Зое»), посвященный подвигу легендарной диверсантки. Как заявляли авторы картины, они старались сделать ленту, которая была бы достоверной с точки зрения исторических фактов, и в то же время раскрыла бы всю глубину характера героини. Трудно сказать, насколько искренними были эти заявления, только на деле все получилось с точностью до наоборот. Чего стоит, например, один лишь эпизод встречи Зои Космодемьянской со… Сталиным! Оказывается, по версии авторов фильма, вождь лично приезжал в диверсионно-разведывательную школу, где готовили Зою и ее боевых товарищей, и даже напутствовал их перед заброской в немецкий тыл.

А как вам признание самой Зои о мотивах, которые побудили ее отправиться добровольцем на фронт? В одной из сцен фильма главная героиня объясняет, что воевать она пошла «ради трамвайчика от Сокольников до Стрешнева, ради булочки, горячей, прямо из печки». Вот оно, оказывается, в чем дело! Просто булочек с приходом немцев в магазинах не стало, вот Зоя и надела солдатскую шинель… О какой глубине характера героини после этого можно говорить!

Между тем, Зоя Космодемьянская была типичным представителем своего поколения. Это – поколение людей, которым путевку в жизнь дала советская власть. Она их выучила, воспитала, дала возможность получить высшее образование, проявить свои таланты. Ни о чем подобном до революции большинство простых рабочих и крестьян не могло даже мечтать. В этом, собственно, и кроется глубинная причина массового героизма советской молодежи в годы войны. Советские юноши и девушки прекрасно понимали, что с немецким «новым порядком» им уготована такая же участь, как и их родителям при царском режиме, – гнуть спины на господ. И это в лучшем случае! Поэтому тысячи советских парней и девушек шли добровольцами на фронт, в партизанские отряды, совершали подвиги, стоически переносили лишения и физические муки. Им было за что воевать, им было что защищать.

Ничего подобного в фильме «Зоя» мы не увидим. Истоки героизма юной диверсантки так и остались за кадром. Неудивительно, что очередной «киношедевр» не вызвал у российского зрителя никаких позитивных эмоций, свидетельство чему – откровенные комментарии в соцсетях и полный провал в прокате. За несколько месяцев показа «Зоя» едва собрала лишь половину от той суммы, которая была потрачена на производство фильма. Заметим, кстати, что бюджет картины составил почти сто миллионов рублей, а работа над фильмом растянулась на несколько лет.

Но самое интересное заключается в другом. Фильм был создан при активной поддержке Российского военно-исторического общества, то бишь при непосредственном участии Владимира Мединского. Об этом упомянул в эфире и Александр Невзоров. По словам журналиста, фильм «Зоя» – это «тухлое яичко», которое «в очередной раз снес» глава РВИО Владимир Мединский. И в этой части своих разглагольствований эпатажный ведущий, увы, был не очень далек от истины.

Так может, истинная причина демарша с заявлением в Генпрокуратуру кроется именно в этом? Просто г-ну Мединскому не понравилась столь жесткая оценка фильма, с которым он носился несколько лет? Вот Владимир Ростиславович и обиделся…

Кстати, шансы наказать своего обидчика у главы РВИО действительно неплохие. Александра Невзорова вполне могут привлечь по статье 354.1 Уголовного кодекса РФ («Реабилитация нацизма»). А это – при отягчающих обстоятельствах – до пяти лет лишения свободы или крупный денежный штраф. Если, конечно, Невзорова признают психически здоровым. А для этого, возможно, суд назначит психиатрическую экспертизу. Впрочем, Невзорова этим не испугать. Еще в 1970-ые годы, чтобы откосить от армии, он находился на излечении в ленинградской психиатрической больнице. Так что с реалиями отечественной «психушки» эпатажный ведущий знаком не понаслышке.

Как бы ни развивались дальнейшие события, какими бы мотивами ни руководствовались участники очередной разборки – в любом случае, эта возня закончится, и о ней все благополучно забудут. А вот светлое имя Зои Космодемьянской останется в памяти навеки. Так же, как и величие ее подвига.


Автор:  Сергей ХОЛОДОВ

Комментарии


  •   четверг, 09 марта 2024 в 09:51:07 #125006

    я даже ни читал всего что написано, просто мне жаль что у нас живут такие невзоровы


  •  Чаадаеff четверг, 16 марта 2024 в 09:51:07 #125059

    С точки зрения военной науки, приказ №428 считается вредным и глупым. Если бы его исполняли со всей тщательностью повсюду, миллионы людей, не смогшие эвакуироваться своим ходом (когда предоставлять транспорт для эвакуации не собирались, так как его не хватало даже для армии) и оставшиеся на оккупированной территории, умерли бы от голода и холода. Не только диверсионные группы, но и целые воинские подразделения обязаны были исполнять приказ №428. В частности, знаменитая Панфиловская дивизия отметилась уничтожением ни много, ни мало целых 50-ти населенных пунктов поджегами и артогнем, о чем есть письменный отчет командира. Не потому ли раздули историю о подвиге панфиловцев, остановивших чуть ли не голыми руками танковую колонну врага, чтобы скрыть роль этой дивизии в сожжении мирных деревень.


  •  Геннадий вторник, 10 апреля 2024 в 09:51:07 #129234

    Господин Чаадаеff точно такой же плут... как и Невзоров. Он прекрасно понимает, что простой человек, прочитавший его опус о Панфиловской дивизии (и ином), не сможет достоверно проверить его информацию. А вот навредить он уже смог... и в-дальнейшем, по всей вероятности, сможет.



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку