НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ТУМАН НАД ЛОКЕРБИ

ТУМАН НАД ЛОКЕРБИ
Автор: Сергей ПЛУЖНИКОВ
Совместно с:
25.11.2015
 
Кто, как и зачем взорвал самолёт авиакомпании Pan Am, рейс № 103, над шотландской деревней Локерби.
Настоящие организаторы теракта так и не понесли наказания.
 
21 декабря 1988 года в результате взрыва бомбы на на шотландскую деревню Локерби упал самолёт Boeing 747 авиакомпании Pan Am, выполнявший рейс № 103 из Лондона в Нью-Йорк. Погибло 270 человек (259 пассажиров и членов экипажа, 11 местных жителей). Из них – 189 граждан США, которые в основном летели, чтобы отпраздновать Рождество дома, в кругу семьи.
 
Большой разброс упавших на землю обломков свидетельствовал о том, что авиалайнер разрушился в воздухе, а не от удара о землю. Как впоследствии установили специалисты Министерства транспорта Великобритании, носовая часть самолёта фактически была оторвана от корпуса. Первой упала центральная секция с крыльями. При ударе о землю произошло воспламенение 90 тонн топлива. Огненный смерч в районе падения уничтожил несколько домов вместе с их жителями.
 
Через несколько дней было установлено, что рейс № 103 через 38 минут после взлёта был взорван. Эксперты-криминалисты довольно быстро определили природу, количество и местонахождение взрывчатки. Анализ сажи, покрывавшей металлические части багажного отделения, показал наличие химического взрыва, вероятнее всего, произведённого пластичной взрывчаткой «Семтекс» (С 4).
 
Так началось расследование этого беспрецедентного теракта длиною в 3 года. Впрочем, ясности в том, кто, как и зачем взорвал рейс № 103 над Локерби, нет и по сей день, спустя почти 27 лет. Политические игры во все времена мешали объективному расследованию и тормозили его.
 
ПО СЛЕДАМ «СЕМТЕКСА»
 
Согласно официальным материалам расследования «дела Локерби», которое вело в основном ФБР, взрывчатка «Семтекс» была спрятана в радиоприёмнике Тoshiba, который был помещён в коричневый чемодан Samsonite, отправленный багажом без пассажира из Мальты во Франкфурт (формально рейс №103 начался во Франкфурте, и прибывший оттуда багаж повторно в Лондоне не досматривался), а затем попавший на борт рейса Pan Am № 103 в Лондоне.
 
Только с 1991 года единственный производитель «Семтекса», чешская фирма Explosia, стала помечать различные партии этой взрывчатки микрометками с целью облегчения отслеживания её перемещений и идентификации конечного пользователя. А тогда, в условиях холодной войны, это было сделать нереально.
 
Кроме приёмника и чемодана, при обследовании места падения авиалайнера – территории в 850 квадратных миль – были найдены обгоревшие вещи из того же чемодана Samsonite, а также чудом уцелевший кусочек пластика – деталь взрывного устройства.
 
Вещи (брюки и зонтик), как оказалось, были неосторожно куплены в одном из магазинов неподалёку от аэропорта Лука на Мальте. Владелец мальтийского магазинчика Тони Гаучи – ключевой свидетель по «делу Локерби» – с трудом, но вспомнил покупателя. А швейцарская компания Meister & Bollier, точнее её сотрудник Ульрих Ламперт, признался, что кусочек пластика – это часть таймера из партии, которую они делали по заказу ливийской разведки.
 
В марте 1990 года Президент Чехословакии Вацлав Гавел вдруг обнаружил, что в конце 1980-х чехословацкий коммунистический режим поставил Ливии несколько тонн той самой взрывчатки «Семтекс», которая использовалась при взрыве самолёта над Локерби. О чём и не преминул сообщить американским и британским властям. Ливийский пасьянс вроде бы сложился.
 
В итоге 13 ноября 1991 года обвинение в организации теракта над Локерби было выдвинуто против двух ливийцев – главы службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines аль-Меграхи (на самом деле он был сотрудником ливийских спецслужб и родственником одного из ближайших соратников полковника Каддафи) и Ламина Халифа Фхима.
 
ЛИВИЙСКИЙ ПАСЬЯНС
 
Ливия отказалась выдавать своих граждан на суд мировой общественности. После чего Совет Безопасности ООН ввёл против этой страны жёсткие экономические санкции, признав Каддафи главным пособником мирового терроризма. Были запрещены: авиасообщение, банковские транзакции, продажа оружия и оборудования для добычи нефти и многое другое.
 
«Лев пустыни», как называли Каддафи, оказался заперт в собственной золотой клетке и стал мировым изгоем на долгие восемь лет. Только в 1999 году лидер Ливийской Джамахирии согласился выдать аль-Меграхи и его подельника шотландской полиции с условием, что суд над ними будет проходить на нейтральной территории.
 
Судебный процесс состоялся в голландском Утрехте, на бывшей американской военной базе, по шотландским законам и без присяжных. 31 января 2001 года был вынесен судебный вердикт: аль-Меграхи приговорили к пожизненному заключению, Ламин Халиф Фхима был признан невиновным.
 
А 13 августа 2003 года в швейцарском городе Базель было подписано соглашение об открытии счёта в Банке международных расчётов на сумму 2,7 млрд долларов – по 10 млн долларов за каждого из 270 погибших при теракте. В рамках соглашения между США, Великобританией и Ливией, последняя признала, что её официальные лица несут ответственность за взрыв 21 декабря 1988 года боинга авиакомпании Pan Am в небе над Локерби. Сторонами были выработаны график и условия выполнения обязательств по рекордной компенсации. Деньги родственники жертв могли начать получать сразу же – на следующий день, 14 августа.
 
В 2009 году аль-Меграхи, отсидевший 10 лет в шотландской тюрьме, был отпущен на свободу в связи с тем, что тяжело заболел – у него был обнаружен рак. В Триполи ему устроили торжественную встречу: тысячи людей с флагами и транспарантами приветствовали его как героя. Аль-Меграхи прожил ещё три года и умер в Ливии в 2012 году.
 
Словом, во всём назначили быть виноватым Каддафи. У полковника, конечно же, был серьёзный повод: 21 февраля 1973 года истребители израильских ВВС над Синайским полуостровом сбили пассажирский боинг главного ливийского авиаперевозчика – компании Libyan Arab Airlines, в результате чего погибли 108 человек. Месть – это блюдо, которое подают холодным, но не настолько. Почему нужно было ждать целых 15 лет? И причём здесь США, если ливийский лайнер сбили израильтяне? Мотив для мести, и гораздо свежее, был не только у Каддафи.
 
ИРАНСКАЯ ВЕРСИЯ
 
3 июля 1988 года ракетой с американского крейсера «Винсенс» над Персидским заливом был сбит иранский пассажирский самолёт А300, летевший из Тегерана в Дубай. Погибли 290 человек, в том числе 65 детей. Большинство погибших были иранцами.
 
Правительство США настаивало на том, что авиалайнер был сбит правомерно. Хотя всем было ясно, что сбитый средь бела дня пассажирский самолёт летел, набирая высоту, по заданной коммерческой трассе и уходил в сторону от крейсера «Винсенс». Так же упорно американцы не хотели извиняться.
 
«Я никогда не стану приносить извинения за Соединённые Штаты. Мне всё равно, какие имеются факты», – заявил Джордж Буш – старший, участвовавший тогда в президентских выборах, и это принесло ему немало победных очков в борьбе с демократом Дукакисом.
 
Иранские власти никогда не принимали версию «несчастного случая» в отношении своего сбитого самолёта. Тем более что 18 апреля 1988 года США впервые предприняли бомбардировку территории Ирана самолётами с авианосца «Энтерпрайз».
 
И в августе 1988 года правительство Ирана приняло предложение ООН о прекращении боевых действий с Ираком после 8 лет войны. Враг теперь был новый – США. Тегеран полностью пересмотрел свою военную доктрину и начал активно сотрудничать с ядерной мафией доктора Абдул Кадыр Хана, родоначальника пакистанской атомной бомбы.
 
Но до ядерного удара возмездия по ненавистной Америке было ещё далеко, а отомстить за сбитый иранский лайнер хотелось без промедления.
 
«Все в разведке США знали о намерении Ирана взорвать американский авиалайнер в ответ на их сбитый самолёт. Мы знали об этом», – заявил после ухода в отставку бывший оперативный сотрудник ЦРУ Роберт Бэр. Тогдашний министр внутренних дел Ирана Али Акбар Мохташеми поклялся, что в отместку американцам с неба «прольётся кровавый дождь». Министр даже придумал кодовое название для ответной террористической акции – INTEKAM, что означает «месть». И вскоре Агентство национальной безопасности США (АНБ) перехватило ряд сообщений о том, что Мохташеми готов заплатить 10 млн долларов террористическим группировкам в Бейруте с целью осуществления теракта на рейсе Pan Am № 103 в ответ за сбитый американцами иранский лайнер, сообщала газета «Вашингтон пост».
 
С той же целью – заказ теракта – ещё некоторые высокопоставленные лица в правительстве Ирана провели в Бейруте ряд встреч с лидером Народного фронта освобождения Палестины – Главного командования (НФОП-ГК) Ахмадом Джибрилем. Как выяснила Федеральная полиция Германии в ходе операции Herbstlaub («Осенние листья») в октябре 1988 года, к тому времени Ахмад Джибриль уже наладил производство необычных бомб в городе Нойс в Западной Германии. За это взрывоопасное направление отвечал его заместитель Далкамани. А непосредственным изготовителем был иорданский специалист по взрывчатке Маруан Кхреезат. Он встраивал бомбы в радиоприёмники и оснащал их спусковые механизмы барометрическими приборами, специально устроенным для взрыва в корпусе самолёта при достижении им определённой высоты.
 
В 1989 году агентам ФБР удалось допросить Кхреезата в Аммане, поскольку иорданские власти наотрез отказались выдавать подрывника США. Из его показаний следовало, что ещё в октябре 1988 года он сделал пять таких барометрических бомб для НФОП-ГК. Четыре из них немецкая полиция нашла весной 1989 года в Нойсе, у родственников Далкамани. Пятая бомба пропала бесследно. Как бы там ни было, но немецкая полиция разослала предупреждения о возможности теракта с детальным описанием бомбы в радиоприёмнике Тoshiba британским и американским властям ещё осенью 1988 года.
 
Примерно через год после теракта над Локерби стало известно, что торговец оружием Дэвид Лавджой, который поставлял вооружение для иранской армии, передал посольству Ирана в Бейруте информацию о том, что в США рейсом Pan Am № 103 полетят сотрудники ЦРУ и Минобороны. Его кличка в ЦРУ была Щелкунчик, и он был двойным агентом. О его предательстве стало известно, когда в ноябре и декабре 1988 года власти США перехватили серию телефонных звонков от Лавджоя Хусейну Никнаму, иранскому поверенному в делах в Бейруте. Последний звонок Лавджоя состоялся 20 декабря.
 
В апреле 1989 года ФБР передало в прессу информацию о предварительной идентификации того, кто, сам не ведая, пронёс бомбу на борт самолёта. Это был 21-летний Халид Джаафар, американец ливанского происхождения. Бомба была подкинута в его чемодан одним из членов НФОП-ГК.
 
Два дня спустя после гибели Pan Am № 103 израильская разведка перехватила телефонный звонок министра внутренних дел Ирана Мохташеми в посольство Ирана в Бейруте. В ходе разговора посол получил поздравление с «успешной операцией» и распоряжение передать остальную часть оплаты НФОП-ГК.
 
Кстати, Израиль никогда не соглашался с США в вопросе об организаторах теракта над Локерби. Через несколько дней после предъявления обвинения двум ливийцам высокопоставленный чиновник Израиля заявил: его правительство проинформировало США, что Израиль по-прежнему убеждён – что теракт был организован людьми Джибриля.
 
Комиссия по пересмотру уголовных дел Шотландии подтвердила, что оплата в 11 млн долларов была получена НФОП-ГК 23 декабря 1988 года или в районе этой даты. Денежный перевод был сначала сделан на счёт банка в Лозанне (Швейцария), а затем перенесён на другой расчётный счёт, открытый НФОП-ГК в банке Banque Nationale de Paris, а оттуда деньги были отправлены в Венгерский банк развития…
 
ЭФФЕКТ КАССАНДРЫ
 
Одна из странностей теракта, произошедшего над Локерби, заключается в том, что погибнуть могло гораздо больше людей. Не может не вызывать удивления тот факт, что предрождественский рейс из Лондона в Нью-Йорк был заполнен лишь наполовину. Свой последний полёт авиалайнер выполнял со 165 свободными местами. И компания Pan Am, кстати, потом отказалась предоставить сравнительную информацию по предрождественским рейсам за предыдущие годы, заявив, что количество пассажиров, пользующихся услугами их компании, – это коммерческая тайна.
 
Интересен состав отказников. Комиссия при Президенте США выяснила, что 80 % штатных сотрудников посольства США в Москве, зарезервировавших себе билеты на пересадочный рейс из Франкфурта в Лондон, аннулировали броню на него. Вся делегация Южной Африки сделала то же самое за несколько часов до регистрации. Известно, что отказался от брони в том числе и министр иностранных дел ЮАР Пик Бота, который должен был лететь в США для подписания в ООН соглашений о независимости Намибии. Джон Маккарти, бывший в то время послом США в Ливане, Крис Ревелл, сын исполнительного помощника директора ФБР Оливера Ревелла, помощник руководителя отдела разведки в Управлении США по борьбе с наркотиками Стивен Грин – все они также отказались лететь рейсом № 103 авиакомпании Pan Am. Эти люди о чём-то догадывались или что-то узнали в последний момент? Почему им так повезло?
 
18 ноября 1988 года авиакомпания Pan Am получила официальное уведомление Федерального авиационного управления США (ФАУ) о мерах безопасности, в котором было конкретно сообщено об обнаружении в Германии террористической группы с Ближнего Востока, которая имела специальные бомбы для взрыва в авиалайнере. Pan Am была предупреждена и о трудности нахождения бомбы, поскольку интроскоп мог её не обнаружить.
 
5 декабря 1988 года ФАУ выпустило уведомление о мерах безопасности, в котором указывалось, что в посольство США в Хельсинки поступил телефонный звонок с предупреждением. Звонивший говорил с арабским акцентом и сообщил, что в течение ближайших двух недель будет взорван самолёт авиакомпании Pan Am, совершающий рейс из Франкфурта в США. Исполнителями назывались палестинцы.
 
8 декабря представитель службы безопасности авиакомпании Pan Am Джим Бервик летит в Хельсинки, где агент разведки США объясняет ему, что предупреждение оказалось фальсификацией.
 
8 декабря 1988 года, в ходе облавы, произведённой израильским спецназом в ливанской штаб-квартире НФОП-ГК около Дамура, были захвачены документы, указывающие на планирование теракта на авиалайнере компании Pan Am, совершающем рейс из Франкфурта в конце декабря. Эта информация была передана в США и Германию.
 
13 декабря предупреждение об угрозе теракта на авиалайнере было открыто вывешено на доске объявлений в посольстве США в Москве, а затем распространено среди всей американской общины, в том числе среди журналистов и бизнесменов.
 
И наконец, 18 декабря Федеральная уголовная полиция Германии получает секретную информацию о готовящемся в следующие 2–3 дня теракте на рейсе Pan Am № 103. Эта информация передаётся в посольство США в Бонне, которое сообщает о ней Госдепартаменту, который, в свою очередь, передаёт предупреждение в остальные посольства.
 
После всех этих предупреждений багаж рейса № 103 должен был досматриваться под микроскопом. Но этого почему-то не произошло.
 
ПРОВАЛ ЦРУ
 
В результате теракта на рейсе Pan Am № 103 погибли нескольких офицеров разведки США. Майор Макки выполнял в Бейруте задание, целью которого было определить местонахождение американских заложников, удерживаемых «Хезболлой». МакКи летел в США рейсом № 103 на рождественские каникулы вместе с Мэтью Гэнноном, заместителем начальника резидентуры ЦРУ в Бейруте. Казалось бы, ЦРУ должно было горы свернуть, чтобы найти и наказать истинных виновников трагедии в Локерби – ведь погибли «свои ребята» из Лэнгли. Но политические игры Белого дома и Госдепартамента взяли верх над корпоративной солидарностью.
 
Поначалу США и Великобритания активно поддерживали иранскую версию. Но в 1990 году началась подготовка к вторжению США в Ирак. А для успеха данной операции необходима была поддержка со стороны Ирана и Сирии. И обвиняемым в мгновение ока стал Каддафи.
 
Да и была ли она, эта солидарность разведсообщества? Американские вертолёты прибыли на место трагедии очень быстро – через 1 час 25 минут, словно знали о ЧП заранее. Офицеров полиции шотландской области Дамфрис и Галлоуэй беспокоило, что на «ужасном месте» в Локерби «так много американцев, которые обыскивают и исследуют обломки самолёта, возможно, уничтожая важные улики».
 
После суда над аль-Меграхи оказалось, что владелец магазина одежды на Мальте Тони Гаучи, который его опознал, получил за свои показания на суде 2 млн долларов по программе американского Министерства юстиции Rewards for Justice и отбыл вместе с женой на новое место жительства в Австралию.
 
В 2007 году британская пресса опубликовала сенсационный материал. Швейцарский инженер Ульрих Ламперт под присягой сообщил, что в своё время похитил с работы таймер и передал его некоему лицу, занимавшемуся расследованием теракта. Через некоторое время кусочек этого таймера стал фигурировать в качестве главного вещдока в «деле Локерби». Ламперт заявил, что он промолчал об этом на суде, опасаясь за свою жизнь.
 
Глава швейцарской компании Meister & Bollier, чья плата фигурировала на суде, тогда же заявил, что за несколько лет до теракта компания действительно продала ливийской армии несколько таймеров, однако те платы были зелёного цвета, а в суде в качестве вещдока фигурировали платы коричневого цвета.
 
Несмотря на многочисленные предупреждения, не предпринималось никаких попыток сверить багаж со списком пассажиров рейса № 103. Однако следователи выяснили, что оператор интроскопа получил инструкцию извлечь из багажа любую сумку, в которой был радиоприёмник. Согласно его показаниям, ни в одной сумке не было ничего похожего на радиоприёмник Тоshiba.
 
В связи с этим остаётся предположить, что багаж с бомбой попал на борт самолёта необычным путём. Например, тем, что использовался Управлением по борьбе с наркотиками при Минюсте США (DEA) с целью контроля над поставками героина из ливанской долины Бекаа в Детройт. Эти поставки проходили через Франкфурт, а в качестве перевозчика использовалась авиакомпания Pan Am. Сотрудники DEA не трогали груз до места назначения, чтобы арестовать с ним граждан США, поставщики их интересовали меньше.
 
Согласно информации в отчёте нанятого Pan Am частного расследователя, 21 декабря 1988 года агент наблюдения Федеральной уголовной полиции Германии, следивший за погрузкой на авиалайнер Pan Am, заметил, что чемодан «с героином» был заменён другим, отличавшимся по виду, форме, материалу и цвету от обычно используемых для перевозки наркотиков. Это был коричневый чемодан Samsonite. Федеральная уголовная полиция доложила об этом группе ЦРУ в Висбадене, которая, в свою очередь, сообщила информацию своему руководству. Согласно отчёту, в тексте значилось: «Не беспокойтесь об этом. Не останавливайте груз. Пропустите».
 
Выходит, всё, что случилось после теракта над Локерби – мальтийские улики, обвинение ливийцев, миллиардная компенсация, – это всего лишь операция прикрытия катастрофического провала ЦРУ, в результате которого погибли 189 американских граждан?
 
Бывший советник президента Рейгана Эдвард Люттвак писал в The Times Literary Supplement, что «существует только два вида секретных операций ЦРУ: неудавшиеся, о которых широко известно, как правило, потому что в их ходе были допущены невероятно грубые ошибки; и те, провал которых ещё не получил широкой огласки». В список последних может входить и «дело Локерби».
 

Автор:  Сергей ПЛУЖНИКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку