НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЗЕМЛЯ, ПОЛНАЯ СОКРОВИЩ

ЗЕМЛЯ, ПОЛНАЯ СОКРОВИЩ

ЗЕМЛЯ, ПОЛНАЯ СОКРОВИЩ
Автор: Мария ЧЕРНОВА
Совместно с:
20.11.2015
 
ЗА УРАЛОМ «ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА», КАЖЕТСЯ, НИКОГДА НЕ ПРЕКРАЩАЛАСЬ
 
Клады в Сибири продолжают искать и в наше время, несмотря на то, что сейчас это запрещено законодательством. Чьи клады ищут и почему такая золотая лихорадка разгорелась в этом регионе – в продолжении расследования «Совершенно секретно» (начало в № 42, в материале «Золото Сибири»).
 
КЛАД ХАНА КУЧУМА
 
На месте старой татарской столицы Искера археологи и историки отмечают возможное место схрона сокровищ известного сибирского хана Кучума, вынужденного бросить в Сибири часть своего богатства. «Историк Миллер говорит, что «окольные российские жители, ищущие закопанные в земле пожитки, везде глубокие ямы копали, из которых некоторые недаром трудились». Позже археолог Знаменский между остовами прежнего двора Кучума обнаружил колодец, который некоторые учёные считают подземным ходом. Там, полагают они, и спрятана часть сокровищ хана.
 
«Согласно преданиям, столица Сибирского ханства – Искер – утопала в золоте, – рассказывает этнограф Асеев. – Оно было повсюду. Кучум, его жены, дети и родные ели и пили только из золота. Дворец был украшен золотом, серебром и драгоценными камнями. Но даже на фоне такой роскоши огромный золотой трон Кучума с львиными лапами бросался в глаза. Насколько реально такое богатство было в те времена? При налаженных в то время торговых связях с богатейшими азиатскими городами – Бухарой, Хивой и Ургенчем – в Сибирское ханство Кучума вполне могли прямым потоком идти и ювелирка, и – отдельно – драгоценные камни, и ковры, и шелка, и иные атрибуты роскошной жизни. Всё – в обмен на сибирскую пушнину».
 
В сказаниях тобольских татар говорится, что большая часть имущества Кучума осталась в окрестностях Тобольска, где проживали некоторые из его жён.
 
«В одном из этих старых городков на обрыве над Иртышом жила, по легенде, царица-красавица Сузге. На месте старого дома и следует искать часть нажитого ханом, брошенного им здесь после бегства от казаков Ермака, уверен автор заметки в «Тобольских губернских ведомостях» от 1882 года», – приводит пример историк Ребров.
 
Искер находится в 20 км от современного Тобольска. Столица Сибирского ханства стояла на высоком берегу Иртыша, который и теперь возвышается над рекой. Однако раньше холмистый берег уступом врезался в реку. За много лет река этот уступ срезала, и сейчас по всему искерскому холму зияют ямы, вырытые чёрными копателями, продолжающими искать сокровища Кучума. Но сокровищ и клада не нашли.
 
ЕРМАК В ПОГОНЕ ЗА КЛАДОМ КУЧУМА
 
Ребров резюмирует, что большую часть богатств Кучума современные археологи всё же ищут в могиле самого хана. Только мнения о её нахождении и у сказителей, и у историков разнятся. «В первые годы своего правления Кучум продолжал платить Москве налог в тысячу соболиных шкурок ежегодно. А Иван Грозный, в свою очередь, не покушался на власть хана в его владениях. Но виды на Сибирь у него, конечно, были. Иван Грозный, войска которого были подточены затянувшейся Ливонской войной, на открытое противостояние с ханом, потомком самого Чингисхана, не решился, но к боевым действиям постепенно готовился.
 
А казацкий атаман Ермак, состоявший на службе у уральских промышленников Строгановых, был не прочь в подходящий момент пересечь Уральский хребет, или Камень (Каменный пояс), как тогда его называли, чтобы пограбить коренных сибиряков, – объясняет собеседник «Совершенно секретно». – Не исключено, что были у Ермака и личные мотивы для борьбы с Кучумом. По татарской версии, Ермак сам происходил из знатного сибирского рода Тайбуддинов, который при Кучуме, представителе рода Шейбуниддов, был лишен статуса и богатств.
 
Если посмотреть на изображения Ермака XVII–XVIII веков, версия не кажется такой уж неправдоподобной: внешность у казака вполне татарская. Ермак поступил на службу к русскому царю, крестился, стал Ермаком, но в душе всегда оставался татарином и мечтал вернуться домой в родную Сибирь и отомстить Кучуму, гласят некоторые сказания татар».
 
Подтвердить или опровергнуть это нельзя, поскольку летописи за период конца XVI века писали значительно позже. Зато значительный пласт информации остался в фольклоре аборигенов Сибири – манси, хантов и татар.
 
Тем не менее достоверно известно то, что к 1580-м годам Искер, отстроенный бухарцами из камня, стал сильно интересовать казаков под предводительством Ермака.
 
«В начале десятилетия Каменный пояс перевалил отряд казаков под началом атамана Ермака общим числом 1560 человек. Казаки на стругах по рекам приходят в Сибирь, где берут сперва небольшой городок Чинги-Туру – ныне Тюмень – на реке Туре, и остаются там на зимовку.
 
В Чинги-Туре казаки взяли очень много добычи, под тяжестью которой струги сильно просели, и тогда атаман приказал всё просто выбросить. Но казаки поскупились и закопали свою первую добычу, – рассказывает Асеев. – Весной следующего года казацкий отряд идёт по сибирским рекам дальше. Поход, начавшийся, согласно Ремезовской летописи, в мае, в девятый день, 1581 года, сопровождают постоянные нападения на казаков местных князей с дружинами.
 
Это вынуждает казаков Ермака периодически делать схроны награбленного по всему маршруту, избавляясь от лишнего имущества. Что касается конкретных точек, то в районе Караульного Яра, где река сильно сужается, казаки, как точно известно, загодя готовились к жаркому бою во владениях есаула Алышая. Ермак здесь, скорее всего, тоже избавился от лишнего добра и разгрузил струги. Выходит, сокровища должны находиться где-то по маршруту от Улуса Варвары до Березового Яра – это километров 30. Вторая версия – Ермак сделал схрон на стоянке на другой от Варвары стороне Тобола, где высокий песчаный берег».
 
Когда казаки Ермака разгромили кучумцев с тыла, к бою стал готовиться сам правитель Сибири Кучум. Решающее сражение произошло 23 октября 1582 года на Чувашском мысу, где казаки одержали победу. Двое суток после победы дружина Ермака приходила в себя, а потом подошла к Искеру, внезапно оказавшемуся пустым.
 
Хан Кучум уже без войска ушёл к селению Абалак, где жила его старшая жена. Оттуда он продолжал регулярно устраивать засады на казаков. В декабре под Абалаком произошло финальное сражение между ханом и атаманом, ещё более кровавое, чем на Чувашском мысу. После хан Кучум уходит в Барабинские степи, а Ермак отправляет к Ивану Грозному в Москву посольство с дарами, «поклониться Сибирью».
 
«Мог ли хан за три дня эвакуировать свои сокровища? Ведь он рассчитывал одержать победу над Ермаком, в изгнание не собирался. Ряд источников утверждают, что сокровища Кучума так и остались в Искере, а хан и его приближённые спасли только некоторые драгоценности и такие раритеты, как золотой трон, но есть несколько указаний на то, что главные свои драгоценности Кучуму удалось увезти с собой, – интригует Ребров. – Так, в предании от 1862 года, записанном в Кузнецком округе со слов обрусевшего татарина Алексея Малькова, потомка Кучума, хана вытеснили из Искера, и он поселился на реке Кучу-Мында в Алтайском крае, где «закончил тревожные дни, побежденный русскими удальцами».
 
Похоронен он был с живою девицей, а над его могилой насыпаны три кургана (шихана). Средний шихан был больше остальных: под ним и находится могила самого Кучума. Под остальными шиханами спрятано его богатство. Курганы алтайцы хотели было разрыть, но испугались, пишет «Сибирский вестник» от 1889 года».
 
Историк также приводит публикацию от 28 июня 1895 года, в которой сказано, что в деревне Терехово, что на западе Сибири, крестьянка Акулина Полынская, спускаясь со склона в деревню, увидела торчащий из промоины черепок. Потянув его, женщина открыла полуметровую яму, на дне которой что-то блеснуло. Она нашла две серебряные чаши, два серебряных ковша с рельефными изображениями зверей, два слитка серебра и 20 мелких серебряных бухарских монет. В артефактах были опознаны древние скифские предметы, но при этом монеты, найденные вместе с ними, говорят, что сокровищницу собирал человек гораздо позже скифской цивилизации. К примеру, Ермак или хан Кучум.
 
ГУБЕРНАТОР ГАГАРИН И ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО
 
Есть предание, что сокровищница первого в Сибири губернатора Матвея Гагарина собрала множество древностей, полученных от сибирских воевод.
 
«Не так давно, в конце позапрошлого века, местные кладоискатели стали массово прорабатывать одну легенду. Они вообразили, что князь Гагарин, возвращаясь из Тобольска в Петербург, зарыл свои сокровища в одном древнем городке, напротив татарской деревни Мулаши, что по правую сторону реки Пышмы. Копатели перерыли весь городок, а после них один тюменский купец и вовсе практически подчистую разнес его, испортив заодно и близлежащие высоченные курганы.
 
Княжеских сокровищ, разумеется, никто из них не нашёл, – начинает рассказ красноярский археолог, кандидат исторических наук Игорь Слепнёв. – А история, взбудоражившая всех по второму кругу, начинается так: первый губернатор Сибири, князь Матвей Петрович Гагарин, преподнес как-то царю Петру I презент – «песошное» золото, привезенное якобы из земель Джунгарского ханства. Князь таким образом пытался отвести подозрения Петра от своих собственных хищений: на землях ему подконтрольных даже во время простых строительных работ рабочие находили золотые изделия, в том числе и древнее скифское богато украшенное оружие, и просто золото.
 
Драгоценные артефакты Гагарин отправлял в столицу, но, ходил слух, что не все. Тем не менее его расчёт оказался верен: Пётр I загорелся идеей завладеть золотоносным ханством и поручил сибирскому губернатору отправить к истокам Иртыша военную экспедицию под началом подполковника Преображенского полка Бухольца. Аналогичная экспедиция под руководством кабардинского князя капитана Бековича планировалась из Астрахани к Амударье».
 
Оба похода закончились схожим образом и весьма плачевно. Отряд Бухольца, пробиравшийся среди степных народов, подхватил странную болезнь. Самому подполковнику, спасавшему себя и остатки отряда, пришлось исполнить требование кочевников и срыть валы отстроенной накануне крепости, а потом и вовсе уйти с Ямыш-озера. С войском Бековича степняки тоже расправились: обманом поделили на части и разбили, а командира схватил хивинский хан Ширгази и обезглавил.
 
«Но Гагарину удалось отвлечь око государя от Сибири, а аппетиты хитреца росли, – комментирует учёный. – В Сибири ему уже удалось стать полновластным хозяином, но ему хотелось полностью распоряжаться богатствами в Сибири и за нею. Втайне Гагарин мечтал, чтобы ни один купец, идущий с востока, не был пропущен с товарами дальше Тобольска.
 
Сибирский наместник планировал сделать так, чтобы только в Тобольске торговали товарами из Китая, и к Москве этот товар хода не имел. Среди сибиряков ходили слухи, что Гагарин планировал учинить не только, «чтоб ни единая соболья связка в сорок сороков за просто так не уходила за Камень, за Урал», а и вовсе намеревался отделить Сибирь от России и создать самостоятельное государство».
 
По преданию, в Тобольском кремле князь Матвей Гагарин собрал сокровищницу из тех самых драгоценных схронов, которые утаивал от царя. Но Петру I стало известно о тайнике в подземельях Тобольска, и за кражу государственного имущества князя казнили.
 
«Тайну клада Матвей Гагарин забрал с собой в могилу. Спрятанные им драгоценности так и не нашли – ни по дороге из Тобольска к месту казни, в Петербурге, ни в самом сибирском кремле, – подытожил Слепнёв. – Есть мнение, что причина неудач в поисках золота под Тобольском – подземелья кремля, которые перепутаны, как настоящий лабиринт. Ходов там так много, что по ним, согласно местному фольклору, можно уйти далеко за город, аж до Иоанно-Введенского монастыря».
 
ДНО БАЙКАЛА, ГДЕ ВЕДУТСЯ ПОИСКИ ЗОЛОТА КОЛЧАКА
Фото из архива автора
 
МОНЕТНЫЙ ДВОР ДЕМИДОВА
 
В начале XVIII века в промышленной отрасли империи появилась новая фамилия – Демидовы. Тульский кузнец и оружейник Никита Демидов и его старший сын Акинфий положили начало заводскому делу на Урале и меньше чем за 50 лет построили свыше 25 доменных, железоделательных и медных заводов. Второе поколение заводчан Демидовых выбилось в крупнейшие горнозаводчики не только на Урале, но и в Российской империи.
 
«Дворяне, чиновники и народ не верили, что Акинфий мог так быстро разбогатеть только на заводах. Уралец обладал настолько огромными богатствами и обширными угодьями, что пошли слухи, что «дело не обошлось без чеканки собственной монеты». В Невьянске, к примеру, ходила такая легенда, что играл однажды Акинфий Демидов в карты с каким-то столичным чиновником у себя в башне, начал проигрывать, кончились у Акинфия наличные.
 
Тут же он сбегал куда-то вниз, принес «ещё горячие серебряные рубли», – приводит пример историк Ребров. – Примечательно, что не только в легендах и преданиях Демидова называют фальшивомонетчиком и создателем собственных рублей. Во многих очерках и публикациях XIX и первой половины XX веков авторы подчеркивали именно эти качества промышленника. Сохранились очерки, которые так и называются – «Монетный двор Акинфия Демидова».
 
Историк замечает, что изложенное в очерках с исторической правдой явно не сходится. Так, Анна Иоанновна взошла на престол в 1730 году, а первые серебряные руды в России открылись на Алтае лишь в 1736 году, и точно не Демидовыми.
 
«Поэтому Акинфий не мог расплачиваться за проигрыш своими рублями в начале царствования Анны Иоанновны, как сказано в легенде, – говорит историк. – Также в книге «Невьянск» от 1982 года, где миф достаточно подробно рассматривается, автор отмечает, что «о реальном существовании монетного двора Акинфия Демидова пока нет убедительных доказательств».
 
В книге есть также мнение крупнейшего специалиста по русским монетам, профессора Спасского, категорически отвергающего все версии о фальшивомонетчике Демидове. Спасский объясняет, что для чеканки серебряной монеты тогдашней 77-й пробы понадобился бы не закуток в полутемном подвале, а громадное предприятие с лабораторией и масштабным оборудованием. В Невьянске в те времена такого не могло быть, резюмирует профессор».
 
К тому же в 1979 году экспедиция Свердловского архитектурного института провела на Невьянском заводе исследования современными геофизическими методами и крупных подземных сооружений не нашла. Экспедиция института лишь подтвердила наличие подземных ходов под заводом. А в 1744 году императрица Елизавета конфисковала у Акинфия все предприятия, их же новый хозяин, масон Андрис Беер, активно пытался отыскать подземные сокровищницы Демидова, но без успеха. Единственное – Демидов обманул императрицу в том, что ему было дано разрешение разрабатывать медь на Алтае, а он стал добывать на своих рудниках золото и серебро. Когда Елизавета узнала об этом, тогда и произошла опала на промышленника. Сокровища Демидовых не найдены до сих пор.
 
ЗОЛОТО КОЛЧАКА
 
Легенда о золоте адмирала Колчака на Байкале на Кругобайкальской железной дороге берет своё начало с далеких времен Гражданской войны в России в начале XX века. И об этом уже писалось много. По сути, золото Колчака было частью золотого запаса Российской империи. В ходе Первой мировой войны часть золотого запаса страны ушла на гашение кредитов, взятых в английских банках на покупку оружия для российской армии, а оставшееся для сохранности правительство решило переправить в другие российские города, подальше от фронта.
 
Больше половины всего запаса золота царской России к 1918 году очутилось в Казани: более 500 тонн золота, не менее 750 ящиков серебра, платина и 100 млн рублей кредитками, а также другие ценности. К концу 1918 года золото переправили в Омск, где уже обосновалось правительство адмирала Колчака.
 
Белые войска отступали, и к концу следующего года Колчаку с остатками армии пришлось уйти из Омска. Для эвакуации правительства и золота снарядили несколько поездов и бронепоезд, но тут в судьбу золотого запаса страны вмешались чехословацкие войска. В результате политической и военной ситуации Колчак оказался заложником белочехов и Антанты, а его поезда лишили возможности свободно передвигаться – они фактически уперлись в эшелоны чехословаков. В это время красные под угрозой взрыва тоннелей на тогда ещё действующей Кругобайкальской железной дороге требовали у Колчака выдать золото.
 
«Параллельно чехословакам красные обещали не препятствовать продвижению на восток в обмен на выдачу Колчака и золотого запаса», – рассказывает историк Слепнёв.
 
В июне 1921 года, когда Народный комиссариат финансов РСФСР готовил справку о состоянии золотого запаса страны, выяснилось, что во время нахождения в руках белогвардейцев запас сократился на 182 тонны. В большинстве ящиков вместо золота оказались кирпичи и камни. Легенда гласит, что часть золотого запаса белочехи всё-таки вывезли из Иркутска, причём на маршруте по Кругобайкальской железной дороге один из поездов с золотом потерпел крушение, и вагоны с золотом пошли на дно озера Байкал. Глубина озера в тех местах достигает 1400 метров, а берег представляет собой почти отвесную скалу.
 
«Старожилы утверждают, что в 1920 году эшелон чехословаков якобы упал в Байкал из-за падения огромного валуна, которое устроили красные. После обрушения хвост поезда оказался в Байкале, а местные даже участвовали в поднятии некоторых вагонов с частью золота с небольшой глубины озера, – цитирует иркутский фольклор Ребров. – Уже в 2009 году на юге Байкала экспедиция глубоководных подводных аппаратов «Мир» погружалась на глубину 90 километров на Кругобайкалке, и во время одного из погружений экипаж нашёл на глубине 700 метров остатки вагона. Часть обломков удалось вытащить на берег. По заключению ученых, части вагонов и ящиков из Байкала относятся к началу XX века, что частично подтверждает легенду».
 
«Мы нашли обломки вагона. Вся рама смята. Видно дверцу с окном, а если подниматься выше, то видны части – то ли крыша, то ли боковая обшивка», – рапортовал тогда Евгений Черняев, командир «Мира», Герой России.
 
Спустя год, в августе 2010-го, на 81-м километре Кругобайкальской железной дороги «Мир-2» совершил ещё одно погружение и на 400-метровой глубине нашёл кое-что интересное.
 
«На глубине почти в тысячу метров мы нашли фрагменты металлических конструкций, похожих на фермы ж/д моста с Кругобайкалки. Потом аппарат начал подниматься по береговому склону, покрытому осыпными породами. На этом склоне мы нашли четыре бруска с характерным золотым блеском, зажатые в расщелине на осыпи. Мы максимально приблизились к находке, но осыпь, очень подвижная структура, из-за действий манипулятора пришла в движение. В итоге манипулятор не смог дотянуться до находок, однако мы зафиксировали точные их координаты», – сообщил участник погружения, вице-президент Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов.
 
Два года назад в России ввели уголовную ответственность за незаконный поиск археологических ценностей. По новому законодательству за самостоятельные раскопки с использованием технических средств копателям грозит до 6 лет лишения свободы по статье 243.2 Уголовного кодекса. Ответственность наступает при поиске артефактов от ста лет и старше, запрещено копать в охраняемых зонах, например, на курганах и древних городищах. Однако любителей сокровищ это не отпугнуло, многие уже нашли лазейку в законе и продолжают искать клады. Но ничего серьёзного в последнее время не находили.
 

Автор:  Мария ЧЕРНОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку